Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VALUE ORIENTATIONS IN LIFE AREAS OF THE MEDICAL STUDENTS

Stepanova N.V. 1 Usynina T.P. 1
1 FGBOU IN "Orenburg State Medical University" Russian Ministry of Health
The article presents the results of the study of value orientations in life areas of the medical students. Methods used: «Express-diagnostics of social values of the personality» by N.P. Fetiskin, «the Questionnaire of terminal values», by I.G. Senin. In the system of life values of the medical students the most important positions have professional, intellectual, financial, social and family values; the physical and spiritual values are less important; the social values are the least important ones. Among terminal values in the first positions are those of «personal prestige», «the preservation of their own individuality», «active social contacts», «achievements», «self-development», followed by «good financial position», «spiritual satisfaction» and «creativity». The obtained results allow us to characterize the subjects as people striving for social approval, recognition, at the same time highly valuing independence, goal-oriented, striving for self-improvement and self-realization. The most significant areas of life are training and education, professional life, family life; the last positions are occupied by hobbies and social life. The obtained results confirm the general trends of value orientations of the modern youth and also reflect the specifics of the studied sample.
value orientations
terminal values
life areas
medical students

Интерес ученых к проблеме ценностных ориентаций молодежи в последние десятилетия обусловлен, с одной стороны, постоянной переоценкой норм и ценностей в современном обществе, с другой — необходимостью разработки эффективных механизмов воздействия на жизненные ценности молодежи. Юношеский возраст считается сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества.

Актуальность изучения жизненных ценностей студентов-медиков определяется также важной ролью ценностных ориентаций в становлении профессионального самосознания. Ценности являются исходными психическими образованиями для постановки целей и обоснования специалистом всей своей профессиональной деятельности, представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования: направляют, организуют, ориентируют поведение человека, детерминируют когнитивную работу с информацией, а также выступают в качестве критерия оценки действительности, других людей и самого себя. Анализ ценностных ориентаций студентов в основных жизненных сферах позволит грамотно организовать педагогическое сопровождение становления профессионального самосознания будущих медицинских работников.

Проблема ценностных ориентаций молодежи в современном обществе на разных уровнях отражена в работах Н.А. Буравлевой, Н.А. Вершининой, Г.А. Галкиной, Е.И. Головаха, Н.В. Клюевой, Т.Т. Капезиной, Н.М. Лебедевой, Д.А. Леонтьева, О.А. Тихомандрицкой, М.С. Яницкого и др.

Многие ученые отмечают, что в современном обществе отвергаются ценности, свойственные традиционной русской культуре (довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность). Резко возросла ценность благосостояния (материального успеха и благополучия), автономии как независимости и уверенности в себе, стремления выразить свою уникальность. Если раньше молодежь в значительной степени опиралась на опыт предыдущих поколений, то теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя, что в значительной степени предопределяет наличие противоречивых тенденций в сознании и поведении современной молодежи [4].

Согласно результатам исследований Н.А. Буравлевой структура ценностей современных студентов отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех при снижении значимости заботы о благополучии других людей и общества. Изменение структуры ценностей отражает сдвиг социальных приоритетов в пользу собственного благополучия и индивидуализма против социального интереса и коллективизма. Изучение влияния современных социально-экономических условий в нашей стране на изменение ценностных ориентаций людей в разных социальных группах свидетельствует о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося индивидуализированной ориентацией на личные, в том числе экономические, ценности, такие как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность и богатство. Ценностные ориентации молодежи отличаются прежде всего усилением направленности на себя, опорой на собственные силы (волевые качества, рациональность в поведении, стремление действовать самостоятельно и решительно) и снижением роли и значения качеств личности, особенно важных в контактах с другими людьми (чуткость, уважение к человеку, умение выслушать и понять другого и т.п.) [1].

