Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VALUE SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY

Grevzeva G.Y. 1 Kolyada O.V. 1
1 Chelyabinsk State Institute of Culture
The article is devoted to socio-cultural activity, which has its social and personal value. Culture, its values are values of education. The socio-cultural basics of education reflect his focus on the social and personal development of the person. The article analyzes study on issues of socio-cultural activities; reveals the essence of the concepts "value", "function values", "valuable orientations", "culture". Basing on the concepts of analysis, key definition of our research – values – was derived. Scientific positions of moral, civil, social, cultural and other values are disclosed. Moreover, the value of social and cultural activities as a mechanism of socio-cultural education of the individual student; the evolution of socio-cultural values under the influence of socio-economic, socio-cultural and technical development of the company; the place and role of ethical values in the development of society and personality; means of initiation of the individual to socio-cultural values as the substantive basis of the socio-cultural formation of personality are discussed. Special importance was attached to folk art as a meaning of communion of the individual to cultural values. It notes the importance of folk music in the upbringing of the individual. Special attention is paid to valuable orientations, professional and ethical culture. Features of professional and ethical culture, e.g. integrative, regulatory, normative and upbringing education, are stand out. The importance of art in the formation of the personality is revealed, and some therapeutic effect of folk art in the formation of the personality is noted.
values
functions of values
value orientations
culture

Педагогический аспект социально-культурной деятельности состоит в регулировании процессов культуры социальных отношений. Сам процесс осуществляется в различных формах, включая и досуговую деятельность, направленную на решение культурно-образовательных задач. Сегодня социально-культурная деятельность как процесс формирования культуры социальных отношений может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации и воспитания личности. От того, на каких ценностях акцентирует свое внимание педагог, зависит, в каком направлении будет осуществляться воспитательный процесс.

Значительный вклад в разработку проблем аксиологии внесли В.П. Тугаринов, С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Ю.М. Смоленцев, В.А. Ядов и др. Ценности как регуляторы сознания, поведения и деятельности личности, их структура, классификация явились предметом исследования Б.Г. Ананьева, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной и др.

Проблеме ценностных ориентаций посвящены исследования социологов, психологов, педагогов, культурологов Ж.С. Мамедовой, Л.В. Радиной, С.В. Мерзляковой, Л.Х. Нагоевой, Л.В. Брик, И.Г. Биченко, А.Н. Мушкировой, М.Я. Курганской, О.В. Горшковой, В.А. Виноградовой, М.А. Конькова, С.С. Цороева и др.; вопросы освоения культурных ценностей в сфере социально-культурной деятельности представлены в работах М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, И.Н. Ерошенкова, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Сукало, Н.В. Шарковской и др.

Категория ценности – категория междисциплинарная: социологи считают ее категорией социологической; философы – философской категорией. Идеи аксиологии как учения о ценности разрабатывались в исследованиях представителей различных философских школ: неокантианцев (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.), приверженцев феноменологии (Н. Гартман, М. Шеллер и др.), отечественных философов конца XIX – начала XX в. (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др.).

В исследованиях современных философов (Е.А. Ануфриева, Л.П. Буева, А.М. Коршунова и др.) выявляется соотношение категорий «ценность» и «общество», «ценность» и «общественные отношения». Теория ценностей рассматривается в тесной связи с теорией личности. Существует более 400 определений понятия «ценность», но они не противоречат друг другу.

Конкретные функции ценностей в жизни общества и человека выделил В.А. Нечаев [8], который справедливо считает, что ценность – это фундамент человеческой культуры, реальная преобразующая сила, критерий совершенства.

Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. Н.Д. Никандров высказывает мнение о нецелесообразности обособления трех раздельных «подходов» или «уровней»: религиозного, житейского и пути обращения к ценностям фундаментальным [10].

Исследуя проблему гражданского воспитания, мы выделяем гражданские ценности, к которым относим: патриотизм, гражданственность, активность, ответственность, независимость убеждений, демократизм, толерантность и др.

Категория «ценность» имеет все основания быть интерпретированной в педагогическом смысле. С.Н. Кулаков отмечает, что педагогику интересует не устоявшийся факт, не результат житейского опыта, а моделирование, проектирование результатов определенного воспитания [8, с. 22]. Педагогика и гражданское воспитание, по мнению И.М. Дуранова, связаны, прежде всего, с духовными ценностями, при этом первостепенное значение имеют нравственные и познавательные ценности [7]. Н.А. Бердяев сосредоточил внимание на нравственных ценностях в работе «Философия свободы» [2]. Для него человек представляет собой абсолютную ценность, а всякое его творчество представляет собой значимость, то есть ценность. При этом нравственные ценности связываются с ее правами и обязанностями.

