Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEMINISTICKA COMPETENCE IN THE SYSTEM OF ACTIVITY OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Botvina I.V. 1
1 State autonomous educational Institution of the additional professional education “Volgograd State Academy of postgraduate education”
In modern society, the school becomes increasingly open social-pedagogical system, seeking a dialogue, interpersonal communication, wide social interaction. The openness of the school as never before welcome parents in need of psychological-pedagogical support and support from the teacher and administration. To ensure the realization of the needs of parents in constructive interaction is only capable of a competent head of the educational organization. This article discusses feministicka competence in the system of activity of the head of the educational organization. Feministicka the competence of the head of the educational organization is understood by us as a part of professional competence, integrity, multi-level education, a complex synthesis of cognitive, operational-active, value-semantic, creative and active components, generation and implementation of which is conditioned by individual-creative, psycho-physical, age characteristics, prevailing social and pedagogical experience of the individual, based on the experience and achievements of human society in family and spiritual life as well as in professional pedagogical activities.
head
professionalnaya competence
feministicka competence

Новые социальные явления, такие как политическая нестабильность, экономический кризис, социальная поляризация и обнищание растущего числа семей, бурное развитие различных религиозных конфессий, не сопровождающихся, к сожалению, интенсивным усилением веры и духовности людей, определили специфику современной семьи. Современная семья находится в состоянии ценностной неопределенности в вопросах воспитания, обучения и развития своего ребенка.

Как отмечает И.В. Власюк, «деструктивные тенденции в институте семьи находятся в противоречии с необходимостью сохранения и повышения качества человеческого капитала как необходимого условия модернизации и инновационных процессов в развитии страны. Поэтому сохранение и приумножение воспитательного потенциала семьи, воспитание здорового поколения, трансляцию семьей моральных норм, формирование и сохранение семейных ценностей необходимо начинать с формирования аксиологического аспекта» [1].

Следовательно, родители нуждаются во взаимодействии, психолого-педагогической поддержке и сопровождении со стороны педагогов-профессионалов – учителей, руководителя образовательной организации, способных ответственно, грамотно и правильно организовать данную работу.

В современных социокультурных условиях переход системы образования на гуманитарные рельсы определяется потребностью в развитии конструктивного взаимодействия школы как образовательной организации и семьи обучающегося, направленного на формирование целостной личности школьника. Современная школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с семьей обучающегося, целью которого является формирование целостной личности.

Обеспечить реализацию потребности родителей в конструктивном взаимодействии способен только компетентный руководитель образовательной организации. Проведенный нами анализ концептуальных документов позволил обнаружить возросший уровень требований к деятельности руководителя образовательной организации, что, в частности, проявляется в необходимости формирования фамилистической компетентности. При этом опрос, проведенный с руководителями, свидетельствует о недостаточном уровне сформированности данной компетенции (59%). Следовательно, назрела необходимость усиления внимания к формированию у руководителей образовательной организации фамилистической компетентности, способности к педагогическому взаимодействию с родителями.

Анализ современных трудов ученых и практиков позволил выявить потребность в осмыслении истории развития взаимодействия школы и семьи и значение руководителя школы в этом процессе, в контексте отечественной историко-педагогической мысли, в связи с переживаемым сегодня периодом, обострившим «влияние» проблемы кризиса современной семьи. Изучая данную тему, мы обнаружили, что проблема взаимодействия школы и семьи постоянно привлекала внимание исследователей и практиков в связи с вниманием государства и общества к вопросам воспитания подрастающего поколения.

Изучение публикаций и диссертационных исследований, проведенное нами, дает основание считать, что нет четкого определения понятия «фамилистическая компетентность» и описания формирования данной компетентности у руководителя образовательной организации. Однако в практике образования накоплен позитивный опыт по формированию фамилистической компетентности руководителя образовательной организации.

Профессиональная компетентность современного руководителя общеобразовательной организации включает в себя не только готовность и способность организовать процесс взаимодействия с семьей, но и подготовку учащихся к семейной жизни. Директор школы должен иметь системные знания о семье, позволяющие глубже проникнуть в мир семьи, увидеть ее своеобразие, понимать мотивы взаимоотношений, всесторонне и целенаправленно изучать семью учащегося и ее воспитательные возможности, владеть разнообразными диагностическими методиками и технологиями, вовремя корректировать их.

