Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STATISTICAL PERFORMANCE TEST OF FORMATION OF GRAPHIC DESIGN STUDENTS OF COMPETENCE

Dybina O.V. 1
1 Togliatti State University
In article are considered questions of the methodical providing of development in young children of the action items. Methodological support of the process of development for the young children of the action items is regarded as a system of professional activities of trained professionals, which aims to provide special assistance and support to teachers in the organization and management of the subject of activity of children of early age. In our work methodical support for the development in children of early age of the action items is revealed as a process of management including planning, development and creation of the system of methodical documents and means necessary for effective leadership by teachers of the subject of activity of children within the contents defined by the basic General educational program of preschool education. Experiments for studying the content of methodological support and the level of development in children of early age of the action items. It is proved that the methodological equipment of the spatial environment necessary game materials ensures the mastery of the actions of a different nature. Interest centers were established, namely sensory, constructive, games. This problem is multifaceted.
methodological support
subject-spatial environment
infants
modules
actions with objects
games and exercises
modular centres.

Ранний возраст (от года до 3 лет) является чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии ребёнка. Согласно существующей в отечественной психологии периодизации психического развития в раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает общественно выработанными способами действий с предметами. Впервые именно в раннем детстве способы действия с предметами выступают перед ребенком как новообразование, которым он должен овладеть. Существенную роль в данном процессе играют взрослые, которые выступают связующим звеном между ребенком и предметами, между ребенком и специфической для раннего периода жизни деятельностью. Именно взрослый может дать знания о назначении предметов и показать способы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника, партнера. Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий.

Исследователи, изучавшие процесс овладения детьми раннего возраста предметной деятельностью [1,2,5,6,7], подчеркивают значение общения, совместной деятельности ребенка со взрослым. Ни один ребенок раннего периода жизни самостоятельно не откроет способ пользования предметами. Общение должно стать формой и средством организации предметной деятельности ребенка.

Предметная деятельность и общение со взрослым определяют весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. Однако анализ деятельности дошкольных образовательных организаций, в которых есть группы детей раннего возраста, показывает, что эта проблема вызывает трудности в процессе ее решения. В особой поддержке нуждаются воспитатели групп раннего возраста, так как в результате государственной политики, ориентированной на глобальное семейное воспитание детей от рождения до трёх лет, произошло разрушение годами складывающейся системы общественного воспитания детей раннего возраста. Последнее привело к закрытию групп раннего возраста в дошкольных образовательных организациях и потере уникальных педагогических кадров.

Цель исследования

Воспитатели групп раннего возраста не всегда готовы осуществлять руководство предметной деятельностью детей. В связи с этим необходимо усилить работу с педагогическими кадрами, обеспечить комплексное методическое обеспечение процесса развития у детей раннего возраста действий с предметами.

Методическое обеспечение развития у детей раннего возраста действий с предметами включает совокупность всех методических документов (программу, план, методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды и т. д.), представляющих собой системное описание процесса руководства воспитателями предметной деятельностью детей раннего возраста, который впоследствии будет реализован на практике. В настоящем исследовании остановимся на разработке одного из компонентов методического обеспечения – методических рекомендаций по организации предметно-пространственной среды.

Настоящее исследование направлено на обоснование и экспериментальную проверку эффективности методических рекомендаций как одного из компонентов методического обеспечения развития у детей раннего возраста действий с предметами.

Методы исследования

На диагностическом этапе были изучены результаты анализа содержания методического обеспечения развития у детей раннего возраста действий с предметами и определены показатели эффективности методического обеспечения в условиях дошкольной образовательной организации:

– наличие всех структурных компонентов методического обеспечения процесса развития у детей раннего возраста действий с предметами в дошкольной образовательной организации: федерального, локального и частно-методического уровней;

– направленность документации на развитие у детей раннего возраста действий с предметами: целесообразность документации;

– наполняемость предметно-развивающей среды для развития у детей раннего возраста действий с предметами;

– компетентность воспитателей, обеспечивающая развитие у детей раннего возраста действий с предметами;

– уровень развития у детей раннего возраста действий с предметами.

Для анализа содержания методического обеспечения развития у детей раннего возраста действий с предметами использовались следующие методики:

Методика 1. Беседа с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе.

Методика 2. Контент-анализ структурных компонентов методического обеспечения процесса развития у детей действий с предметами в дошкольной образовательной организации.

Методика 3. Контент-анализ предметно-развивающей среды групп для детей раннего возраста.

Методика 4. Экспресс-анкетирование воспитателей групп раннего возраста.

Методика 5. Контент-анализ календарно-тематических планов воспитательно-образовательной работы в группах раннего возраста.

