Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPING ENVIRONMENT OF THE TECHNICAL UNIVERSITY AND ITS CHARACTERISTICS

Lesher O.V. 1 Khromov P.A. 1
1 FSBIHE "Nosov Magnitogorsk State Technical University"
The relevance of this study due to the need for, taking into account the global trends in education, continuous improvement of the educational process in the Russian Federation, a key component of which is the development of the educational environment of a higher educational institution. The article considers different points of view of scientists on the question of the definition of "environment", "developing educational environment", presents the author's point of view. In addition, the main characteristics, structure and function of the developing educational environment of a technical University. Characterized by the contents of the structural components of the developing educational environment of a technical University: social, spatial-domain, psychodidactic, emotional, cognitive and reflexive. The specifics of the student at the technical University, which is associated with the peculiarities of aims, tasks, forms and methods of the learning process, but also with the psychological characteristics of young people.
environment
developing educational environment
technical university
education
quality of education
a component part of developing the university environment.

Динамично изменяющаяся социокультурная ситуация в России и мире диктует требование постоянной модернизации образовательного процесса, одним из компонентов которой является развитие образовательной среды высшего учебного заведения.

В современном научном мире активно используется понятие «среда», как правило, в самом общем смысле как окружение. Авторы отмечают, что существующие современные подходы к образованию содержат в той или иной степени идею среды как параметра учебно-воспитательной деятельности высшего учебного заведения [2].

Вместе с тем существуют взгляды на содержание понятия «среда», которое трактуется как ряд условий и факторов, окружающих человека. Так, например, Ясвин В.А. понятие «среда» определяет как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [10]. Автор, обращаясь к теории возможностей Дж. Гибсона, акцентирует внимание на том, что ключевым элементом во взаимоотношениях среды и субъекта среды является возможность. При этом ученый отмечает, что чем активнее и интенсивнее личность использует возможности среды, тем более продуктивно происходит ее саморазвитие.

Исследователь Бережнова Л.Н. определяет понятие «среда» как специфическую форму человеческой практики, направленную на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих человеку познать мир и себя в этом мире [7].

Обратившись к понятию «образование», можно обнаружить, что данное понятие традиционно определяется как процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также механизмами мышления, необходимыми для его полного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций [6].

Отдельные ученые трактуют образование как результат организованного обучения и самостоятельного усвоения знаний, формирования на их основе научного мировоззрения, моральных и иных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей [2].

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» идентифицирует данное понятие как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, 40 опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [5].

Учитывая представленные точки зрения на содержание понятий «среда» и «образование», уточним определение понятия «образовательная среда вуза». Образовательная среда вуза представляет собой совокупность условий, видов и форм деятельности, обеспечивающих образование студента и направленных на формирование социально-ориентированной, целеустремленной, мобильной и конкурентно-способной личности будущего специалиста.

Развивающая образовательная среда в первую очередь ориентирована на преобразование имеющихся у обучающегося навыков и выведение их на качественно новый, более высокий уровень.

Таким образом, понятие «развивающая образовательная среда» является многогранным, сложным, системным и отчасти субъективным феноменом.

Согласно выводам исследования, проводимого нами, развивающая образовательная среда технического университета призвана выполнять, прежде всего, следующие функции:

  • обеспечивать свободу выбора мировоззрения и мировосприятия студентов, становление которых начинается с самых ранних лет, не обходится без влияния внешней среды. Образовательная среда призвана ознакомить обучающегося с различными направлениями и сферами жизнедеятельности, взглядами, но в то же время не навязывать определенную точку зрения, а предоставить возможность сформировать собственную;
  • развивать внутренний потенциал студента, способствовать становлению конкурентоспособного специалиста и саморазвитию обучающегося как личности.

К моменту поступления в высшее учебное заведение студенты имеют за плечами определенный багаж жизненного опыта, знаний и навыков. Однако зачастую, в силу некоторых причин – внутренних (эмоциональных, психологических) либо внешних (влияние окружения, социальных стандартов, принятых в обществе, экономической и политической ситуации в стране) – будущие специалисты не имеют должного представления о своем потенциале, возможностях, которыми они обладают. Задача развивающей образовательной среды – способствовать развитию внутреннего потенциала обучающегося, направлению его энергии в перспективное русло, в последующем – формированию конкурентоспособного специалиста [8].

