Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF CULTURAL COMPETENCE AND METHODS OF THEIR IMPLEMENTATION IN THE RELEVANT GEOGRAPHIC EDUCATION

Vinokurova N.F. 1 Zulkharnaeva A.V. 1 Nikolina V.V. 2
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin
2 State budget educational institution of continuing professional education “Nizhny Novgorod Institute of Education Development"
The article considers problems of formation of common cultural competence means the relevant geographical education. Presents the author's concept on two interrelated levels: conceptual-pedagogical and methodical. Conceptual and pedagogical level reflects methodological tools concepts and philosophical ideas (sustainable development, coevolution, noosphere), scientific and psycho-pedagogical ideas (about culture of personality's activity, on the formation of personality structures of consciousness, intellectual-cognitive, axiological and praxeological nature as sources and mechanisms for adaptation, reflection and creative self-development; personality as the subject of life; of the individual as the epicenter of culture), humanistic, cultural, environmental, competence, and personal-activity, integrative, spatio – temporal approaches and the principles of their realization. Methodical level-methodical system of formation of General cultural competence in the relevant geographic education in the unity of the target, substantial, procedural, technological, procedural and effective evaluation components. The concept found practical realization in the educational-methodical complex, including programs for special schools and their methodological support.
general cultural competence
geographic education
competence
competence approach
a cultural-ecological approach
culturological paradigm of education
sustainable development

В нормативных документах, отражающих стратегию модернизации образования, обозначено, что его цель – становление личности, обладающей способностью к самореализации, социализации, самоопределению, адаптации, развитию творческих начал в пределах различных сред, окружающих человека: социальной, природной, технической, профессиональной. Решением данной стратегической задачи является компетентностный подход, который становится одним из оснований парадигмы современной системы образования [1,2].

Компетентностный подход предполагает ориентацию личности на обучаемость, самодетерминацию, самоопределение, индивидуализацию на основе формирования компетентностей и компетенций. Компетенции – это некоторые внутренние потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных деятельностных проявлениях. А.В. Хуторским выделен ряд ключевых компетентностей, среди которых подчеркивается значимость общекультурной [3].

В философских исследованиях также отмечается, что компетентностный подход находится в «отношении дополнительности к культуроцентрическому», так как через пространство культуры реализуется воспитательный процесс в образовательной системе. С этой точки зрения духовно-нравственный опыт человечества выступает регулятором формирования компетентностей. Учитывая, что основу духовности XXI века (В.И. Вернадский, Е.А. Когай, Т.И. Костина Н.М. Мамедов) составляют идеи гармонизации отношений в системах человек-природа и человек-человек, целевые установки компетентностного подхода должны учитывать ценностные основания культурного взаимодействия в этих системах [4]. Для этого, как отмечается в исследованиях А.И. Субетто, необходимо «усилить роль в фундаментальной компоненте подготовки роль географического, геологического, биосферно-ноосферного видов знания» [5]. Это предопределяет особую роль географического образования в решении данной стратегической задачи. Подчеркнем, что курс школьной географии, учитывая идеи экологизации и гуманизации, ориентирован на формирование сотворческих отношений человека и природы, основанных на общекультурных и коэволюционных ценностях.

Очевидно, что формирование ключевых компетенций, составляющих общекультурную компетентность, должно проецироваться на глобальные тенденции цивилизационного развития, мировоззренческие ориентиры современного общества, вместе с тем идеи экогуманизма, составляющие стратегический вектор развития образования в XXI веке, практически не осмыслены в контексте компетентностного подхода:

- понятие «компетентность» находится в отношении дополнительности к категории «культура», вместе с тем компетентностный подход рассматривается изолированно от культурологической парадигмы образования;

- важнейшей теоретической основой разработки проблемы компетентности является системный подход в изучении человека, рассмотрение его как элемента других систем, в которые он включен. Тем не менее не раскрыты теоретические и методические особенности формирования компетентности личности в контексте систем различного территориального ранга.