Результаты исследований Л. Ромашовой свидетельствуют о доминировании в системе жизненных ценностей современной молодежи материального благополучия (у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальные ценности являются главным стимулом их жизненной активности). В представлениях молодежи полезность труда зачастую определяется достижениями собственного экономического достатка, а жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием. Приоритетность экономических ценностей оказывает влияние на всю систему ценностных ориентаций молодых людей: в отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, семью планируют в далекой перспективе, отношение к близким носит все более устойчиво корыстный характер; коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления, их место занимают взаимоотношения с «нужными», влиятельными людьми [5].

Г.А. Галкина, Е.И. Грибкова, проведя сравнительный анализ ценностей студентов, обучающихся по специальностям «лечебное дело», «юриспруденция», «фармация», пришли к выводу, что у всех респондентов, вне зависимости от выбранной специальности, лидируют ценности, направленные на собственное благополучие (здоровье, любовь, отсутствие материальных затруднений, счастливая семейная жизнь) [2].

Цель исследования. Исследование было посвящено изучению ценностных ориентаций в жизненных сферах студентов медицинского вуза, проходило в 2016 г. на базе Оренбургского государственного медицинского университета. Выборку составили 180 человек — студенты первого и второго курсов педиатрического факультета и факультета клинической психологии.

Материал и методы исследования. В исследовании были использованы следующие методы: метод тестирования («Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина, «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина.) и методы количественной и качественной обработки данных. Экспресс-диагностика Н.П. Фетискина предназначена для выявления личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений. Опросник И.Г. Сенина основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей и позволяет оценить выраженность каждой из восьми терминальных ценностей, а также их представленность в различных сферах жизни человека (сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни, сфера увлечений). Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека.

Результаты исследования. Результаты экспресс-диагностики социальных ценностей личности представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Выраженность жизненных ценностей студентов-медиков

В системе жизненных ценностей студентов медицинского вуза первую позицию занимают профессиональные и интеллектуальные ценности (средний балл 130, что составляет 65% от максимально возможного значения); на втором месте — финансовые и социальные ценности (средний балл 120, что составляет 60% от максимально возможного значения); на третьем месте — семейные ценности (средний балл 110 от максимально возможного значения — 55%); следующие позиции занимают физические ценности, здоровый образ жизни (средний балл 90 от максимально возможного значения 45%) и духовные ценности (средний балл 80 от максимально возможного значения 40%); на последнем месте общественные ценности (средний балл 50 от максимально возможного значения 25%). Полученные результаты, с одной стороны, отражают особенности исследуемой выборки (высокая значимость профессиональных и интеллектуальных ценностей), с другой — подтверждают специфику системы жизненных ценностей современной молодежи (высока значимость финансовых ценностей, семейные ценности уходят на второй план, духовные и общественные ценности малозначимы).

Результаты опросника терминальных ценностей И.Г. Сенина представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Выраженность терминальных ценностей студентов-медиков

Среди терминальных ценностей у испытуемых первые позиции занимают «собственный престиж» (64%), «сохранение собственной индивидуальности» (58%), «активные социальные контакты», «достижения», «развитие себя» (по 35%), далее идут «высокое материальное положение» (32%), «духовное удовлетворение» (25%) и «креативность» (21%). В скобках указаны проценты высокого уровня выраженности терминальных ценностей в изучаемой выборке.

Полученные результаты позволяют охарактеризовать испытуемых как людей, стремящихся к признанию, уважению со стороны других, при этом высоко ценящих независимость, сохранение неповторимости и своеобразия своей личности, своего стиля жизни. У испытуемых высока потребность в общении, стремлении к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми; это люди целеустремленные, ориентированные на достижение конкретных результатов, стремящиеся к самосовершенствованию и самореализации. Для испытуемых имеет значение материальный достаток, но высокое материальное положение не является главным в жизни; духовное удовлетворение и реализация творческих возможностей не играют существенной роли в системе жизненных ценностей.