Ценность, по мнению М.М. Бахтина, выступает как эмоционально-волевой тон отношений к предмету; его функция состоит в установлении единства личности с предметом ценности [1, с. 90]. Очевидна взаимосвязь ценностей и культуры, ценностей и духовной деятельности. Ценность как междисциплинарная категория выражает положительную значимость объектов окружающего мира для человека. Ценности изменяются с возрастом и обстоятельствами жизни. Под ценностями мы понимаем ценности культуры нравственных отношений.

Культура – содержательная основа образования личности – представляет безусловную ценность, прежде всего культуру социальных отношений, включая нравственные, правовые, политические, эстетические, экологические нормы отношений.

Природа ценности неоднозначна, ее сущность и содержание учеными трактуются по-разному, что и привело к необходимости систематизации основных ценностных категорий. Мы согласны с утверждением ученых (А. Маслоу, А.Б. Орлова, К. Роджерс и др.), что универсальные ценности лежат в самом человеке, его субъектном опыте.

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников считают наиболее распространенными социально-культурные ценности (искусственные и естественные; материальные и духовные; социальные и индивидуальные). Новый научный взгляд на мир должен привести к активной позиции: к установке лучше понять эту систему ценностей. Не будет преувеличением сказать, что наша современная планетарная система находится в очередной точке выбора дальнейшего пути развития.

Ценности являются компонентами человеческой культуры, наряду с идеалами и нормами являются относительными ценностями. Норма – правило поведения в определенной ситуации. Изменение норм является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Эти понятия взаимосвязаны, и если что-то будет меняться, то будет меняться и картина образа жизни в целом. Образ жизни зависит от норм, ценностей и морали данной группы людей.

Анализ педагогических исследований Г.Я. Гревцевой [3-6], М.Е. Дуранова [6], М.В. Циулиной [13; 14] и др. показывает, что к личностным ценностям, имеющим социальную, прежде всего гражданскую направленность, следует отнести: любовь к родному краю, семье, народу; гражданский долг, профессиональную компетентность и т.д. Ценности могут быть целью и средством воспитания. М.В. Циулина рассматривает «патриотизм как результат освоения традиционных ценностей своего народа, своей культуры» [13, с. 47].

Социальные ценности – «важнейший элемент культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающий общую стратегическую линию такой регуляции» [12, с. 534].

Гражданственность представляет собой социальную ценность для развития общества и личности. Уровень гражданственности становится важным критерием определения цивилизованности общества и играет ведущую роль в становлении государственности [5].

А.И. Стронин [11] трактует гражданственность как единство предания, обычая и нравственных качеств человека. Он изучал также вопросы соотношения цивилизации и культуры, менталитета: понимание чести, храбрости, подвижничества и др. Особого внимания заслуживают его размышления о свободе, равенстве.

Нравственные ценности (добро, милосердие, честность и др.) в единстве с другими ценностями создают сложный мир духовных образований. Нравственность побуждает человека к этическому поведению.

Придерживаясь классификации В.А. Ядова [16], в которой выделяются ценности-нормативы, ценности-идеалы, ценности-цели, ценности-средства, гражданские ценности мы относим к социальным ценностям. Гражданские ценностиэто социальные ценности: идеал законопослушного гражданина-патриота, компетентного налогоплательщика, активного избирателя, грамотного потребителя, добросовестного и ответственного работника, семьянина [6].

В новой системе ценностей приоритетными должны стать семья, здоровье, труд, любовь, сохранение окружающей среды, достоинство личности, профессионализм и образованность, честность и обязательность, взаимное доверие, толерантность, законопослушность и т.д.

Ценностные ориентации – одно из личностных образований, определяют отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, регулируют поведение, позволяют найти смысл и цель жизнедеятельности. Кроме того, ценностные ориентации являются важнейшей психической характеристикой зрелой личности.

Социологическое направление в изучении ценностных ориентаций представлено в трудах А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Психологический аспект ценностных ориентаций раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Рубинштейна и других. Система образования помогает человеку определить свое место в мире, ценности, на которые он должен ориентироваться, и от образования в первую очередь зависит перспективный взгляд на ход мирового развития. Поэтому формирование нравственности является одной из основных задач высшей школы и образования в целом.