На преодоление отмеченных противоречий направлено данное исследование. Нами разработана концепция формирования общекультурной компетентности на основе культурно-экологического подхода, отражающего мировоззренческие идеи современности –переход к устойчивому развитию на основе сотворчества человека и природы, где образование выполняет опережающую функцию [5].

Концепция представлена на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом. Теоретико-методологический уровень представлен мировоззренческими и педагогическими идеями, подходами и принципами (таблица) [6-8].

Теоретико-методологический уровень концепции формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании

Мировоззрен-

ческие идеи

Педагогические идеи

Подходы

Принципы

устойчивого развития, коэволюции, ноосферы,

- о формировании личностных структур сознания интеллектуально-познавательного, аксиологического и праксиологического характера как источников и механизмов адаптации, осмысления и творческого саморазвития; личности как субъекта жизнедеятельности;

- личности как эпицентра культуры;

- о культуросообразной активности личности как условия адаптации, понимания, личностно-ценностного осмысления, творчества

- гуманистический; - культурно-экологический;

- компетентностный;

- личностно-деятельностный;

- интегративный;

- пространственно- временной

- субъектности и социальности;

- мотивированности и активности;

- природо- и культуросообразности;

- взаимосвязи морфоструктурной и функциональной интеграции знаний; - аксиологичности и нравственного развития;

- личностно-деятельностный;

- взаимосвязи глобального, регионального, локального и индивидуально-личностного уровней.

 

Методический уровень концепции представляет собой методическую систему, включающую целевой, содержательный, процессуальный, технологический и диагностический компоненты.

Целевой компонент реализует личностную концепцию культуры. Согласно ее положениям, человек – это эпицентр культуры, самореализующийся и социализирующийся в культуре и создавая ее [8,9].

Общекультурная компетентность проявляется в пяти основных слагаемых компетенциях, отражающих структуру и функции культуры в целом и экологической культуры как общей культуры человека в частности (схема):

Структура общекультурной компетентности

Содержательный компонент методической системы формирования общекультурной компетентности представлен внешним и внутренним содержанием. Внешнее по отношению к ученику содержание характеризуется образовательной средой, как условия развития общекультурной компетентности. Внутреннее содержание образования – это содержание, которое означено и присвоено личностью. Отбор содержания основан на выделенных компетенциях, соответственно в содержании выделены: информационно-познавательный, ценностно-нормативный, коммуникативный, регулятивный аспекты. Информационно-познавательный аспект содержания связан с представлением о ландшафте как целостной интегрированной социоприродной системе. Человек как активный субъект деятельности в ландшафте призван обеспечить сотворчество человека и природы. Ценностно-нормативный аспект содержания предполагает смену утилитарно-прагматической ценности социокультурной действительности на универсальную. Выделенный аспект отражается в раскрытии идей устойчивого развития, ноосферы, нравственно-экологического императива, универсальной ценности природы. Коммуникативный аспект содержания основан на понимании диалога как формы существования культур. Регулятивный аспект содержания курса связан с формированием модели поведения, необходимой для осуществления личностно и социально-значимой реальной продуктивной деятельности, культурного освоения в пределах социокультурной действительности [8].

Процессуальный компонент основан на культурном освоении субъектом ценностей социокультурной действительности. Таким образом, становление общекультурной компетентности включает следующие этапы: культурно-адаптационный, культурно-смысловой, культурно-творческий. На каждом из этапов доминирует развитие определенного вида компетенций, ценностно-нормативные и коммуникативные развиваются контекстно на всех этапах, но имеют свою специфику на каждом из них. Следовательно, особые требования предъявляются к подбору педагогических технологий, которые рассмотрим в соответствии с целями и задачами этапов последовательности формирования общекультурной компетентности [8-10].