Методика 6. Наблюдение деятельности воспитателей групп раннего возраста в процессе организации и проведения непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментов.

Уровень развития у детей раннего возраста действий с предметами изучался с помощью созданных педагогических ситуаций «Найди предмет», «Назови предмет», «Что можно с этим предметом делать», «Используй по-другому», «Используй как я» и т.д.

В эксперименте участвовали дети 2–3 лет (первая младшая группа) в количестве 125 человек и воспитатели (40 человек) детских садов АНО ДО «Планета детства «Лада» городского округа Тольятти. Анализ проведенных методик позволил условно разделить детей на три уровня (высокий, средний и низкий).

Высокий уровень развития действий с предметами имеют 19 % детей. Репертуар действий с предметами у этих детей богат и разнообразен. Широко используют культурно-фиксированные действия с предметами. Дети активно стремятся подражать действиям взрослого. Для них характерно не только однократное повторение того, что показывает взрослый, но и включение образца в последующую самостоятельную игру. У детей хорошо выраженная ориентация на оценку взрослого, могут различать положительные и отрицательные высказывания, стремятся исправлять допущенные ошибки в соответствии с оценкой взрослого. Поощрения побуждают ребенка быть более активным и сосредоточенным на действиях с предметами.

Средний уровень развития действий с предметами выявлен у 32 % детей. Они используют разные виды действий с предметами, однако их репертуар беднее по составу. В ходе индивидуальной игры они преимущественно манипулируют предметами, а культурно-фиксированные действия используют редко, стремятся подражать действиям взрослого. Для них характерно повторение того, что показывает взрослый, но не последующее включение в игру. У них менее выражено стремление получить оценку своим действиям с предметами со стороны взрослого.

Низкий уровень развития действий с предметами выявлен у 49 % детей. Дети совершают чаще всего манипуляции с предметами. Затрудняются выполнять действия-заместители. На помощь взрослого не всегда реагируют. Они достаточно пассивно воспринимают оценку взрослого и не следуют ей в предметной деятельности.

Результаты, полученные в процессе проведения диагностического исследования, позволили сделать вывод, что невысокие показатели уровня развития у детей раннего возраста действий с предметами, обусловлены следующими особенностями педагогической практики:

– методическое обеспечение детского сада недостаточно нацелено на развитие у детей раннего возраста действий с предметами;

– не наблюдается достаточной подготовленности педагогов в области подбора оборудования, игровых материалов, направленных на решение задач по развитию у детей раннего возраста действий с предметами;

– недооцениваются потенциальные возможности детей раннего возраста, что находит отражение в организации и построении предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.

Обсуждение результатов

Результаты проведенных методик свидетельствуют, что особое внимание следует уделить организации и построению предметно-пространственной среды для развития у детей действий с предметами.

Для этого необходимо было разработать для педагогов методические рекомендации, как одного из компонентов методического обеспечения, позволяющие обогатить предметно-пространственную среду оборудованием, обеспечивающим развитие действий с предметами.

В методических рекомендациях определены требования к содержанию предметно-пространственной среды (направленность на освоение действий с предметами; привлекательность форм, цвета, размеров объектов; возможность действовать самостоятельно и т.д.), учет которых позволяет осуществлять:

–индивидуальные действия с предметами разного характера;

– насыщенную совместную деятельность ребенка и взрослого;

– развитие действий-замещений с предметами;

– овладение разными способами использования предметов;

– развитие целенаправленных действий ребенка;

– развитие удовлетворенности от достижений ребенка в освоении орудийных и смысловых действий;

– развитие самостоятельности и стремления к достижению результата.

При разработке методических рекомендаций учитывали линию присвоения детьми раннего возраста образца при овладении предметными действиями: в первую очередь осваивается функция предмета-орудия (для чего нужен) и смысл действия (как пользоваться) и лишь затем его операционно-техническая сторона [7]. Данное положение и описанные требования были взяты за основу при создании модульных центров (сенсорный модуль, конструктивный, игровой). Педагогам было рекомендовано использовать в работе с детьми модульные центры.

В методических рекомендациях описанs новизна, специфика модульных центров. Отмечено, что новизна модульных центров состоит в том, что в них представлены игровая модульная мебель, игровой материал. Материал предназначен для совместной и самостоятельной деятельности детей от 1 до 3 лет, где они могут осуществлять поиск, включаться в действия с предметами, с помощью взрослого организовывать игровую, двигательную, познавательную деятельность, а также легко периодически изменять игровой модуль и по своему желанию. Педагог моделирует пространство группы в соответствии с задачами, которые решает на данный момент.