Кроме того, в современных условиях развития России и модернизации системы образования в качестве основного результата образования рассматривается способность и готовность молодых людей нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, которое их породило. Мир, в котором живет и учится студент, является динамично развивающейся системой, диктующей требование постоянного совершенствования собственной системы знаний, умений и навыков, прежде всего в процессе обучения в высшем учебном заведении, развивающая образовательная среда которого формирует навыки саморазвития и самообучения; обеспечивает условия интеграции студентов в образовательный процесс; способствует их адаптации в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Образовательный процесс в высшем учебном заведении является новой сферой по сравнению с обучением в среднем звене. Адаптация, отмечают педагоги-исследователи, является важным аспектом интеграции обучающегося в образовательный процесс, ключом к которой и является развивающая образовательная среда [4].

Главной целью высшего образования является подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста, обладающего такими качествами, как компетентность, ответственность, коммуникабельность, социальная и профессиональная мобильность, готовность к постоянному профессиональному росту, свободная ориентированность в своей профессиональной области, а также в смежных с ней сферах деятельности. Специфика технического университета состоит в том, что он призван готовить не просто специалиста, а «интеллектуала», способного понимать и ориентироваться в системе «природа – человек – техника». В связи с этим, кроме овладения фундаментальными знаниями, являющимися неотъемлемым элементом профессиональной подготовки, следует проводить работу в направлении общей и профессиональной культуры будущих специалистов [3].

Студенчество определяется учеными как особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования [9]. Студент сегодня – это молодой человек, перед которым раскрывается широкий спектр возможностей к дальнейшему развитию. Студент первого курса – важнейший потенциал общества. Одновременно с этим он является вчерашним школьником, испытывающим дефицит необходимого опыта и потребность в его восполнении.

Следует отметить специфику студента технического университета, которая связана с особенностями целей, задач, форм и методов процесса обучения, а также с психологическими особенностями молодых людей. Студенты технических вузов характеризуются развитым невербальным интеллектом, структура которого включает способности к конструктивной деятельности, более развитое пространственное, формально-логическое мышление, сочетание синтетического и аналитического мышления. Им свойственен высокий уровень концентрации, переключения внимания, зрительной памяти, высокая скорость и точность протекания мыслительных операций. Студентам технических университетов присуще усиление интровертности в процессе обучения, доминирование мотивации познания, стремление к независимости, сознательность, ответственность, низкий уровень эмоциональности при общении с однокурсниками, критическое отношение к окружающей действительности. Для них важным критерием профессионального становления становится развитие умственных способностей: доминирует теоретическое мышление, умение абстрагировать, анализировать, синтезировать полученные результаты. Все это свидетельствует о необходимости разработки и внедрения в развивающую образовательную среду технического университета особых механизмов, которые будут способствовать реализации отмеченных выше функций.

Прежде всего, речь идет о структуре развивающей образовательной среды технического университета. Взяв за основу структуру образовательной среды, разработанную Ясвиным В.А., предлагается вычленять в ней такие компоненты, как: социальный; пространственно-предметный; психодидактический [10].

Пространственно-предметный компонент развивающей образовательной среды строится на системе условий, обеспечивающих его эффективную организацию. Данный компонент трактуется как синтез свойств образовательной среды и ее субъекта, в то же время является признаком образовательной среды и поведения субъекта, что говорит о диалогическом взаимодействии человека и образовательной среды как равных субъектов развития. Причем это развитие обоюдное: среда обеспечивает возможности для формирования мировосприятия и сознания субъекта, в то время как от активности и возможностей обучающегося зависит то, как он перципирует возможности среды и в какой степени сможет повлиять на нее. Такого рода взаимодействие предполагает валидность возможностей среды и личности. Возможности среды предусматривают достаточное разнообразие, в данном контексте возможен диалог развивающей образовательной среды и личности обучающегося и педагога. Актуальной задачей педагога в развивающей образовательной среде является посредничество между обучающимися и средой с целью максимальной реализации возможностей среды и потенциала субъекта. Для реализации данной задачи используются инновационные интерактивные методы, направленные на стимулирование роста познавательной активности обучающихся в их взаимодействии с развивающей образовательной средой.

Особо отметим положение ученого о том, что, кроме необходимости конструирования развивающей образовательной среды и такого взаимодействия ее субъектов, которые результативно будут способствовать проявлению творческой сущности обучающегося, следует учитывать принципы организации пространственно-предметного компонента структуры развивающей образовательной среды: разнообразности и сложности, предполагающих формирование возможностей пространственного и предметного выбора всеми субъектами образовательной деятельности; взаимосвязи функциональных зон, предусматривающего наличие возможностей многофункционального использования элементов развивающей образовательной среды, в том числе проектирование целостного системного пространства. Следует подчеркнуть, что современная практика технического университета характеризуется наличием определенной тенденции – конструированием пространства по принципу «функциональной зонированности» помещения, где назначение каждого места соответствует строго определенной, регламентированной деятельности обучающегося.

