Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION A CULTURE OF SECURITY AT THE BACHELORS

Fedotova N.R. 1
1 FGBOU IN Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev-KAI,
The article investigates topical issues of formation of a culture of safety at the bachelors. Particular attention is paid to the need of formation of the culture of the future experts in the technical field. The importance of studying the discipline "Life Safety" for the formation of a culture of safety through the development of professional and general cultural competence in this area. We consider the competence provided in the Federal government standards for the third generation of bachelors of different directions and their functions in vocational education. Separately allocated the task of forming a culture of safety at the bachelors, the requirements to teaching methods and principles, which should be based on the development of a safe system such as an individual's behavior at school. In addition, the detailed steps of training of bachelors on the example of discipline "Life Safety". Describes learning technology used by the author: e-learning environment, laboratory work, independent work. Formulate criteria for the formation of a safety culture in the institution of higher education environments.
safety culture
technology
education
bachelor

Комплекс глобальных проблем, вызванных стремительным техническим, экономическим и социальным развитием человечества, актуализировал на сегодняшний день дилемму – выжить или погибнуть [1]. Научно-техническая революция открыла широкие возможности для всестороннего развития человека и, соответственно, обусловила рост роли человеческого фактора в жизни общества. Уже сегодня, в процессе трудовой активности человека происходит смена нескольких поколений техники. Усложнение техники требует от работников постоянного повышения их квалификации и овладения новыми знаниями для дальнейшего совершенствования. А это в свою очередь обуславливает необходимость гармоничного сочетания в каждом индивидууме профессиональной компетентности с научным мировоззрением, социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями [2]. Ключевым в этом процессе является формирование гуманистической, ориентированной на общекультурные ценности мировоззрения личности или так называемого «безопасного типа человека».

Все это предъявляет высокие требования к уровню знаний и компетентности современного человека, которые могут быть удовлетворены совершенствованием системы подготовки молодежи и модернизации учебно-воспитательного процесса.

Существующая на сегодняшний день система образования молодежи в России имеет множество существенных недостатков, среди которых особенно следует отметить:

  • недостаточность использования программно-целевого подхода в организации учебного процесса, направленного на формирование личности безопасного типа поведения;
  • применение устаревших методов и форм обучения, неспособных обеспечить соответствующий уровень компетенций, знаний, умений и навыков современных специалистов и гарантировать им необходимое качество подготовки, особенно в вопросах безопасной жизнедеятельности;
  • отсутствие действенной системы критериев и показателей, с помощью которых можно оценить уровень сформированности личной безопасности человека [3].

Необходимость устранения указанных недостатков требует формализации одной из главных проблем современного общества – определение подходов к трансформации системы воспитания культуры безопасности выпускников учебных заведений, особенно технических вузов, которые будут удовлетворять существующим психолого-педагогическим условиям и нормам. Особый акцент на выпускниках технических специальностей – бакалавров – объясняется тем фактом, что у них уже сформированы практические и теоретические знания о специфике своей специальности, что является необходимым базисом для формирования личности безопасного типа поведения, способной обеспечить надлежащий технический уровень безопасности в стране в целом.

Таким образом, приведенные выше факты подтверждают актуальность выбранной темы исследования, ее научную и практическую значимость.

Вопросы подготовки молодежи к безопасной жизнедеятельности и формирования соответствующей культуры рассматривают многие ученые-педагоги, среди которых можно выделить В. Сапронова, Ю. Воробьева, В. Акимова, В. Мошкина, М. Зорина и др.

Однако анализ литературных источников показывает, что в целом исследователями уделяется незначительное внимание особенностям использования и формам организации связей между курсами и различными дисциплинами в системе формирования безопасности профессиональной деятельности будущих специалистов. Кроме того, учеными очень редко различаются требования к формированию культуры безопасной деятельности студентов технических и гуманитарных специальностей.

