Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROJECT DIFFERENTIATED INSTRUCTION: CONTENT, ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL ASPECTS

Pleteneva O.V. 1 Makarova A.B. 1 Tselikova V.V. 1
1 State budget educational institution of continuing professional education “Nizhny Novgorod Institute of Education Development"
The article presents the system of project differentiated instruction as a didactic system, developed by the staff of the Nizhny Novgorod Institute of Education Development, and successfully implemented in the schools of Nizhny Novgorod region. Implementation of the system of project differentiated instruction ensures the formation and evaluation of project competence of students of the basic school through continuous and consistent inclusion of the student to the project activities in the implementation of design modules while learning the content of the subject areas of the basic school at the appointed time and in the implementation of educational projects during their free time. This paper examines the technological and regulatory aspects of the implementation and realization of project differentiated instruction in educational institutions.
educational organization
legislation in the field of education
basic education program
project differentiated instruction
student project competence as an educational outcome
project module
training project
project competence diagnostics

Современная образовательная политика предоставляет образовательной организации (далее ОО) возможность самостоятельно выбирать содержание образования, образовательные технологии, формы, методы обучения, закрепляя свой выбор в основной образовательной программе [7], что определяет высокую степень ее ответственности перед государством, обществом и гражданами за результаты своей деятельности. Предоставленная школе свобода выбора содержания и технологий ограничена рамками требований федеральных государственных образовательных стандартов к ожидаемым образовательным результатам. Среди требуемых предметных результатов ФГОС ООО выделяет не только освоенные обучающимися умения специфические для данной предметной области, но и «виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях» [5, п.8], а в качестве основного метапредметного результата – «основы культуры исследовательской и проектной деятельности и навыки разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» [5, п.18.2.1]. При этом многие образовательные технологии, которые самостоятельно выбирает школа, не дают полного представления о том, как за пять лет обучения на ступени основной школы получить требуемые результаты. Таким образом, можно констатировать противоречия, с одной стороны, между государственными требованиями к образовательным результатам основного общего образования и недостатком инструментов их формирования и оценки, а с другой – между свободой школы в определении характера образовательной деятельности и ограничениями, которые накладывает существующее законодательство с целью обеспечения прав всех участников образовательного процесса. В этих условиях перед руководителем ОО встает проблема разработки или внедрения уже кем-либо созданных новых инструментов формирования и оценки требуемых образовательных результатов.

Цель статьи – представить систему проектно-дифференцированного обучения (далее – ПДО) как новый инструмент выполнения государственных требований к формированию и оценке проектной компетентности выпускника основной школы, и рассмотреть технологические и нормативно-правовые аспекты ее внедрения в образовательную практику.

Проектное обучение, основанное на методе проектов, не является инновацией для современной школы, у него достаточно длинная история в педагогической науке и практике и за рубежом, и в нашей стране. Зародившись во второй половине XIX века на теоретических концепциях «прагматической педагогики» Джона Дьюи, пройдя в российском образовании через широкое применение в школьном и вузовском обучении в 20-е годы XX века и осуждение в 30-е годы, забвение в советской педагогике, метод проектов вновь возродился в конце прошлого века. Организация проектной деятельности и применение метода проектов в процессе обучения рассматривается современными учеными-педагогами как системный компонент образовательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. Проектная деятельность в процессе обучения определяется

учеными (В.П. Беспалько, Г.Б. Голуб, Н.Ф. Маслова, В.Г. Наводнов, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, С.А. Смирнов и др.) и как важнейший метод успешного формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, так как проектная (проектировочная) компетенция является одной из составляющих их профессиональной компетентности [1]. В отличие от проектного обучения мы рассматриваем проектно-дифференцированное обучение не столько как педагогическую технологию, сколько как ориентированную на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника дидактическую систему, реализуемую в условиях единства действий всех педагогов конкретной образовательной организации, что, на наш взгляд, принципиально отличает ПДО от проектного обучения [7]. Системообразующим компонентом выступает проектная компетентность выпускника основной школы, т.е. сформированность его навыков уверенно, без задержек и трудностей в различных учебных и личных ситуациях осуществлять проектную деятельность [4]. Формирование проектной компетентности в ПДО:

  1. основано на непрерывном и последовательном включении ученика в проектную деятельность через сочетание проектной формы учебной деятельности на уроке с проектированием во внеурочное время как на предметном, так и на межпредметном материале;
  2. осуществляется поэтапно с переходом от выполнения действия с опорой на инструкцию учителя или на памятку-алгоритм к самостоятельной форме выполнения действия, а также от со-регуляции и совместного выполнения действия со сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции. Таким образом, уровень проектной компетентности определяется степенью самостоятельности осуществления проектных действий и способом организации проектной деятельности: минимальный базовый уровень – выполнение проектных действий по инструкции учителя, базовый – по алгоритму-памятке, повышенный – самостоятельно, но совместно с группой, высокий – самостоятельно, индивидуально;
  3. происходит в 5–7 классах в процессе реализации проектного модуля – системы уроков практически в любой предметной области, объединенных логикой развертывания проектной деятельности. Каждый отдельный урок (несколько уроков) представляет собой этап (или этапы) проектной деятельности, в процессе реализации которого обязательно создается промежуточный проектный продукт. За три года обучения ученик может освоить не менее 12 разнопредметных проектных модулей и впоследствии сделать более осознанный выбор той предметной области, в которой он мог бы реализовать индивидуальное проектирование.
  4. Осуществляется на этапе обучения в 8–9 классах в процессе реализации каждым школьником индивидуальных учебных проектов, представляющих собой систему целенаправленной урочной и внеурочной учебной деятельности обучающегося, которая имеет определенную четко установленную внутреннюю организацию. Выполнение индивидуального проекта дает возможность продемонстрировать уровень сформированности каждого проектного действия: либо при помощи учителя (базовый уровень), либо самостоятельно (высокий уровень).

Определяющим фактором достижения сформированности проектной компетентности школьников в ПДО является единство всех педагогов, обеспечиваемое общими подходами к созданию необходимых дидактических материалов, организации проектной деятельности и диагностики уровня сформированности проектных действий обучающихся. Оценка уровня сформированности проектной компетентности должна проходить в той логической последовательности, как и ее формирование. Причем если формирование проектной компетентности относится к ответственности учителей (каждого в отдельности и всех вместе), то ее оценка – ответственность школы. Таким образом, система ПДО, на наш взгляд, может рассматриваться в качестве инструмента выполнения государственных требований к формированию и оценке проектной компетентности выпускника основной школы.

Решение о внедрении и использовании такого инструмента в ОО может и должно быть основано на принципах единоначалия и коллегиальности, закрепленных в образовательном законодательстве [7]. В зависимости от организационной модели эти процессы могут выстраиваться в определенный алгоритм действий. Выступить с инициативой использования системы ПДО (шаг 1) может руководитель ОО. Рассмотреть ее должен коллегиальный орган, в компетенцию которого входят эти вопросы. Как правило, подобными полномочиями обладают педагогические советы учреждения, но возможна и передача этих функций прочим органам управления. Решение коллегиального органа об использовании ПДО в реализации образовательной программы оформляется соответствующим локальным нормативным актом (решение педсовета) и утверждается приказом директора. Аналогичным образом возможно принятие решений о выборе модели ПДО, наиболее отвечающей образовательным потребностям и возможностям учащихся школы, а также ее ресурсам (шаг 2). Такой механизм обеспечивает распределенный характер принятия решений и выводит его на легитимную основу. Необходимо отметить, что уставы некоторых ОО предусматривают право руководителя отменять решения коллегиальных органов управления, если они противоречат существующему законодательству или нарушают права и законные интересы обучающихся. Директор несет ответственность за все направления работы школы, в том числе осуществляет руководство образовательной деятельностью и имеет возможность настоять на реализации предложенных им инициатив, даже если коллегиальный орган высказывается против.

Следующим этапом внедрения ПДО является выбор его модели (шаг 2), оптимальной для конкретной организации. Модели ПДО, разработанные лабораторией научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения ГБОУ ДПО НИРО, представлены следующими вариантами:

Модель 1. Реализация проектных модулей, обеспечивающих формирование всех проектных действий обучающихся и реализацию всех этапов проектной деятельности, в составе рабочих программ всех учебных предметов в обязательной части основной образовательной программы ООО (далее – ООП ООО). Использование ПДО как образовательной технологии не требует разработки учебно-программной документации, однако, в рабочей программе учебной дисциплины согласно письму Минобрнауки от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» необходимо отразить формы организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности [2]. Если проектно-дифференцированное обучение вводится как технология реализации рабочей программы, то один раздел или тема программы оформляются как проектный модуль, т.е. содержание данной темы структурируется не в логике освоения предмета, а в логике осуществления проектной деятельности. Сам процесс разработки и принятия рабочей программы должен быть урегулирован локальным нормативным актом ОО.

Модель 2. Реализация проектных модулей в рамках специального учебного курса, относящегося к части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса. Внедрение данной модели потребует внесения изменений в ООП, в порядке определенном уставом ОО и локальными нормативными актами. В практике ОО сложились различные подходы к содержанию этих документов, но в любом случае они будут рассматривать вопросы, связанные с обоснованием вносимых изменений, их регламентом и порядком оформления. Процедура внесения изменений в ООП может быть упорядочена в Положении о внесении изменений ООП, а сами вносимые изменения оформляются приказом руководителя ОО. В ситуации, когда речь идет о реализации ПДО как отдельного учебного курса, разработка рабочей программы является обязательной. Таким образом, реализация основной образовательной программы школы с применением ПДО в любом варианте предусматривает его отражение в рабочих программах [6].

