Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE CONNECTION BETWEEN THE FORMATION OF CREATIVITY AND THE HEALTH OF THE EYES

Drozina V.V. 1 Klyuchko N.A. 2
1 South Ural State Humanitarian-Pedagogical University
2 Chelyabinsk State Medical University
The formation of a healthy creative personality is a priority task of modern society. One of the health problems in the process of becoming a creative person is the pathology of the organ of vision. Scientists offer to work on the prevention of visual impairment, as refractive (late refractio refraction) violations that lead to blindness in children can be prevented. The relationship between the work of the formation of the creative personality and the prevention of vision is based on general principles: ncreasing the difficulty of the material; Return to the previous material, but at a higher level; Interrelation of the prepared forms of work in classes and impromptu in the process of reproductive and productive moments of studies; Encourage imagination, imagination; Friendly attitude, cooperation; Interest of students. Factors involved in solving the problem include individualization, stimulation, creating a situation.
creativity
a healthy creative personality
refractive disorders
myopia (nearsightedness)
comprehensive prevention.

Национальный проект «Образование» направлен на выполнение одной из важнейших задач - инновационного развития экономики страны. Он предусматривает воспитание такого человека, которому по плечу качественное развитие державы. Творческая личность является ярко выраженным представителем для выполнения поставленной задачи, однако более глубокая формулировка этого человека - это здоровая творческая личность.

Воспитание творческого человека должно происходить во взаимосвязи с его здоровьем, что неоднократно отмечается в Национальном проекте «Образование», и в частности здоровьем глаз. В процессе становления творческой личности используется много информации (книги, компьютерные сети и т.д.), что неизбежно приводит к ухудшению зрения.

По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последние годы количество людей с патологией органа зрения увеличилось, в том числе и с миопией (близорукость). В различных регионах РФ в структуре заболеваемости органов зрения частота близорукости у детей колеблется от 20 до 80,7% [1]. Рост миопии особенно наблюдается среди школьников.  Так, с миопией в первый класс приходит 5% детей, к одиннадцатому классу таких учащихся становится 25-30% [2].

Ученый Э.С. Аветисов [3; 4] отмечает, что увеличение числа людей с прогрессирующей близорукостью является в настоящее время одной из острейших медико-социальных проблем, поскольку, согласно исследованиям, сопровождается значительным снижением остроты зрения и инвалидизацией населения.

ВОЗ и коалиция неправительственных организаций объявили борьбу с миопией приоритетным направлением реализации программы «Зрение 2020: право на зрение, глобальные инициативы». Стратегической целью является ведение работы по профилактике предупреждаемой слепоты и нарушений зрения (в частности, миопии), поскольку рефракционные (позднелат. refractio - преломление) нарушения, приводящие к слепоте у детей, можно предупредить [5].

Таким образом, методы комплексной профилактики близорукости являются актуальной современной задачей офтальмологии.

Целью данной работы является изучение решения вопроса профилактики близорукости в процесс становления творческого человека.

Творчество

Для выявления совокупности решения этой проблемы начнем с того, что рассмотрим, что понимать под творчеством, которое воспитывается у учащегося?

На Первом всесоюзном симпозиуме психологов был сделан вывод о том, что творчество не является уделом избранных, и что творческие способности можно развивать.

Ученые Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др. [6-8], исследуя психологию человека, отмечают, что каждый индивидуум имеет определенные задатки, которые содействуют развитию его способности в той или иной жизненной области, но способность к творчеству присуща всем.

Различные виды специальных способностей были исследованы: Б.П. Тепловым - музыкальные, В.А. Крутецким - математические, В.И. Кириенко - изобразительной деятельности, В.П. Якунковой - литературные, Н.В. Кузьминой – педагогические, Н.Н. Тулькибаевой - физические и др.

Исследованием творчества занимались Дж. Гулфорд, Х. Литон, Л.С. Выготский и др. [7], которые отмечают, что творчество проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности.

Внимание при воспитании творчества обращается не только на выявленных одаренных детей, способных участвовать в олимпиадах по предметам, но и на всех остальных ребят, у которых одаренность находится вне предметных занятий.

Творчество трактуется, как процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства [9].

На что обращается внимание в процессе работы становления творчества?

Во-первых, следует отметить, что между самостоятельностью и творчеством существует связывающее их звено творческой самостоятельности, которое способствует исчезновению затруднений в применении творчества.

Теоретические основы творческой самостоятельной деятельности разрабатывались многими учеными. Всесторонне анализируя различные аспекты творческой самостоятельной деятельности, ученые А.Н. Леонтьев, В.Г. Рындак, Л.С. Выготский, П.И. Пидкасистый, Ю.К. Бабанский и др. [10; 11] разработали методологические основы творческой самостоятельной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы работ В.А. Крутецкого, Дж. Гулфорда, Н.С. Лейтеса, Чернецова П.И и др. [12-14] и опыта организации творческой самостоятельной деятельности позволил сделать вывод о влиянии способностей на процесс творческой самостоятельной работы. Работы ученых А.А. Бодалева, А.Д. Сазонова, Б.Ф. Ломова, Е.А. Климова, П.И. Чернецова и др. раскрыли целостность взаимодействия личности и социальной среды.

