Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE FIRST AID FOR CHILDREN – FEATURES AND TENDENCIES AND ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGION

Kaspruk L.I. 1 Satmukhanbetova G.K. 1 Maksimova N.E. 1 Zhakupova G.T. 1 Snasapova D.M. 1
1 FGBOU IN "Orenburg State Medical University" Russian Ministry of Health
Given the problem of inadequate provision of medical personnel, the need for monitoring training and retraining, development of vocational guidance models, change management methodology medical personnel, identifying their development trends. Necessary science-based approaches. The study revealed that the number of pediatricians actually working in the occupied positions by districts of the region corresponds to the number of established posts pediatricians. The number of pediatricians on the city of Orenburg region does not correspond to a would normally. Unallocated remain 38 staff positions. Policy formation of medical staff providing primary health care to the population, – coordinating the foundation in carrying out the restructuring of health care aimed at maintaining and improving the health of the nation. The state and trends of medical care for children. It is shown that the medical care for children does not correspond to the modern concept of the appropriate level for its organization and the current order of rendering.
pediatrician district
employment
full-time position
the primary health care

В условиях рыночной экономики актуальной проблемой является выявление недостатков в развитии и распределении медицинских кадров [3, 4, 5]. Удовлетворение потребности здравоохранения в специалистах медицинского звена должно проводиться в государственном секторе на основе выполнения социального заказа. Эта работа связана с подготовкой и трудоустройством специалистов, так как кадровые ресурсы, во-первых, требуют значительных затрат, и, во-вторых, от них в значительной степени зависит качество и количество предоставляемых медицинских услуг [3, 4].

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является основой системы оказания медицинской помощи. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Состояние здоровья детей является важным критерием благополучия всего общества, так как составляет фундаментальную основу репродуктивного и трудового потенциала общества. Следует отметить, что в настоящее время как в Оренбургской области, так и в Российской Федерации в целом, отмечается снижение качества здоровья детей (например, существующая тенденция ко все большему распространению хронических заболеваний и др.).

 При этом Министерство образования и науки Российской Федерации указывают, что современный период времени сопровождается значительным ухудшением показателей здоровья детей, в частности, дошкольного возраста. Показательно, что на фоне снижения числа здоровых детей на 8 %, ежегодно возрастает процент детей, которые имеют отклонения здоровья. 

Наблюдается устойчивая тенденция роста общего уровня заболеваний детей. На этом фоне значительную актуальность сохраняет аспект обеспеченности врачами участковыми педиатрами в разных субъектах Российской Федерации. К сожалению, отмечается несопоставимость обеспеченности врачами в Российской Федерации с международными  стандартами.

Кадровая политика – важнейшая проблема, требующая скорейшего решения. В настоящее время необходимы научно обоснованные подходы к расчетам потребности, планирования, а также подготовки и использованию кадрового потенциала. Несомненна роль ПМСП в обеспечении экономически эффективной службы охраны здоровья.

Несомненно, реализация кадровой политики, эффективность ее определяется решением совершенно конкретных задач по следующим направлениям:

- по планированию;

- подготовке кадров;

- по использованию в отрасли вышеозначенных кадровых ресурсов.

Конечно, численность и структура кадров при этом должны формироваться в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Это обеспечивает потребности населения в профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи по месту получения и также по профилям специальности. Учитывая стратегические направления, с учетом реформирования отрасли здравоохранения, численность и структуру медицинских кадров необходимо привести в соответствие [7].

В последнее время наблюдается тенденция  снижения интереса к профессии  врача-педиатра. Считается, что профессия перестает быть «престижной». Этому способствует много разных причин. Так, в ходе информационно-образовательной программы очередного съезда Союза педиатров России было проведено анкетирование 1635 врачей-педиатров. По результатам анкетирования негативное влияние на профессиональную деятельность педиатров оказывают следующие медико-социальные факторы:  

- несоответствие оплаты труда реально оказанным услугам и возложенной ответственности;

- от высокой психологической нагрузки страдают треть опрошенных педиатров;

- отсутствие страховки от возможных врачебных ошибок негативно влияет на 23 % опрошенных.

