Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TEAMWORK SKILL AS THE CULTURAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

Malysheva A.D. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "M. K. Ammosov North-Eastern Federal University"
The article analyses the problems of professional education in modern Russian universities. The authorinvestigates two key professional competences such as foreign languages learning and teamwork. The article is devoted to studying of the particularities of developing teamwork skills of non-linguistic students. Also influence of globalization to the modern education, needs of modern society and new requirements of employers are considered. The aim of the article is to analyze the modern state of the development of professional competences. The article deals with the general transformations of modern Russian education, the influence of European standards and values on the modernization of Russian educational system. It is paid attention to the role of foreign language learning in forming teamwork skill. General problems in developing teamwork competence were considered and probable solutions were suggested.
team
teamwork
globalization
professional competence
modernization
foreign language

С внедрением новых профессиональных стандартов изменились и основные требования к компетенциям выпускников. В перечень общекультурных компетенций студентов вузов была включена компетенция «умение работать в команде».

Цель исследования заключается в выявлении особенностей формирования командной компетенции студентов. В статье проведен анализ профессиональных компетенций и особенностей формирования умения работать в команде студентов неязыковых специальностей, рассмотрены личные качества и умения, необходимые для развития способности работать в команде.

Материалы и методы исследования

Материал статьи получен в ходе анализа профессиональных компетенций студентов вузов неязыковых специальностей. Использованы методы наблюдения, анкетирования, сравнения, теоретического и эмпирического анализа. В связи с процессом глобализации образования и переходом его на европейскую систему, российская высшая школа перешла на новые стандарты обучения, при которых основными критериями качества подготовки выпускников должны стать не только профессиональные знания, умения, навыки, но и формирование профессиональных компетенций, под которыми мы понимаем умение анализировать ситуацию и принимать адекватные ей разумные решения, полагаясь только на свои умения и опыт; способность применять полученные знания на практике. По большому счету, эти изменения являются логичным следствием развития общества, появления и развития рыночных отношений, распространением коммерческих предприятий, трансформацией трудовых отношений, предъявления новых требований со стороны работодателей. Современным работодателям требуются люди более гибкие к меняющимся условиям, обладающие не просто знаниями, но и способными с помощью этих знаний решать конкретные жизненные и профессиональные задачи. Работодателям стали нужны инициативные, творческие люди, самостоятельные в принятии решений, легко адаптирующиеся к постоянно меняющимся условиям жизни и требованиям рынка труда, то есть люди нового поколения с новым мышлением и мировоззрением. Эти изменения коснулись всех сфер жизни общества. В этой связи переход России на европейскую систему образования видится вполне логичным, нужным и обоснованным.

Результаты исследования и их обсуждение

В условиях преобладания коммерческих компаний и постоянно меняющихся условий труда командная работа является способом быстрого реагирования рынка на изменения. Гораздо эффективнее и экономнее по времени подготовить проект или выпустить продукт на рынок специально подобранной команде сотрудников, нежели всей компании в целом. Такой стиль работы применяется в западных компаниях, команды могут создаваться временно, для подготовки одного продукта, либо функционировать на постоянной основе. Важнейшей задачей в данных условиях являются обеспечение знаниями и компетенциями, с помощью которых решаются проблемы общественного и научного прогресса, где каждый человек может реализоваться как профессионал, все это при постоянно возрастающих и обновляющихся квалификационных требованиях. Задача вузов состоит в том, чтобы максимально развить соответствующие компетенции у студентов для эффективной и успешной профессиональной деятельности. В связи с вышесказанным актуальной проблемой является формирование и развитие навыков работы в команде, эффективной коммуникации и сотрудничества у студентов неязыковых специальностей.

Мы придерживаемся общей трактовки понятия «команда», которая заключается в следующем: «команда – это группа людей, работающих на достижение одной общей цели, где у каждого участника своя определенная роль и функция, и от качества работы каждого зависит конечный результат». Таким образом, не стоит путать это понятие с «коллективом». Если кратко обозначить разницу между понятиями, можно сказать, что «коллектив» – это абсолютно все сотрудники компании, или группа сотрудников, а «команда» – это более сложная форма коллектива, созданная с определенной целью и функциями каждого члена команды, определенная группа людей, работающих над одним проектом, задачей.

