Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MPROVING THE PROCESS OF TEACHING CHILDREN THE RUSSIAN FOLK DANCE IN THE CHOREOGRAPHIC TEAM

Kalygina A.A. 1
1 Orel state Institute of culture
Interest in Amateur folk art in our country is growing from year to year. In connection with a significant reduction in extracurricular activities sphere of folk art remains the only area of artistic education of the younger generation. Among the many forms of artistic education of the younger generation of Russian folk dance is unique because it reflects its history, soul, character and customs of many generations of Russians. This article outlines the importance of teaching children the Russian folk dance in the choreographic team which involves the comprehensive development of the child's personality. Great educational value has familiarity with the traditional culture of performance of Russian folk dance. The author proposes a teaching model to improve the process of teaching children the Russian folk dance in the choreographic team, which will lead to more effective indicators of development of educational material.
children
dance team
creative process
russian folk dance
folk arts
education
training

Русский народный танец является выражением мыслей, чувств и обычаев народа, в нем находят отражение современные изменения взглядов общества, его трансформации, отношение к своим традициям и культуре.  В связи с этим особенно важным сегодня видится передача исторического опыта подрастающему поколению, приобщение детей к культурным традициям своего народа. Наиболее целесообразным способом сохранения и передачи традиций является естественное, добровольное желание и интерес личности в приобретении этих знаний. Поэтому любительские хореографические коллективы, являясь естественной средой для творческого самовыражения, представляют собой идеальные условия для осуществления этого процесса. 

Изучение русского народного танца обогащает детей новыми знаниями о культуре своего народа, содействует художественному росту учащихся, знакомя их с бесконечным разнообразием танцевальных движений и мелодий, с тонкими и выразительными особенностями характера и стиля. «Только зная историю народа, его национальную культуру и искусство, изучив основные формы, фигуры и элементы движений танца, <…> мы можем создать детский народный танец, созвучный нашему времени, достойный нашей эпохи» [6].

Анализ программ обучения детей народно-сценическому танцу в любительском хореографическом коллективе, разработанных в различные годы, показал, что русскому народному танцу в них отводится лишь малая часть, включенная в раздел «национальный компонент» или «факультативный курс». При этом большой процент учебного времени и нагрузки направлен на изучение хореографии различных народов России и зарубежья, что не является, на наш взгляд, мотивирующим фактором для учащихся к изучению русского народного танца.

Задачи обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе состоят в том, чтобы, во-первых, познакомить учащихся с образцами русской народной хореографии, расширяя их кругозор. Во-вторых, обучить детей основам русского народного танца и дать им необходимые знания, умения и навыки в области русской народной хореографии в соответствии с возрастными особенностями. Кроме этого, в ходе коллективных занятий русским народным танцем у детей формируются и воспитываются такие жизненно важные качества, как любовь к труду, стойкость, воля, умение преодолевать себя, дисциплина и др.

Цель нашего исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить влияние введения фольклорных основ в педагогическую программу на совершенствование процесса обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе.

В исследовании акцентировано внимание на обучении русскому народному танцу детей младшего школьного возраста (7–10 лет) в хореографическом коллективе, т.к. именно в этом возрасте закладывается основа жизненного восприятия, приходит понимание и ощущение себя частью общества.

Обучение русскому народному танцу в детском хореографическом коллективе должно содействовать укреплению нравственных, физических и психологических качеств путем умелого подбора репертуара, а также всей постановки учебно-воспитательной работы. Как отмечают Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А. Щекотихина, «здесь участник получает интеллектуальное развитие, повышает культурный и идейный уровень. Если в течение длительного времени исполнитель воспитывается на полноценном материале (литература, история, музыка, хореография и т.д.), то у него формируется вкус, творческие привязанности, интересы, воспитывается и формируется личность средствами искусства, <…> знакомство с историей и культурой есть воспитание в самом широком смысле» [1, с. 19].