Кроме того, по данным опроса, отрицательное влияние на профессиональную деятельность оказывают и финансовые факторы: недостаточное техническое оснащение лечебного учреждения и плохое обеспечение медикаментами и расходными материалами. При выявлении организационных факторов, оказывающих негативное влияние на профессиональную деятельность, половина опрошенных педиатров отметили чрезмерное заполнение медицинской документации, недостаток времени для участия в образовательных мероприятиях, научных конференциях и изучения специализированной литературы [2].

Кадровая политика в новых социально-экономических условиях должна строиться с учетом следующих особенностей: существующая вышеозначенная тенденция к ухудшению состояния здоровья населения, различные формы собственности учреждений здравоохранения, финансовый дефицит средств для здравоохранения, изменение законодательной базы государственного регулирования кадрового потенциала. Можно констатировать, что, если кадровая политика, существовавшая ранее, являлась прерогативой государства (строилась и регулировалась в формате планирования, спроса и удовлетворения потребностей населения), в настоящее время осуществляется часто бессистемно, и, к сожалению, не всегда учитывает реальные потребности во врачах, а также и в сестринских медицинских кадрах.

По данным Федеральной службы государственной статистики Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области суммарный коэффициент рождаемости с прогнозом до 2030 года увеличивается, что требует организации повышения квалификации среди врачей первичного звена, главным образом среди участковых педиатров [6] (табл. 1).

Таблица 1

Суммарный коэффициент рождаемости (число детей)

Годы

Все население

Городское население

Сельское население

2016

2,174

1,687

3,289

2020

2,269

1,698

3,347

2025

2,333

1,757

3,486

2030

2,356

1,801

3,566

 

Целью  нашей работы является исследование кадрового обеспечения, участвующего в оказании ПМСП детям в Оренбургской области.

Изначально необходимо определиться с необходимым количеством штатных должностей врачей участковых педиатров на уровне первичного звена [1, 3]. Самым простым подходом является расчет в соответствии с действующим нормативом и среднегодовой численностью населения области:  число штатных должностей педиатров равняется  численности детского населения области /на  норматив нагрузки на должность. Для расчета штатных должностей педиатров по области в целом мы брали численность населения моложе трудоспособного возраста (391562 человек) из общей численности населения области по состоянию на 1 января 2016 года.

Число штатных должностей педиатров по Оренбургской области в целом за 2015 год должно быть 489 (391562 детей / 800 детей). По данным Федеральной службы государственной статистики Территориального органа  федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области численность врачей педиатров в 2015 году составила 900 человек. Численность педиатров – на 10 000 детей в возрасте – 0–17 лет составила 20,9 [6]. Педиатры участковые: число физических лиц основных работников на занятых должностях на 2015 год составило 400. В исследовании нами рассчитано число штатных должностей педиатров по каждому району Оренбургской области за 2015 год (табл. 2). Пример: г. Бугуруслан – численность детского населения 9544/800 = 11,93.

Таблица 2

Число штатных должностей педиатров по районам Оренбургской области (2015 г.)

Подразделение

Численность детского населения

Число штатных должностей педиатров

Число физических лиц основных работников на занятых должностях

(2015 г.)

