Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFORMATION APPROACH IN THE SUBJECT-METHODICAL PREPARATION OF THE BACHELOR OF EDUCATION SECURITY LIFE

Ageeva E.L. 1 Ruban E.M. 1
1 Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education «Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university»
The article substantiates the relevance of the information and characterized the approach to the subject-methodical preparation of undergraduate education in the field of health and safety. Considers targeted, substantive, procedural, technological, effectively – the estimated components of subject – methodical system from the perspective of informatization of educational process. The features of the application of electronic educational – methodical complex on the subject matter, "Health and Safety" as the main information resource of e-educational environment of high school in the subject-methodical preparation of undergraduate education in the field of health and safety. Formulated and describes the main features of the complex: value – estimated, informational – cognitive, operational – activity, and reflective – estimated. Obtained in the process of testing results of the implementation model of subject-methodical preparation of undergraduate education in the field of health and safety, implemented in Mininskom University allow us to judge the correctness of the chosen educational strategy.
informational approach
subject-methodical preparation of undergraduate education
life safety
information and communication technologies
information and educational environment
e-training complex

Период конца ХХ – начала XXI века наглядно ознаменовался переходом человечества постиндустриальной (информационной) стадии развития, характеризующей зависимость развития всех сфер жизнедеятельности людей, в том числе и образования, от стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Они обусловили формирование методологии информационного подхода.

Информационный подход подразумевает, что в соответствии с ним функционирование систем или объектов рассматривается с точки зрения преобразования, хранения, обмена, выдачи и использования информации, необходимой для достижения цели функционирования [9]. Основы данного подхода были разработаны Р.Ф. Абдеевым, Д.И. Дубровским, Ю.М. Горским, В.М., Казакевич, А.Д. Урсулом, Л.И. Фишман, В.И. Штанько, В.А. Якуниным и другими.

С развитием информационного общества всё острее встают проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности в связи с постоянно возрастающими потоками информации, контент которых содержит явные или скрытые угрозы. В этих условиях возникает острая необходимость совершенствования предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, которая должна включать в себя способность и готовность решать профессиональные задачи посредством информационно-коммуникационных технологий, как в области безопасности жизнедеятельности, так и в области управления образовательным процессом.

Проблемы предметно-методической подготовки рассматриваются в работах Н.П. Абаскаловой, Р.И. Айзмана, Л.А. Акимовой, С.В. Абрамовой, Л.Н. Гориной, Г.С. Камериловой, М.А. Картавых, А.А. Михайлова, Л.А. Михайлова, В.Н. Мошкина, С.В. Петрова, В.В. Сапронова, В.П. Соломина, П.В. Станкевича, О.М. Филатовой и других. Однако исследования вышеперечисленных авторов не акцентируют внимания на использовании методологии информационного подхода и применении информационно-коммуникационных технологий.

Подчеркнём, что применение современных информационно-коммуникационных технологий способствует модернизации системы профессионального образования бакалавров в области безопасности жизнедеятельности и ориентированы на: трансформацию функций субъектов образования и организацию образовательного процесса, возрастанием академической мобильности в учебной деятельности; усиление самостоятельности обучающихся, снижение информационных функций преподавателя; стирание грани между очной и заочной формами обучения; расширение возможностей электронного обучения [3].

Обозначенные тенденции развития информационного подхода обусловили информатизацию образования, обеспечивающую масштабную и качественную модернизацию педагогической системы образования в области безопасности жизнедеятельности в соответствии с запросами постиндустриального общества.

Проблемы анализа процесса информатизации образования и перспективы его развития многогранно рассмотрены в исследованиях А.Г. Асмолова, В.В. Анисимова, Я.А. Ваграменко, З.П. Дьенеша, А.П. Ершова, О.А. Ильченко, А. М. Кондакова, Г.Л. Луканкина, Е.И. Машбица, В.М. Монахова, Е. И. Раткиной, И.В. Роберт, А.Л. Семенова, Б.Х. Сендова, В. И. Солдаткина, А.Ю. Уваровой, Б. Хантера и других. При этом обратим внимание на тот факт, что в современной психолого-педагогической литературе нет стандартизированного подхода к определениям понятия «информатизация образования». Раскроем особенности авторских подходов к данному образовательному феномену.

Под информатизацией образования С.И. Осипова понимает процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, принципиально новые, востребованные современным обществом образовательные результаты [5].

