Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MODEL OF INCLUSIVE LEARNING IN HIGHER EDUCATION

Sanina E.I. 1 Zhiganova O.M. 1
1 Academy of social management
We have done the analysis of the relationship characteristics of the individual selection of therapeutic doses of warfarin and clinical characteristics in patients with atrial fibrillation. Following characteristics of the period of selection of a dose were considered: a definitive therapeutic dose of warfarin in mg, duration of selection of a dose in days and the maximum value of the international normalised relation (INR), registered in the course of titration.Therapeutic dose of warfarin, duration of its selection and fluctuations in thus INRdepend on the following clinical factors - a history of stroke, obesity, thyroid lesions, smoking, and concomitant therapy, specifically, the use of amiodarone, in cases of appointment of warfarin in patients with atrial fibrillation.However at patients with combination Ischemic heart trouble and atrial fibrillation it is not established essential dependence of features of selection of a dose of warfarin from such characteristics, as a sex, age, quantity of accompanying diseases, presence of cholelithic illness, a diabetes of II type, duration of an arrhythmia, firmness of fibrillation of auricles, a functional class of warm insufficiency and presence of a stenocardia of pressure. According to the nonparametric correlation analysis characteristics of the period of selection of a therapeutic dose of warfarin haven't been significantly connected among themselves.
inclusive education
persons with disabilities
information educational environment
personal growth
learning model

Одной из социально значимых проблем педагогической науки является вопрос обучения лиц с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях массовых высших общеобразовательных учреждений. Развитие инклюзивного образования на высшей ступени образовательной системы является важным условием успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации и саморазвития людей с ограниченными возможностями здоровья в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Актуализация инклюзивной стратегии обучения стала проявляться в системе мирового образования только в 60–80-х гг. ХХ в. В этот период отношение к людям с ООП выходит на новый уровень. Принимаются значимые международные правовые акты, защищающие права людей с ограниченными возможностями, закрываются интернаты и специализированные лечебные учреждения для людей, отстающих в развитии [5, с.4].

Анализируя историко-теоретические основы инклюзии как образовательной стратегии, обратимся к содержанию термина «инклюзивное образование». Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) определяется в современной педагогической науке как «процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями» [4, с.107].

Для организации инклюзивного обучения в учреждениях высшего профессионального образования, безусловно, необходимы безбарьерная среда, пакет адаптивных образовательных программ, система психолого-педагогического, медицинского и тьюторского сопровождения, адаптированные дистанционные образовательные технологии, система электронного обучения, дополненные комплексом традиционных и инновационных методов обучения, специальная подготовка педагогических кадров. В ряду выше обозначенных условий особое внимание, на наш взгляд, сегодня должно уделяться развитию методических инноваций в реализации различных подходов, технологий, средств, условий инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющими выстроить индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с особыми запросами и спецификой данного контингента обучающихся.

При проектировании модели инклюзивного обучения, мы исходили из понимания, что данная модель должна носить не только адаптивный, но и персонализированный полноценный характер. К сожалению, в настоящее время во многих вузах сложилась ситуация, когда на практике в образовательной среде учреждения функционирует тот или иной вид так называемой «щадящей» модели. Для введения в образовательное пространство вуза инклюзивной образовательной модели в высшем учебном заведении недостаточно обеспечить только архитектурную доступность внутренних помещений, кампусов, общежитий, спортивных и культурных сооружений или дистанционный доступ к разработанному порталу с учебными материалами и тестовыми заданиями. Обновления, повышения квалификации или даже в ряде случаев переквалификации требует и кадровое обеспечение обучения, поскольку его реализация требует всесторонней поддержки педагогов, психологов, социальных работников, тьюторов, консультантов, ассистентов, представителей общественных организаций и социально-реабилитационных центров, работодателей, представителей государственных структур. Инклюзивное обучение предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса. От студентов с ООП оно требует большого напряжения сил – психологических и интеллектуальных ресурсов личности; от условно здоровых студентов – понимания, толерантности, готовности оказывать помощь и активно, плодотворно взаимодействовать с другими обучающимися, от преподавателей, работающих в таких группах, профессионализма, специальных знаний, особых личностных качеств, готовности и умения сотрудничать. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость обеспечения всех участников образовательного процесса необходимой психологической, медицинской и социальной поддержкой. В связи с этим важной составляющей проектирования модели инклюзивного обучения в рамках проведенного исследования выступило психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного обучения в вузе как организованная система, направленная на развитие всех компонентов личностного и профессионального потенциала субъектов учебно-воспитательного процесса, независимо от их возможностей: рефлексивных, когнитивных, деятельностных, аффективно-волевых.

