Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF FUTURE SPECIALIST OF THE AVERAGE LINK

Gorshenin V.I. 1
1 Public autonomous professional educational institution "Orsk Technical Technical School of name A.I. Stetsenko"
In article features of professional socialization of the secondary professional education studying in system are analysed. The author's line item in determination of the concept "professional socialization of future specialist of an average link" is proved and its productive component – the social and professional competence which is structurally provided cognitive, motivational and activity components is characterized. Factors (preprofessional socialization, individual and personal, educational, social and professional), the levels (personal, group, institutional) causing efficiency of course of professional socialization of future specialist of an average link are revealed. The elements of complete educational and educational space of the professional educational organization of education having the purposeful socializing complex influence for successful professional socialization of the student are determined: educational and educational, cultural and social (accounting of educational and professional traditions, corporate culture of the organization and production sphere); interactive (designing the subject – the subject relations, uneven-age and professional communication, communications, contacts with subjects of interaction).
professional socialization
specialist of an average link
professional educational organization
system of secondary professional education
social and professional competence.

Современные социально-экономические преобразования российского общества обусловливают необходимость поиска качественной трансформации системы среднего профессионального образования в рамках становления новой образовательной парадигмы, определяющей проектирование ее целевых ориентиров в контексте формирования ключевых компетенций будущего специалиста среднего звена (с учетом требований, отраженных в федеральных государственных образовательных стандартах), развития у него готовности постоянно обучаться (в течение всей жизни) для повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда, наращивания новых социально-личностных качеств человеческого капитала, ориентированных на вызовы инновационной экономики. Целевые ориентиры деятельности профессиональных образовательных организаций задают направленность воспроизводства «модели выпускника новой формации» в соответствии с определенной образовательной и социализационной нормой, обеспечивающей профессиональную, личностную и социальную «жизнеспособность» будущего специалиста среднего звена в современных условиях новой экономики – экономики знаний, технологий, лидерства и инноваций.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указана значимость качества подготовки профессиональных кадров, уровня их социализации как основного фактора экономического развития и повышения конкурентоспособности современной инновационной экономики. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. определена важность формирования у обучающихся обновленных компетенций, навыков и моделей поведения, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 гг. отражена задача достижения высокого стандарта качества содержания и технологий профессионального образования, ориентированных на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, способного реализовать себя не только в пределах Российской Федерации, но и в мировом масштабе. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. определена необходимость создания демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для обучающихся, способных к оптимальной социализации в постоянно изменяющихся условиях социальной и профессиональной практики.

Вышеизложенное актуализирует поиск новых подходов к роли и содержанию подготовки будущего специалиста в системе среднего профессионального образования, тесно связанных с качеством профессиональной социализации обучающегося, выполняющей функции развития у выпускника сферы мироосвоения современного социума и ценностно-смысловой ориентации в освоении мира профессиональной деятельности, определяющей успешность перспективного построения профессиональной карьеры будущего квалифицированного рабочего (служащего, специалиста) и его оптимальную интеграцию в различные сферы социальной практики.

Профессиональная социализация формирует потенциал успешного включения будущего специалиста среднего звена в процесс трудовой деятельности и поддержания высокого уровня его профессиональной мобильности в течение всей жизни. При оптимальном процессе профессиональной социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению социокультурных знаний, профессиональных установок и ценностных ориентаций, социопрофессиональных навыков и умений, мастерства, осуществляется постепенное «вхождение» обучающегося в профессиональную и социальную жизнь, достигается устойчивость и развитие экономической системы [10].

Профессиональная социализация рассматривается исследователями как: социопсихологический адаптационно-интеграционный процесс, в ходе которого на основе существующей внутренней ориентации индивида, развития личностных ресурсов, под влиянием определенных агентов и институтов происходит усвоение профессиональных ролевых установок, норм, знаний, образцов поведения и последующее их воспроизводство в профессиональной деятельности, что создает потенциал для профессиональной мобильности личности [2]; двуединый процесс, который представляет, с одной стороны, способ интериоризации социальных норм, свойственных профессиональной среде определенного профиля, а с другой – самоидентификацию личности и степень осознания ею своей субъектно-объектной роли во взаимодействии с профессиональной средой [8]; механизм формирования «личностно-профессиональных и социальных качеств» будущего специалиста, позволяющих ему успешно выполнять определенные социальные роли и профессиональные функции [6]; процесс профессионального становления личности в специально созданных педагогических условиях, обеспечивающих формирование социально-профессиональной компетентности обучающегося как личностного, интегративного качества, проявляющегося в адекватности решения разнообразных профессиональных задач и ситуаций с учетом их социального контекста [12]; многоуровневый процесс, направленный на усвоение личностью специальных знаний, социопрофессиональных умений и навыков, ценностей и норм для достижения высокого профессионализма как основы эффективности профессиональной деятельности, и ориентированный на развитие инновационных, адаптационных и интегративных качеств индивида, необходимых для эффективного включения в профессионально-трудовое сообщество [7].

