Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FACTOR APPROACH AS AN EDUCATIONAL PROBLEM IN THE PERSONALITY EDUCATION

Shvachko E.V. 1 Grevzeva G.Y. 1
1 Chelyabinsk State Institute of Culture
In the article it is revealed the basic concepts essence, factors’ value in the personality formation, factors’ functions, factor approach educational opportunities; social pedagogical conditions and factors implementation means in the personality formation. There are three factors groups: social environment, heredity, and upbringing. It is noted a special role of reflective human activity in the personality formation and development; it is considered the human factor in the broad and narrow sense. It is proved that the factor approach use in the pedagogy is associated with the elucidation of the causes, conditions and means for the personality formation and development. It is noted the factor approach importance for the educational training. It is analyzed the external and internal factors, which are psycho-pedagogical by nature: intellectual, emotional, strong-willed and powerful practical. It is emphasized the personality education and development social cultural factors, which determine the content and the relationship to education values, culture, teacher education (moral, aesthetic, legal, political, environmental factors of personality education acting as the education values). It is noted that the leading education factors are moral and aesthetic in the social cultural factors system.
factor
approach
factor approach
external and internal factors
social environment
reflection
reflective activity
self-awareness
self-organization
self-education
the individual willingness to self-education
means
conditions.

Социология явилась одной из первых сфер, где факторный подход нашел свое глубокое и широкое применение еще в конце XIX в. Под факторами в науке понимают причину, движущую силу развития [4, с. 26], причинную обусловленность изменений в социальной сфере жизнедеятельности человека или общества. В настоящее время факторный подход активно используется во всех отраслях науки наравне с системным и историческим подходами.

Факторы имеют безусловную значимость для образования личности. В то же время они выступают инструментом удовлетворения образовательных потребностей, прежде всего, познавательных. Это сближает их с ценностями. Вместе с тем потребность, в их числе и познавательная, не является ценностью. Ценностью является то, что удовлетворяет потребность (В.П. Тугаринов). В педагогике широко используются три группы факторов: социальная среда, наследственность, воспитание. Данные факторы удовлетворяют потребности в организации эффективного педагогического процесса, в этом смысле представляют собой безусловную педагогическую ценность, точнее, значимость. Вместе с тем данные факторы являются движущей силой, причиной, средством удовлетворения образовательных потребностей личности. Они значимы для образования. Наблюдается диалектическая взаимосвязь между ценностью и значимостью факторов в образовании личности. Возникает необходимость более подробно рассмотреть, что такое факторы, их функции, образовательные возможности факторного подхода; социально-педагогические условия и средства реализации факторов в образовании личности.

Понятие «фактор», «теория факторов» нашли свое обоснованное применение в математике. М. Вебер, в конце ХIХ века ввел в социологию понятие «факторный подход». «Фактор» (factor) как понятие в переводе с латинского языка означает свершившееся, сделанное. В социологии, да и в педагогике, факторы рассматриваются как причина, как движущая сила образования и развития личности. Так, Ф.Ф. Королев [6] выделяет социальный, наследственный и воспитательный факторы в образовании личности. Без наличия движущих сил немыслимо ни воспитание, ни обучение, ни образование. Данный факт свидетельствует, что к образованию личности необходим факторный подход, который выступает, во-первых, как принцип, требующий учета влияния всех причин на образование и развитие личности; во-вторых, факторы выступают как способы образования и развития личности.

В науке выделяется бесчисленное множество факторов, влияющих на развитие естественных и общественных процессов. На развитие социума влияют экономические, социально-политические, социально-культурные, природно-географические и многие другие факторы. Данное утверждение следует отнести и к педагогическим факторам.

Важнейшую роль в образовании и развитии личности принадлежит рефлексивной деятельности человека. Этот факт вызывает необходимость обратиться к человеческому фактору. Человеческий фактор в социологии, социальной педагогике и психологии рассматривается в широком и узком смысле: в широком смысле как комплекс факторов, оказывающих определяющее влияние на эффективность свершения процесса на основе потребностей, мотивации, ценностных предпочтений; в узком смысле, факторы отражают связь человека с конкретными технологиями, используемые в процессах различного уровня, протекающие в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Использование факторного подхода в педагогике связано с выяснением причин, условий и средств, способствующих образованию и развитию личности.  Значимость факторного подхода в образовательной подготовке специалиста возрастает по мере развития рефлексивной сферы личности. Дело в том, что сам образовательный процесс основывается на  рефлексии, самообразовании, взаимодействии личности со средствами образования, осуществляется в определенном социально-культурном пространстве.

Рефлексия позволяет личности регулировать свою активность, находить пути решения возникающих проблем, побуждает к исследовательской, творческой деятельности. В процессе рефлексии ценность, осмысленная личностью, является выражением его переживаний [2; 3]. Целесообразно использование разных форм (коллективных и индивидуальных) и типов (коммуникативной, личностной, интеллектуальной и т.д.) рефлексии [5]. Рефлексия носит деятельностный характер. Ядром социокультурной рефлексии выступает самоконтроль, самоанализ, самокоррекция культуры нравственных отношений, руководство нравственными ценностями в своей жизнедеятельности [5, с. 21-22].