На культурно-адаптационном этапе доминирует развитие мотивационной компетенции на основе психологических процессов переживания и определение значений. Субъект ощущает причастность к социокультурной действительности, тем самым идентифицирует себя в мире, ставит личностные доминанты на ценностях и научных знаниях, существующих объективно, которые необходимо усвоить и присвоить. Таким образом, создаются представления объектов и явлений социокультурной действительности, составляющие эмоционально-образную основу для формирования знаний. Субъект идентифицирует себя в социокультурной действительности, осознает связь с ним. В результате означивания оцениваются и регулируются интересы и потребности, приоритет приобретают те географические объекты и явления, которые наиболее эмоционально окрашены. Соответственно, на данном этапе целесообразно использование педагогических технологий, обеспечивающих эмоциональную привлекательность культурно-географических объектов. В познавательной деятельности учащихся используются методы образного познания: создание рассказов, географических описаний, образных ментальных карт территорий. Применяются задания, обращенные к личному опыту учащихся: на стимулирование познавательного интереса, на персонификацию мышления, на проблематизацию мышления, ценностей, экологической деятельности, на выявление, идентификацию противоречий. Используются методы: экологической идентификации, экологической лабилизации, экологических ассоциаций; экскурсии в реальное окружение личности – ландшафт как социокультурную действительность, который является объектом эмоционального переживания. Коммуникативная компетенция развивается в условиях мотивационного, самопрезентирующего диалога.

На втором этапе – культурно-смысловом – доминирует развитие информационно-познавательной компетенции. В основе данного этапа лежит осознание и осмысление социокультурной действительности. Субъект осознает и осмысляет знания и ценности, они принимают субъективную форму. Определение ценности какого-либо объекта происходит в результате его смысловой оценки как субъективного отношения к ценности, которое характеризуется эмоциональностью и рациональностью. Таким образом, субъект наделяет содержание географического образования личностным смыслом, направляя свою познавательную активность с учетом новых культурно-экологических ценностных ориентаций, формируя осмысленное «отражение» географического пространства. Ценности на данном этапе приобретают личностный смысл. Коммуникативная компетенция в условиях культурно-смыслового этапа направлена на приобретение опыта сотрудничества, коллективного взаимодействия в процессе критического, автономного, конфликтного диалогов.

Культуро-творческий этап направлен на формирование практико-созидательной компетенции, сотворческого преобразования социокультурной действительности с учетом ценностей, имеющих личностный смысл. На культуро-творческом этапе целесообразно использование педагогических технологий по созданию культурно-экологических проектов, соответствующих различным уровням творчества учащихся. Познавательная деятельность на данном этапе направлена на получение «нового познавательного продукта», учитывая это, целесообразно использование методов картографирования, описания, расчета, моделирования и эмпирического прогнозирования. Развитие коммуникативной компетенции характеризуется высоким уровнем диалогического опыта и предполагает участие учащихся в рефлексивном, самореализующем, смыслотворческом диалогах [11].

В настоящее время разработанная теория и методика формирования общекультурной компетентности апробируется в профильном географическом образовании. Были подготовлены и опубликованы: концепция, 18 авторских программ для учащихся, система культурно-краеведческих модулей, учебные пособия.

Особое внимание уделяется подготовке учителя к формированию у обучающихся в профильной школе общекультурной компетентности. В рамках магистерской программы по направлению «Геоэкологическое образование» разработаны и используются в учебном процессе концепции и программы курсов, отражающие принцип мыслить глобально – действовать локально и краеведческий принцип [12]. Также разработана программа курса «Профильное географическое образование» (Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В., Мартилова Н.В.). Программа ориентирована на углубление и обогащение профессионально-методической подготовки будущих учителей географии на основе осознания сущности и использования ими в профильном обучении теоретико-методологического инструментария по формированию общекультурной компетентности у учащихся старшей ступени образования. Курс раскрывает теоретические, концептуальные и методические основы формирования общекультурной компетентности. Отдельный раздел посвящен знакомству с профильными курсами географического образования, в которых возможно использование методики формирования общекультурной компетентности («Природопользование», «Основы геоэкологии», «Урбоэкология: экология города», «Глобальная экология») [12-15]. В данных курсах, часть которых являются авторскими, сама структура содержания и методические рубрики выстроены в логике последовательности формирования общекультурной компетентности.

Реализация полученных в ходе изучения курса знаний, умений и ценностных ориентаций, методического опыта используется в новой реальной профессионально-педагогической ситуации в ходе научно-педагогической практики магистрантов.