Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF STUDENT TEACHING OF STUDENTS CHEMISTS

Ilyazova L.M. 1 Shiryaeva O.Yu. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
This paper presents a comprehensive analysis of the organization of pedagogical practice of students-chemists. To do this, describes a system and the stages of preparation of pedagogical high school students for professional practice, shows the original technique of formation of readiness of students to professional work, and reflects the results of the study motivation of students for their future profession. The study revealed that the effectiveness of teaching practice will depend entirely on the comprehensive training of students throughout the training period (the system of methodical disciplines cycle, implemented in the Department of Chemistry and Methods of Teaching Chemistry), using a variety of methods for preparing future teachers (primarily, simulation and role-playing games, situational and functional analysis reflexive), the formation of a subject position and the formation of positive motivation of students to pedagogical activity. . The article notes the special significance of the work supervisors, including maps of lessons and other documentation. It is noted that the pedagogical practice allows you to "try out" important areas of work of the teacher as an organizer of learning and cognitive activity of pupils in the classroom and outside school hours, a teacher and a mentor.
student teaching
readiness for student teaching
motives to pedagogical activity
professional competence
a subject position of the student.

Основные навыки профессиональной деятельности будущего учителя рождаются в свободной от диктата внеаудиторной среде педагогической практики. Педагогическая практика позволяет имитировать важные сферы труда учителя, а также способствует:

  1. становлению положительной мотивации к образовательной деятельности. Студент не только «входит» в свою профессиональную деятельность, но и вступает в «новую ситуацию развития» (Л.С. Выготский), поднимается на новые ступени своего профессионального и духовного совершенствования [2, с. 26];
  2. развитию навыка ориентации в различной педагогической информации (нормативных документах, учебной и методической литературе, отчетной документации);
  3. формированию индивидуального стиля преподавания;
  4. поиску оптимальной организации педагогического процесса в ходе осуществления педагогического эксперимента;
  5. приобретению опыта эмоционально-ценностного отношения к профессии, опыта общения и взаимодействия с учащимися, их родителями, учителями и администрацией образовательного учреждения.

Таким образом, педагогическая практика позволяет приобретенные ме­тоды классического образования творчески переносить на современную си­туацию. Чужие методики приобретают личностные черты субъекта, стано­вятся его сущностью и ориентируют в области культуры педагогической дея­тельности.

Подготовка студентов-бакалавров к педагогической практике на кафедре химии и методики преподавания химии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» осуществляется поэтапно.

На первом этапе осуществляется знакомство студентов с дисциплинами педагогического цикла («Методика обучения химии», «Элективные курсы в химии», «Концепции химического образования в школах разного типа», «Антропоэкологическое образование в школьном курсе», «Современные средства оценивания результатов обучения химии»). Система дисциплин, реализуемых на кафедре химии и направленных на подготовку к педагогической деятельности, представлена в таблице.

Система дисциплин, реализуемых на кафедре химии и направленных на подготовку к педагогической деятельности

Дисциплина

Курс

Место в ООП ООО

Задача дисциплины в подготовке к педагогической деятельности

Ожидаемый результат освоения курса

Основные методы и технологии, используемые в курсе

«Методика обучения химии»

3,4

Профессиональный цикл, базовая часть

Системообразующая роль в подготовке учителя химии

Способность к подготовке и редактированию текстов профессионального содержания.

Готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся.

Готовность к взаимодействию с субъектами образовательного процесса

 

Технологии группового обучения, имитационные игры, метод кейсов

«Изучение передового опыта учителей»

5

Профессиональный цикл, дисциплина по выбору вариативной части

Способствовать формированию у студентов собственного стиля работы на основе анализа опыта ведущих учителей химии

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

 

Метод анализа педагогических ситуаций, посещение мастер-классов и открытых уроков учителей химии,

дискуссии,

имитационные игры, тестирование, анкетирование и интервьюирование, встреча с учителями-новаторами

 

«Концепции химического образования в школах разного типа»

3

Профессиональный цикл, дисциплина по выбору вариативной части

Ознакомить студентов с особенностями реализации химического образования в школах разного типа

Способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

 

Дискуссия, технологии групповой работы

«Антропоэкологическое образование в школьном курсе»

4

Профессиональный цикл, дисциплина по выбору вариативной части

Научить студентов реализовывать антропоэкологический подход в преподавании химии

Способность реализовывать учебные программы  базовых  и  элективных курсов в различных образовательных учреждениях