Необходимо подчеркнуть, что командная компетенция входит в перечень профессиональных компетенций выпускника вуза многих специальностей, несмотря на то, что является больше психологической подготовкой выпускника, нежели профессиональной. Но как нами отмечено выше, именно эта способность поможет ему в дальнейшем трудоустроиться и успешно работать в любой компании или учреждении. Речь идет не только о коммерческих компаниях, командная компетенция необходима в любых сферах деятельности. Следовательно, современный выпускник вуза должен обладать помимо профессиональных знаний также умением эффективного сотрудничества и работы в команде и владеть различными социальными ролями. К новым ключевым компетенциям относятся помимо общеобразовательных так же такие, как использование теоретических знаний в практических целях; умение учиться; умение осуществлять поиск и интерпретацию информации; умение сотрудничать и работать в команде; умение решать проблемы; ответственность за собственное обучение; умение общаться на иностранном языке; ответственность за качество труда и обучения; предпринимательские умения, в том числе инициативность, творчество и т.д.; умения в области ИКТ [4]. Таким образом, во время изучения дисциплины «Иностранный язык» студенты могут овладеть двумя ключевыми компетенциями: владение иностранным языком и умение работать в команде. Важно отметить, что в связи с усилением межпредметных связей и развитием междисциплинарного подхода в обучении во время изучения иностранных языков студенты также получают профессиональные знания. Так, дисциплина «Иностранный язык» должна включать в себя не только язык и культуру страны изучаемого языка, но и темы по профессиональной направленности студентов, добавив в содержание дисциплины темы по математике, физике, программированию, компьютерам, выдающихся личностях и ученых по будущей профессии. Как отмечает Шрайбер Е.Г., «педагогическое партнерство представляет собой согласованное исполнение педагогами-партнерами своих профессиональных компетенций при сопровождении образовательной деятельности студентов» [5]. Так обеспечивается комплексное изучение предмета и связь с личными интересами обучающегося. Кроме того, это способствует повышению мотивации в изучении иностранных языков. В этой связи следует выделить особенности овладения иностранными языками студентов неязыковых специальностей. Одной из главных в обучении таких студентов остается проблема отсутствия или недостаточности мотивации. Как правило, студенты неязыковых специальностей имеют некоторую убежденность относительно иностранного языка как непонятного, сложного предмета еще со школы. Также им представляется весьма абстрактной польза иностранного языка в реальной и профессиональной жизни, несмотря на всемирную глобализацию, развитие компьютерных технологий и Интернета, оригинальным языком которых является английский язык. Это привело к появлению такого феномена, как понимание смысла иностранного слова, при этом не зная перевод и изначальное значение слова. В основном это касается сферы компьютерной лексики. Студенты вполне успешно работают на компьютере и понимают термины, однако не знают, что означает этот термин в оригинальном языке. С другой стороны, тот факт, что английский язык является универсальным языком новых технологий, бизнеса, экономики и техники, может послужить средством формирования мотивации для его изучения.

Далее рассмотрим психологические особенности студентов неязыковых специальностей. Как известно, на процесс обучения и его результаты оказывает большое влияние склад ума, тип мышления и тип личности. Склад ума играет решающую роль при выборе профессии или рода деятельности человека. Если склонности человека и выбранная профессия будут совпадать, то выполнять трудовые обязанности будет проще, эффективнее, а работа будет приносить радость. Ильин Е.П. выделяет четыре типа склада ума: практический, художественный, гуманитарный, математический [1]. Каждому типу соответствует свой тип мышления. Приведем пример людей с практическим складом. Для них характерно предметное мышление, которому присуща неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции. Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (например, алгебраических правил). Результат – мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами [1]. Если определять психологический тип личности студентов неязыковых профилей по классификации К. Юнга, то можно сказать, что подавляющее большинство студентов неязыковых специальностей относится к интровертам. Хотя интроверты и более замкнуты, это не означает, что у них совсем не развиты коммуникативные навыки. В отличие от экстравертов, они могут работать и в группе, и в одиночку. Им присущи такие важные для командной работы качества личности, как неконфликтность, аналитические, исследовательские качества, творческие способности, воображение [3]. Все эти качества необходимо учитывать при составлении заданий, обучении и оценивании результатов работы. Подчеркнем, что все эти качества не всегда присутствуют с самого начала обучения, чаще их необходимо формировать, развивать в определенных педагогических условиях для достижения наилучшего результата.

Для того чтобы процесс работы в команде проходил эффективно, необходим здоровый микроклимат в группе, сплоченность участников. Для формирования сплоченности в команде важны такие умения, как откровенность, когда участники команды стараются узнать друг друга, особенно тех, кто имеет отличное от них мнение и взгляд на вещи [2]. Они должны воспринимать другие мнения, уметь общаться с разными людьми, уметь слушать других и уважать их мнение, находить компромисс между необходимостью сотрудничать с другими и выражать свое личное мнение. Умение работать в команде является частью коммуникативной компетенции. Однако студенты неязыковых специальностей ввиду обозначенных индивидуальных особенностей, представленных нами выше, часто испытывают трудности с коммуникацией. Поэтому для развития у них коммуникативных навыков необходим специальный подход, особые педагогические методы, применяемые параллельно с изучением иностранных языков.

