Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND RESEARCH WORK OF STUDENTS WHEN STUDYING DISCIPLINES OF THE BIOORGANIC CYCLE

Lebedeva S.N. 1 Zhamsaranova S.D. 1, 2 Lamazhapova G.P. 1, 2 Sordonova E.V. 1
1 East Siberian State University of Technology and Management
2 Buryat state University
One of urgent problems of modern higher education is improvement of the educational and research work of students (ERWS) which is a component of educational process and an initial form of independent research work. The article deals with the questions concerning the ERWS organization when studying disciplines of a bioorganic cycle. The purpose of ERWS carried out at department – introduction into educational process of the principle "training through a research" that promotes receiving the higher education by students of fundamental bases, development of competences to self-education. Examples of practical use of various forms and the ERWS methods are given: writing of the paper, creation of a crossword puzzle, creation of the summary, writing of the essay, a performance with the message or the report on a subject, the report on an excursion, participation in the olympiad and others. Work of department is directed to expansion and enhancement of forms and ERWS methods.
educational and research work
forms and methods
disciplines of a bioorganic cycle

Переход высшей школы от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу является одной из тенденций модернизации и развития российского образования. Это позволяет осуществить организацию исследовательской работы студентов в студенческих научных обществах, в процессе изучения элективных курсов и факультативов, в формате научно-практических конференций, в ходе выполнения исследовательских проектов и пр. В процессе подготовки современного специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие способностей к овладению методологией и методами познания, и на этой основе – навыками самостоятельного производства знаний, творческого использования в профессиональной деятельности компетентного профессионала-исследователя. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности невозможно [2; 4].

Основная задача учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) состоит в том, чтобы привить студентам навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомить их с современными методами проведения научных исследований, техникой эксперимента, реальными условиями работы в научном и производственном коллективах [3].

В процессе выполнения УИРС студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться лабораторным оборудованием, докладывать результаты своих работ [1]. Учитывая современные научно-педагогические подходы, мы в данной статье проанализируем опыт кафедры «Биоорганическая и пищевая химия» ВСГУТУ по организации учебно-исследовательской работы студентов.

УИРС является составной частью учебного процесса и начальной формой самостоятельной научно-исследовательской работы студентов. Мы рассматриваем УИРС как вид внеаудиторной индивидуальной научно-образовательной деятельности. Поэтому УИРС как форма индивидуальной работы со студентами проводится на кафедре «Биоорганическая и пищевая химия» в рамках изучаемых дисциплин во время аудиторных занятий и в рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Цель УИРС, проводимой на кафедре – внедрение в учебный процесс принципа «обучение через исследование», что способствует формированию компетенций, развивающих готовность к самообразованию.

Основными задачами УИРС, проводимой на кафедре, являются:

  1. Получение студентами фундаментальных знаний в соответствии с ФГОС на основе новейших достижений науки, техники и т.д.
  2. Приобретение практических навыков самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности.
  3. Формирование интереса, склонностей студентов к исследовательской деятельности.
  4. Обучение студентов современным методам проведения экспериментальных и теоретических исследований в избранной ими области знаний.
  5. Приобретение студентами навыков применения теоретических знаний на практике и умения работать с учебной и научной литературой.

В целом все задачи способствуют развитию и формированию таких компетенций, как способность к самоорганизации, самообразованию и самореализации.

Основные формы УИРС, используемые на кафедре: написание реферата; составление кроссворда; составление аннотации; написание эссе; сообщение о результатах НИР, доклад по теме исследований; отчет по экскурсии; участие в олимпиаде и др.

Кафедра «Биоорганическая и пищевая химия» не является выпускающей, поэтому выполнение УИРС не включено в расписание занятий. В основном УИРС выполняется за счет часов, выделенных на самостоятельную работу студентов, и проводится в учебных лабораториях кафедры, а также в Биотехнологическом центре ВСГУТУ.

По многим дисциплинам в рамках УИРС выполняются работы реферативного характера, которые являются для студентов началом их будущей научной деятельности. Реферат — форма самостоятельной работы, направленная на детальное знакомство с какой-либо темой, проблемой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача выполнения реферата по предмету - это углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. При выполнении реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей). Можно использовать литературу, рекомендуемую преподавателем, или самостоятельно подобранные источники, а также учебники; желательно использовать не менее четырех источников. Такая самостоятельная УИРС помогает студенту научиться анализировать, синтезировать и трансформировать информацию. Кроме того, реферирование способствует выработке у студентов умений работы с учебной и научной литературой, знакомству с электронными базами данных, ресурсами Интернета.

Например, при изучении дисциплины «Пищевая ценность и безопасность продуктов питания из ГМИ» (направление «Стандартизация и метрология») предусмотрено выполнение реферативных работ по темам, предложенным в УМКД. Некоторые рекомендуемые темы рефератов: «ГМО: основные задачи и перспективы использования»; «Основные принципы создания трансгенных растений»; «Методы, применяемые для трансформации животных»; «Биобезопасность ГМО»; «Пищевая токсиколого-гигиеническая оценка транcгенных культур»; «Законодательное регулирование создания и применения ГМИ»; «Современные методы идентификации ГМИ в пищевых продуктах» и другие.