Методике обучения русскому народному танцу были посвящены работы Г.Ф. Богданова, А.А. Борзова, Г.Я. Власенко, Н.И. Заикина, М.П. Мурашко, Е.Н. Поповой, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устиновой и др. Среди прочих важных факторов в процессе обучения каждый из авторов особое внимание уделяет работе педагога-хореографа с аккомпаниатором, подбору музыкального материала и роли музыки в учебном процессе.

Так как хореографическое воспитание тесно связано с физическим воспитанием, то с первых уроков по русскому народному танцу педагог должен добиваться точности выполнения каждого движения. При обучении детей педагог должен руководствоваться и соблюдать основные принципы педагогики: наглядность, доступность, последовательность, системность, индивидуальный подход и т.д.

Помимо физической доступности существует еще и психологическая доступность восприятия. Так, например, в танцы для детей не следует включать сложный сюжет развития отношений героев, концептуально-философские темы и т.д. При работе с детьми 7–10-летнего возраста педагогу следует больше уделять внимание развитию эмоционально-выразительной составляющей танцевальных движений. Неоценимо значение игрового начала для создания правильной психологической атмосферы в учебном процессе при работе с детьми. О большом значении игры говорится в трудах В.М. Григорьева, А.А. Жарковой, И.А. Панкеева, К.Д. Ушинского и др. Игровая деятельность «способствует активизации личности, вовлечению ее в процесс воспитательного воздействия, помогая участнику той или иной игры активно реализовывать свои физические и творческие способности» [2, с. 19].

Выдающийся педагог-хореограф ХХ века В.С. Константиновский, один из родоначальников детской хореографической самодеятельности г. Москвы, более 15 лет руководивший методической работой этого региона, в своей книге «Учить прекрасному» посвятил отдельную главу обучению детей русскому народному танцу. Говоря о выборе тем для детского танца, он призывает педагогов обратиться к традиционному народному творчеству, к фольклорным традициям русского народа: «Ребенку надо найти близкий ему фольклорный материал, и тут вам <…> поможет исключительное богатство народного творчества. Необходимо только уметь выбрать из этого обилия определенный материал, интерпретировав его в доступной для ребенка форме» [3, с. 52].

Эффективность построения программ для детского творческого коллектива на основных принципах фольклора отмечает и профессор В.И. Петрушин, подчеркивая, что «на ранних стадиях музыкально-хореографическое действо, включающее в себя элементы всех видов искусств, является наиболее адекватным методом приобщения ребенка к творчеству» [4, с. 351].

Совершенствуя процесс обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе, мы взяли за основу воспитательную функцию фольклора, обращая особое внимание на его всесторонний охват творчества – песня, музыка, танец; простые и доступные формы; импровизационный характер, важный для развития творческого мышления учащегося.

С этой целью нами была разработана педагогическая модель обучения (рисунок), положенная в основу авторской программы «Азбука русского танца». Педагогическая модель состоит из трех взаимосвязанных блоков:

1) целевого, где сформулированы основные задачи эксперимента;

2) организационно-содержательного, включающего принципы, социально-культурные условия, функции, методы, средства и формы;

3) результативного, где отражены критерии и показатели, по которым оценивался уровень результатов учащихся, а также ожидаемый результат.

 

Педагогическая модель обучения русскому народному танцу детей в хореографическом коллективе

Опытно-экспериментальной базой исследования были определены студия «Оберег» хореографического ансамбля «Вензеля» Центра хореографического искусства города Пензы (90 человек – экспериментальная группа) и студия «Боярушка» народного ансамбля  танца «Боярышня» Муниципального учреждения культуры «Костровский Дом культуры» сельского поселения Костровское Истринского муниципального района Московской области (78 человек – контрольная группа), а также 82 родителя, 8 педагогов.

Критерии оценки учащихся контрольной и экспериментальной групп:

1.                  Аналитико-оценочный, по следующим показателям учащихся: а) умение анализировать музыкальное произведение; б) умение анализировать движения русского народного танца, в) сопоставление характера музыки и движений русского народного танца.