Разделяя идеи ученых о сущности и содержании профессиональной социализации личности, в нашем исследовании мы даем авторскую трактовку изучаемой дефиниции. Профессиональная социализация будущего специалиста среднего звена рассматривается нами как многоуровневый процесс личностно-средового взаимодействия, предусматривающий расширение диапазона социальных и профессиональных знаний, принятие ценностей, норм социально-трудовой деятельности, освоение способов конструирования продуктивных взаимоотношений, обогащение социального и профессионального опыта обучающегося как субъекта познания, социально-профес­сионального общения и практики, определяющий успешность его интеграции в профессионально-трудовое сообщество и оптимальность достижения жизненных и профессиональных целей. Результирующим показателем эффективности профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена нами обозначена социально-профессиональная компетентность как интегративное качество личности, структурно представленное следующими компонентами: когнитивным (знания о профессиональной деятельности; социальные компетенции), мотивационным (интерес к профессиональной деятельности; направленность на социальное взаимодействие; стремление к личностному и профессиональному самообразованию и самосовершенствованию), деятельностным (готовность к социально-профессиональной самореализации, опыт практико-ориентированной и социально ориентированной деятельности).

Необходимо отметить, что профессиональная социализация будущего специалиста среднего звена обусловлена спецификой ее осуществления в рамках профессиональной образовательной организации. Эффективность профессиональной социализации обучающегося зависит от многих факторов: нацеленности основных профессиональных образовательных программ на развитие необходимых ключевых профессиональных компетенций и социально-профессиональных качеств обучающегося как профессионала определенного профиля и квалификации; продолжительности адаптации будущего специалиста среднего звена к изменяющимся условиям окружающей действительности; сформированности умений принять и осознать реальные и будущие требования профессионального сообщества; созданного микроклимата организации и конструирования способов взаимодействия с субъектами социальных отношений и т.д.

И.В. Воробьевой выделены следующие факторы, влияющие на результативность профессиональной социализации обучающегося в образовательной организации: индивидуально-личностные (система ценностных ориентаций, мотивация личности, «жизненные планы», пол, возраст, состояние здоровья); образовательные (институционализация системы среднего профессионального образования, качество профессиональной подготовки); социально-профессиональные (сформированность профессиональной культуры профессионального сообщества, востребованность специалистов данного профиля на рынке труда, соответствие профессиональной подготовки выпускника реальной практике, престиж профессии в обществе, условия труда и уровень заработной платы квалифицированных рабочих, служащих и специалистов) [1].

Для успешности осуществления профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена в профессиональных образовательных организациях необходимо создание целостного образовательно-воспитательного пространства, интегрирующего образовательно-воспитательный, культурно-социальный, интерактивный составляющие, обладающие целенаправленным профессионально-социализирующим комплексным влиянием [9]. Образовательно-воспитательная составляющая отражает ориентиры оптимальной организации образовательного процесса, внеаудиторной и воспитательной деятельности (в интеграционном единстве), обеспечивающие формирование совокупности профессиональных и социально-личностных компетенций обучающегося, которые являются базой для дальнейшего личностного, социального и профессионального саморазвития). Культурно-социальная составляющая акцентирует внимание на учете образовательных и профессиональных традиций, знаково-символических атрибутов, корпоративной культуры организации и производственной сферы и др., формирующих психологический микроклимат и дух образовательно-профессионального сообщества, определяющий становление смысловой системы регуляции и поведенческой направленности выпускника, осознанность мира ценностей будущей профессии). Интерактивная составляющая целостного образовательно-воспитательного пространства профессиональной образовательной организации задает направленность оптимального конструирования субъект-субъектных отношений, разновозрастного и профессионального общения, связей, контактов с субъектами взаимодействия (профессионалами, социальными партнерами, работодателями и т.д.) для осмысления будущим специалистом среднего звена значимости совместного бытия и построения конструктивных социальных отношений (коммуникативно-интерактивного обмена опытом и информацией) в контексте эффективности будущей профессиональной деятельности ориентированной на достижение вершин профессионального и личностного плана.