По мнению И.В. Роберт, информатизация образования обеспечивает функцию интеграции в системе образования, с помощью информационно-коммуникационных технологий, необходимым аспектом в данном процессе является создание для субъектов образовательного процесса комфортных и здоровьесберегающих условий [7]. Г.И. Кирилова при определении информатизации образования делает акцент на формирование информационной компетентности, как преподавателя, так и обучающегося [4]. Согласно воззрениям П.И. Пидкасистого, процесс информатизации образования должен носить комплексный характер, отличительной особенностью которого выступает использование информационных средств и технологий [6]. Л.А. Михайлов в отношении информатизации образования делает акцент на систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования, посредством информационных технологий [8].

Исходя из предлагаемых различными авторами дефиниций и основываясь на идеях совершенствования предметно методической подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности посредством информационно-коммуникационных технологий, констатируем, что информатизация образования повлияла на все компоненты методической системы предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: целевой, содержательный, процессуальный, технологический, результативно-оценочный. Разработка данных компонентов осуществлялась на основании теоретико-методологических подходов, принципов и функций.

Целевой компонент имеет стратегическое значение, он задает установку на весь образовательный процесс в системе предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности и направлен на освоение будущими учителями профессиональных компетенций, в том числе и информационной, посредством реализации идеи использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Содержательный компонент системы предметно-методической подготовки имеет блочную структуру и включает в себя четыре образовательных модуля, освоение обучающимися которых предусмотрено с использованием ресурсов электронной информационно-образовательной среды. Модули комплиментарны друг другу, имеют единую структуру. Направленных на освоение общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, предполагающих способность и готовность бакалавра педагогического образования: использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3); использовать приёмы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9); к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6); использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2).

Первый образовательный модуль «Обеспечение безопасной жизнедеятельности в повседневной жизни», в котором предусмотрено изучение вопросов национальной безопасности и обороны государства, охраны труда и здоровья детей в учебном процессе, пожарной безопасности и гражданской обороны, обеспечение безопасности образовательных учреждений. Второй образовательный модуль «Чрезвычайные ситуации и защита от них», подробно характеризующий причины, сущность и способы защиты от опасностей природного, техногенного и социального характера. Третий образовательный модуль «Медико-биологический», раскрывающий вопросы возрастной анатомии и физиологии, основ медицинских знаний, здорового образа жизни и приемы оказания первой помощи пострадавшим. В методическом модуле заключены две учебные дисциплины «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» и «Инновационные технологии обучения безопасности жизнедеятельности» [3].

Процессуальный компонент модели предметно-методической подготовки имеет цикличный характер, строится на основе интеративной схемы (Г.С. Камерилова, М.А. Картавых). Интеративность процесса проявляется в постоянной воспроизводимости цикла в рамках всей модели предметно-методической подготовки, её отдельных модулей, учебных дисциплин, образуя сочетание макро-, мезо- и микроциклов. Образовательным циклам предметно-методической подготовки присущи все основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, подразумевающая ориентацию дидактического цикла и подчинение всех педагогических условий его протекания на достижение студентами конечного образовательного результата в виде профессиональной компетенции в области безопасности жизнедеятельности; внутреннее системное единство, достигающееся взаимосвязанным сочетанием структурных компонентов методической системы предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности; динамизм, проявляющийся в пространственно-временном развитии образовательного цикла формирования профессиональных компетенций в области безопасности жизнедеятельности с постоянной внутренних состояний, соответствующих фазовой логике; управляемость учебно-методической деятельностью, нацеленность на результат, повышающая эффективность процесса формирования у студентов профессиональных компетенций в области безопасности жизнедеятельности в силу его более четкой организации в виде постоянной рефлексии и диагностики микрорезультатов в каждой фазе дидактического цикла.

Процессуальный компонент модели предметно-методической подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности содержит традиционные и информационные методы, формы и средства, способствующие развитию студента как личности, обладающей высоким уровнем профессиональной компетентности.

Технологический компонент модели предметно-методической подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности реализуется посредством информационно-коммуникационных технологий с использованием электронной информационно-образовательной среды вуза. Понятие «информационно-образовательная среда» широко раскрывается в психолого-педагогической литературе А.Г. Асмолова, Б. С. Ахметова, Я. А. Ваграменко, П. В. Веденеевой, З.П. Дьенеш, А.П. Ершова, О.А. Ильченко, Е. В. Мельниковой, Е.И. Раткиной, И.В. Роберт, А.Л. Семенова, Б.Х. Сендова, В.И. Солдаткина, М.С. Цветковой и других. Согласно воззрениям Б.С. Ахметова, информационно-образовательная среда представляет собой многокомпонентный комплекс образовательных ресурсов и технологий, обеспечивающих их информатизацию и автоматизацию образовательной деятельности учебного заведения [1]. В исследованиях О.А. Ильченко, А. А. Андреева, В.А. Ясвина, И.Г. Захаровой информационно-образовательная среда рассматривается в качестве системы, объединяющей информационное, техническое и учебно-методическое обеспечение, реализующее образовательный процесс. В.И. Солдаткин, В.И. Ракитина характеризуют информационно-образовательную среду, как информационно-образовательное пространство, интегрирующее информацию с помощью традиционных и информационно-коммуникационных технологий.

