Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXPERIENCE OF PRACTICAL TRAINING FOR THERAPEUTIC DENTISTRY

Gileva O.S. 1 Sivak E.Yu. 1 Gavrilenko M.S. 1
1 FSBEI HE "Academician Ye.A.Vagner PSMU MOH Russia
Therapeutic dentistry is a discipline of manual, so the preparation of the future dentist, along with theoretical knowledge is important to learn practical skills. During the semester during a practical training only a minimum of manual skills of classic unable to work with the students. Industrial practice, as an important part of the educational process in many ways helps to solve this problem, attaches students for practice, it helps the development of manual skills. The retrospective analysis of the performance of students on practical training on restorative dentistry in the Perm State Medical University for 5 years. After the practical training students are more serious about their studies, comes to them an awareness of dental procedures performed. Practical training helps manualnomu master skills to the extent necessary for the future of independent work of a dentist.
therapeutic dentistry
practical training
students
manual skills

В последние годы вопросы оптимизации системы подготовки будущих врачей-стоматологов через совершенствование производственной практики по отдельным образовательным дисциплинам все чаще освещаются в профессиональной образовательной среде [4,2,1,7,6].

Терапевтическая стоматология как специальность на протяжении многих лет является одной из самых динамично развивающихся отраслей общей стоматологии и медицины. Новые методы диагностики и лечения заболеваний органов полости рта, постоянно совершенствуемый спектр инструментов и материалов, используемых в практической деятельности, требуют внимательного изучения и поэтапного кропотливого мануального овладения ими, а также анализа результатов их применения на вузовском этапе подготовки врача-стоматолога и в процессе непрерывного медицинского образования [5,3].

В ходе практических занятий со студентами-стоматологами удается рассмотреть лишь базовые вопросы и отработать обязательный минимум классических мануальных умений, в связи с чем им не всегда представляется возможным в достаточной мере и полном объеме освоить новые наукоемкие технологии. Проблему во многом решают возможности летней производственной практики по терапевтической стоматологии, составляющей значимую часть образовательного процесса на стоматологическом факультете медицинского вуза.

В соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060201 «Стоматология» студенты стоматологического факультета Пермского государственного медицинского университета на VIII семестре проходят практику «Помощник врача-стоматолога терапевта». Продолжительность практики 12 рабочих дней, 72 часа. Учебная производственная практика проводится в лечебно-профилактических стоматологических учреждениях г. Перми и Пермского края.

Основными организационно-методическими документами являются Рабочая программа производственной практики, утвержденная ученым советом Пермского государственного медицинского университета, методические рекомендации для преподавателей и студентов, дневник практики. Содержание рабочей программы, учебно-методических рекомендаций, индивидуальных заданий соответствует требованиям ФГОС ВПО по подготовке специалистов.

В соответствии с рабочей программой основной целью производственной практики является профессионально-практическая подготовка обучающихся, ориентированная на углубление теоретической подготовки и закрепление у студентов практических умений и компетенций по терапевтической стоматологии.

Соответственно цели производственной практики за период её прохождения студенты должны освоить основные общекультурные, профессиональные и коммуникативные компетенции, осуществляя свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, врачебной этики. В рамках профессиональных компетенций студенты должны уметь проводить клиническое обследование, интерпретировать результаты современных клинико-лабораторных исследований, проводить диагностику стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта у взрослых пациентов, ставить диагноз с учетом действующей Международной классификацией болезней, осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить лечение заболеваний твердых тканей зубов у взрослых пациентов, проводить несложное эндодонтическое лечение болезней пульпы и периодонта у взрослых пациентов, оформлять текущую документацию, составлять этапность диспансерного наблюдения, оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хронически больными, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний.

Для успешного прохождения производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях необходимо методическое обеспечение, непосредственное взаимодействие вуза с базами практики. В подготовительный период преподавателем кафедры, ответственным куратором производственной практики проводились организационно-методические собрания, на которых студенты были ознакомлены с программой практики, информировались о сроках и базах её проведения. В процессе подготовки к производственной практике студенты проходили медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности. Куратор практики распределял студентов по базам. Студентам вручались направления на базы практики, методические материалы, индивидуальные задания по научной и учебно-исследовательской работе.

Общее учебно-методическое руководство производственной практикой осуществляет преподаватель – куратор практики от университета. Он поддерживает связи с руководством лечебно-профилактических учреждений, непосредственными руководителями практики, контролирует студентов во время прохождения практики на местах. Руководство производственной практикой на базах осуществляет заместитель главного врача по лечебной работе, он назначает опытных врачей, под руководством которых будут работать студенты.

За время прохождения производственной практики студенты должны выполнить: необходимый минимум практических умений; учебно-исследовательскую и санитарно-просветительную работу. УИРС может быть выполнена в следующих формах: реферат или презентация на актуальную тему по терапевтической стоматологии; презентация клинических случаев из практики врача-руководителя. Видами санитарно-просветительной работы являются лекции, санбюллетени, беседы, презентации. Эти формы работы способствует развитию творческого мышления студентов, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность к самосовершенствованию [8].