Выполнение реферативных работ предусмотрено и по другим дисциплинам, преподаваемым на кафедре. Так, тематика реферативных работ по дисциплине «Экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции» (направление «Агроинженерия») представлена 60 рекомендуемыми темами, среди которых, например: «Экологические аспекты существования человека в современных условиях»; «Влияние тяжелых металлов на организм человека»; «Радиоактивные элементы: источники и пути поступления в организм»; «Компоненты пищевого сырья с фармакологической активностью» и другие. При этом план реферата должен включать следующие основные вопросы: источники токсиканта, характеристика основных представителей, механизм биологического действия, методы профилактики.

При изучении дисциплины «Микробиологическая безопасность кулинарной продукции, вырабатываемой на предприятиях общественного питания» (направление «Технология продукции и организация общественного питания») также предусмотрено написание рефератов. При этом студент по согласованию с преподавателем может предложить и свою тему. Некоторые примеры среди рекомендуемых тем: «Заболевания, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами. Методы профилактики»; «Общая характеристика антропонозов и методы их профилактики»; «Зоонозы и методы их профилактики»; «Микотоксины и микотоксикозы. Профилактика микотоксикозов» и другие.

Основными структурными элементами реферата должны быть: титульный лист, содержание, введение, основное содержание, заключение, библиографический список, приложение. Объем реферата должен быть приблизительно равен 12-20 страницам. Более того, каждый студент делает сообщение – презентацию по выбранной теме на 10-15 минут с использованием мультимедиа и отвечает на заданные ему студентами и преподавателем вопросы.

При изучении дисциплины «Санитария и гигиена на предприятиях общественного питания» (направление «Технология продукции и организация общественного питания») предусмотрено задание по обзору нормативных документов (НД) в области гигиены питания, где студенты должны оформить папку с определенным минимумом нормативных документов (Федеральные законы, Технические регламенты Таможенного союза, СанПиНы и СП), а также к каждому нормативному документу оформить аннотацию (1-2 страницы). Перечень основных НД выдается преподавателем на первом практическом занятии.

В программе вышеуказанной дисциплины, а также дисциплины «Экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции» предусмотрена экскурсия в микробиологическую лабораторию Биотехнологического центра ВСГУТУ. После экскурсии студенты должны составить отчет, в котором должны быть обозначены цель микробиологических исследований пищевой продукции, план лаборатории с указанием назначения каждого блока и сделаны общие выводы.

При изучении дисциплины «Пищевая химия» (направление «Продукты питания из растительного сырья») предусмотрено, например, выполнение индивидуального задания «Составление и коррекция суточного рациона питания», где студенты расписывают свой реальный дневной рацион питания, анализируют его с учетом своих индивидуальных потребностей в макро- и микронутриентах и предлагают подходы к его коррекции. Не менее важным является выполнение индивидуального задания «Оценить пищевую ценность двух продуктов в сравнительном аспекте» со следующим алгоритмом выполнения работы:

1. Дать характеристику каждому продукту.

2. Выписать химический состав продуктов.

3. Рассчитать биологическую ценность белка продукта.

4. Оценить биологическую эффективность жиров.

5. Рассчитать энергетическую ценность продуктов.

6. Оценить содержание витаминов и минеральных веществ в продуктах.

7. Рассчитать степень удовлетворения физиологических потребностей организма при употреблении 100 г продуктов по микро- и макронутриентам.

8. Сделать вывод – сравнить пищевую ценность двух продуктов.

Также ежегодно на кафедре проводятся поточные конференции по дисциплине «Органическая химия» по результатам, полученным в ходе выполнения УИРС. Кроме этого, на кафедре на протяжении нескольких лет работает кружок по органической химии, цель которого состоит в углубленном изучении данной дисциплины, а также подготовке студентов к участию во внутривузовской и межвузовской олимпиадам по химии.

Преподаватели кафедры активно привлекают студентов для участия в УИРС и НИРС по тематике научных направлений кафедры, прежде всего по направлению «Иммунобиотехнология». К данной работе привлекаются студенты не только ВСГУТУ, но и медицинского института Бурятского государственного университета (БГУ). Результаты активного привлечения студентов к учебной и научно-исследовательской работе на кафедре нашли свое выражение в их участии в студенческих конференциях различного уровня (г.г. Новосибирск, Казань, Сыктывкар, Чита и другие), где они регулярно занимают призовые места. Также студенты принимают участие в конкурсе молодых ученых «УМНИК».

Для того чтобы активно включиться в УИРС – необходимы знания как научной литературы, так и литературы по изучаемым предметам. Конечно, есть интернет. Но использование его материалов без знаний, что и где искать, - часто бывает малоэффективным. В ознакомлении с научной и предметной литературой большую помощь студентам оказывает, несомненно, библиотека ВСГУТУ и ее сотрудники. Ежегодными становятся предметные и научные выставки литературы, организуемые сотрудниками библиотеки в содружестве с преподавателями. Студенты знакомятся с основной и дополнительной литературой по таким дисциплинам, как «Органическая химия», «Биохимия», «Биология человека и животных» и другие. Проведение выставок научной и учебной литературы важно не только для студентов, но и для преподавателей. После выставки обсуждаются ее итоги, намечаются планы совместной работы на будущее. Более того, по результатам просмотра и анализа имеющейся литературы студентам предлагается написать эссе.