Изменения, происходящие в обществе, связаны с активным развитием информационных технологий. Соответственно, проектирование модели инклюзивного образования в высшей школе направлено на устранение всевозможных барьеров в информационно-образовательной среде, базируется на социально-деятельностном подходе. Данный подход предполагает равноправие всех обучающихся и предоставление всем равных стартовых возможностей при получении качественного высшего образования. Заслуживают внимания психологические особенности данного подхода: если обучающийся не может выполнять функциональное действие из-за своего диагноза, проблему следует искать не в самом студенте, который не может это действие произвести, а в том, как организовано это действие и как его лучше организовать с педагогической точки зрения [1].

В настоящий момент специальные условия для адаптации студентов с ООП в высших учебных заведениях не созданы, они вынуждены сами преодолевать барьеры и адаптироваться к образовательной среде. Также не получает во многих случаях развития и такой важный компонент (учтенный в разработанной модели), как консультации с обучаемыми и педагогами по вопросам совместного обучения и оказания поддержки однокурсникам с особыми потребностями. При проектировании модели инклюзивного обучения в информационно-образовательной среде вуза мы учитывали необходимость качественного сопровождения студента (со стороны образовательной системы и семьи), при этом важно, чтоб сопровождающий отслеживал соответствие информационно-образовательной среды, в которой находится студент с ограниченными возможностями здоровья, его возможностям и задачам развития. Те специалисты, которые сопровождают такого обучающегося в процессе интеграции и отслеживают его индивидуальный образовательный маршрут, находятся вместе с ним в той же среде, наблюдая за его развитием, вовремя корректируя возникающие деформации. В том числе это касается неадекватных способов профессионального самоопределения: так, например, у ряда обучающихся с ООП, как показывает образовательная практика, отмечается отсутствие собственных профессиональных намерений в связи с низкой самооценкой здоровья, пассивностью и личностными особенностями, другим свойственна, наоборот, недооценка тяжести своего состояния здоровья, когда студент хочет считать себя вполне здоровым и убежден, что вскоре излечится, соответственно, строит нереальные планы, недостижимые по его физическим возможностям [1].

Данные проблемы были учтены в ходе проектирования авторской модели инклюзивного обучения в информационно-образовательной среде вуза.

В методическом плане модель инклюзивного обучения в информационно-образовательной среде вуза включает в себя следующие структурные компоненты (рисунок): внешнюю среду обучения, теоретико-методологические основы инклюзивного обучения, методическую систему, определяющую цели, содержание, формы, методы, средства обучения, субъекты и партнеры инклюзивного образования.

Изменения, происходящие в процессе педагогического взаимодействия в связи с реализацией возможностей средств ИКТ, позволяют совершенствовать технологии информационного взаимодействия, осуществляемые между обучаемым/обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации. Одним из главных компонентов модели обучения в информационно-образовательной среде учебного учреждения является педагогическое взаимодействие (педагог – средство обучения – студент, студент – интерактивное средство обучения, студент – интерактивное средство обучения – студент), опосредованное информационными и коммуникационными технологиями.

Современные средства обучения на базе информационных и коммуникационных технологий за счет своих технологических возможностей позволяют выстраивать совершенно новое учебное взаимодействие. Использование интерактивных средств обучения и контроля образовательных результатов, интерактивный диалог способствуют активному педагогическому общению и взаимодействию, позволяют лучше отрефлексировать изученный материал, скорректировать образовательный процесс.

Совместный отбор субъектами учебного процесса целей, содержания, форм и методов образовательной деятельности в процессе обучения влияет на достижение высокого познавательного и креативно-деятельностного уровня, при учёте баланса и гармонии между социальными требованиями личностного, профессионального развития и потребностями личности обучающегося в самоопределении, саморазвитии, самоактуализации.