Основным официальным документом, отражающим объем выполненной за время производственной практики работы, является дневник. Дневник производственной практики был разработан преподавателями кафедры, утвержден Центральным координационным методическим советом Пермского государственного медицинского университета. В нем отражены: цель; задачи практики; требования к уровню освоения специальности; объем мануальных умений; текущий; промежуточный и итоговый контроль; учет практических умений. Студент обязан ежедневно заполнять дневник производственной практики и представлять его на подпись руководителю.

После окончания производственной практики в дневник вносится сводный цифровой отчет о проделанной работе на основании ежедневных записей; тема, характер, уровень учебно - исследовательской работы; отчет о проведенной санитарно-просветительной работе. Врач-руководитель дает характеристику студенту за проделанную работу, отражающую степень теоретической и практической подготовки будущего врача-стоматолога, его морально-этические качества, выставляет итоговую оценку по 5-балльной шкале, заверяет отчет печатью лечебного учреждения.

По окончанию производственной практики на кафедре проводится зачет, к которому допускаются студенты, полностью выполнившие программу практики и предоставившие оформленные должным образом документы: дневник практики, цифровой отчет о выполненных манипуляциях, характеристику, заверенную печатью стоматологической поликлиники, зачетную книжку. В зачет включаются: тестовый контроль знаний; собеседование; проверка ведения дневника; контроль выполненных манипуляций. Проводится бально-рейтинговая система оценки студентов по производственной практике.

После прохождения производственной практики студенты в качестве обратной связи заполняют анкету, в которую включены вопросы по поводу организации производственной практики, понравилась ли в целом работа в отделении, степень овладения практическими умениями, готовность к самостоятельной работе, личностное общение с врачом-руководителем практики.

Цель исследования

Представить ретроспективный анализ результатов работы студентов на производственной практике по терапевтической стоматологии за пятилетний период и на их основе сформулировать практические рекомендации по оптимизации производственной практики.

Материал и методы

Нами проведен анализ работы 344 студентов IV курса стоматологического факультета на производственной практике за 5-летний период. Анализировали данные сводных цифровых отчетов студентов, представленные в дневнике производственной практики. Данные содержали сведения о количестве:

- принятых больных (совместно с врачом-руководителем практики);

- вылеченных зубов по поводу кариеса, пульпита, периодонтита;

- поставленных пломб, из каких материалов были сделаны пломбы;

- проведения профессиональной гигиены полости рта;

- санированных пациентов.

Статистическую обработку материалов проводили с помощью программы «Statistica 6».

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов работы студентов на производственной практике выявил, что 96,4±0,86 % студентов полностью выполняют необходимый перечень мануальных навыков, а 20,2±0,21 % значительно перевыполняют его. Небольшое снижение показателей наблюдалось в 2014-2015 учебном году, это было связано со сменой учебной программы, ранее практика проходила по окончанию 3 курса в течение 3 недель, а после перехода на ФГОС ВПО – после 4 курса в течении 2-х недель.

В среднем каждый студент за период практики принимает 37±0,34 пациентов. Устанавливает от 29,2±0,27 пломб из различных материалов (СИЦ, композиты химического и светового отверждения). Заканчивает лечение по поводу кариеса 27,0±0,29 зубов, по поводу пульпита 5,6±0,52 зубов, по поводу периодонтита 3,8±0,39 зубов. Проводит лечение пациентов с заболеваниями пародонта (разные формы гингивита, пародонтит легкой степени). У каждого пятого пациента проводит профессиональную гигиену полости рта и профилактические мероприятия (аппликацию реминерализирующих препаратов).

Процент пациентов, у которых была произведена санация полости рта, имеет незначительный, но стабильный рост за период наблюдения. На наш взгляд это свидетельствует о смещении акцентов внимания с количественных характеристик трудовой деятельности на качественные.

Диаграмма. Процент пациентов с санированной полостью рта

Нами выявлено, что показатели работы студентов на практике в течении 5 лет оставались стабильно высокими, это свидетельствует о хорошей организации практики со стороны руководства стоматологических лечебно-профилактических учреждений г. Перми и Пермского края. Они заинтересованы в качественной подготовке будущих коллег-стоматологов и стремятся сделать все, чтобы у студентов возникло желание работать именно в этом лечебном учреждении после окончания вуза.

Анкетирование, проводимое по результатам практики, показывает, что большинству студентов работа в лечебных-профилактических стоматологических учреждениях нравится, что они овладели практическими навыками в достаточной степени и готовы к самостоятельной работе. После перехода на новую учебную программу, где практика проходит в течение 2-х недель, среди пожеланий студенты отмечают необходимость увеличения продолжительности производственной практики.

По нашим наблюдениям, после прохождения производственной практики студенты более серьезно относятся к теоретическим занятиям, к ним приходит осознание важности выполняемых манипуляций, что повышает ответственность за результаты своей работы.

Выводы

Таким образом, производственная практика, является важным звеном учебного процесса, приобщает студентов к практической деятельности, помогает закрепить приобретенные в ВУЗе теоретические знания и довести до соответствующего уровня мануальные умения, предусмотренные квалификационной моделью будущего специалиста стоматолога-терапевта необходимые для самостоятельной работы. Нам представляется целесообразным увеличение продолжительности практики, что, несомненно, приведет к росту ее эффективности и более глубокому изучению всех разделов специальности в практическом аспекте.