Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE FUNDAMENTALS OF DIDACTICS AND MODULAR TRAINING OF THE RESIDENTS AT THE DEPARTMENT OF INFECTIOUS DISEASES IN MEDICAL COLLEGE

Романцов М.Г., Сологуб Т.В.
Perspective pedagogical innovations (business games, modular teaching, integrated lessons) are slowly coming into practice of college teacher’s training activity. Taking into consideration the stable interest forming to educational and research activity, for the purpose of teaching quality, we use the model of the educational process in the form of educational module. We suggested the structure of the lessons of the section “Rational pharmacotherapy of children, being in poor health. The modular block provides the solution of vocational-educational, personal and developing tasks (the technology of teaching); widen communicative activity, connecting with the creation of psychologic atmosphere, which is necessary for the solution of professionally oriented tasks (technology of communication); opens up the subjective teacher’s position against the professional activity and pedagogic communication, because vocational-educational activity and pedagogic communication exists owing to the presence of subject (the personality of the teacher), and the teaching effectiveness depends on teacher’s ability to mobilize his/her activity, to co-ordinate it with the requirements, which are made to the level of students vocational training.

Длительное время высшая профессиональная школа находилась на позициях гностического (знаниевого) подхода, основной образовательной задачей считалось формирование у учащихся прочных систематизированных знаний, сейчас акцент изменился, от гностического подхода к деятельностному, при этом, образование рассматривается как формирование способности к активной деятельности, к труду во всех его формах, в том числе и к творческой профессиональной деятельности. Преподаватель вуза, независимо от научных степеней и званий по специальности должен владеть определенной суммой педагогических знаний о том, как их применять в собственной педагогической деятельности[1].

При переориентации учебно - воспитательного процесса от знаниевого к деятельностному подходу, актуальным становится построение системы знаний, необходимой и достаточной для овладения основами профессиональной деятельности, совершенствование знаний, лежащих в основе овладения деятельностью; совершенствование системы знаний о деятельности, ее целях, способах, средствах и условиях, поиск повышения уровня обобщения формируемых знаний. Поиск возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями, их ценностными ориентациями. Создание таких условий учебно-практической деятельности, когда обучающимся необходимо активно применять имеющиеся знания для решения практических задач[2].

Решение этих задач представляет серьезные требования к организации учебного процесса в высшем учебном заведении, к уровню научной разработки проблем дидактики высшей школы, которая является молодой отраслью педагогической науки и интенсивно развивается только последние 10-20 лет, поэтому содержит огромное количество нерешенных проблем.

По мнению Б.Т.Лихачева (1998), в «научной, педагогической и примыкающей к педагогике среде ученых произвол и субъективизм носят дремучий характер», обусловлено это сложностью педагогических категорий, отсутствием методологических исследований, в которых педагогические понятия были бы представлены во взаимодействии и взаимосвязи с категориями смежных наук. Другая причина состоит в том, что отсутствует серьезное профессиональное педагогическое образование. Курсы лекций по педагогике, во многих вузах, носят популярно-ознакомительный характер, чрезвычайно слаба педагогическая подготовка аспирантов, докторантов, что напрямую негативно отражается на качестве проводимых учебных занятий. Выходом служит постоянная, систематическая самообразовательная работа, развитие в себе каждым педагогом стремления к чтению педагогической и психологической литературы, умения развивать в себе педагогическое мышление[3].

Проблема содержания учебного материала того или иного учебного курса-важнейшая дидактическая задача. На отбор учебного материала оказывают влияние дидактические принципы, к которым относятся: научность, систематичность и последовательность, системность, межпредметные связи, связь теории и практики обучения с жизнью, профессиональная направленность, наглядность, доступность, дифференцированный и индивидуальный подходы, создание положительного отношения к учению и мотивация1.

Совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессиональную деятельность преподавателя, носит целостный характер и выступает как познавательно - действующая система, определяющая отношение между сложившимися взглядами на профессиональное образование и профессионально - педагогическую деятельность преподавателя вуза. Обобщенным показателем профессиональной компетентности преподавателя является его педагогическая культура, представленная интегративным качеством личности педагога - профессионала, условием и предпосылкой его эффективной деятельности[4].

Изучение содержания педагогических инноваций в вузе показало, что особенно активно используется в инновации организация и руководство индивидуальной самостоятельной работой (81.3%). Более половины преподавателей (60%) указывают на проблемность в обучении как на педагогическое новшество, хотя история проблемного обучения насчитывает уже более 30 лет. К сожалению, многие перспективные педагогические инновации [деловые игры, модульное обучение, интегрированные занятия (от 10 до 30%)] медленно входят в практику обучающей деятельности преподавателя вуза.

С учетом формирования у студентов устойчивого интереса к учебной и исследовательской деятельности, с целью повышения качества обучения, нами используется модель образовательного процесса в виде учебного модуля (табл.1).

В основе образовательной (модульной) технологии, применяемой нами, лежит сочетание активных форм обучения, самостоятельное освоение студентами материала и использование обучающими компьютерных программ. На преподавателя возлагаются функции координирования познавательного процесса, корректировка учебного предмета и/или его раздела, консультирование, при этом устанавливается и новая роль обучающегося. Обучение, как справедливо считает Н.А. Кондратенко, требует настойчивости, целеустремленности, честности, владения основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного пополнения знаний с максимальной мотивированностью к учебно - познавательной деятельности[5].