Среди жизненных сфер на первое место по значимости испытуемые ставят обучение и образование (42%), далее идут профессиональная жизнь (32%), семейная жизнь (25%), четвертую и пятую позиции занимают увлечения (19%) и общественная жизнь (17%). Полученные результаты свидетельствуют о стремлении студентов к повышению своей образованности, расширению кругозора, о высокой значимости будущей профессиональной деятельности и благополучия в семье. Результаты отражают специфику ведущей деятельности студенческого возраста (большую часть времени студенты младших курсов заняты учебно-профессиональной деятельностью).

Терминальные ценности по-разному представлены в жизненных сферах студентов-медиков. В сфере обучения и образования наиболее высокие позиции занимают собственный престиж (58%), достижения (52%) и социальные контакты (50%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые стремятся иметь такой уровень образования, который ценится в обществе, нацелены на конкретные результаты в образовательном процессе, идентифицируют себя и стремятся к контактам с людьми определенной социальной группы.

В сфере «профессиональная жизнь» на первом месте также собственный престиж (57%), на втором месте – развитие себя (52%), на третьем месте – социальные контакты (48%). Результаты подтверждают высокую значимость для испытуемых престижности выбранной профессии, они стремятся посредством профессии добиться признания в обществе, удовлетворить потребность в социальных контактах, иметь интересную работу и получать от нее удовлетворение.

В сфере семейной жизни на первом месте стоит духовное удовлетворение (57%), на втором месте — собственный престиж (52%), на третьем месте – сохранение собственной индивидуальности (46%). Высокая значимость духовного удовлетворения в семейной жизни выражается в стремлении к глубокому взаимопониманию со всеми членами семьи, духовной близости с ними. При этом важны собственный престиж и признание со стороны окружающих, выражено стремление строить свою жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгляды, желание подчеркнуть свою индивидуальность.

В сфере увлечений значимые позиции занимают сохранение собственной индивидуальности, развитие себя (по 60%), креативность (56%) и активные социальные контакты (48%), что свидетельствует о стремлении испытуемых посредством увлечений выразить свою индивидуальность и реализовать через хобби свои потенциальные возможности и социальную направленность. Высокие показатели ценности «креативность» в сфере увлечений говорят о стремлении к творчеству.

В сфере «общественная жизнь» иерархия ценностей представлена следующим образом: собственный престиж (51%), активные социальные контакты и высокое материальное положение (по 44%), что выражается в стремлении придерживаться наиболее распространенных взглядов на общественно-политическую жизнь, занимаясь общественной деятельностью ради материального вознаграждения, реализуя через общественную жизнь социальную направленность.

Заключение. Таким образом, в системе жизненных ценностей студентов медицинского вуза доминирующие позиции занимают образование, интеллектуальные и профессиональные ценности, собственный престиж и сохранение индивидуальности; значимыми являются социальные и материальные ценности, ценности саморазвития и достижения; средние позиции занимают семейные ценности и физические ценности; на последних позициях — духовные ценности, общественная жизнь, увлечения, возможность творческой самореализации. В наиболее важных жизненных сферах приоритетными являются такие ценности, как собственный престиж, достижения, социальные контакты в сфере «обучение и образование»; собственный престиж, развитие себя, социальные контакты в сфере «профессиональная жизнь», духовное удовлетворение, собственный престиж и сохранение собственной индивидуальности в сфере «семейная жизнь». Представления о ценностях молодежи в сфере семейной жизни можно охарактеризовать как противоречивые: испытуемые высоко ценят духовную близость, взаимопонимание в семье, при этом стремятся строить свою жизнь, ориентируясь на собственные взгляды, желая подчеркнуть свою индивидуальность.

Полученные результаты подтверждают общие тенденции ценностных ориентаций современной молодежи, а также отражают специфику исследуемой выборки и могут быть использованы в системе воспитательной работы в аспекте развития гуманистических, социально значимых ценностей и формирования профессионального самосознания студентов.