Итак, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в следующем:

  • исследование сущности понятия «культура безопасности»;
  • определение основных задач формирования культуры безопасности студентов технических вузов;
  • формализация требований к учебному процессу, его содержанию, обучающим технологиям, а также к согласованности дисциплин в рамках всего цикла подготовки специалистов технической направленности через призму формирования культуры безопасной жизнедеятельности.

Термин «культура безопасности» впервые появился в итоговом докладе МАГАТЭ по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле, опубликованном в 1986 г. [4]. В докладе было отмечено, что одной из причин трагедии стало отсутствие культуры безопасности у работников. Анализ различных подходов к определению понятия «культура безопасности» позволяет выделить два его аспекта – как личностную характеристику человека и как социальное явление. Как личностная характеристика культура безопасности определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и средой его обитания, способствует реализации и развитию его сущностных сил, предоставляет возможность осознания им своего места в окружающем мире, важности проблем безопасности жизнедеятельности и приоритета всех форм жизни как условий существования социума. Как социальное явление она способствует гармонизации взаимодействия социума и средой его обитания, являясь средством гуманизации всех сторон жизнедеятельности, устойчивости развития системы «человек – среда обитания». Таким образом, культуру безопасности можно представить как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств человека, как способ организации жизнедеятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира [5]. Сегодня под культурой безопасности подразумевается интегральное качество личности, определяющее ее направленность на развитие потребности в безопасности на основе совокупности профессиональных и специфических компетенций, знаний, совершенствования умений и навыков безопасной реализации профессиональной и социальной деятельности [6].

Не вызывает сомнения тот факт, что в настоящее время важно не только формирование у будущих специалистов технических специальностей понимания главных аспектов безопасной деятельности, но и привитие устойчивых навыков безопасных приемов труда, формирование культуры безопасности на всех уровнях производственного процесса.

Представляется, что культуру безопасности в целом необходимо формировать в процессе обучения и воспитания специалистов в условиях гармоничного сочетания культуры контроля и свободы. В составе задач формирования культуры безопасности бакалавров технических вузов можно отметить следующие:

  • обеспечение мотивации к безопасному поведению;
  • формирование системы компетенций, знаний, умений и навыков безопасного поведения и уверенности в их истинности;
  • психологическая подготовка к безопасному поведению с техникой;
  • обеспечение физической подготовки к действиям в экстремальных условиях:
  • развитие творческой готовности к безопасной жизнедеятельности;
  • усвоение опыта самоконтроля в обеспечении безопасной жизнедеятельности.

Несомненно, стремительное развитие технологий требует соответствующего усовершенствования методик обучения безопасности профессиональной деятельности будущих специалистов и состава образовательных программ, которые должны учитывать не только современные требования науки и техники, но и перспективы их развития. Кроме того, много вопросов вызывает содержание обучения и характер установления междисциплинарных связей между общеобразовательными, техническими и специальными дисциплинами.

Итак, представляется, что формирование знаний о безопасной деятельности у бакалавров технической сферы должно базироваться на следующих принципах: во-первых, обеспечение тесной взаимосвязи базовых и специальных дисциплин с элементами дисциплин по безопасности деятельности; во-вторых, преподавание специальных курсов по безопасности деятельности. В основном задача формирования профессиональной культуры безопасности и соответствующих компетенций возлагается на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности». В Федеральных государственных стандартах III поколения (ФГОС-3) предлагаются следующие формулировки компетенций, сформулированные инвариантно к виду профессиональной деятельности:

  1. Владеет культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;
  2. Владеет знаниями, необходимыми для понимания проблем устойчивого развития, рисков, связанных с деятельностью человека, методами рационализации деятельности с целью снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечения безопасности личности и общества;
  3. Готов применять и наращивать полученные знания о природных и техногенных опасностях и методах снижения рисков в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
  4. Способен идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности;
  5. Готов применять полученные профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности.