В отечественной педагогике для развития умения работать в команде активно используется метод обучения в сотрудничестве. На наш взгляд, он может послужить основой для формирования умения работать в команде. Так как команда – это более сложное образование, сформировавшееся из коллектива и работы в сотрудничестве. Он основан на принципах групповой работы и ориентированности на общий успех группы. Задача учащихся в этом случае состоит не только в совместной работе, но и стремлении научиться чему-либо вместе, и научиться нести ответственность за общий результат работы. Этот метод, на наш взгляд, недостаточно используется в общеобразовательных школах, большая часть работы является индивидуальной. То же можно сказать и об учебном процессе в вузе. Практически все задания ориентированы на их выполнение студентом индивидуально, либо под руководством научного руководителя. Особенно это касается контрольных работ, курсовых, дипломных проектов. Можно сделать вывод, что на данном этапе как в школе, так и в вузе активно развивается умение работать в одиночку и нести ответственность за всю работу самому учащемуся. Однако не стоит забывать, что в будущей профессиональной деятельности выпускник не будет работать один, он будет работать в коллективе, в группе, либо в команде.

Кроме того, в развитии умения работать в команде, хорошо себя зарекомендовали такие виды обучения, как обучение в сотрудничестве; дискуссия; эвристическая беседа; метод проектов; ролевые и «деловые» игры.

Ключевые компетенции дополняют традиционные ключевые умения и позволяют получать новые знания и адаптировать имеющиеся знания к новым требованиям; адаптироваться к изменяющейся ситуации собственного профессионального и карьерного роста и повышения собственной трудовой и экономической мобильности посредством обучения в течение всей жизни. Эти компетенции являются основой обучения в течение всей жизни и важны для всех граждан. Они начинают формироваться на самых ранних этапах жизни человека и постепенно содержательно усложняются, углубляются или расширяются. Они охватывают несколько основных категорий: традиционные базовые умения, которые включают в себя свободное владение иностранными языками и умениями в области информационно-коммуникационных технологий; интеллектуальные (аналитические, способность к инновационной деятельности, умение учиться); социальные и межличностные (необходимые для общения, принятия решений, работы в команде, адаптивности, принятия ответственности); предпринимательские (творчество, умение идти на обоснованный риск, умения в области организации самозанятости) [4].

На занятиях по иностранному языку используется большое количество заданий, призванных развивать эти качества и умения. Все виды коммуникативных задач, такие как планирование этапов работы над проектом, распределение ролей и функция, способов общения, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли и взаимодействие с другими участниками команды успешно решаются на занятиях по иностранному языку. Прежде чем давать студентам задания на командную работу, следует проводить подготовительный этап. На первых занятиях рекомендуется проводить ознакомительные игры, простые упражнения на общение друг с другом. Данный этап предназначен для снятия психологического напряжения, для того чтобы студенты присмотрелись друг к другу, узнали друг друга получше, постарались определить оптимальный подход друг к другу, узнали свои сильные и слабые стороны.

Многие западные учебные заведения, развивающие работу в команде, отводят большое количество времени в учебной программе на командную деятельность. Среди основных умений они выделяют следующие:

  1. Умение слушать других.
  2. Умение задавать вопросы.
  3. Умение выражать и аргументировать свое мнение.
  4. Помогать другим.
  5. Делиться информацией.
  6. Запрашивать мнение других.
  7. Анализировать полученную информацию.
  8. Принимать участие в общем обсуждении, ценить вклад каждого члена команды.

Из вышесказанного видно, что для овладения умением работать в команде недостаточно иметь только навыки общения. Для успешного сотрудничества необходимо умение анализировать ситуацию, понимать поведение людей и их реакцию, делать выводы, используя полученную информацию. Кроме того, требуется не только самому быть активным, но и побуждать других участников к обсуждению.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что умение работать в команде – это неотъемлемая часть рабочего процесса в современных компаниях, кроме того, студенты легче усваивают учебный материал, когда выполняют командные задания, взаимодействуют с другими студентами. Необходимость формирования этого умения признается многими, однако, не все преподаватели используют командные задания. Отчасти это связано с трудностью составления таких заданий, отсутствием командных заданий в учебных материалах, отчасти сложностью в оценивании работы, так как сложно оценить вклад в общий результат каждого участника команды, к тому же на данный момент не разработаны эффективные инструменты оценивания именно командной работы.

Заключение

В заключение отметим, что с изменением отечественной образовательной парадигмы со знаниевой на компетентностную, из зарубежной образовательной среды были заимствованы различные компоненты образовательной системы: рейтинговая система, компетенции, многоуровневое образование. Изменились требования к преподавателям и студентам, однако внедрение западных образовательных стандартов не происходит гладко. При очевидных достоинствах зарубежной системы образовании нельзя умалять значение традиционного российского фундаментального образования, следует накладывать современные ценности на традиционную модель, а не заменять ее. Необходимо принимать во внимание социокультурную среду, в которой живут российские студенты, образ их жизни, их нравственные ценности и воспитание.