Основным информационным ресурсом электронной образовательной среды вуза в предметно-методической подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности является электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине. Данный комплекс разработан с помощью модульной объективно-ориентированной динамической обучающей среды LMS «Moodle» и представляет собой совокупность структурированных учебно-методических материалов, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентом профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины [2].

Электронный учебно-методический комплекс в предметно-методической подготовке бакалавров образования обладает рядом педагогических преимуществ:

  • Интерактивность, позволяет осуществлять диалог всех субъектов образовательного процесса с обучающей системой;
  • Адаптация, даёт возможность обучающемуся самостоятельно выстраивать образовательный процесс в соответствии с собственными запросами, дозировать объём новой информации, длительность изучения отдельных тем учебной дисциплины, проводить самоконтроль усвоения пройденного материала;
  • Интеграция, позволяет включать в структуру электронного учебно-методического комплекса ссылки на другие электронные источники учебной информации;
  • Визуализация, позволяет предоставлять, представлять учебную информацию посредством разнообразных форм: иллюстрации, аудио- и видеофайлы, анимированные объекты, графика и другие средства мультимедия.

Диагностический компонент ориентирован на проверку и оценку развития профессиональной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности и является неотъемлемой составляющей процесса предметно-методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности. Данный компонент включает в себя промежуточные и итоговые результаты функционирования таких элементов электронного учебно-методического комплекса, как: тесты, практические и самостоятельные задания. Компонент позволяет определить готовность обучающихся к дальнейшему профессиональному образованию, эффективность и целесообразность выбора технологий обучения, соответствие результатов обучения поставленным целям [3].

Информационный подход в предметно-методической подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности реализуется в том числе и при использовании электронных сетевых учебно-методических комплексов дисциплин. Электронный учебно-методический комплекс «Безопасность жизнедеятельности» реализует ценностно-ориентировочную, информационно-познавательную, операционно-деятельностную и рефлексивно-оценочную функции.

Ценностно-ориентировочная функция направлена на оценку важности обеспечения безопасности жизнедеятельности для сохранения здоровья и человеческой жизни при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций. Реализация функции обеспечивается в электронном учебно-методическом комплексе посредством таких элементов, как: анкета, анкетный набор, обратная связь. Выполнение информационно-познавательной функции происходит через освоение обучающимися фундаментального и проблемного содержания учебной дисциплины предметно-методической подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности. Реализация функции обеспечивается элементами «Лекция», «Глоссарий» и гиперссылками на полнотекстовые документы. Операционно-деятельностная функция осуществляется посредством освоения обучающимися содержания учебной дисциплины в процессе когнитивной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, практико-ориентированной видов деятельности, практикумов, учебных заданий. Рефлексивно-оценочная функция обеспечивает возможность рефлексии, анализа и оценки уровня освоения профессиональной компетенции студентами через различные формы контроля. Данная функции обеспечивается с помощью тестов, форумов, чатов.

Обозначенные функции электронного сетевого учебно-методического комплекса дисциплины предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности определили его внутреннюю структуру: ориентировочный блок, информационно-теоретический блок, практико-ориентированный блок и диагностический. Ориентировочный блок содержит аннотацию электронного учебно-методического комплекса, цели, задачи, образовательные результаты, инструкцию по работе с электронным учебно-методическим комплексом, рейтинг-план обучающегося, методические рекомендации по выполнению всех видов и форм учебной деятельности. Информационно-теоретический блок позволяет студентам осваивать информацию посредством лекций, презентаций, нормативных документов, глоссария, содержащих тематическую информацию по безопасности жизнедеятельности в текстографической форме, в виде слайд-лекций, видео и аудио-файлов. Практико-ориентированный блок объединяет практические занятия в виде системы практических работ и заданий для закрепления теоретических вопросов безопасности жизнедеятельности, знакомство с которыми проходило в рамках информационно-теоретического блока. Диагностический блок объединяет систему водных, промежуточных, рубежных, итоговых тестов, и направлен на оценку степени освоения обучающимися профессиональной компетенции в области безопасности жизнедеятельности.

В процессе апробации модели предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой с позиции информационного подхода, в Мининском университете выявлена высокая результативность в освоении студентами – будущими учителями безопасности жизнедеятельности – профессиональной компетенции.