Процесс образования выступает как двусторонний процесс. Один его аспект отражает взаимодействие личности с субъектами и средствами образования; другой – внутреннюю рефлексивную деятельность личности, связанную с осмыслением сущности явлений, отношений к получаемым знаниям, к себе, результатами своей деятельности, ее оценке. Возникает необходимость выделения внешних и внутренних факторов.

Анализ педагогической теории и практики образования показывает, что к внешним факторам образования следует отнести: образовательный стандарт; компетентность, профессиональное мастерство и взаимодействие членов педагогического коллектива в образовательном процессе; гражданскую направленность коллектива преподавателей и студентов; престижность конкретной профессионально-образовательной деятельности, ее ценность для подготовки специалиста и развития личности; статус личности, психологический климат в студенческом и педагогическом коллективах.

Образование личности немыслимо без включения в педагогический процесс внутренних факторов, носящие психолого-педагогический характер. В психологии к ним относят интеллектуальный, эмоциональный, волевой и действенно-практический.

Интеллектуальный фактор связан с развитием творческого мышления, овладением знаниями, умениями мыслительной и предметно практической деятельности, представляющий значимость для образования личности, включает в себя: развитие творческого мышления, нестандартного подхода к решению познавательных проблем; развитие научных, профессионально-познавательных интересов и потребностей личности и др.

Эмоциональный фактор выступает средством формирования позитивного отношения к ценностям образования, включает в себя: ценностное отношение к профессионально-познавательной деятельности; установление доверительного общения между субъектами  образовательного процесса; формирование эмоционально-ценностного отношения к целям образования, включение их в структуру личности; устойчивую эмоциональную установку на познавательную деятельность личности.

Волевой фактор связан с приложением личностью определенных усилий для придания учебной деятельности эффективности, включает в себя: актуализацию и активизацию профессионально-познавательной деятельности студентов; преодоление познавательных трудностей; регуляцию познавательных возможностей в системе межличностных отношений участников процесса образования; самопобуждение студентом своей образовательной деятельности на организацию познавательной самостоятельности.

Действенно-практический фактор образования личности связан с формированием умений и навыков познавательной и предметно-практической деятельности, удовлетворением духовных потребностей, включает в себя: формирование познавательных умений и навыков, выступающих как инструментальные ценности; включение студентов в самостоятельную познавательную деятельность; ценностные ориентации студентов на познавательные ценности, формирование установки на реализацию студентами результатов теоретической подготовки в практической деятельности и др.

Кроме того, к внутренним факторам образования личности следует отнести развитие рефлексивной сферы личности, включающей самосознание и самоорганизацию и самообразование. Самосознание выступает как рефлексивный процесс, подчиненный познанию личностью собственного, внутреннего состояния, осмысления того, как тебя понимают другие [4]. Самосознание, как отношение к себе, выступает базой отношения к себе, самоорганизации, ценностных ориентаций, нацеленных на самообразование личности. В функциональном плане развитие самосознания позволяет личности ориентироваться в ценностях образовательной деятельности; формировать установку на ценности познавательной деятельности; отношение к себе как определенной ценности. Все это способствует переводу образования в самообразование. Развитие самосознания, осознание самооценки связано с самоорганизацией, без которой невозможно формирование самостоятельности и развитие творческого потенциала личности. Самоорганизация означает способность личности определить цель своей деятельности и выбрать средства для ее достижения, спланировать свою деятельность и адаптировать себя к конкретной деятельности [4]. 

Самоорганизация выступает фактором по отношению к самообразованию личности. Самообразование непосредственно связано с такими рефлексивными процессами, как самовоспитание и самообучение, самоконтроль и самооценка. Самообразование является основным условием реализации творческих сил человека и готовности личности к самостоятельной познавательной деятельности.

Следует обратить внимание на социально-культурные факторы образования и развития личности: нравственный, эстетический, правовой, политический, экологический факторы образования личности, выступающие и как ценности воспитания. Ведущими в системе социально-культурных факторов выступают нравственно-эстетические факторы образования.

Нравственное воспитание, как фактор и ценность, в образовании личности выполняет важные функции: ценностно-ориентировочную, регулятивную, мотивационную. Следует учесть, что нравственные ценности занимают приоритетное место в образовании личности. На соблюдении нравственных принципов отношений основывается вся культура межличностных и общественных отношений, не позволяющая миру превратиться в хаос. Проблемы нравственного воспитания органически связаны с эстетическими проблемами. Органически связаны между собою ведущие категории нравственности – добро и эстетики – прекрасное. Добро всегда прекрасное, оно не бывает безобразным. Это вызывает педагогический процесс образования личности основывать на принципах нравственности, но и принципах эстетики.

