Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL SECURITY AND PROFESSIONAL DEFORMATION OF A TEACHER

Safin A.A. 1
1 Kazan State Institute of Culture
The problems of ensuring social safety of the teacher on the basis of overcoming of professional deformation. In the transition to the new state educational standards, is left over the issue of willingness to change key role of the teacher and his problems in the process of pedagogical activities. Arising from this professional deformation, lead to social exclusion, loss of social safety educator. The paper discusses the concept of social security, social security, personal safety and professional security of the teacher. Marked the place of human security in the structure of social security. The connection of the personal safety of their professional activities, social protection and ensuring occupational safety of the teacher. Social security of the teacher is achieved by means of overcoming of professional deformations in the process of improving professional competencies.
social security
social safety
personal security
professional deformation

Преодоление профессиональных затруднений, барьеров и деформаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности, обеспечивает социальную безопасность педагогов [17; 18]. Нами выделены и описаны следующие профессиональные деформации педагогов: эмоциональные деформации личности, деформации мотивационной составляющей личности, коммуникативные деформации личности педагога [16]. Профессиональные деформации, возникающие в ходе профессиональной деятельности, выражающиеся в нарушении целостности личности, снижении адаптивности к постоянно изменяющимся условиям труда, профессиональном выгорании и даже возможном последующим уходе из педагогической профессии непосредственно связаны с вопросами социальной безопасности педагога.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации дается следующее определение понятию «безопасность». Национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации [1]. Согласно Стратегии национальной безопасности, национальная безопасность состоит из различных предусмотренных законодательством страны видов безопасности: государственной, общественной, безопасности личности, а также информационной, экологической, экономической, транспортной, энергетической и других видов безопасности.

Можно выделить следующие уровни безопасности: государственно-национальную, общественно-социальную, безопасность личности. На каждом уровне возникают не только внешние, но и внутренние угрозы безопасности субъектам или объектам безопасности. Главной целью безопасности определяется предотвращение, устранение различных угроз безопасности личности, обществу, государству, а также создание новых возможностей по обеспечению безопасности на всех уровнях.

В целях описания адекватной модели социальной безопасности педагога рассмотрим существующие в современной науке определения безопасности.

Родовое понятие «безопасность» имеет следующие признаки:

- безопасность как устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельности по защите от внутренних и внешних угроз, состояние сохранности, надежности, предполагающее поддержание определенного баланса между негативным взаимодействием на субъект окружающей его среды и его способностью преодолеть это воздействие [9; 13];

- безопасность как результат взаимодействия различных природных и социальных объектов с условиями и факторами природной и социальной среды обитания, при которых сформировалось такое состояние их взаимосвязей, при котором объекту не наносится вреда [7];

- безопасность как способность объекта (явления или процесса) сохранять свои системообразующие свойства, основные характеристики (параметры, целостность и т.д.) при регрессивных (вредных, дезорганизующих, деструктивных, разрушающих) воздействиях со стороны различных предметов внешней либо внутренней среды [14];

- безопасность как потребность, являющаяся базовой в иерархии потребностей человека, обеспечивающая нормальное развитие личности [12].

Рассматривая безопасность педагога в плоскости личностного и общественно-социального уровней безопасности, необходимо описать сложную систему внешних и внутренних связей личности, общества и государства, называемую в широком смысле понятием «социальная безопасность».

В современной научной литературе «социальная безопасность» описывается как интегрированное понятие, определяющее безопасность населения государства от угроз различного характера (социального, экономического, экологического характера и т.д.), и связана сложными отношениями на всех уровнях безопасности (государственно-национальном, общественно-социальном, безопасности личности).

Понятие «социальная безопасность» можно охарактеризовать как:

- совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей. Социальная безопасность России в современных условиях является составным элементом национальной безопасности и представляет основу для функционирования всех социальных элементов [6];

- способ функционирования социальной системы, обеспечивающий сохранение ее целостности, устойчивости и жизнеспособности в процессе взаимодействия ее структурных составляющих (подсистем: экономическая, политическая, демографическая, информационная, культурная и т.д.; элементов: социальные группы, организации, институты, отдельные индивиды) между собой и с окружающей средой на протяжении существования и развития общества [15];

- состояние стабильной защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от возникающих вызовов и угроз во всех сферах жизнедеятельности, взаимообусловленного и взаимозависимого от действий субъектов безопасности, предпринимаемых ими в процессе ее обеспечения [5]. Это такое состояние социальной сферы, при котором обеспечивается её устойчивое состояние, оптимальное удовлетворение потребностей, достойное качество жизни, создание условий для развития личности [11].

В свою очередь, социальная защищенность личности – это система государственных гарантий, направленных на обеспечение достаточного уровня жизни граждан, в том числе и граждан с ограниченными возможностями, неспособных самостоятельно этот уровень обеспечить. Государственные гарантии социальной защищенности должны включать в себя постоянное совершенствование условий жизни граждан с учетом их интересов, установленных законом прав, а также осуществление комплекса мероприятий, направленных на эффективное предотвращение возможных угроз и нарушений, в том числе и в профессиональной сфере деятельности.