Создание целостного образовательно-воспитательного пространства профессиональной образовательной организации в совокупности представленных составляющих (образовательно-воспитательной, культурно-социальной, интерактивной) обеспечивает оптимальную профессиональную социализацию обучающегося в рамках усвоения будущим специалистом среднего звена профессиональных и социальных знаний, освоения гражданских, духовно-нравственных ценностей профессионального сообщества, становления ключевых компетенций обучающегося, формирование и укрепление академических и профессиональных традиций [5]. При этом педагогически сопровождаемая профессиональная социализация будущего специалиста среднего звена проявляется в амплификации его личностной сферы: активном качественном преобразовании личностных структур, приводящих к повышению уровня учебно-профессиональной мотивации; актуализации учебно-профессиональных ценностей; повышении уровня осознания возможностей самореализации в учебной и будущей профессиональной деятельности; повышении удовлетворенности учебной деятельностью и выбором профессии; более четком представлении о профессиональном будущем; появлении способности к профессиональному саморазвитию. Также амплифицируется сфера общения студентов: повышается удовлетворенность взаимоотношениями в процессе учебной и квазипрофессиональной деятельности и уровень самоуважения студента; развиваются способности к профессиональному общению; активизируется стремление к самореализации в общении в сочетании с хорошим самоконтролем, обеспечивающим соблюдение нормативных требований среды [13].

Таким образом, междисциплинарный анализ проблематики профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена позволил выделить наиболее значимые особенности изучаемого феномена.

Во-первых, важность исследования профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена в условиях профессиональной образовательной организации обусловлена тем, что именно через профессиональную подготовку и трудовую деятельность в данном социальном институте происходит передача накопленного опыта и воспроизводство трудовых отношений, постепенное вхождение обучающегося в мир профессиональной деятельности. Практико-ориентированная подготовка обучающегося в профессиональной образовательной организации направлена на становление «профессиональных ориентиров, трудовой этики и карьерных компетенций у той группы молодых специалистов, которая пополнит ряды профессионалов и которые будут определять векторы обновлений социально-профессиональной структуры общества и дальнейшего социального развития» [11], что обеспечивает более короткий срок осуществления процесса профессиональной социализации будущих квалифицированных рабочих, служащих и их более успешную адаптацию к требованиям профессиональной деятельности [4].

Во-вторых, профессиональная социализация будущего специалиста среднего звена осуществляется на трех основных уровнях: личностном (обогащение собственного профессионального опыта молодого специалиста и формирование направленности на собственный профессиональный рост), групповом (включение будущего специалиста среднего звена в реально существующую профессиональную среду и общественные отношения), институциональном (организация таких условий, которые обеспечивают «закрепляемость» выпускника в социуме и профессии, социально-профессиональную и личностную «жизнеспособность») [10]. При этом необходимо отметить, что данный процесс предполагает «авторство» субъекта, индивидуальное акме-продвижение к вершинам социального, личностного и профессионального бытия, и большей степени обусловлен личностным, субъективным фактором, где сама избирательность индивида и есть критерий, оставляющий за ним право того, что может быть именуемо как профессиональная «самосоциализируемость» (термин И.А. Щeглoвa).

В-третьих, эффективность протекания профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена обусловлена факторами допрофессиональной социализации (семьей, школьными педагогами и сверстниками, спецификой месторасположения, материально-бытовыми условиями и т. д.) и индивидуально-личностными, образовательными, социально-профессиональными факторами (отношениями в студенческой группе, профессорско-преподавательским составом, содержательной основой основных профессиональных образовательных программ, социокультурной средой организации, оптимальностью освоения ролевого набора, соответствующего статусу студента и профессионала, соотнесением требований профессиональной образовательной среды с прошлым опытом и ожиданиями вчерашнего абитуриента и т.д.) [14].

В-четвертых, профессиональная социализация охватывает не только образовательный этап профессионализации личности, но и последующие этапы ее профессионального становления, где помимо освоения, личность уже воспроизводит социальный и индивидуальный опыт. При этом профессиональная социализация представляется как процесс многосторонний, охватывающий самые различные сферы жизнедеятельности личности – сознание, общение, деятельность и др. [6], а результат профессиональной социализации выражается, по мнению Э.Ф. Зеера, нахождением обучающимся «…своего места в профессиональной стратификации, выработкой профессионального менталитета, формированием ролевого поведения и профессиональной идентификации» [3].   

В-пятых, успешность профессиональной социализации проявляется в оптимальной интеграции будущего специалиста среднего звена в профессиональное сообщество и посредством этого – в общество в целом. Социализирующим результатом профессионального образования выступает устойчивая система социально-ценностных отношений обучающегося к окружающему миру, к осваиваемой профессии, к самому себе. При этом в решении задач профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена необходима специальная помощь преподавателя, деятельность которого определяется стратегией педагогической поддержки [5]. Индивидуальной работы требует помощь студенту в интеллектуальном развитии, оформлении мотивации выбора профессии, формировании адекватной самооценки, развитии творческих способностей, конструировании продуктивных социальных отношений, смыслопоисковой активности (О.С. Гребенюк) и т.д. Определение результативности профессиональной социализации возможно путем выявления соотношения ее нормативной и реальной составляющих как степени воплощения существующих эталонов и стандартов профессионализации студентов. Показателями результативности выступают качество профессионального образования, успеваемость студентов, их активность в учебной и во внеучебной работе, удовлетворенность профессиональной подготовкой, желание работать по данной специальности и самоидентификация в ней [1].