Предлагаем структуру лекционных и практических занятий для клинических ординаторов и аспирантов по разделу «Рациональная фармакотерапия часто болеющих детей».

Эффективность любого вида обучения (если это обучение, а не самообразование) зависит от эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, от используемых педагогических технологий, от эффективности разработанных методических материалов, методов, способов их доставки и эффективности обратной связи [6]

Предложенный нами модульный блок обеспечивает решение профессионально - образовательных, личностно-развивающих задач (технология обучения). Расширяет коммуникативные действия, связанные с созданием психологической атмосферы, необходимой для решения профессионально ориентированных задач (технология общения); раскрывает субъектную, по отношению к профессиональной деятельности и педагогическому общению, позицию преподавателя, поскольку профессионально-педагогическая деятельность и педагогическое общение существуют благодаря наличию субъекта (личности преподавателя), а эффективность обучения зависит от способности преподавателя мобилизировать свою активность, согласовать ее с требованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной подготовки в вузе.

Таблица 1. Технологическая последовательность построения образовательного процесса в учебном модуле

Наименование

Обеспечение

Импринтинг

Пропедевтическая лекция

Проблемная лекция

Меморайзинг

Глоссарное обучение

СД-ROM –лекции

Актуализация

Семинар

Контрольное тестирование

Реферативное сообщение

Выполнение индивидуальных работ

Таблица 2. Рациональная фармакотерапия детей, относящихся к группе часто и длительно болеющие

№№

п/п

Структура лекционного курса

Краткое содержание

1.

Терминология (глоссарий)

Определение термина «часто болеющий ребенок».

Клиническая характеристика группы детей, относящихся к группе часто и длительно болеющих. Критерии отбора детей в указанную группу.

Особенности развития детей.

2.

Респираторная патология в группе ЧБД

Причины повторной респираторной заболеваемости детей. Характеристика возбудителей, вызывающих повторные ОРЗ и их эпидемиологическая значимость.

Особенности противовирусного иммунного ответа у детей. Патогенез и клинические особенности проявления респираторной патологии у детей, относящихся к группе ЧБД. Вопросы дифференциальной диагностики респираторной патологии у детей. Причины плохой контролируемости гриппа и ОРЗ.

3.

Заболевания ЛОР-органов, формирующие группу ЧБД.

Структура ЛОР-патологии у детей, часто болеющих ОРЗ. Особенности течения острого и хронического синусита, тонзиллита, ринофарингита, туботитов.Тактика лечения и профилактики.

4.

Нарушения микробиоценоза дыхательных путей и кишечника в группе ЧБД.

Физиология пищеварения. Основные принципы терапии при заболеваниях кишечника и дисбиозе.

Тактика комплексной терапии при нарушениях микробиоценоза кишечника у детей и заболеваниях кишечника.

5.

Особенности системы иммунитета у здоровых детей и характеристика иммунного ответа в группе ЧБД.

Общие представления о системе иммунитета здоровых детей. Развитие системы иммунитета в онтогенезе. Характеристика иммунного ответа здоровых детей. Критические возрастные периоды развития иммунной системы. Особенности клеточно-опосредованного и гуморального иммунного ответа. Особенности иммунитета в подростковом возрасте, курение - как фактор риска развития нарушений в иммунной систем.

Особенности иммунного ответа в группе часто и длительно болеющих детей: клеточный, гуморальный, местный иммунитет. Особенности противовирусного иммунного ответа в группе часто болеющих детей. Формирование иммунокомплексной патологии. Система цитокинов. Общие принципы иммунотерапии. Иммунокоррекция, иммуномодуляция. Группа иммуномодуляторов.

6.

Эмпирическая и рациональная фармакотерапия ЧБД.

Этапы оздоровления (реабилитации) ЧБД. Комплекс мер, необходимый для оздоровления: рациональное питание, режим дня,закаливание, физио-и лечебная физкультура. Витамины,адапиогены.

Этиопатогенетическая терапия. Противовирусные средства, требования к ним и их характеристика. Классификация. Материалы, подтверждающие эффективность применения наиболее широко используемых препаратов. Противовоспалительные средства-антибиотики местного действия, их характеристика и эффективность применения у данной категории детей. Иммуномодуляторы. Классификация, их характеристика и эффективность применения. Ингибиторы протеолиза. Возможность их применения для оздоровления ЧБД. Средства симптоматической терапии, ее эффективность. Лекарственные сборы, рекомендуемые для лечения болезней респираторного тракта. Средства, необходимые для коррекции микробиоценоза в группе ЧБД. Их классификация, опыт и эффективность применения. Алгоритм контроля ОРЗ и гриппа в группе ЧБД.

7.

Итоговый контроль:

Реферативные сообщения;

Тестовый контроль;

Решение контрольных задач;


[1] В.А.Попков, А.В.Коржуев Дидактика высшей школы.-М.,2004.С.3.

[2] А.М.Новиков Профессиональное образование в России.-М.,1977.С.45.

[3] Б.Т.Лихачев Методологические основы педагогики.-Самара.-1998.-С.21.

[4] И.Ф.Исаев Профессионально-педагогическая культура преподавателя.М.,2002.-С.21.

[5] Н.А.Кондратенко Эксперимент Министерства образования России в области дистанционного образования //Право и образование.М.,2001.№1.С.9-13.

[6] М.Г.Романцов Повышение качества образования учебного процесса //Здоровье сохраняющее образование - новое качество обучения ХХI века.-СПб.-2002.С. 33.