Данные характеристики деятельности директора школы обозначены в должностных обязанностях руководителя образовательной организации, составленных в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и т.д., где включен пункт, в котором говорится об обеспечении эффективного взаимодействия с родителями (лицами, их замещающими)) [6]. Совокупность этих и других документов является основой фамилистического целеполагания в образовании, конкретизируясь позднее в Уставе образовательной организации, Концепции и Программе ее развития.

Однако в большинстве школ работа руководителя направлена на развитие интеллектуальной сферы личности ребенка, а проблемы, связанные с психологическим состоянием, развитием ребенка как личности в целом, отодвигаются на второй план. Соответственно основное внимание руководитель образовательной организации уделяет организации учебного процесса, а взаимодействие с семьей, работа с родителями практически отсутствует.

Таким образом, анализ теории и практики образования позволил нам сделать следующие выводы.

  1. В планах внеклассной работы руководителями образовательных организаций запланированные мероприятия носят эпизодический характер. Руководителями образовательных организаций чаще всего используются бессистемные, иногда носящие формальный характер следующие внеклассные мероприятия: беседы о здоровом образе жизни, о вреде алкоголя, курении, наркомании, о нормах поведения в общественных местах и т. п. Беседы на морально-этические темы используются реже, а беседы совместно с родителями (семьей), касающиеся фамилистической тематики, практически отсутствуют.
  2. Отсутствует преемственность и взаимодействие школ с организациями дополнительного образования и их связь с институтом семьи.
  3. Недостаточная компетентность руководителей в вопросах, связанных с работой с семьей, затрудняет организацию учебной и внеучебной работы по данному направлению, но они осознают потребность в повышении своей профессионально-педагогической, а именно фамилистической, компетентности в указанной области.

Следовательно, анализ и реконструкция исторического опыта построения процесса формирования фамилистической компетентности у руководителей выступают основой для перспективного моделирования системы подготовки компетентных педагогических кадров к организации взаимодействия с родителями в воспитании и социализации учащихся. Для этого необходимо: раскрыть сущность понятия «фамилистическая компетентность»; выявить основные подходы к решению проблемы формирования фамилистической компетентности у руководителя образовательной организации и раскрыть их сущность.

Однако в структуре понятия «педагогическая компетентность руководителя образовательной организации» недостаточно уделялось внимание одной из ее важнейших составляющих — фамилистической компетентности руководителя, а сущность этого понятия исследована поверхностно, фрагментарно и бессистемно.

Для осмысления феномена «фамилистическая компетентность» мы используем структурный анализ, т.е. последовательно анализируем ключевые понятия «фамилистика», «компетентность», «профессиональная компетентность».

Анализ литературы позволил выявить, что термин «фамилистика», происходящий от англ. Family – «семья», предложенный А.Г. Харчевым и М.С. Мацковским в 1978 г., в широком смысле обозначает науку о семье и о семейных феноменах, либо это общее обозначение всех наук, исследующих те или иные аспекты фамилистических явлений.

«В трактовке А.И. Антонова фамилистика как комплекс наук, изучающих семью, в конечном счете призвана раскрывать смысл фамилизма – направленности системы ценностей личности на семью, семейный образ жизни как универсальную форму культурного бытия человека, приоритета ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями, утверждение фамилистической культуры» [2].

В рамках нашего исследования фамилистика – это комплекс знаний о семье, направленный на развитие умений создания и поддержания семейного благополучия, а также способствующий саморазвитию и самосовершенствованию личности как субъекта семейных отношений.

В толковых словарях «компетентность» обозначает: осведомленность, авторитетность [7, с. 102]; от лат. competentia – полноправность [3, с. 193]; от лат. competens – подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий, качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области, и мнение которого поэтому является веским, авторитетным [5].

При рассмотрении сущности понятия «компетентность» мы обратились к исследованиям Н.М. Борытко, И.В. Власюк, И.А. Зимней, В.В. Серикова, А.В. Хуторского и др., которые выделили в структуре компетентности, наряду с эмоциональным и волевым компонентами, знание как когнитивный компонент (системные знания о семье в целом), обеспечивающий способность руководителя образовательной организации конструктивно взаимодействовать с семьей обучающегося.