2.                  Исполнительский, по показателям учащихся: а) методическая грамотность в исполнении движений русского народного танца; б) хореографическая память; в) ориентация в пространстве.

3.                  Музыкально-слуховой, по показателям: а) определение характера музыки; б) исполнение движений русского народного танца под музыку; в) определение музыкального размера.

4.                  Индивидуально-творческий, по показателям: а) импровизация по заданию педагога; б) импровизация под музыку без специального движенческого задания педагога; в) выразительность исполнения.  

Уровни результатов, достигнутых участниками каждой из представленных групп, оценивались по следующим показателям: низкий, средний, высокий, которые корректировались в ходе систематических промежуточных аттестаций детей. Полученные результаты способствовали эффективному осуществлению процесса обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе и позволили разработать методические рекомендации по организации данного процесса.

Итогом любой учебной практики является непосредственная демонстрация достижений учащихся. Одной из таких форм является контрольный или открытый урок с присутствием других педагогов и родителей учащихся. Проведение открытых уроков дает дополнительную мотивацию как учащимся, так и педагогам, так как для открытого показа необходимо отобрать из многообразия освоенного материала самый яркий, выразительный и наиболее характерный для данного периода обучения. А также сконцентрировать все силы и энергию для более эффективного и результативного показа. Кроме этого, учащиеся постепенно приучаются преодолевать боязнь публичной демонстрации своих умений и навыков, вырабатывают чувство коллективного сотворчества, а в дальнейшем и индивидуального выступления.

Другой формой контроля оценки качества усвоенного материала является коллективное или индивидуальное выступление детей на сценической площадке. Так как репертуар – это творческое лицо коллектива [5, с. 19], то в нем как результате большой, многослойной работы отражается весь учебно-педагогический процесс ансамбля, сконцентрированы все достижения и недочеты деятельности педагога в танцевальном зале. Введение в учебный процесс песен игрового содержания позволило нам констатировать, что они являются благодатным материалом для усвоения и понимания движений русского народного танца.  Ассоциативно-иллюстративное воплощение русской народной песни в танце легко усваивается учащимися 7–10-летнего возраста и приучает воспитанников выполнять движения более эмоционально и в разнохарактерной манере. В результате целенаправленной учебно-творческой работы дети, с одной стороны, познакомились с многообразием форм и видов русской народной хореографии, а с другой – получили представление об определенном порядке действий, рисунков и законченных форм русского народного танца. 

В ходе проведенного исследования было выявлено, что продуктивными формами освоения учебного материала в детском хореографическом коллективе являются не только практические (творческо-игровые занятия, контрольные и открытые уроки, фестивально-концертная деятельность коллектива), но и теоретические занятия, как то: просмотр видеоматериалов о разнообразии русского народного танца, лекции о традиционной русской культуре и областных особенностях русского народного танца.

Как показало наше исследование, достигнуть положительного результата в обучении детей русскому народному танцу можно лишь в сотворчестве учащихся и педагога. Поддерживать устойчивый интерес ребенка к изучению своей национальной культуры возможно в содружестве и взаимопонимании с родителями.

В ходе исследования были расширены педагогические знания о возможности использования фольклорного потенциала в ходе обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе; научно разработана и апробирована педагогическая модель и авторская программа обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе; доказано, что через разностороннее и всеобъемлющее представление о предмете исследования рождается новый интерес к его познанию. Именно этот фактор был основополагающим при совершенствовании процесса обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе, т.к. включал изучение не только специфических движений русского танца, но и обычаев, обрядов, игр, песенно-музыкального и декоративного творчества русского народа. Таким образом, обучение детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе выполняет не только важнейшие воспитательные и образовательные функции, но и позволяет значительно расширить кругозор ребенка, познакомив его с различными направлениями русского народного танца и богатейшей культурой своего народа.