Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS AND THE MODEL OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL TRAINING OF TRAINERS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL MILITARY EDUCATION

Olkhovskiy D.V. 1
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University
This article examines the phenomenon of the process of professional pedagogical training of instructors in the system of additional military education from the perspective of different scientific approaches used in educational research as a methodological Foundation. Consideration of the process of professionally-pedagogical training of instructors in the postgraduate period from the perspective of system-activity and competence-integrative allowed developing the author's structural-functional model, which allows to increase the effectiveness of professionally-pedagogical training of instructors in the system of additional military education. This model was implemented in the framework of the "school of the beginner teacher" in the branch VUNTS VVS "VVA" in Chelyabinsk. The block structure of the model allows visualizing the process of achieving this goal through the actualization of professional and personal qualities and the formation of motivational-value attitude to their profession in the process of training officers in post-graduate period.
structurally functional model of professional teacher training
instructor
post-graduate period
competence

Модернизация российского образования выдвигает новые требования к процессу повышения квалификации и переподготовки офицерского состава в поствузовский период, необходимость повышения, качества которого постулируется рядом нормативных стратегических документов (Концепция строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации до 2020 года, Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации») и др.

Отечественный опыт подготовки офицерских кадров убедительно указывает на построение эффективной системы профессионального образования военного специалиста, имеет глубокие корни своего исторического развития, хорошо зарекомендовала себя на практике и заслуженно является уникальной школой качественной подготовки высококлассных военных специалистов. Тем не менее сегодня очевидна потребность в совершенствовании системы дополнительного военного образования. Те офицеры, которые после окончания военного вуза переходят на преподавательскую деятельность, связанную с профессиональной подготовкой будущих военных специалистов, нуждаются, прежде всего, в определенной адаптации, так как в данный период происходит смещение акцента от выполнения функциональных обязанностей на педагогический аспект профессиональной деятельности.

Научный педагогический интерес к проблеме профессионально-педагогической подготовки инструктора в системе военного дополнительного образования актуализируется, с одной стороны, неполным описанием ее специфических характеристик в Федеральном государственном образовательном стандарте и Квалификационных требованиях, недостаточной теоретической разработанностью критериев и механизмов ее реализации в образовательном процессе, и недостаточным количеством методических наработок в системе профессиональной деятельности военных специалистов, с другой стороны [2].

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) поколения три плюс и Квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военных вузов (КТ ВО ФГОС), разработанных на основе компетентностного подхода в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года и Приказом Министра обороны № 670 от 15.09.2014 г. «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» и других нормативно-правовых документов военного вуза (факультета, кафедры), обусловило необходимость разработки различных способов реализации непрерывного профессионального образования, обеспечивающий возможность моделирования индивидуального образовательного вектора для дальнейшего повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки офицерского состава в поствузовский период [6].

В процессе организации исследования нами изучены различные подходы к познанию такого феномена, как профессионально-педагогическая компетентность, которая является одним из основных элементов процесса профессионально-педагогической подготовки инструктора и характеризуется реальными потребностями в поиске ориентиров, регулирующих педагогическую деятельность в системе высшего военного образования.

Поэтому рассмотрение профессионально-педагогической подготовки с позиции системно-деятельностного подхода, призванного выявить взаимодействующий принцип деятельности субъектов образовательного процесса, позволяет выработать систему знания о сущностных характеристиках исследуемого феномена на основе его развития и функционирования. Роль системно-деятельностного подхода применительно к предмету нашего исследования состоит в том, что его понятия, принципы и методы позволяют более глубоко проникнуть в сущность процесса профессионально-педагогической подготовки инструкторов, создать целостное представление о нем и на основе этого разработать систему курсовой подготовки офицеров, впервые назначенных на должности преподавателей. В процессе реализации системно-деятельностного подхода выделены: нормативно-ориентировочный (документация и регламентация исследуемого процесса), мотивационно-прогностический (постановка задач и выявление мотивов, потребностей и интересов субъектов образовательного процесса), содержательно-деятельностный (компоненты профессионально-педагогической компетентности и программа ее формирования), процессуально-формирующий (принципы, этапы, формы, средства и методы развития профессионально значимых качеств) и оценочно-результативный (критерии, признаки и показатели эффективности, а также внесение изменений в исследуемый процесс) блоки профессионально-педагогической подготовки инструкторов.

