Для населения России, рожденного в прошлом веке, хорошо знакомо значение ГТО («Готов к труду и обороне»). После Великой Октябрьской революции 1917 года в стране происходили глобальные перестройки, народ строил первое в мире социалистическое общество, преобразования произошли и в сфере физического воспитания. В первый же год советской власти ВЦИК РСФСР приняло декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Начиная с апреля 1918 года мужчины и женщины от 18 до 40 лет обязаны были обучаться военному делу по месту работы [2].
В первые годы советской власти стояла по сути одна задача, сформулированная М. Фрунзе на Первом всесоюзном совещании ВНО в мае 1925 года: «Нам нужно покрепче внедрить в сознание всего населения нашего Союза представление о том, что современные войны ведутся не одной армией, а всей страной в целом, что война потребует напряжения всех народных сил и средств, что война будет смертельной, войной не на жизнь, а на смерть, и что поэтому к ней нужна всесторонняя тщательная подготовка ещё в мирное время» [1].
К 1930 году поступило предложение Комсомольской организации о введении единого критерия для оценки всесторонней физической подготовленности советской молодёжи.
Всесоюзный физкультурный комплекс «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО) в 1931 году вводится в систему образования и становится нормативной основой физического воспитания для всей страны [2].
Физические упражнения, включённые в комплекс ГТО, стали популярными среди населения своей общедоступностью и простотой выполнения. Многие научились плавать, ходить на лыжах, поправили своё здоровье и благодаря нововведению подняли уровень физической подготовленности. При поступлении в учебные заведения значкисты, сдавшие на золотой значок, имели льготы при поступлении.
В 1972 году постановлением Совета Министров СССР был введён новый всесоюзный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» с определенными изменениями в нормативных показателях и видах упражнений.
Советская система подготовки имела 5 возрастных ступеней (для каждой были установлены свои нормы и требования), Программа охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет.
В 2014 году указом президента России был возрождён советский комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»). За последние десятилетия произошли значительные изменения в здоровье населения, не осталась в стороне и студенческая молодёжь, определённая часть которой имеет низкий уровень физического развития и физической подготовленности.
Основные причины связаны с понижением двигательной активности в режиме дня, неблагоприятным воздействием внешней среды, неправильного питания, с увеличением объема информации в сопровождении со значительными психофизическими нагрузками.
Всё это предопределяет высокую актуальность поиска эффективных средств и методов, способствующих повышению эффективности процесса физического воспитания [5]. В современном ГТО имеются XI ступеней, в каждой из которых установлены свои нормативы.
Целью исследования является определение уровня физической подготовленности студентов 18-19 лет СФ БашГУ, дифференцированных по половому различию и по месту постоянного проживания до поступления в вуз, перед сдачей контрольных нормативов комплекса ГТО, относящихся к VI ступени. Дать сравнительную характеристику физических качеств студентов 18-19 лет. Гипотеза: предположить, что студенческая молодёжь отличается уровнем физической подготовленности в зависимости от места постоянного проживания.
Материалы и методы исследования
В исследовании уровня физической подготовленности участвовало 124 студента в возрасте 18-19 лет Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, дифференцированных по половому признаку, месту постоянного жительства до поступления в вуз.
Из них сформировали группы, состоящие из девушек сельской местности n=38 и города n=26, юношей из села n=38 и городских юношей соответственно n=22.
Уровень физической подготовленности студентов оценивали с помощью контрольных нормативов, входящих в комплекс ГТО:
- прыжок в длину с места;
- прыжок в длину с разбега;
- бег 100 метров;
- бег 2000 метров - девушки, 3000 метров - юноши;
- подтягивание на высокой перекладине у юношей, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу у девушек.
Для сравнительного анализа использовалась нормативная таблица ГТО VI ступени, возрастная группа от 18 до 24 лет утвержденная Приказом Минспорта России от 08 июля 2014 г. под № 575. При математико-статистической обработке результатов использовались параметрические методы Стьюдента с определением средней арифметической (М), ошибки средней арифметической (m), переменной Стьюдента t с оценкой достоверности по критерию значимости р. Различия между группами признаков считались достоверными при р<0,05 (Шевченко И.Т. и др., 1970; Гольдман В.Д., 2001).
Для изучения взаимосвязей показателей применен корреляционный анализ. Коэффициент корреляции от 0,50 до 0,69 оценивался как средний, от 0,70 до 0,99 – как сильный или жесткий.
Результаты и обсуждение
Как следует из представленной таблицы 1, результаты девушек из сельской местности в беге на короткие дистанции (100 м) лучше городских и соответствуют показателям бронзового знака ГТО. В беге на выносливость (2000 м) и в испытании «прыжок в длину с места» ни одна из представленных групп испытуемых не достигла по показателям уровня сдачи контрольного норматива комплекса ГТО. В упражнении скоростно-силового характера (прыжок в длину с разбега) девушки из города достигли уровня серебряного знака, а сельские девушки показали результат между бронзовым и серебряным знаком. В силовом упражнении (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу) произошла смена позиций, где лидирующими стали показатели у сельских студенток на уровне серебряного знака.
