Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MENTAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Ilyina G.V. 1 Tuguleva G.V. 1 Yakovleva L.A. 1
1 NMSTU Nosov Magnitogorsk state technical university
Theoretical justification of development of technology of psychomotor development of preschool children by means of physical culture in the conditions of inclusive education is carried out. The main methods to the organization of physical training in the children's organization in the conditions of inclusive education are allocated: harmony of correctional work and components of physical training; differentiation of physical training of children; individual approach in physical training of children with violations in development; a divisibility of physical activities for children; an intensification on sports occupations of psychomotor development of children for any regulation of movements; integration of elements of physical training into household processes; high-quality selection of content of sports and improving work; introduction of special events for correction and development of the affective and emotional sphere of children to a technique of the organizations of sports occupations of children with intellectual insufficiency.
mental and physical development
sports activity
inclusive education of children
pedagogical technology

В современной образовательной ситуации возрастает потребность реализации технологий, направленных на сохранение здоровья и активизацию двигательной деятельности дошкольников, коррекцию психических и моторных функций детей с особыми потребностями. Назрела необходимость в создании или корректировке парциальных программ, реализуемых в образовательной области «Физическое развитие», в содержании которых будет отражено психомоторное развитие дошкольников, регулирующее образовательную деятельность педагогов с нормально развивающимися детьми и имеющими отклонения в физическом и психическом развитии. Доступность качественного образования (инклюзивное образование) лиц с различными отклонениями в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи, с задержкой психического развития, расстройствами аутичного спектра, множественными нарушениями в развитии),  нуждающихся в образовании, отвечающем их особым потребностям, предполагается в образовательных учреждениях всех уровней. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает создание необходимых условий для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе инклюзивного образования.

Под психомоторным развитием принято понимать процесс, характеризующийся единством восприятия и движения. Однако такое понимание отражает только взаимосвязь одной их психических функций с движением. По мнению А. Валлона, одним из противоречий психического развития ребенка является соотношение телесного и психического. Переход от органического к психическому нужно рассматривать через понятия: эмоция, моторика, подражание, социум. Экспрессивное выражение собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям, само движение, по выражению А. Валлона, есть «экстериоризированная эмоция». Благодаря дальнейшему влиянию поведения взрослого в развитии ребенка происходит дифференциация моторных функций. Анализ сложной системы взаимодействия моторных функций координации и дифференциации движений позволил А. Валлону установить связь эмоции с движением, выделить психомоторные типы развития ребенка и объяснить переход от сенсомоторных приспособлений к плану сознания, то есть от движения к мысли.

В теориях Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина исходным пунктом развития мышления служит предметное действие как процесс преобразования и достижения определенного результата или как объективный процесс ориентировочной деятельности. Так, Ж. Пиаже описал становление структуры сенсомоторного интеллекта у детей, а П.Я. Гальпериным были проведены многочисленные исследования взаимосвязи психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и двигательных навыков детей. Психофизиологами сенсорное, эмоциональное и моторное развитие обобщено в понятие психомоторики, понимаемое как основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоциональных реакциях и актах. По мнению И.М. Сеченова, это обусловлено тесной связью психических процессов с движением, которое само по себе является конечным звеном психической деятельности. Озерецким Н.И. была разработана шкала с компонентами психомоторики: статическая и динамическая координация движений, их скорость, одновременные движения и синкенезии [9]. Платонов К.К. определяет психомоторное развитие как совокупность сознательно управляемых двигательных действий, процесс, обобщающий психику с ее двигательным выражением - мышечным движением [1]. Формирование психомоторных способностей, по мнению Попова Г.Г., активный психолого-педагогический процесс, направленный на изучение структуры психомоторных задатков и развитие компонентов общих способностей к определенной двигательной деятельности [11, с. 31-35].

В контексте нашего исследования психомоторное развитие мы обозначаем как комплексный процесс развития психических (сенсорных, интеллектуальных, речевых, эмоциональных) и моторных функций (физических качеств) в определенных формах двигательной (физкультурной) деятельности. Физкультурная деятельность определяется нами, как «…специфическая деятельность человека, проявляющаяся в генетически обусловленной потребности в двигательной активности, которая реализуется в процессе физического воспитания» [8, с. 127]. Как интеграционный процесс формирования различных индивидуальных и личностных качеств в аспекте формирующейся общественной потребности в развитии ребёнка, «…правильно организованная физкультурная деятельность позволяет решать общевоспитательные, общекультурные задачи, связанные с самосовершенствованием человека, общением, творчеством, культурным отдыхом, влиянием на его эмоциональную сферу, на его мироощущение и мировоззрение» [8, с. 128].

Предметом нашего исследования являются психолого-педагогические условия психомоторного развития детей дошкольного возраста с разным уровнем физического развития, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлено исследование – это разработка технологии психомоторного развития дошкольников с использованием индивидуально ориентированных средств физической культуры и экспериментальная проверка технологии планирования психомоторного развития дошкольников в реализуемых парциальных программах образовательной области «Физическое развитие».

