Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDY LABOR FEATS COUNTRY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR AS A CONDITION OF FORMATION OF YOUTH PATRIOTISM

Dudina M.M. 1 Efremova U.P. 1 Khamatnurov F.T. 2
1 Ekaterinburg academy of contemporary art
2 Ural State University of Economics
The article deals with the formation of patriotism of citizens through their participation in action research projects type. This is the current direction of development of the unified Russian nation. The essence and the mechanism of patriotic education is revealed from the standpoint objectifying – disobjectification. The implementation and the involvement of residents of Yekaterinburg and other regions of the country in a proactive research project "Labour feat of the people: the reverse side of the Victory in the Great Patriotic War" is described as an experience. Basic methods of work of the project participants with historical material, forms and methods of implementation of the project at the university are disclosed in the article. The results of the impact of the project on the patriotic education of youth participating in the project are shown on the basis of the survey. The article may be of interest to the organizers of similar projects in other cities and towns, which retain the memory of the labor heroism of the people in the Great Patriotic War, as well as to expand the geography of the current project.
formation
education
patriotism
patriotic education
patriotic feeling
historical memory
a research project
a labor feat
The Great Patriotic War
complicity to victory

Патриотизм – важное качество, которое вдохновляет граждан на активные действия в обеспечении процветания и благополучия страны, в которой они живут. В ХХ в. в течение десятилетий, до середины 1980-х гг., в Советском Союзе существовала и развивалась сложная многоуровневая система патриотического воспитания, охватывавшая большинство населения страны, и которая довольно успешно внедряла комплекс идей, которые мотивировали граждан быть патриотами и гордиться «лучшей» и «самой передовой» в мире страной. Но система воспитания стала давать сбои в «период перестройки» и быстро изменилась в противоположную сторону с развалом страны в 1990-е гг. В народе возобладали идеи отторжения от истории страны, и они в течение десятилетия стали определять ведущую тенденцию отношения к Родине, Отчизне. Многие граждане хотели покинуть и покидали страну в поисках «достойного» их государства.

В настоящее время ситуация начинает меняться, постепенно «преодолеваются искаженные и ложные ценности». Однако нельзя с уверенностью утверждать, что негативные взгляды на значение Отечества в системе ценностей людей нашей страны преодолены. Особенно в связи с экономическими проблемами, «возрастанием сложностей в жизни людей» в определенной степени возрождаются идеи негативного отношения к стране, ее руководству, историческому наследию. Кроме того, в части молодежной среды патриотизм «не занимает существенного места в системе ценностей», так как события, сопровождавшие их в течение жизни, не были связаны с успешной демонстрацией государственных структур в решении внутренних и международных государственных проблем, «прорывов в экономике, идеологии, образовании» и других сферах жизнедеятельности общества [4, С. 153-154].

Президент России В.В. Путин не раз высказывался о воспитании патриотизма граждан страны, особенно среди молодежи. В частности, на встрече с производственниками в феврале 2016 г. он подчеркнул, что «страну должны объединить любовь к родине и стремление сделать свою жизнь лучше» [2]. Формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга направлена принятая в 2015 г. государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

Возрождение положительного ценностного отношения к Родине, наметившееся в молодежной среде нашей страны, актуализирует проблему реализации адекватных воспитательных проектов, способных внести значительный вклад в дело развития патриотических качеств личности обучающихся и формирования на этой основе единой российской нации.

Известно, что на формирование подъема патриотических чувств влияют разные факторы, в частности, успехи, достижения и победы государства, либо угроза его разрушения и порабощения населения. Сила и мощь страны порождают чувство защищенности и сопричастности к победам, осознание себя сопричастным к достигнутыми успехам, гордости за народ и руководство страной. Угроза гибели людей, возможность разрушения материальных и духовных ценностей, сложившейся многовековой культуры и уничтожение традиций способствует осознанию потери национальной идентичности, что в свою очередь приводит к объединению людей вокруг идеи спасения Родины.

Огромный потенциал в воспитании патриотических чувств несет в себе обращение к историческому опыту страны, в частности, победам и успехам в военных действиях, трудовой деятельности. Осознание граждан великих побед страны через духовное объединение народа как ничто другое формирует патриотизм.

Педагоги, исследовавшие условия формирования патриотизма, отмечают, что данное качество формируется с детства. Активное вовлечение молодежи к открытию новых фактов победы советского народа в Великой Отечественной войне (ВОВ) создает благоприятную почву для возрождения любви к Родине, народу, государству. Историческая реконструкция боевых действий, поисковые отряды в местах военных сражений, акция «Бессмертный полк», безусловно, открывают новые славные страницы истории нашей страны, способствуя гордости и любви к Родине в молодежной среде.