Социальный компонент развивающей образовательной среды представляет собой характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса и призван выполнять функцию по обеспечению возможностей удовлетворения и совершенствования потребностей субъектов образовательного процесса в чувстве безопасности, в сохранении и повышении самооценки, в признании со стороны окружающего общества, в самоактуализации.

В процессе учебной деятельности студенты осваивают систему научных ценностей, а внеучебная деятельность позволяет им овладеть практическими навыками реализации теоретических основ в конкретных ситуациях, в первую очередь взаимодействия. Все это способствует самоопределению обучающихся в профессионально-социальном пространстве. Кроме того, участие всех субъектов образования в образовательной деятельности – это актуальнейшая развивающая возможность образовательной среды, способствующая формированию социально-активной личности.

Содержательно психодидактический компонент согласно концепции В.А. Ясвина о развивающей образовательной среде соответствует деятельностной структуре образовательного процесса, включает в себя стиль преподавания и характер психолого-педагогического контроля, форм обучения, содержание программ обучения [10].

В процессе разработки структуры развивающей  среды университета нами выделен ряд компонентов (эмоциональный, когнитивный, рефлексивный), упомянутых выше.

Эмоциональный компонент развивающей образовательной среды, связанный с такой психологической категорией, как эмоции, которая представляет собой внутренние переживания человеком отношения к окружающему миру и к собственной персоне. Ряд исследователей полагают, что эмоции – это физиологические и психологические состояния или процессы, обладающие особой спецификой, а также средства, с помощью которых диалогизируют тело и разум [2]. Существует прямая зависимость между эмоциональным настроем студента и результатами его образовательной деятельности: позитивный эмоциональный фон мотивирует к эффективной работе. Колоссальное влияние на формирование эмоционального компонента развивающей образовательной среды технического университета оказывают социально-психологические особенности личности студентов. Будущие инженеры отличаются строго логическим складом ума, характеризуются высоким интеллектом, низкой эмоциональной устойчивостью, образностью мышления, хорошей памятью, критичностью, рассудительностью, умением устанавливать причинно-следственные связи.

Эмоциональный компонент призван выполнять следующие функции:

– адаптационную, направленную на оперативное приобщение студентов к новой среде, приобретение ими новых коммуникативных навыков, формирование умения мобильно реагировать на различные ситуационные параметры;

– мобилизационную функцию, способствующую регуляции эмоций и поведения и позволяющую студентам эффективно преодолевать непредвиденные трудности в процессе образовательной деятельности.

Результаты проводимого нами исследования позволили заключить, что неотъемлемым компонентом развивающей образовательной среды технического университета является когнитивный компонент. В контексте данной статьи термин «когнитивный» означает совокупность познавательной деятельности. Познавательная деятельность играет основную роль в формировании личности высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста. Когнитивный компонент в первую очередь выполняет информационно-познавательную функцию, конечная цель которой – аккумулирование и непрерывное обогащение информации студентов, формирование знаний и практического опыта в конкретной профессиональной области.

Поскольку одним из основополагающих принципов современного образования является его непрерывность, возникает объективная необходимость формирования у студентов навыков самоанализа и самообразования, т.е. разработанная нами структура развивающей образовательной среды технического университета предполагает наличие рефлексивного компонента, отвечающего за анализ студентом собственной деятельности в целях выявления наиболее эффективных способов и методов ее совершенствования.

Итак, развивающая образовательная среда представляет собой универсальный источник развития и совершенствования образовательных процессов, позволяющая высшему учебному учреждению, вне зависимости от материальной базы и состояния инфраструктуры, обеспечить качественное решение поставленных перед ней целей и задач в условиях перехода на новые образовательные стандарты в системе образования. Современная идея обучения заключается в том, что обучающийся берет на себя обязанность самостоятельного обучения, а преподаватель в свою очередь играет мотивационную роль координатора его обучения, то есть его задача – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Именно качественно организованная образовательная среда, предоставляя обучающимся широкий выбор индивидуальной образовательной траектории, способствует получению качественного образования. В современном обществе развивающая образовательная среда конструирует условия для личностного развития обучающегося. При этом образовательная среда только в том случае будет способствовать профессиональному и личностному росту студентов, когда «наличное социокультурное содержание превращается и в содержание образования, то есть собственно образовательную среду» [1].