Таблица 1
Сравнительная характеристика гемодинамических показателей физической подготовленности девушек 18-19 лет, дифференцированных по постоянному месту жительства до поступления в вуз
Показатели |
Село, девушки, n=38 |
Город, девушки, n=26 |
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой знак |
Бег 100 м (сек) |
17,4±2,1 |
18,1±3,6 |
17,5 |
17,0 |
16,5 |
Бег 2000 м (мин, сек) |
13,63±3,31 |
14,18±2,90 |
11,35 |
11.15 |
10.30 |
Прыжок в длину с места (см) |
168,5±17,6 |
164,5±11,0 |
170 |
180 |
195 |
Прыжок в длину с разбега (см) |
285±25,8 |
290±20,7 |
270 |
290 |
320 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) |
12±8,1 |
11±7,8 |
10 |
12 |
14 |
На рисунке 1 время, затраченное на дистанции 100 метров, у сельских девушек на 4% меньше без достоверных различий, чем у городских, и в беге на выносливость 2000 метров на 3,5%. В упражнениях скоростно-силового характера (прыжок с места) и (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу) результаты девушек из села превышают показатели городских. В прыжках в длину с разбега - без существенных различий.
Корреляционный анализ не выявил взаимосвязи в показателях у девушек из города и села.
Рис. 1. Демонстрация физической подготовленности девушек СФ БашГУ 18-19 лет, дифференцированных по постоянному месту жительства до поступления в вуз
Таблица 2 демонстрирует результаты, показанные юношами. На дистанции 100 метров городские студенты были быстрее, показав результат, соответствующий уровню золотого знака ГТО, у сельских ребят «серебро». В беге на выносливость на 3000 метров студенты из города быстрее закончили дистанцию, чем юноши из села. Тем самым они показали результат, соответствующий золотому знаку; сельские ребята в контрольный норматив комплекса ГТО, к сожалению, не уложились.
Прыжок в длину с места, демонстрирующий скоростно-силовые качества, показал, что студенты из города прыгают дальше сельских, на уровне результата, соответствующего золотому знаку, а в прыжках с разбега - серебряному знаку, превысив результат сельских в обоих видах состязаний.
Силовой компонент оценивали выполнением силового упражнения (сгибание и разгибание рук в висе на высокой перекладине), где вновь юноши из города были сильнее, чем юноши из села.
Таблица 2
Сравнительная характеристика гемодинамических показателей физической подготовленности юношей 18-19 лет, дифференцированных по постоянному месту жительства до поступления в вуз
Показатели |
Село, юноши, n=38 |
Город, юноши, n=22 |
Бронзовый знак |
Серебряный знак |
Золотой знак |
Бег 100 м (сек) |
14,2±1,6 |
13,2±1,1 |
15,1 |
14,8 |
13,5 |
Бег 3000 м (мин, сек) |
16,13±0,42 |
12,44±1,82* |
14.00 |
13.30 |
12.30 |
Прыжок в длину с места (см) |
227,5±9,5 |
245,5±11,5 |
215 |
230 |
240 |
Прыжок в длину с разбега (см) |
360±35,5 |
410±45,5 |
380 |
390 |
430 |
Сгибание и разгибание рук в висе на высокой перекладине (кол-во раз) |
10±2,2 |
12±3,1 |
9 |
10 |
13 |
Примечание: ** - статистически значимые различия между показателями групп при р<0,05.
Из рисунка 2 видно, что в беге на 100 метров городские юноши закончили дистанцию на 7% быстрее, чем сельские. В беге на выносливость на 3000 метров с отставанием в 23% при достоверном различии, где р<0,05, сельские юноши финишировали позже, чем городские. Контрольные нормативы, характеризующие скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места и прыжок в длину с разбега), демонстрируют лучшие результаты юноши из города. Они на 8% и 13% соответственно прыгают дальше, чем сельские юноши. В силовом упражнении сельские юноши подтянулись меньше на 17%. Корреляционный анализ не выявил прямой и обратной связи в показателях у юношей из города и села.
Рис. 2. Демонстрация физической подготовленности юношей СФ БашГУ 18-19 лет, дифференцированных по постоянному месту жительства до поступления в вуз
Выводы
Физическая подготовленность оценивалась по критерию всероссийского комплекса ГТО и у девушек находится на очень низком уровне, как у сельских, так и у городских студенток 18-19 лет, относящихся к VI ступени. Сельские девушки без достоверных различий показывали результаты, незначительно превышая показатели городских, возможно, из-за внешней среды проживания, где физический труд в обыденной жизни имеет приоритетную значимость. Изначально ожидали похожую ситуацию и среди юношей. Однако результаты студентов показали обратное. Городские юноши оказались физически более крепкими, чем юноши из села. Возможно, влияние материальной базы в образовательных учреждениях села и города создает существенные отличия в плане тренажёров, снарядов для выполнения различных упражнений для развития определенных качеств. И если сельские юноши занимаются физическим трудом больше, чем городские, тем самым свою энергию распределяя на общую подготовку, то городские, посещая в свою очередь спортивные комплексы, работают непосредственно на развитие определённых качеств. То есть подготовка несёт целенаправленный характер.