С культурологических и педагогических позиций процесс воспитания и обучения можно определить как вхождение личности в современную социально-культурную среду, в мир культуры и культурных ценностей. Будущий специалист должен обладать не только специальными знаниями и навыками, общими профессиональными умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами его профессиональной деятельности, уметь сознательно контролировать результаты своей деятельности.

На необходимость формирования ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи обращается внимание в нормативных документах, отражающих ключевые принципы и направления государственной образовательной политики России.

Профессионально-этическая культура является составной частью профессиональной культуры, требующей целенаправленного формирования. Л.М. Шарова [15] к ее функциям относит: интегративную (единство процесса создания ценностей и их освоения); регулятивную (систему профессионально-этических ценностей, являющуюся регулятором социально-педагогических отношений), нормативную (нормы культуры социальных отношений как ценности регулируемых межсоциальных и межличных отношений); образовательно-воспитательную (через формирование качеств личности, взаимодействие участников). Приобщение студенческой молодежи к этическим нормам как социально-культурным ценностям осуществляется в процессе изучения многих учебных дисциплин и педагогики.

Важной особенностью процесса социокультурного образования личности является ее личностно-деятельностный и ценностный подходы. Источником социокультурного образования и нравственного становления личности является опыт ее деятельности. Поэтому задача педагогавключить воспитанников в разнообразную творческую деятельность, создать среду, которая: 1) предусматривает в центре образования личность, ее индивидуальное развитие; задача взрослого при этом – оказывать педагогическую поддержку; 2) способствует формированию в процессе образования демократических принципов в отношениях между людьми: взаимного уважения прав и свобод друг друга, умения вести диалог, конструктивного разрешения конфликтов, нетерпимого отношения к нарушению прав ребенка; 3) строит воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности; 4) создает ситуации выбора, учит осуществлять выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за принятое решение.

Социокультурное образование в процессе социально-педагогической деятельности выступает важным фактором приобщения студентов к ценностям искусства. Искусство имеет мощный этико-эстетический потенциал образования личности, ее приобщения к социально-культурным ценностям. Осуществляя образование личности, мы приобщаем наших воспитанников к ценностям культуры. Ценности личности проявляются в идеалах, установках, убеждениях, деятельности, связанной с духовными, нравственными ценностями. Обратимся к понятию «ценностные ориентации». Подходы ученых к сущности данного понятия разнообразны. Но все единодушны в том, что содержание ценностных ориентаций человека обуславливают ее направленность, определяют его позицию человека к явлениям окружающей действительности.

Взаимосвязь ценностей проявляется в искусстве. Воспитательное значение произведений искусства заключается в том, что они «создают возможность войти внутрь «жизни», пережить «кусочек жизни» (Б.М. Теплов). Самый благодарный путь приобщения к культурным ценностям – возрождение традиций, обычаев, погружение в истоки национальной культуры. Поэтому не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщить молодежь к народной культуре – одна из задач обучения и воспитания.

Сказки, легенды, предания, обряды, детские прибаутки, пословицы, поговорки – все эти виды устного народного творчества вошли в сокровищницу художественных творений русского народа. Особенно важно использовать народное искусство (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) с запечатленными в нем наглядными образами окружающих предметов и явлений в доступной для познания человека форме. Осуществление художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, игровой деятельности удовлетворяет интеллектуальную, познавательную потребность.

Говоря о ценности народного искусства в образовании личности, можно отметить его терапевтический эффект. Народное искусство доступно пониманию учащихся, содействует появлению чувства радости, удовлетворения. Гуманность, жизнеутверждающая основа, яркость образов и красок народного искусства вызывает у учащихся хорошее настроение. Большие потенциальные возможности в приобщении детей к национальным традициям кроются в народной музыке.

Музыкальное искусство, несомненно, является одним из средств трансляции культурных ценностей [9]. Музыка воспитывает эстетическую отзывчивость. Формирует направленность на познание мира, человека, действительности. Но воспитание средствами музыкального искусства предполагает учет индивидуальных особенностей личности.

Музыка – источник, способ развития человека, источник духовного общения, средство самовыражения, развития памяти, воображения, мышления и т.д. Народные музыкальные произведения (народные и колыбельные песни, частушки и др.) знакомят человека с традициями, обычаями и бытом русского и других народов, формируют гуманное отношение к миру.