Технология психомоторного развития детей обозначена авторами как модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению процесса физического воспитания детей дошкольного возраста с доступностью в плане приспособления к различным нуждам детей с разными физическими возможностями. Данная технология спроектирована на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения с использованием индивидуально ориентированных средств физической культуры, регулирующих образовательную деятельность педагогов с нормально развивающимися детьми и имеющими отклонения в физическом и психическом развитии. В процессе реализации технологии коррекционно-развивающее воздействие осуществится в следующих направлениях: коррекция повышенного психического и физического возбуждения или торможения, формирование точного управления движениями в пространстве; развитие физических качеств (сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость) и способности к поддержанию максимально возможного темпа движений, к словесной регуляции движений, к активному воображению; тренировка моторной асимметрии.

В настоящее время в системе образования детей с ОВЗ, задержкой психического развития (ЗПР), нарушением опорно-двигательного аппарата сформулирован ряд новых теоретических положений о возможностях коррекции нарушенных психомоторных функций, определены механизмы диагностики, разрабатываются интегративные подходы к их развитию, воспитанию и обучению посредством организации инклюзивного образования. В исследованиях обращается внимание на то, что психофизическое развитие таких детей отличается от нормы: не сформированы сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к различным видам деятельности (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Р.И. Лалаева и др.). Экспериментально установлено, что быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы у таких детей обычно сопровождаются сниженными показателями физического развития и физической подготовленности (М.Ш. Адилова, Е.М. Мастюкова, Г.А. Бутко, Н.П. Горбунов и др.). В современных трудах (Н.Л. Белопольская, С.Г. Шевченко, Д.В. Григорьев и др.) показано, что уровень развития психомоторных способностей детей зависит от состояния их сенсомоторных функций, от сформированности представлений об окружающем мире, пространственно-временных представлений, речевого развития и т.д. Кроме того, среди характеристик сенсорно-перцептивной сферы детей с ЗПР и ОВЗ выделяются моторная неловкость, недостаточная координация движений, слабая переключаемость с одного движения на другое. Выявлено, что у них значительно позже возрастной нормы и с большим трудом формируются серии движений, которые необходимы для образования двигательных навыков, способствующих пространственной ориентировке детей (в окружающем пространстве, в собственном теле, на плоскости листа, в схеме противоположного тела и т.п.) [3]. В исследованиях отмечается, что у данной категории детей существенно страдает координация движений обеих рук, нарушен зрительный контроль (зрительно-двигательная координация), снижена двигательная память и т.п. (М.Ш. Адилова, Н.П. Вайзман, Г.А. Бутко, В.М. Мозговой и др.), что объясняется замедленностью образования у них сложных условных связей в процессе координации движений, слабостью замыкательной функции коры головного мозга. Наиболее сложными для них являются упражнения, требующие координации движений четырех конечностей по перекрестному типу (И.Ю. Горская, В.М. Мозговой). В практике дошкольного образования реализуются методики физического воспитания детей с легкой умственной отсталостью с учетом индивидуального характера процесса приспособления лиц с ограниченными возможностями к мышечной деятельности (С.П. Евсеев,  Л.В. Шапкова,  Д.В. Григорьев и др.). А.А. Никитиным и Г.И. Дерябиной проведено исследование взаимосвязи физических, психических, психофизических и дыхательных способностей в результате реализации комплексной методики адаптивной физической культуры дошкольников 5-7 лет, имеющих задержку психического развития [4]. В исследованиях Попова Г.Г., Ильиной Г.В., Тугулевой Г.В. подчеркивается значимость развития сенсорной и двигательной (моторной) активности для психического развития, влияние степени их сформированности непосредственно на характер отклоняющегося развития. Ильина Г.В. подчеркивает, что «…двигательная деятельность старших дошкольников и младших школьников находится во взаимосвязи с перестройкой их умственных процессов [2, с. 199]. Важно учитывать особенности использования подвижных игр, которые определяют благоприятную динамику в развитии физических качеств и интеллектуальных способностей детей. Правильно организованный процесс физического воспитания способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности.

Вышеизложенное позволило выделить основные методические подходы к организации физического воспитания дошкольников в условиях инклюзивного образования.

  1. Органичность составляющей развивающе-коррекционной работы и компонентов физического воспитания. В физкультурные занятия необходимо включать коррекционную работу по формированию пространственных представлений, развитию когнитивной сферы, а во время развивающих занятий необходимо выполнять оздоровительную гимнастику (дыхательная, психогимнастика, кинезиологические упражнения).
  2. Дифференциация физического воспитания детей. У детей с одним диагнозом могут быть различные эмоциональные и поведенческие реакции на физическую нагрузку.
  3. Индивидуализация физического воспитания детей с нарушениями в развитии.
  4. Парциальность (дробность) предлагаемых детям физических нагрузок. Распределение общей физической нагрузки по длительности и интенсивности в течение всего дня. Исследование показало, что при правильном распределении нагрузок (с учетом типичного состояния для большинства детей утром, днем, вечером) создается возможность посредством движений «сбрасывать» накопившиеся эмоции. Кроме того, мини-физкультурные занятия влияют на приобретение организованного поведения детей.
  5. Стимуляция самостоятельной двигательной деятельности сенсорной направленности.
  6. Интенсификация на физкультурных занятиях психомоторного развития детей как основы произвольной регуляции движений. В содержание занятий включены специальные упражнения, развивающие крупную и мелкую моторику, автоматизмы движений рук, статическое и динамическое равновесие, совершенствование координационных механизмов нервной системы.
  7. Интеграция элементов физического воспитания в бытовые процессы.
  8. Качественный отбор содержания физкультурно-оздоровительной работы. Содержание занятий должно отбираться с учетом диагностических данных. В работе использовались специфические оздоровительные игры, психогимнастика, кинезиологические упражнения, нетрадиционная утренняя гимнастика, организация психотерапевтических прогулок-занятий, отбор закаливающих процедур и т.д.
  9. Введение специфических мероприятий по коррекции и развитию аффективно-эмоциональной сферы детей в методику организаций физкультурных занятий детей с ИН. Педагогу необходимо прогнозировать возможное неадекватное эмоциональное состояние воспитанников, запускающее негативные поведенческие реакции [13].