Процесс формирования патриотических качеств, на наш взгляд, тесно связан с процессами опредмечивания и распредмечивания, как социально-психологическими феноменами, не только сопровождающими любую предметную человеческую деятельность, но и раскрывающими внутреннюю динамику материальной и духовной культуры.

Традиционно опредмечивание и распредмечивание включают в себя три уровня: во-первых, деятельность вызывает в объекте или наследует из него такие изменения, которые аналогичны действию сил самой природы; во-вторых, она создаёт и воссоздаёт произведения культуры, наследует и творит ее ценности; в-третьих, совершается опредмечивание и распредмечивание самого субъекта, его приобщение к другим субъектам, включение в межчеловеческие отношения, в историческую связь с обществом [1].

Исходя из данных уровней, можно проследить формирование патриотических качеств личности (субъекта), включенного в проекты по изучению условий жизни и труда людей во время Великой Отечественной войны.

Изучая воспоминания очевидцев и исторические документы о сражениях, условиях жизни и труда наших сограждан в годы ВОВ, участник проекта устанавливает духовную связь с ними, происходит идентификация с людьми и с условиями жизни того времени. Эмоционально переживая трудности и лишения, выпавшие на долю воинов, тружеников тыла, как правило, наш современник соотносит себя с этими людьми и переносит на себя эти условия жизни, «соотнося их со своими личностными качествами и способностями». Все это способствует «личностным изменениям субъекта» через виртуальное участие в значимых событиях и «формирование возвышенных чувств» [7, С. 2907].

Перерабатывая рассказы родственников и близких людей в эссе, создавая картины и другие продукты творчества в ходе реализации проекта, осмысливая собственные переживания, участник проекта (как субъект) создает тем самым культурное наследие страны, запечатлевшее трудовой подвиг людей в годы ВОВ, которое будет доступно другим людям и будущим поколениям. Выставки творческих работ, экскурсии, публикации эссе и рассказов о жизни и труде родственников и близких людей в годы ВОВ создают условия для знакомства с этим наследием широким слоям граждан. Кроме того, использование социальных сетей, специальных сайтов еще больше расширяет возможности продвижения военного и трудового подвига народа.

Через продукты своего творчества участник проекта (как субъект) создает и актуализирует ценностные ориентиры, значимые как для него в настоящее время по отношению к защитникам отечества и труженикам тыла – как для себя, так и для широкой общественности и будущих поколений. Проектируя перспективные ценностные ориентиры, личность укрепляется в патриотических качествах, пропагандируя их продвижение будущими поколениями.

Осознание себя центральным звеном во временной цепочке «прошлое – настоящее – будущее» участник проекта принимает на себя включенность в межчеловеческие отношения   и понимает историческую связь общества через военный и трудовой подвиг людей во время ВОВ, закладывая в будущее развитие России как государства, ценящего и помнящего вклад граждан в дело развития страны. В ходе изучения героического наследия и сопереживания субъект осознает изменения, произошедшие в структуре его личности, понимая важность этих изменений, он способен пропагандировать патриотические изменения в личности у подрастающих поколений, выполняя связующую роль с людьми, внесшими вклад своим трудом в дело победы страны над фашистскими захватчиками [3].

С целью изучения вклада тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны и вовлечения студентов в героическое прошлое страны в 2015 г. силами преподавателей и сотрудников Екатеринбургской академии современного искусства (г. Екатеринбург) был начат исторический проект «Трудовой подвиг народа: обратная сторона победы в Великой Отечественной войне». Свердловск (ныне Екатеринбург), как и другие города Урала и Сибири, в годы войны стал одним из важных производственных центров страны. Именно сюда были эвакуированы многие промышленные предприятия, продолжавшие выполнять военные заказы. Работники предприятий «ковали победу в тылу», среди них были также дети и подростки [5].

Идея появления проекта связана с тем, что в настоящее время подвиг трудового населения, работавшего в тылу, слабо представлен в научных, художественных и публицистических материалах, недостаточно освещен и в средствах массовой информации. Есть опасность, что трудовой подвиг народа нашей страны в Великой Отечественной войне не получит должного признания, а значит, не сможет реализовать свой огромный потенциал в идентификации населения с трудовыми победами народа, что в настоящий исторический момент не менее важен, чем победы на фронтах. Перед участниками проекта ставилась задача исследования семейных историй на причастность родственников и знакомых к победе над фашизмом. Проект предусматривает проведение поисковой работы и описание условий, режима и особенностей трудовой деятельности, быта и отдыха тружеников тыла [6].

Проект имеет открытый характер, то есть любой житель Екатеринбурга, Свердловской области и страны в целом может написать о своих родственниках и знакомых, о себе как об участнике событий Великой Отечественной войны. Привлечение и оповещение участников проекта осуществлялось через социальные сети. В частности, «В контакте» создана группа участников проекта, на сайте МБОУ ВО ЕАСИ ведется специальная информационная компания.