Специфика модульных центров заключается в том, что они стимулируют проявления детей самостоятельно выбирать действия разного характера (практические, действия-замещения) с представленными материалами и оборудованием, партнера для выполнений этих действий. Модульные центры оборудованы модульной мебелью для детей раннего возраста, которая разработана с учетом традиций и современных тенденций детского дизайна и обладает высокими функциональными качествами. Модульную мебель отличает большое разнообразие выкатных полок, тумб и модульных элементов на навесных петлях, что позволяет наиболее эффективно использовать пространство группового помещения. Форма рабочих поверхностей изделий закругленная, столешницы легко складываются и раскладываются.

В методических рекомендациях внимание педагогов обращено на использование сенсорного модуля. Сенсорный модуль представлен движущимися столами-тумбами, развернут веером, на всех столах следует расположить много пособий для шнуровки, застегивания, завязывания, прокатывания и др. [3, с. 135]. Воспитатель в течение дня может привлечь детей к выполнению заданий с пособиями: пристегнуть кнопки, застегнуть пуговицы, замок; показать сюжетные фигуры-основы и предлагает продеть шнурок в дырочки и зашнуровать. С помощью методических рекомендаций воспитатель знакомится с разными пособиями модуля, ему предложены игры, упражнения для развития у детей раннего возраста действий с предметами.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые воспитатели могут использовать в своей работе [4, с. 37]. Игровое упражнение «Разноцветные крышки» позволяет упражнять детей в узнавании и назывании цветов: синий, красный, желтый, зеленый. С помощью него закрепляется умение соотносить предметы по цвету. Для выполнения данного упражнения детям предлагаются крышки от пластиковых бутылок красного, синего, желтого, зеленого цвета, аквариум с наполнителем. Воспитатель предлагает детям поочередно погрузить руки в аквариум с наполнителем (фасолью, горохом, цветными крышками от пластиковых бутылок и т.д.), кисти рук, руки по локоть, по плечи, «пошуршать» наполнителем. Кроме того, можно рассыпать много разноцветных крышек на столе и спросить: «Какого цвета крышки? Крышек какого цвета много? А крышек какого цвета мало?» Предложить открыть крышку сенсорного модуля, где расположены ящички разного цвета, и разложить крышки в ящички такого же цвета.

Данное упражнение может иметь разные варианты проведения и дополняться разнообразными заданиями для детей. Например, воспитатель сообщает, что кукла Алиса просит детей выложить для нее разноцветные бусы. Задание «Чьи бусы длиннее». Дети выкладывают нитки бус разного цвета. Определяют, чьи бусы длиннее. Задание «Три змейки». Дети выкладывают крышки в форме змейки, сочетая два и более цвета. Задание «Паровозик с вагончиками». Воспитатель выкладывает паровозик и предлагает «прицепить» к нему вагончики разного цвета.

Упражнение «Большой – маленький» побуждает детей соотносить предметы по величине и высоте. Можно использовать сенсорный модуль, много игрушек, отличающихся по высоте и величине, два домика (большой и маленький). В ящиках сенсорного модуля воспитатель прячет много разных игрушек, отличающихся по величине и высоте. Воспитатель рассматривает с детьми модуль, отмечает, что один стол высокий, а другой – низкий. Говорит, что в ящичках предметы. Отмечает, что предметы высокие и низкие, предлагает достать их, поставить высокие предметы на высокий стол, а низкие – на низкий. Детям предлагается поочередно достать все игрушки, определить их высоту и расставить на соответствующие столы. Затем воспитатель раскладывает в ящички игрушки, различные по величине, и выставляет на модуль два домика (большой и маленький). Предлагает ребенку достать игрушку, определить ее величину и поселить ее в домик соответствующей величины. Постоянно задает вопросы, направленные на сравнение по величине и высоте.

Игровое упражнение «Что катится?» направлено на закрепление умения различать и называть предметы круглой формы. Воспитателю рекомендуется использовать сенсорный модуль с горкой, набор игрушек, которые катятся и не катятся (разные мячики, шарики, машины, куклы, кубики и др.). Воспитатель вместе с детьми рассматривает игрушки на столе модуля. Предлагает определить, что катится, а что не катится. Например, педагог может сказать «Лена, выбери предмет, который катится». Дети, поочередно прокатывая предмет с горки, выясняют, какие предметы катятся, а какие – нет. Воспитатель говорит, что все круглые предметы катятся. Затем, показывая поочередно игрушки, он закрепляет действия с предметами, спрашивает: «Что можно делать с куклой?» (Укладывать спать, качать, купать, кормить и т.д.). А с машиной? (Прокатить, нагрузить, поставить в гараж.)». Воспитатель предлагает разделить предметы на группы: в коробку положить все круглые предметы, а на столиках расположить остальные.