г. Бугуруслан

9544

11,93

6

г. Бузулук

16567

20,7

23

г. Медногорск

4849

6,06

5

г. Новотроицк

15781

19,72

18

г. Оренбург

100273

125,34

114

г. Орск

43589

54,4

34

Сводный по городам области

190603

238,25

200

Абдулинская РБ

1140

1,4

6

Адамовская РБ

5812

7,2

3

Акбулакская РБ

6017

7,5

7

Александровская РБ

3060

3,82

5

Асекеевская РБ

3335

4,16

3

Беляевская РБ

3491

4,36

5

Бугурусланская РБ

3713

4,6

9

Бузулукская РБ

6540

8,175

7

Гайская РБ

2035

2,5

8

Грачевская РБ

2474

3,09

2

Домбаровская РБ

3911

4,8

2

Илекская РБ

5364

6,705

6

Кваркенская РБ

3684

4,605

1

Красногвардейская РБ

4477

5,59

5

Кувандыкская РБ

3750

4,68

10

Курманаевская РБ

3093

3,86

3

Матвеевская РБ

2206

2,75

1

Новоорская РБ

6293

7,86

7

Новосергиевская РБ

7454

9,31

6

Октябрьская РБ

4197

5,24

3

Оренбургская РБ

18589

23,2

18

Первомайская РБ

5852

7,3

8

Переволоцкая РБ

5618

7,02

8

Пономаревская РБ

2393

2,99

3

Сакмарская РБ

5606

7,00

5

Саракташская РБ

8500

10,6

10

Светлинская РБ

2787

3,4

2

Северная РБ

2125

2,65

3

Соль-Илецкая РБ

6081

7,6

8

Сорочинская РБ

2837

3,54

9

Ташлинская РБ

5532

6,9

6

Тоцкая РБ

6361

7,9

7

Тюльганская РБ

3806

4,7

5

Шарлыкская РБ

3124

3,9

4

Ясненская РБ

934

1,1

5

Сводный по районам области

162191

201,93

200

Всего

352794

440,18

400

 

При анализе полученных данных было выявлено следующее:

- число участковых педиатров, фактически работающих на занятых должностях, по районам области соответствует числу штатных должностей педиатров, в то время как число участковых педиатров по городам Оренбургской области не соответствует долженствующей норме. Не занятыми остаются 38 штатных должностей;

- достаточная укомплектованность участковыми врачами педиатрами наблюдалась в следующих городах Оренбургской области: г. Бузулук, г. Медногорск, г. Новотроицк. При этом среди районов области: Абдулинская РБ, Акбулакская РБ, Александровская РБ, Беляевская РБ, Бугурусланская РБ, Гайская РБ, Илекская РБ, Красногвардейская РБ, Кувандыкская РБ, Курманаевская РБ, Новоорская РБ, Первомайская РБ, Переволоцкая РБ, Пономаревская РБ, Саракташская РБ, Северная РБ, Соль-Илецкая РБ, Сорочинская РБ, Ташлинская РБ, Тоцкая РБ, Тюльганская РБ, Шарлыкская РБ, Ясненская РБ;

- острая нехватка участковых педиатров наблюдалась в Адамовском, Домбаровском, Кваркенском, Матвеевском районах (рисунок).

 

Карта расположения районов Оренбургской области с недостаточной обеспеченностью участковыми врачами педиатрами

В настоящее время имеется ряд нерешенных проблем в области кадровой политики отрасли:

- отсутствие соответствия в системе подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения;

- остается значительный дисбаланс между врачами и сестринским медицинским персоналом (по международным стандартам 1:4, а существующие показатели 1:2,4);

-  отмечается отток молодых специалистов;

- низкий уровень оплаты труда, а также недостаточная социальная защищенность;

 - структура и численность кадрового потенциала не приведены в соответствие с основными направлениями и не могут адекватно обеспечить реформирование здравоохранения.

При этом в здравоохранении Российской Федерации 49,05 врачебных должностей на 10 тыс. населения. На врачей «первичного контакта» («общие» терапевты, «общие»  хирурги, педиатры, врачи общей практики семейные врачи) приходится 11,27 занятых должностей на 10 тыс. населения [2, 5, 7]. Число врачебных должностей педиатров на 10 тыс. населения всего 4,35, в том числе, оказывающих помощь в амбулаторно-поликлинических условиях 3,67 на 10 тыс. населения. Число врачебных должностей педиатров,  оказывающих помощь в стационарных условиях, составляет   0,78 на  10 тыс. населения.

Таким образом, число участковых педиатров, фактически работающих на занятых должностях, по районам Оренбургской области соответствует числу штатных должностей педиатров, в  то время как число участковых педиатров по городам Оренбургской области не соответствует долженствующей норме. Незанятыми остаются 38 штатных должностей. Политика формирования медицинских кадров, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению, должна стать координирующей основой в проведении реструктуризации здравоохранения, направленной на сохранение и улучшение здоровья нации. Учитывая проблему неадекватного обеспечения медицинскими кадрами, необходимо проведение мониторинга подготовки и переподготовки кадров, разработки моделей профессиональной ориентации, изменение методологии управления медицинскими кадрами, выявление тенденций их развития. Необходимы научно обоснованные подходы к расчетам потребности, планирования, подготовки и использования кадрового потенциала.