Компетенция 1 выполняет аксио-гноселогическую функцию образования, т.е. формирует ценностные ориентиры и приоритеты. Компетенция 2 – гносеологическую функцию путем формирования когнитивного образа ноксосферной картины среды обитания человека, прежде всего техносферы. Компетенции 3,4,5 – направлены, прежде всего, на реализацию праксиологической и акмеологической функций профессионального образования, т.е. подготовку к профессиональной деятельности, обеспечение ее продуктивности и безопасности в ее наиболее активной фазе.

С учетом вышеизложенного, автор считает, что процесс формирования культуры безопасности будущих специалистов в технической сфере предусматривает последовательное прохождение следующих этапов: диагностико-проектировочного, конструктивно-реализуемого и рефлексивно-коррекционного. Прохождение данных этапов рассмотрим на примере дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), которая входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС-3 и ФГОС-3+ для всех направлений подготовки бакалавров. Содержанием дисциплины является идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов, обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека, психофизиологические и эргономические основы безопасности, безопасность в чрезвычайных ситуациях [7].

Целью первого (диагностико-проектировочного) этапа является анализ исходного уровня сформированности культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров и разработка программы формирования исследуемого феномена. Умение студентов прогнозировать деятельность с позиций безопасности, принимать наиболее рациональное решение в экстремальной ситуации, а также степень владения способами и средствами минимизации негативного влияния можно диагностировать в процессе имитированных проблемных ситуаций.

Основная цель конструктивно-реализуемого этапа – создание материальной основы и внедрение разработанной технологии на практике. Конструктивная часть данного этапа включает в себя поиск и выбор оптимальных педагогических средств (разработка и композиция учебного материала) для интересного, познавательного, результативного сотрудничества преподавателя и студентов, направленного на повышение уровня культуры безопасности.

Рефлексивно-коррекционный этап предполагает демонстрацию каждым студентом своих результатов, достигнутых по итогам формирования культуры безопасной жизнедеятельности, их коллективное обсуждение, анализ, сравнение с аналогичными достижениями одногруппников.

Эффективность освоения дисциплины достигается внедрением новых информационных технологий (электронная образовательная среда) и методик обучения. При выполнении лабораторных занятий у студентов интегрируются теоретико-методологические знания, формируются практические умения и навыки, придается конкретный характер изучаемому на лекциях материалу. Важное место при формировании культуры безопасности отводится самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа  студентов в соответствии с идеологией стандартов нового поколения должна превышать значимость аудиторной работы. Это подготовка докладов и презентаций по темам, имеющим проблемный и профессионально ориентированный характер, а также использование дистанционной электронной образовательной среды для самотестирования, коллективного обсуждения и оценки полученных знаний.

Признаками формирования культуры безопасности жизнедеятельности в условиях высшего учебного заведения можно считать:

- процесс специально организованного творческого межличностного общения студентов с преподавателем, который является носителем культуры безопасности жизнедеятельности;

- воспроизведение в деятельности и личности слушателей культуры безопасности жизнедеятельности, развитие их творческих сил и способностей к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда (причиненного вредными и опасными факторами жизнедеятельности) им лично, вред другим людям и обществу в целом;

- создание благоприятных условий освоения знаний, умений и навыков, обычаев, норм, ценностей, совершенствование мировоззренческой, интеллектуальной, нравственной и психологической готовности студентов к безопасной жизнедеятельности;

- деятельность по включению студентов в жизнь, что способствует формированию личности, готовой действовать в непредвиденных (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

Итак, подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы. Организация изучения БЖД в высших учебных заведениях технической направленности исходит из социальной необходимости создания безопасных условий жизни и деятельности человека. Полученные студентами знания по безопасности труда должны иметь четкую практическую направленность, способствовать умению быстро принимать правильное решение в соответствии с ситуацией и наиболее целесообразно реагировать на возникновение стандартных и особенно нестандартных производственных ситуаций.

Подготовка будущих специалистов в технической сфере, с должным образом сформированной культурой безопасности в соответствии с современными требованиями образования и с учетом последних достижений мировой науки и техники является ключевым звеном в осуществлении работ по предотвращению аварий и травматизма на производстве и повышению общего уровня безопасности в стране.