Написание эссе – это одна из новых форм УИРС, используемых на кафедре. В переводе с французского «эссе» - это проба, очерк, попытка. Поэтому эссе должно выражать собственные мысли автора по конкретному вопросу. Обычно по объему эссе небольшое, а повествование ведется легко, напоминая монолог из откровенного душевного разговора. Обычно эссе не имеет строгой композиции. Но лучше составить план, по которому будет проще писать эссе. План включает: вступление, формулировку проблемы, комментарии к проблеме, авторское мнение и аргументация и заключение. Эффектное заключение эссе – это призыв к читателю или риторический вопрос. Таким образом, эссе позволяет дать конкретный ответ на поставленный вопрос, высказать личное мнение точно и кратко.

Студентам было предложено (по желанию) написать краткие эссе по проблемам исследований в направлении «Живые системы». Темы эссе выбирались самими студентами по разделам соответствующих дисциплин, изучаемых ими на момент написания, или в работах излагалось целостное видение проблем естественно-научных дисциплин. Критериями оценивания работ были: знание и понимание теоретического материала (2 балла); анализ и оценка информации (4 балла); построение суждений (4 балла). Максимальное количество баллов – 10.

Ниже приведены некоторые темы работ, получившие лучшие оценки: «История и современные тенденции развития биохимических исследований», «Химия живых систем», «Микро- и макромир», «Значение химии в изучении природы», «Значение витаминов в жизнедеятельности человека», «Продукты животного происхождения и здоровье», «Инновационные подходы к обогащению органическим йодом мясных продуктов функционального назначения», «Роль белков для организма человека», «Влияние нитратов на организм человека», «Патологии обмена веществ», «Значение иммунной системы», «Влияние стресса на системы организма», «Трансплантация органов и тканей» и другие.

Члены конкурсной комиссии отметили, что многие работы отличаются оригинальностью, а их авторы – необычным взглядом на современные проблемы науки в целом и выбранное направление в частности. Однако, к сожалению, среди участников были выявлены студенты, которые воспользовались материалами интернет-источников (их работы были дисквалифицированы из участия в конкурсе), а также те, которые вместо эссе представили конспекты учебных материалов.

Преподаватели нашей кафедры считают, что проведение конкурса эссе по естественно-научным дисциплинам является эффективной формой УИРС, способствующей интеллектуальному и творческому развитию личности студента, формированию необходимых компетенций.

Составление кроссворда – еще одна из форм самостоятельной работы студентов, вызывающая интерес к изучаемому предмету и помогающая более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата основных тем изучаемой учебной дисциплины. Кроссворд может быть составлен либо по одной теме, либо по основным понятиям учебного курса в целом. Он может быть различной степени сложности в зависимости от количества использованных понятий, от учета симметричности их расположения и т.д.

Чтобы составить кроссворд, необходимо в первую очередь подобрать достаточное количество (25-30) понятий по заданной теме. Для этого следует обратиться к материалам лекций, учебникам, учебным пособиям и справочной литературе (справочники и словари, в т.ч. энциклопедические). Кроме того, полезно просмотреть любые готовые кроссворды, акцентируя внимание на графическую форму их составления как возможный образец будущего кроссворда. Графическая форма кроссворда должна быть симметричной и компактной. Давая определение понятию, необходимо, чтобы оно было кратким, но выражающим основную суть понятия. При составлении кроссворда необходимо обращать внимание на правильность правописания используемых понятий.

Изложение в схемах и таблицах основного содержания конкретной темы – также одна из форм самостоятельной работы студентов, вызывающая интерес к изучаемому предмету и помогающая более прочному его усвоению. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо внимательно изучить определенную тему по дисциплине, представленную в учебниках и учебных пособиях, сосредоточив свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях. Затем в логической последовательности изложить в схемах и таблицах основное содержание темы.

Составление кроссвордов, схем и таблиц практикуется при изучении таких дисциплин, как «Методы исследования качества кулинарной продукции», «Микробиологическая безопасность кулинарной продукции, вырабатываемой на предприятиях общественного питания», «Пищевая ценность и безопасность продуктов питания из ГМИ».

Таким образом, несмотря на определенные различия в форме организации, в соотнесенности с учебным планом и в ряде конкретных задач, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов служит одной общей цели — формированию высококвалифицированного, творчески мыслящего специалиста, способного самостоятельно решать возникающие перед ним задачи.

Именно учебно-исследовательская работа студентов способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов [5].

Профессиональные компетенции будущего специалиста заключаются в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяют социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности, а все это возможно только при активном вовлечении студентов в исследовательскую работу [4].

Учебная и научная исследовательская работа студента, в которой инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются наиболее полно, способствует развитию компетенций к самообразованию, позволяющему получать знания в течение всей жизни.