Личностный рост представляет развитие всех сторон личности. Достигается это путем включения обучающегося в познавательную, нравственную, исследовательскую, самостоятельную, коммуникативную и творческую деятельность [2,3].

Личностному росту обучающегося с ООП (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии) способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия, которое проявляется как:

педагогическая интеракция, через субъект-субъектное взаимодействие (педагог – студент, студент – студент), позволяющее участникам процесса обучения реализовать общую для них учебную деятельность, направленную на достижение цели обучения. Во взаимодействии определяющим фактором является позиция педагога, исходящая из интересов развития студента: понимание, признание, принятие его как полноправного партнера, оказание ему помощи.

Для личностного и профессионального становления будущих специалистов важное значение имеет образовательная среда вуза, которая представляет собой условия взаимодействия субъектов высшего учебного учреждения в рамках социально-культурных, деятельностных, коммуникативных, информационных факторов. Создание и преобразование образовательной среды вуза – это сложная, многогранная, масштабная проблема. Ее решение требует всестороннего ресурсного, прежде всего научного обеспечения.

В настоящее время нет единого подхода и направления к раскрытию понятия «образовательная среда», поскольку она представляет собой многокомпонентный и многофакторный педагогический феномен и определяется в различных контекстах. Несмотря на повышенное внимание ученых к проблеме образовательной среды, единого понимания сущности и содержания данного понятия не сложилось.

Образовательная среда как педагогический феномен рассматривалась с различных позиций А.И.Артюхиной (средовой подход), И.В.Ивановой (акмеологический подход), В.Н.Яковлевым (здоровьесберегающий подход), В.А.Кучер (профессиональный подход), С.А.Ярдухиной (информационный подход).

Модель инклюзивного обучения студентов с ООП в информационной образовательной среде

М.С. Чванова вводит понятие профессионально-ориентированной информационно-учебной среды. Под ней понимается совокупность, во-первых, средств и технологий сбора, накопления, передачи, обработки и распределения учебной и профессионально-ориентированной информации; во-вторых, условий, способствующих возникновению и развитию информационного взаимодействия между преподавателем, обучающимися и средствами информационно-коммуникационных технологий. Этот подход в большей степени отвечает целям информатизации образовательного процесса в вузе [6]. Современная образовательная среда базируется на принципах открытости, непрерывности, поливариативности и нелинейности. В связи с чем возникает необходимость изменения методов обучения, необходим синтез сильных сторон современных информационных технологий для создания нового подхода к совершенствованию образования. Возрастающая потребность в обновлении знаний, умений (компетенций) и квалификаций обуславливает активное внедрение в образовательный процесс вуза современных образовательных технологий, включая открытое образование, электронное обучение, дистанционные и мобильные технологии.

Современные студенты – это активные пользователи цифровых технологий и Интернета. Для инклюзивного образования необходимо усиление интерактивного обучения. Для организации интерактивного образования студентов внедряются тематические образовательные Web-квесты. Образовательные Web-квесты представляют собой информационный контент, определяющийся содержанием учебной темы, целями и задачами заключительного этапа её изучения и предполагают выполнение заданий с использованием Интернет-ресурсов. В настоящее время разрабатывается и внедряется в образовательный процесс проект «Конструктор образовательных Web-квестов». Основной целью использования Web-конструктора является создание платформы для реализации обучения посредством тематических образовательных Web-квестов.

Систематическое использование тематических образовательных Web-квестов при обучении студентов позволяет решать следующие задачи:

- усиление мотивации обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении за счёт дополнительных мотивов игрового, соревновательного, познавательного и др. плана;

- использование в учебном процессе дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов, новых видов учебных поисково-познавательных заданий обобщающей и систематизирующей направленности, активизирующих исследовательскую и самостоятельную деятельность студентов;

- придание заключительному этапу работы над учебной темой новой организационной формы, привлекательной для студентов.

Модель инклюзивного обучения студентов с ООП предполагает дальнейшее изучение связей между компонентами образовательной системы, выявление внешних связей системы, выделения из них главных, определение и анализ структуры и функции инклюзивного образования.