Включение ПДО в качестве отдельного учебного курса сопровождается дополнительными процедурами, связанными с изучением образовательных запросов обучающихся и их родителей и формированием вариативной части ООП. Эта процедура регламентируется локальным нормативным актом ОО, в котором предусмотрены вопросы материального и кадрового обеспечения ОО, организации и проведения мониторингов, диагностик, тестирований учащихся, наделение отдельными функциями педагогических советов и представительных органов участников образовательных отношений.

Третий шаг алгоритма внедрения ПДО предусматривает обеспечение организационных условий внедрения. На уровне локального регулирования необходимо предусмотреть вопросы организационного характера, связанные с разработкой рабочих программ и учебных занятий. Для этого целесообразно создать проектные группы педагогов. Приказом директора образовательной организации регламентируется создание проектных групп и внесение изменений в основную образовательную программу в части вопросов, связанных с ПДО.

На этом этапе может понадобиться обучение руководителей ОО. Выбор программ повышения квалификации осуществляет сама образовательная организация, с учетом того, что результатом обучения должен быть определенный опыт руководителей в вопросах разработки механизмов внедрения ПДО. Для организационного и методического сопровождения педагогов проектных групп разрабатывается программа методической работы на период внедрения ПДО.

На следующем четвертом шаге происходит разработка нормативной базы внедрения ПДО, которая относится к компетенции образовательной организации. В соответствии с принятой в образовательной организации моделью ПДО должны быть внесены и утверждены приказом директора ОО изменения в Программу развития универсальных учебных действий (в составе ООП ООО). На данном этапе внедрения ПДО также необходимо разработать или скорректировать ряд нормативных документов (с учетом требований нормативной базы регионального и муниципального уровня, регламентирующей деятельность ОО), в том числе:

- положение о рабочей программе педагога по учебному предмету (курсу), регламентирующее структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы;

- должностные инструкции педагогов (учитель, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, библиотекарь, заместитель директора) в части требований по организации проектного обучения;

- порядок взаимодействия образовательной организации и родителей обучающихся по вопросам реализации предметов по выбору.

Для разработки программно-методических материалов (рабочих программ, диагностического инструментария для оценки проектной компетентности обучающихся, форм проектной документации) педагоги должны обладать определенным уровнем компетентности в вопросах ПДО [8]. В соответствии с требованиями к педагогу, зафиксированными в профессиональном стандарте (осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, формирование универсальных учебных действий, владение формами и методами обучения, в том числе проектной деятельностью) и существующими на рынке образовательных услуг программами повышения квалификации, а также с разработанной на третьем шаге внедрения ПДО программой методической работы проводится обучение педагогов-участников проектных групп (шаг 5). Результатом обучения должен стать опыт педагогов в вопросах разработки программно-методических материалов и сами материалы, необходимые для организации проектно-дифференцированного обучения .

Только после всех предварительно осуществленных шагов можно приступать к созданию условий, необходимых для внедрения ПДО, к которым относятся:

- разработка программно-методических, дидактических материалов (пакет разноуровневых заданий для формирования всех проектных действий в составе проектных модулей и учебных проектов), диагностический инструментарий для оценки проектной компетентности обучающихся (разноуровневые диагностические задания, инструменты мониторинга проектной деятельности, и т.п.);

- обеспечение информационных условий (страница (раздел) на сайте ОО, на которой размещается информация о проектно-исследовательской деятельности; информационные стенды для педагогов, обучающихся, родителей, освещающие информацию о реализующихся проектах; план мероприятий по популяризации ПДО среди участников образовательной деятельности, образовательной общественности);

- создание материально-технических условий (оборудование, технические средства обучения, выход в сеть Интернет, в т.ч. для кабинета проектной деятельности и т.д.);

- организация взаимодействия с родителями и социальными партнерами.

Конечно, внедрение системы ПДО в образовательную деятельность школы является сложным процессом не только в методическом, но и в нормативно-правовом отношении в связи с высоким уровнем ответственности ОО за возможные юридические последствия, которые могут стать результатом неправильно организованных действий администрации школы. При этом, на наш взгляд, все возможные сложности компенсируются теми результатами, которые получают школьники в процессе реализации проектно-дифференцированного обучения. Результаты диагностики 370 обучающихся в 5-х классах пяти школ Нижегородской области наглядно демонстрируют, что уже за первый год реализации ПДО (2015/2016 уч. г.) при целенаправленном последовательном и непрерывном включении школьников в проектную деятельность уровень сформированности их проектной компетентности растет: если в начале учебного года только 6 % обучающихся справились с работой, диагностирующей умение осуществлять проектные действия, то к концу года уже 92 % пятиклассников успешно справились с диагностической работой.

Таким образом, на данном этапе внедрения ПДО в практику общеобразовательных организаций мы видим, что механизмы системы проектно-дифференцированного обучения действительно работают на формирование проектных навыков обучающихся основной школы, необходимых каждому современному человеку, если в ОО созданы все необходимые организационно-управленческие и педагогические условия.