На основе анализа основных позиций интегративного и компетентностного подходов мы определяем компетентностно-интегративный подход как особую форму построения содержания профессионального образования, с учетом дидактической составляющей, имеющую целью формирование у офицерского состава фундаментальных профессионально-научных понятий на основе процессов интеграции. Его основная функция заключается в том, что целостное содержание профессионального образования, сформированное на базе основных педагогических понятий, обеспечивает эффективное формирование профессионально-педагогической компетенции в области подготовки будущих военных специалистов. Названный подход отвечает содержанию профессионального образования, так как компетентность отражает социальный заказ и требования работодателя к личности специалиста соответствующего профиля, а интеграция – ведущие тенденции развития, происходящие в системе научных знаний, культурных отношений, а также процессы, протекающие в системе профессионального образования, которые проявляются во взаимосвязи военного вуза с деятельностью офицера в любом подразделении и на любой должности, а также в необходимости связи предметов профессиональной подготовки с гуманитарными предметами.

С учетом данных, полученных в ходе выбора методологических подходов, нами была разработана структурно-функциональную модель профессионально-педагогической подготовки инструктора, которая рассматривается с позиции ориентирования на создание в поствузовский период необходимых качеств, помогающих инструктору реализовывать педагогический процесс.

Основными структурными элементами модели, реализуемой в нашем исследовании, выступают в соответствии со структурой обучения: нормативно-ориентировочный, мотивационно-прогностический, содержательно-деятельностный, процессуально-формирующий, оценочно-результативный блоки [1].

Нормативно-ориентировочный блок модели представлен в виде комплексной составляющей, обусловленной требованиями ФГОС ВО, Квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке специалистов по эксплуатации воздушных судов и организации воздушного движения, а также соответствующими приказами и директивами Минобороны России, и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность военного вуза [4].

Инструкторам разработана следующая документация [5]: план ввода в строй инструкторов; план профессионального становления инструкторов; план войсковых стажировок инструкторов; учебно-методический комплекс дисциплин; планы проведения практических занятий на тренажно-моделирующей аппаратуре (тренажер «Марка-РС», тренажный комплекс «Репитер-М», тренажная аппаратура автоматизированных систем управления авиацией «Рубеж-М») (рис. 1).

Рис. 1. Нормативно-ориентировочный блок модели профессионально-педагогической подготовки инструкторов в системе дополнительного военного образования

Мотивационно-прогностический блок направлен на решение поставленных комплексных задач с учетом требований к уровню профессиональной образованности инструктора в процессе взаимодействия с курсантами. Решение этих задач направлено, прежде всего, на выявление уровня развития педагогических и специальных знаний и умений, а также профессионально значимых качеств инструкторов [4]. На основе поставленных цели и задач были определены потребности, мотивы и профессиональные интересы инструкторов, способствующие эффективной организации педагогической деятельности. Необходимо было, прежде всего, выявить начальный уровень профессионально-педагогической компетентности; апробировать педагогические условия, способствующие формированию профессионально-педагогической компетентности; показать в количественном и графическом выражении меру и степень эффективности предлагаемых условий и методов, используемых в работе «Школы начинающего педагога» (рис. 2).

Рис. 2. Мотивационно-прогностический блок модели профессионально-педагогической подготовки инструкторов в системе дополнительного военного образования

Содержательно-деятельностный блок нашей модели реализуется в процессе работы Школы начинающего педагога через программу профессионально-педагогической подготовки инструкторов. Данный блок модели направлен на актуализацию профессионально-личностных качеств, формирование ценностного отношения и реализацию образовательных программ в педагогической деятельности [4].

Основной целью работы «Школы начинающего педагога», как одного из вида дополнительного военного образования, является: усвоение начинающими преподавателями научно-методических основ обучения и воспитания курсанта, как всесторонне развитой личности; подготовка вновь назначенных (планируемых к назначению) инструкторов к учебной, методической, воспитательной и научной деятельности; обновление и систематизация их теоретических знаний, совершенствование практических навыков для выполнения профессиональной деятельности в сфере педагогики высшего военного образования.