Понятие «компетентность» весьма емкое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако в работах ученых общим является то, что термин «компетентность» употребляется для выражения высокого уровня профессионализма.

В последнее десятилетие феномен «профессиональная компетентность» рассматривают многие ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин, О.А. Козырева, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.) и близко соотносят с понятием «профессионализм»; например, А.В. Коваленко считает, что «соотношение этих понятий очень часто анализируется по линиям, в которых преобладает либо противопоставление, либо функционально-семантическое взаимодополнение или поглощение одного понятия другим» [4]. Значит профессиональная компетентность выступает сущностной характеристикой профессионализма педагога.

Как уже отмечалось выше, в рамках нашего исследования, особый интерес вызывает определение «фамилистическая компетентность», которая является составляющей профессиональной компетентности педагога, а также руководителя образовательной организации, поэтому выделение понятия «фамилистическая компетентность» в специальный объект рассмотрения кажется нам теоретически корректным.

Фамилистическую компетентность руководителя образовательной организации мы рассматриваем как неотъемлемую часть профессиональной компетентности, включающую в себя:

- осознание руководителем общечеловеческой ценностно-смысловой и личностной значимости семьи, семейной жизни;

- понимание многоаспектности, многофакторности и полифункциональности семьи и семейного воспитания;

- владение культурой семейных взаимоотношений, навыками общения с родными и близкими людьми;

- обладание необходимыми качествами личности для выстраивания собственной семейной жизнедеятельности и организация конструктивного взаимодействия с семьями учащихся на основе технологий работы с разными типами семей;

- владение нравственными нормами (тактичность, уважение к родительским чувствам и др.) и профессиональными компетенциями в формировании ценностного отношения к семейным ценностям.

Фамилистическая компетентность как одна из составляющих профессиональной компетентности руководителя образовательной организации представляет собой полисистемное личностное образование, интегрирующее: знание основ фамилистики, потребность и умение применять их в практической деятельности на высоком профессиональном уровне; способность решать задачи формирования качеств семьянина у обучающихся; подготовку школьников к семейной жизни.

Мы полагаем, что фамилистическая компетентность руководителя образовательной организации включает следующие элементы:

- когнитивный, характеризующийся профессиональными знаниями в области семейного функционирования и подготовки школьников к семейной жизни;

- операционно-деятельностный, способствующий формированию профессиональных умений, обеспечивающих взаимодействие директора школы и педагога с семьей при подготовке школьника к семейной жизни;

- ценностно-смысловой, раскрывающийся в семейных ценностях, нравственных нормах, отношениях, опыте позитивной семейной деятельности;

- творческо-деятельностный, как опыт творческой профессиональной деятельности по взаимодействию с семьей и подготовке школьников к семейной жизни.

Многие исследователи, в том числе и А.В. Коваленко, отмечают, что фамилистическая компетентность формируется в процессе подготовки в вузе и развивается в процессе практической деятельности руководителя образовательной организации и процессе повышения квалификации в различных формах [4, с. 54].

В последнее время разрабатываются вопросы, связанные с повышением качества педагогического взаимодействия семьи и школы, включением родителей в управление общеобразовательным учреждением, развитием образовательной активности родителей в современной школе, развитием педагогических компетенций у родителей школьников. Не осталась в стороне и деятельность руководителя образовательной организации по созданию сообщества детей, родителей и педагогов.

Повышение требований к владению фамилистической компетентности руководителя образовательной организации определило интерес современных исследователей к решению проблемы ее формирования, ориентированного на построение учебного процесса сообразно результату образования.

Таким образом, фамилистическая компетентность руководителя образовательной организации – это целостное, комплексное, многоуровневое образование, сложный синтез когнитивного, операционно-деятельностного, ценностно-смыслового, творческо-деятельностного компонентов, реализация и формирование которого обуславливается индивидуально-творческими, психофизическими, возрастными особенностями, сложившимся социальным и педагогическим опытом личности, базирующимся на опыте и достижениях человеческого общества в семейной и духовной жизни, а также в профессионально-педагогической деятельности.