Интерес для воспитателей групп раннего возраста представляет конструктивный центр (состоит из двух элементов: модулей «Парковка» и модуль «Паровозик»), его использование для развития у детей раннего возраста действий с предметами.

С помощью упражнения «Цветные дорожки» воспитатель может сформировать у детей умения различать основные цвета и соотносить предметы по цвету. Среда обогащается модулем «Парковка» с цветными спусками-дорожками, шариками разного цвета, мелкими машинами разного цвета, соответствующие цвету дорожек на парковке. Воспитатель предлагает детям прокатить машинки (шарики) правой и левой рукой по дорожкам такого же цвета. Педагог может спросить у детей: «Какого цвета машинка? По дорожке какого цвета ты ее прокатишь? А по какой дорожке прокатишь синий шарик?» Затем просит найти дорожку для желтого шарика и прокатить его. Далее воспитатель может спросить: «А по красной дорожке машинку, какого цвета прокатишь?»

Кроме того, в методических рекомендациях внимание воспитателей обращается на набор игровой мебели. Используя модуль-кроватку и модульный стол со стульями, можно организовать игру с куклой. Кукла – не совсем обычный предмет. В раннем возрасте она становится заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но «оживить» ее, сделать своим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок может только с помощью взрослого. Взрослый разговаривает с ним от имени куклы, просит о помощи, жалуется или радуется «кукольным голосом». Воспитатели уясняют, что можно разыграть различные жизненные ситуации «Кукла хочет спать», «Алиса заболела», «Алиса хочет есть», «Алиса встречает гостей».

Игра «Кукла хочет спать» направлена на развитие игровых действий с куклой. Используется модуль-кроватка, кукла, кукольное белье. Воспитатель моделирует кроватку. Вместе с ребенком придумывает имя кукле, например, Алиса. Алиса жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать, просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Воспитатель вместе с ребенком раздевает куклу, качает ее, укладывает в кроватку, поет колыбельную песенку.

С помощью игры «Алиса заболела» воспитатель упражняет детей в уходе за больной куклой; подводит к проявлению сочувствия к заболевшей кукле. Оборудование: модуль-кроватка, кукла, пузырек с лекарствами, градусник, кукольное белье. Взрослый обращает внимание на то, что Алиса «плачет», и жалуется, что у нее болит животик. Воспитатель предлагает пожалеть куклу и полечить ее. Затем взрослый моделирует кроватку с прикроватным столиком. Вместе с ребенком измеряет температуру, дает лекарство, укладывает в кроватку, качает и т.д. Предметы ухода за больной и лекарства располагают на столике.

Методические рекомендации воспитателям по организации предметно-пространственной среды содержат примеры разнообразных игр в центре песка и воды, театрализованном центре, речевом центре и т.д. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.

Выводы

Очевидным результатом исследования стала положительная динамика развития у детей раннего возраста действий с предметами, которую можно рассматривать в качестве показателя эффективности разработанных методических рекомендаций воспитателям по организации предметно-пространственной среды для детей раннего возраста, включения игр и упражнений, что нашло подтверждение в процессе проведения контрольного эксперимента.

Результаты контрольного эксперимента показали увеличение детей, отнесенных к высокому уровню развития у детей действий с предметами (с 19 % до 57 %). В основном его составили дети, отнесенные по результатам констатирующего этапа эксперимента к высокому и среднему уровням. Эксперимент продемонстрировал, что дети стали более активны, демонстрируют разные способы действия с предметами, легко выполняют орудийные и соотносящиеся действия. Они могут учитывать оценку взрослого, следовать ей в процессе выполнения действий с предметами, свободно пользуются образцами и предметами-заместителями.

Изменения произошли и в деятельности воспитателей групп раннего возраста. Они заняли более активную позицию, побуждающую, обучающую и организующую, направляющую каждого ребенка на целенаправленные действия с предметами. Предметно-пространственная среда стала более насыщенной, и использование ее в работе с детьми раннего возраста отражено в их вариативных программах и планах.

Итоги исследования свидетельствуют о важности разработки методических рекомендаций воспитателям по организации предметно-пространственной среды как одного из компонентов методического обеспечения развития у детей раннего возраста действий с предметами. Обогащение среды модульными центрами позволяет свободно действовать с различными предметами и объектами, обеспечивает детям эмоциональную стабильность, что в свою очередь способствует осуществлению разнообразных действий, облегчает процесс овладения действиями-заместителями.