Подготовка инструкторов по программе организуется и осуществляется в рамках методической работы в масштабе филиала и на кафедрах без отрыва от основной педагогической деятельности. В рамках работы «Школы начинающего педагога» проводятся учебные занятия с общей тематикой для начинающих преподавателей всех кафедр и курсовых офицеров, не прошедших обучение по дополнительной образовательной программе «Педагогика высшей школы», с целью обучения единым требованиям к организации учебной, воспитательной, научной и методической работы в филиале. На кафедрах проводится индивидуальная подготовка начинающих преподавателей с учетом специфики кафедр и особенностей преподаваемых дисциплин. Структурой подготовки начинающих преподавателей в филиале предусмотрено создание учебных групп первого и второго года обучения, что позволяет более качественно и эффективно проводить с ними занятия.

В соответствии со спецификой военной образовательной организации высшего образования МО РФ нами были выделены следующие компоненты процесса профессионально-педагогической подготовки инструкторов: когнитивный (педагогические и военно-специальные знания); операционально-методический (педагогические, военно-специальные, коммуникативные и аутопрофессиональные умения); эмотивный (профессиональные мотивы и профессионально-значимые качества) (рис. 3).

Рис. 3. Содержательно-деятельностный блок модели профессионально-педагогической подготовки инструкторов в системе дополнительного военного образования

Процессуально-формирующий блок направлен на реализацию процесса профессионально-педагогической подготовки инструкторов военной образовательной организации высшего образования. Этот процесс включает в себя взаимосвязь профессионально значимых компетенций, технологию организации учебного процесса с помощью методов, форм и средств, направленных на актуализацию профессиональных качеств инструкторов и включает три этапа [4].

На организационно-прогностическом этапе акцент был сделан на реализацию способностей инструкторов применять в профессиональной деятельности психолого-педагогические и специальные знания. Содержательно-процессуальный этап направлен на реализацию способности инструктора проводить учебно-практические занятия с помощью тренажерно-моделирующих комплексов. Заключительным этапом реализации программы профессионально-педагогической подготовки инструктора был аналитико-корректирующий этап. Способность самостоятельно проводить диагностику своих профессионально значимых качеств формируется в результате освоения определенных педагогических элементов (рис. 4).

Рис. 4. Процессуально-формирующий блок модели профессионально-педагогической подготовки инструкторов в системе дополнительного военного образования

Оценочно-результативный блок позволяет на основе диагностики процесса профессионально-педагогической подготовки определить уровни (креативный, продуктивный и репродуктивный) соответствия слушателей «Школы начинающего педагога» выявленным критериям с помощью листов самодиагностики инструкторов, ориентированных на выполнение показателей развития профессионально-педагогической компетентности [3].

Разработанные рейтинги (уровни) слушателей дают возможность оценить уровень «приращения» их знаний и умений в ходе профессиональной подготовки и повышения квалификации инструкторов на основе предложенных нами критериев, признаков и показателей профессионально-педагогической подготовки инструкторов (рис. 5).

Рис. 5. Оценочно-результативный блок модели профессионально-педагогической подготовки инструкторов в системе дополнительного военного образования

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о профессионально-педагогической деятельности военного специалиста как особом виде общественно полезной деятельности офицера, сознательно направленной на подготовку курсантов к выполнению учебно-боевых задач в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта высшего образования и необходимостью воспитания профессионально-педагогических качеств личности.

Важным элементом структуры военного образования должна стать система дополнительного профессионального образования (в рамках вуза). К ней относятся центры профессиональной переподготовки и курсы повышения квалификации офицеров, реализующие дополнительные образовательные программы.

Основными задачами системы профессионального образования в поствузовский период в данных условиях становятся следующие:

а) сформировать потребность инструкторов по управлению воздушным движением в осознании значимости образования для их жизнедеятельности, смысла и ценности образования для социальной и профессиональной деятельности и «вооружить» методологией, помогающей осознать эту потребность;

б) помочь инструкторам осознать и сформулировать смысл и ценности своей деятельности на «личностном» уровне и на уровне своей образовательной организации;

в) научить проектировать и прогнозировать свою образовательную деятельность с учетом необходимости постоянного развития профессионально-педагогической компетентности.