В философии выделяют три группы эстетических ценностей: базовые, дополнительные и синтетические. К базовым ценностям относят красоту и связанные с ней такие ценности, как «изящное» и «грациозное». К дополнительным ценностям относят «прекрасное и величественное», «прекрасное и трагическое», «возвышенное и комическое». К синтетическим относят ценности, которые объединяют эстетические ценности: «возвышенное с прекрасным», «трагическое с комическим» [9]. К эстетическим ценностям, имеющим выход на образование личности, следует отнести: идеал эстетического развития, как цель эстетического образования личности, непосредственно связан с нравственным идеалом; категориальный аппарат эстетической культуры, исходя из принципа «красота должна господствовать в мире»; ценностное отношение к эстетической культуре, как фактор   образования личности; личностные качества, как результат эстетического образования; систему взглядов и установок, ценностных ориентаций на ценности эстетической культуры и образования личности.

Результатом использования эстетического потенциала культуры выступает образованность личности, проявляющая в форме: идеала развития духовной и физической красоты человека; образованности, отражающей интеллектуальное развитие личности, красоту мыслительной деятельности, выраженной в логике и убедительных суждениях; ценностных отношений к культуре, развитию личностных качеств, свидетельствующих об организации жизнедеятельности человека по законам красоты и нравственности; ориентации личности на ценности культуры отношений.

Следовательно, связь нравственных и эстетических ценностей в образовании личности проявляется при формировании: сознания (ценностная ориентированность на категории культуры); отношений (характер социальной культуры отношений личности); поведения (руководство ценностями) в деятельности и жизненной практике. Для реализации факторов необходимо наличие условий социального, педагогического и психологического характера. Факторы логически связаны с условиями, между ними существует диалектическая взаимосвязь. Более того, они связаны взаимопереходами. Их различают по выполняемым функциям. Факторы выступают в функции движущей силы, а условия, в качестве среды, обстоятельств, в которых реализуются факторы.

Процесс образования личности выступает как двусторонний процесс, основывается на взаимодействии участников процесса, взаимосвязи и взаимодействия внешних и внутренних условий. Анализ процесса профессиональной подготовки студентов и педагогической литературы показывает, что к внешним условиям образования личности следует отнести [5]: осознание коллективом преподавателей требований, предъявляемых к образованию и профессиональной подготовке студентов; подготовленность преподавателей осуществлять образовательную подготовку студентов на методологическом, теоретическом и практическом уровнях; умение педагога определить степень подготовленности студентов к самостоятельной познавательной деятельности; наличие у педагога умений осуществлять личностно-ориентированное обучение студентов; наличие критериев и средств получения информации об уровне развития познавательных потребностей и самостоятельности личности студента.

Эффективность внешних условий повышается при сочетании с внутренними условиями. Анализ практики и результатов исследования показывает, что к внутренним условиям образования личности следует отнести: осознание учащимися необходимости развития своих познавательных потребностей; формирование установки на активную познавательно-образовательную деятельность; ценностные ориентации студентов в сфере образовательно- познавательной деятельности; актуализация ценностей познавательной деятельности; коррекция цели образования на развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов; формирование познавательной направленности личности на ценности образования.

Практика показывает, что успехи образования личности зависят от управленческой деятельности, связанной с выбором условий, которые зависят от обстоятельств, например, от ценностных ориентаций и установок студентов в сфере образования. Для реализации факторов необходимы условия и средства. Средства, по мнению С.И. Ожегова, выступают в двух значениях: как прием, способ достижения цели, и как предмет, орудие для совершения действий [8, c. 758]. Н.Л. Коршунова, обстоятельно изучавшая связь средств и условий,  пришла к выводу, что между ними существует органическая связь. Средства конкретны, соотносимы с целью и носят реальный характер. Условия стоят на более высокой иерархической ступени, чем средства, и являются более абстрактными. Вместе с тем следует заметить, если средства носят обобщенный характер, выступают в форме комплекса, в этом случае они выполняют функцию условий [7, c. 9]. Таким образом, под «условиями» в педагогике следует понимать «все то, от чего зависит другое…» [9, c. 469], прежде всего, среду, без которой не может существовать процесс и явление. Под «средством» необходимо рассматривать «все то, что необходимо для достижения цели» [1, с. 291].

В процессе образования реализуется целый ряд целей: воспитание гражданина-патриота; подготовка компетентного профессионала; всестороннее развитие личности; интеллектуально-нравственное воспитание личности; физическое развитие личности; развитие творческого потенциала личности; формирование самостоятельности и т.д. Для реализации этих целей используются: методический комплекс; деятельность педагогического коллектива; техническое обеспечение образовательного процесса; средства коммуникации; учебно-познавательная деятельность учащихся; приемы учебно-познавательной деятельности; инструментальные ценности познавательной деятельности и т.д. Таким образом, эффективность педагогического процесса образования обусловливается наличием комплекса социальных, социально-культурных, социально-педагогических, психолого-педагогических факторов и соответствующего комплекса условий их реализации.