Проектная деятельность, создание социальной рекламы, имитационные и деловые игры, метод кейсов

 

«Элективные курсы в химии»

3

Профессиональный цикл, дисциплина по выбору вариативной части

Раскрыть смысл профилизации обучения, проанализировать систему элективных курсов по химии в учебном плане основной школы

 

Способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

Разработка элективных курсов по химии разной направленности

«Современные средства оценивания результатов обучения химии»

5

Математический и естественно-научный цикл, дисциплина по выбору вариативной части

Ознакомить студентов с основными требованиями к результатам обучения химии, современными средствами оценивания результатов обучения химии, теорией тестового контроля, порядком организации и проведения итоговой аттестации в виде ЕГЭ и ГИА

 

Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования

ИКТ-технологии, групповые технологии, тестирование, создание тестов разных типов

 

На втором этапе проводится анализ готовности студентов к осуществлению педагогической деятельности (мотивации студентов). По данным В.А. Сургучёва [5], В.Г. Чичикина [6], хорошо подготовленными к практической деятельности считают себя лишь 25% опрошенных студентов. Схожие результаты получены в исследованиях Е.М. Ивановой [4] и др. Что же подразумевается под готовностью к профессиональной деятельности? В современной педагогике профессиональную готовность определяют через профессиональную компетентность (А.К. Маркова, В.И. Кашницкий, Л.А. Петровская, В.А. Сластенин и др.). Под профессиональной компетентностью педагога понимают совокупность его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, которая характеризует его профессионализм. В структуре готовности к профессиональной педагогической деятельности выделены следующие функциональные блоки:

  1. Личностно-мотивационный: совокупность профессионально важных качеств, определяющих отношение к профессиональной деятельности.
  2. Представление о целях профессиональной деятельности.
  3. Представление о содержании деятельности и способах ее выполнения: знания и умения, необходимые для выполнения профессиональной деятельности.
  4. Информационный блок: качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение информации, необходимой для выполнения профессиональной деятельности.
  5. Управление деятельностью и принятие решений: качества обеспечивают планирование, контроль и оценку собственной профессиональной деятельности.

Каждый блок включает перечень профессионально важных качеств, которые оказывают значимое влияние на эффективность профессиональной педагогической деятельности.

Психологическая готовность педагога к профессиональной деятельности проявляется:

- в форме установок;

- в виде мотивационной готовности, позволяющей осознать смысл и ценность того, что он делает;

- в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации [1].

Для определения уровня мотивации к педагогической деятельности, установок и уровня профессионально-личностной готовности мы использовали разработанную нами анкету, а также тесты на выявление тенденций к стилям педагогического общения (О.Н. Бочарова), на самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе, методику «Психологический портрет учителя» (З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина), вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова).

В педагогическую деятельность студентов приводит разное. Большинство респондентов (от 63,5 до 78,4%) мотивом к освоению педагогической профессии называют личную выгоду и явные преимущества этого рода деятельности (длительный отпуск летом, наличие свободного времени, возможность подрабатывать репетиторством и др., классическое образование, обеспечивающее широкий выбор сферы дальнейшей деятельности). Довольно много опрошенных (от 40,9 до 52,5%) выбрали педаго­гическую деятельность неосознанно, либо под влиянием (не прошли по конкурсу в иные вузы, послушались родителей, друзей). Лишь незначительное число студентов изначально считают педагогическую деятельность своим призванием и видят ее значимость для государства (6,7 – 8,2%). Мотив самосовершенствования и заинтересованности педагогикой указали всего 3,5 – 7,6% студентов. Таким образом, было выяснено, что для большинства студентов мотивация является внешней.

Наша задача - создание внутренней мотивации студентов, поэтому мы стремились привести студентов к осознанию необходимости постоянного саморазвития и самообразования. В рамках дисциплины «Изучение передового опыта учителей химии» мы организовали экскурсии в школы города, посе­тили уроки более 20 учителей и проанализировали их. Кроме того, студентам было предложено провести самодиагностику на основе тестов: «Опреде­ление уровня рефлексивности мышления» (О.С. Анисимов), «Определение уровня личностной рефлексии» (И.А. Стеценко), «Оценка способности к са­моразвитию, самообразованию» (В.И. Андреев), «Оценка и самооценка про­фессионально важных качеств» (Н.К. Сергеев и В.В. Арнаутов), методика «Перевод на Суахили» (Г.С. Сухобская и Ю.Н. Кулюткин). Оказалось, что у 29,6% ребят рефлексивные навыки не сформированы.