За два года существования проект «Трудовой подвиг народа: обратная сторона победы в Великой Отечественной войне» объединил людей разного возраста: от дошкольников до самих участников событий того времени. Самому маленькому участнику проекта было 6 лет, а самому взрослому – 91 год. География проекта распространяется от Архангельска до Барнаула. Сегодня он охватывает 7 областей России. Активное участие в проекте приняла молодежь г. Екатеринбурга, в особенности, Орджоникидзевского района, где в годы войны были сосредоточены эвакуированные заводы, а на Уралмашзаводе собирались легендарные танки Т-34 и самоходные артиллерийские установки истребители танков САУ-85 и САУ-100.

В 2015 г. в проекте приняло участие более 100 человек, а в 2016 г. более 180 человек. Благодаря их участию удалось собрать уникальный материал о трудовом подвиге народа, о тяжелой жизни мирных жителей в военное время.

За это время участниками проекта было собрано достаточно много исторического материала, который является уникальным, так как сохраняет память о великой Победе в конкретных персоналиях. Из рук участников проекта получены оригинальные фотографии, жизнеописание людей, воссоздание видов и характера трудовой деятельности, характеристика событий и фактов, иллюстрирующих особенности жизни людей в трудные военные годы.

За время проекта было издано несколько сборников эссе «Культурно-историческое и духовное наследие поколений победителей в Великой Отечественной войне». В сборниках подробно описаны жизнь и деятельность семей, живших в тылу в 1941–1945 гг. [6].

На основе полученных в ходе исследования материалов была создана экспозиция «Незаметные герои в 1941–1945 гг.», состоящая из фотопортретов 120 тружеников тыла с кратким описанием их трудового вклада в победу советского народа над фашистскими захватчиками.

С целью ознакомления жителей Екатеринбурга с героическими фактами трудовой деятельности тружеников тыла, была разработана экскурсия «Трудовой подвиг народа в годы войны». Экскурсия включает в себя рассказ о жизни людей в годы войны в глубоком тылу и их трудовой деятельности. В ходе экскурсии приводятся примеры из жизни людей, портреты которых находятся в экспозиции. Экскурсия и экспозиция в настоящее время пользуется огромным спросом и вызывает интерес жителей города. Ее посетило более 2000 человек, среди них более половины – школьники общеобразовательных школ.

В ходе реализации данного исторического проекта был отмечен рост активности и интереса уральцев и гостей региона к теме трудового подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. Более того, после экскурсии посетители обычно сами проявляют желание поучаствовать в наполнении экспозиции, что способствует продолжению проекта и свидетельствует о его важности для современных людей.

Особенностью проекта является непосредственное активное вовлечение населения в поиск артефактов и их музеефикация, возможности увековечить память своих близких людей – родителей, бабушек и дедушек, знакомых. Часто люди приносят значимые для них личные вещи, фотографии, документы и другие материалы, имеющие отношение к труженикам тыла. В настоящее время нет музеев, ведущих целенаправленную работу с подобным артефактами. Тем не менее, люди испытывают потребность поделиться с другими своей сопричастностью к Великой Победе, оставляя в проекте не просто предмет или информацию, а частичку своей души [6].

Интерес к проекту и к экспозиции проявили активные жители других городов. Так, в ноябре 2016 г. по запросу директора школы № 13 экспозиция «Незаметные герои 1941–1945 гг.» была перевезена в г. Тобольск Тюменской области. В 2017 г. планируется ее размещение в городах Верхотурье, Каменске-Уральск и др.

Опрос, в котором приняли участие школьники и студенты г. Екатеринбурга, показал, что 94 % респондентов проявили интерес к изучению трудового подвига соотечественников в годы Великой Отечественной войны; 89 % считают, что изучение условий труда и жизни людей военного времени «важно для будущих поколений»; «чувство гордости» за свою страну возникло у 96 % опрошенных учащихся и студентов; 67 % приняли участие в написании эссе о трудовом подвиге своих родственников и знакомых; 83 % учащихся молодых людей намерены продвигать проект среди своих друзей и знакомых.

Дальнейшее развитие проекта предполагает расширение его географии, сбор информации о тружениках тыла в других регионах нашей страны. Кроме того, студентами и преподавателями ЕАСИ ведется разработка сайта, рассказывающего о трудовом подвиге людей в годы войны. Продолжится работа с ветеранами – тружениками тыла, испытывающими трудности в современной жизни. Планируется работа постоянной, передвижной и виртуальной выставок, освещающих вклад наших соотечественников в Великую Победу. Для современных детей и молодежи также может представлять интерес информация об особенностях жизни детей и подростков в годы войны, тем более что часть их них живы и помнят лишения и трудности жизни того времени.

В целом, патриотическое воспитание молодежи должно быть реализовано как непрерывная система, начиная с самого раннего возраста и в течение всей жизни человека.