Применительно к личности можно рассматривать социальную безопасность как способность субъекта межличностных, общественных отношений эффективно взаимодействовать с другими субъектами, окружающим миром, а также преодолевать различные неблагоприятные внешние воздействия, способные негативным образом повлиять на целостность субъекта, на его состояние защищенности при осуществлении профессиональной деятельности. С учетом значения профессиональной деятельности в жизни человека особую значимость приобретает проблема социальной безопасности личности как профессионала.

Таким образом, безопасность личности, тесно связанная с уровнем профессиональной подготовки, занимает доминирующее положение в структуре социальной безопасности.

Понятие «безопасность личности» характеризуется:

- как свойство личности, состоящее в способности человека противостоять разрушительным воздействиям внутренних и внешних сил и сохранять свою жизнеспособность;

- специфический вид деятельности, направленной на выявление, предупреждение, устранение и отражение опасностей и угроз, способных принести ущерб развитию личности, общества, государства, а также создание необходимых условий для благоприятной жизни, реализации жизненных стратегий, планов, потребностей индивидов и целей общественного и государственного развития;

- состояние, при котором индивид испытывает ощущение защищенности даже при наступлении какой-либо опасности [10].

А.А. Баранов отмечает 3 уровня личной безопасности:

1) безопасность индивида («Я-организм»);

2) безопасность собственно личности («Я-индивидуально-своеобразная система);

3) социально-психологическая безопасность личности («Я-другие»).

Такое структурное деление позволяет облегчить процесс соотнесения запросов личности с необходимыми внешними условиями обеспечения ее безопасности [4]. По мнению А.А. Баранова, идеальное состояние отсутствия противоречий между обществом и личностью и есть полная социальная безопасность личности.

Личная безопасность педагога проявляется в:

  • направленности его на безопасность по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности;
  • психологической и социальной компетентности в области безопасности;
  • способности личности сохранять устойчивость (стабильность) в среде с определенными параметрами и с психотравмирующими воздействиями;
  • сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям;
  • проявлении эмоциональной экспрессивности, интеллектуальной, поведенческой вариативности, определяющей оптимальную позицию субъекта в данных средовых условиях [8].

В комплексной структуре понятия социальной безопасности важным элементом является профессиональная безопасность. Социальная безопасность определяется характером профессиональной деятельности, степенью профессиональной защищенности работника и собственными эффективными действиями по обеспечению своей безопасности.

Понятие «профессиональная безопасность и здоровье» (охрана труда) в российском законодательстве описывается как система сохранения жизни и здоровья работающих, временных работников, контрактников, посетителей и любых иных лиц, присутствующих на рабочем месте.

Профессиональную безопасность педагога можно описать как систему мер по обеспечению безопасности в ходе профессиональной деятельности, включающей в себя различные внешние и внутренние риски и издержки педагогической профессии.

Обязательными составляющими обеспечения профессиональной безопасности являются следующие компоненты:

  • достижение человеком гарантируемого минимума материального обеспечения;
  • ответственность человека перед обществом за личную профессиональную состоятельность;
  • устойчивая профессиональная самоопределенность и максимальный предел самовыражения;
  • обеспеченность права на труд, безопасность, уважение, независимость, поддержку и помощь общества при условии соучастия в финансировании социальных программ [18].

Профессиональная безопасность педагога подразумевает наличие у него сформированных безопасных характеристик личности и компетенций профессиональной педагогической деятельности.

Следуя исходной гипотезе о преодолении профессиональных деформаций как доминирующем факторе обеспечения социальной безопасности, отмечаем, что погружение в педагогическую профессию приводит к формированию особых качеств, характерных для педагогов, которые позволяют успешно осуществлять профессиональную деятельность. Необходимые для безопасной профессиональной деятельности педагога качества, подтверждающие его высокий уровень профессиональной компетентности, описаны в профессиональных стандартах педагогов [2; 3]. Применительно к социальной безопасности педагога можно сказать, что возникновение профессиональных деформаций в процессе профессиональной деятельности является издержкой данной профессии. В связи с этим считаем необходимым формировать социальный заказ на разработку и реализацию программ преодоления профессиональных деформаций как важного фактора обеспечения социальной безопасности педагога.

Нами разработаны критерии оценки социальной безопасности педагога на основе преодоления профессиональных деформаций [17]. По данным критериям можно оценить систему социальной безопасности педагога по следующим адаптированным для педагогической деятельности параметрам (уровням):

  • предупреждение возникновения ситуации срыва, профессионального выгорания;
  • предотвращение деградации личности педагога;
  • обеспечение устойчивости субъекта профессиональной деятельности;
  • поддержка адекватности системы профессиональной деятельности педагога на основе совершенствования компетенций.

Таким образом, социальная безопасность педагога основывается на преодолении профессиональных деформаций в процессе совершенствования профессиональных компетенций.