Создание положительной мотивации возможно лишь при система­тическом использовании приведенных выше методов и форм работы.

Актуализация субъектной позиции студентов достигалась в результате организации проблемно-рефлексивных игр, способствующих созданию ситуации свободы и ответственности за выбор деятельности, стиля поведения и др. С помощью игр формировались такие качества субъекта, как способность к самоосмыслению, к толерантности, сотрудничеству.

В подборку вошли игры следующих типов: по направленности на приобретение знаний, формирование отношений («игра-знание», «игра-отношение», «игра-дело») и по форме (сюжетно-ролевые и игры с правилами).

Особую роль в становлении субъектной позиции студента играл анализ педагогических ситуаций и рефлексивно-функциональный анализ педагогической деятельности.

За основу анализа мы брали ситуации из книги «Педагогика рефлексии: взгляд на профессиональную подготовку учителя» Б.З. Вульфова и В.Н. Харькина [3], с сайта  Inter-ПЕДАГОГИКА [7], а также позаимствованные из собственного опыта работы. Студентам предлагалось проиграть каждую ситуацию, выяснить причину ее возникновения, выявить ошибки в поведении участников. Педагогические ситуации выполняли функцию учебной модели, кейса, объединяющего теоретические знания в области педагогики и психологии и реальную практику. Порой ситуации требовали привлечения дополнительной информации, группового обсуждения возможных способов решения, взаимокритики, рефлексии. Ролевая имитация создавала эмоциональный фон для рефлексии, что также отражалось на создании положительной мотивации к педагогической деятельности.

В итоге студенты приобрели ряд важных для последующей работы умений:

- видеть в педагогической ситуации проблему и оформлять ее в виде педагогических задач;

- при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного субъекта деятельности, имеющего свои собственные мотивы и цели;

- делать предметом анализа каждый свой шаг;

- находить способы решения проблемы, которые дают быстрый результат;

- тактически мыслить, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации;

- работать в «системе параллельных целей», создавать «поле возможностей для педагогического маневра»;

- принимать достойное решение выхода из трудных педагогических ситуаций;

- анализировать ситуацию в динамике, видеть близкие и отдаленные результаты;

- аргументированно, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения.

Анализ педагогических ситуаций был своего рода тренингом, основой формирования мотивации и развития рефлексивных умений будущего учителя. Созданная база позволила нам реализовать технологию рефлексивно-функционального анализа педагогической деятельности (по Н.Я. Сайгушеву). Задача технологии – осмысление студентом важнейших функций учителя и формирование культурно-ценностных профессиональных ориентаций, знаний и умений культуры педагогической деятельности. При определении логики рефлексивно-функционального анализа и соответствующих ей механизмов личностного присвоения будущим учителем функций культурной педагогической деятельности использовался механизм деятельности: поиск – оценка – выбор - проекция.

Третий этап - собственно педагогическая практика. Она разбита на 3 периода: летняя практика, практика 3 курса и преддипломная практика 4 курса. Педагогическая практика 3 и 4 курсов протекает в течение трех-шести недель в средних общеобразовательных школах, в школах гимназиях и лицеях г. Оренбурга и Оренбургской области. Данный вид работы призван формировать профессиональные умения и навыки, умения использовать на практике полученные теоретические знания в вузе как на дисциплинах психолого-педагогического цикла, так и химических. В содержание педагогической практики включается вся деятельность учителя-предметника и классного руководителя. Особое внимание уделяется подготовке конспектов уроков и технологических карт, для чего широко используются элементы дистанционного обучения (общение в вики-среде и через электронную почту), а также анализу уроков и внеклассных мероприятий, осуществляемых совместно методистами, учителями и студентами-практикантами. Формой контроля являются установочная и итоговая конференция, проверка конспектов и технологических карт, результаты педагогических исследований, видеоролики и общий отчет по проведенной работе.

Таким образом, педагогическая практика будет эффективной при реализации трех условий: систематической и комплексной подготовки на протяжении всего срока обучения; при использовании разнообразных методов (прежде всего имитационно-ролевых); становлении субъектной позиции и формировании положительной мотивации студентов к педагогической деятельности.