Предполагаемое исследование направлено на изучение следующих аспектов:

- научный аспект: теоретическое обоснование особенностей организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО; изучение психомоторного развития детей с разным уровнем физического развития;

- практический аспект: разработка программно-методического обеспечения физического развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья; внедрение в массовую практику ДОО технологии планирования психомоторного развития дошкольников в реализуемых парциальных программах образовательной области «Физическое развитие»;

- прикладной аспект: подготовка студентов, педагогов и специалистов к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в условиях организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

В ходе исследования психомоторного развития детей дошкольного возраста средствами физической культуры в условиях инклюзивного образования нами выделено 3 этапа.

 1 этап (2015-2016 гг.) - определение исходных позиций исследования, включающий: изучение психолого-педагогической, медицинской литературы, литературы по физическому воспитанию и адаптивной физической культуре по проблеме исследования; анализ передового опыта инструкторов физического воспитания дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии; разработку и апробацию диагностического комплекса психомоторного и интеллектуального развития детей (психолого-педагогическое тестирование уровня интеллектуального, физического развития и физической подготовленности) [12]. Апробация тестов и методик на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 73, 135, 139, 160» г. Магнитогорска Челябинской области. В них приняли участие две опытные группы детей 5,5–6,5 лет, педагоги и специалисты,  привлечены студенты к апробации диагностического комплекса и для статистической обработки полученных результатов. Проведенное психофизическое обследование детей по всему комплексу исследуемых показателей позволило выделить особенности инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [14].

2 этап (2016-2017 гг.) – выявление факторной структуры психофизического и интеллектуального развития детей и взаимосвязи их составляющих; разработка методики сопряженного психофизического воздействия на дошкольников средствами физической культуры; экспериментальная проверка эффективности разработанной технологии планирования физкультурной деятельности детей и имеющих отклонения в физическом и психическом развитии в реализуемых парциальных программах образовательной области «Физическое развитие» [5; 7; 8].

Исследование экспериментальной группы (детский сад № 73, 139) осуществлялось в условиях реализации программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. Н.Е, Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) с последующим внедрением технологии блочного планирования физкультурной деятельности нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ. В реализуемой технологии обозначены упражнения на релаксацию, комплексы подвижных игр и общеразвивающих упражнений, дыхательной, пальчиковой, язычковой, глазодвигательной, ортопедической и коррекционной  гимнастики (на взаимосвязь развития физических качеств и психических процессов), которые используются в определенных формах физкультурной деятельности [5-8]. Образовательная деятельность контрольной группы (детский сад № 139, 160») осуществлялась по парциальной программе «Физическая культура – дошкольникам» (Л.Н. Глазырина) с включением разделов дополнительной программы «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной.

Проведенное психофизическое обследование детей по всему комплексу исследуемых показателей подтвердило эффективность разработанной технологии планирования физкультурной деятельности нормально развивающихся детей и имеющих отклонения в физическом и психическом развитии в реализуемых парциальных программах образовательной области «Физическое развитие» [5; 7]. В рамках исследования найдены новые способы обучения дошкольников технике двигательных действий (физических упражнений). Показано, что педагогические приемы оказываются эффективными, когда их реализация направленно воздействует на конкретные биологические структуры, и чем точнее направленность этих воздействий, тем значительнее биологический ответ в виде сформированного умения, навыка, равно как и прироста быстроты, силы и других физических качеств.

Завершающий этап (2017-2018 гг.) предполагает реализацию технологии психомоторного развития детей на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения с использованием индивидуально ориентированных средств физической культуры в практике педагогов дошкольных образовательных организаций; организацию курсов повышения квалификации для педагогов по реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях инклюзивного образования.

Потенциальные возможности использования результатов исследования: обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям в процессе физического воспитания и в условиях инклюзивного образования; результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций по теории и технологии физического воспитания и развития детей дошкольного возраста в ходе подготовки студентов высших учебных заведений, повышения квалификации педагогов [15]; дополнение современных представлений о социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством организации инклюзивного образования и об основных подходах к психомоторному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья; расширение теоретико-методологических основ адаптивной физической культуры.