Во-вторых, как показали исследования [15-19], творчество в самостоятельной деятельности ученика – это деятельность ученика, от него идущая, поэтому ученик не только приобретает способность к творчеству, но еще и сам экстраполирует (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть) ее и развивает. Конечный результат творческой самостоятельной деятельности ученика ориентирован в основном на продуктивную деятельность (открытие для самого себя) и частично на оригинальное творчество. Творческая самостоятельная деятельность - это созидающая творческая деятельность, включающая в себя как результаты деятельности (конкретные продукты, идеи), так и сам процесс, когда ученик, обученный творчески действовать в одной области деятельности, экстраполирует это в другую область деятельности.

В-третьих, творческая самостоятельная деятельность включает в себе две составляющие: интегральное качество и деятельность (ее процесс, результат и пр.).

Интегральное качество - это совокупность творческого стиля деятельности ученика (он может совпадать с его способностями к данному предмету) совместно с экстраполяцией и развитием его. Экстраполяция формируется и развивается как у учащихся со специфическим стилем деятельности, так и у учащихся со специфическим стилем деятельности, совпадающим со способностями к предмету.

Стиль деятельности (он может совпадать со способностями к предмету) совместно с экстраполяцией – это способ осуществления творческой деятельности, определяемый экстраполяцией совокупности приемов творческой деятельности.

Способ выполнения творческой деятельности - это специфический стиль деятельности. Он содержит методы, приемы творческой деятельности. Специфический стиль деятельности с экстраполяцией - это методы, приемы творческой деятельности совместно с умениями творческой самостоятельной деятельности.

Экстраполяция стиля деятельности – распространение выводов, полученных как результат сформированности совокупности способностей к творческой деятельности, на творческую деятельность в целом, т.е. получение новых выводов при выполнении творческой деятельности на основе ранее полученных выводов (новые выводы – это преобразование старых выводов за счет их углубления и расширения).

Для становления творчества и получения результата наиболее важным является выбор теоретико-методологической стратегии, которая отражена в различных факторах, воздействующих на формирование и развитие творческой самостоятельной деятельности.

Проблема формирования и развития творческой самостоятельной деятельности может решаться с помощью ряда основных и вспомогательных факторов.

Основные факторы - деятельностный (В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и др.), личностный (В.В. Краевский, Л.В. Занков и др.), системный (А.Д. Холл, Р.Е. Фейджин и др.). Основные факторы распадаются на подмножества: деятельностный фактор на алгоритмический, технологический; личностный фактор на логико-дидактический, субъективно-эмоциональный.

Важной особенностью факторов методологии формирования и развития творческой самостоятельной деятельности является их взаимосвязь, дополнительность, что влияет на эффективность их воздействия. Каждый фактор, имея свое, что-то индивидуальное, присущее только этому фактору свойства и связи, обладает и общими, повторяющимися свойствами и связями с другими факторами.

Проблема становления творчества рассматривается как целостный объект, где охватывается не только умственная деятельность, но и практическая, этическая, эстетическая, эмоциональная и физическая сферы. С позиции системного подхода к творческой самостоятельной деятельности учащихся в нем задействованы индивидуальные аспекты личности. К этим аспектам относятся: научно-познавательные знания, познавательно-самостоятельное творчество, творческое познавательное мышление, творческая самостоятельная познавательная деятельность. Они взаимосвязаны [15-18].

Методы комплексной профилактики близорукости

Соотнося методику становления творчества со здоровьем глаз, следует обратиться к рекомендуемым методам комплексной профилактики близорукости. В них, в частности, рекомендуется, во-первых, создавать оптимальные гигиенические условия зрительной работы. Во-вторых, ограничивать чрезмерную зрительную нагрузку. Для достижения поставленной проблемы в середине каждого урока предлагается проводить специальные упражнения в течение 3-5 мин. Обеспечивать правильную посадку детей во время занятий и игр. В-третьих, избегать стрессов, не перегружаться [3].

Методика взаимосвязи становления творчества и оздоровления глаз

Общая методика становления творчества с профилактикой снижения остроты зрения у учащихся происходит во взаимосвязи факторов методологии формирования и развития творческой самостоятельной деятельности [20].

Основными принципами, на которых строятся занятия, являются:

  1. Повышение трудности материала и работы с глазами на каждом последующем уроке (при этом ориентируясь на ограни­чение чрезмерной зрительной нагрузки и создание оптимальных гигиенических условий зрительной работы).
  2. Возвращение к прежнему материалу и работе с глазами, но на более высоком уровне.
  3. Соединение подготовленных форм работы на занятиях и экспромта при применении единства репродуктивных и продуктивных моментов занятий.
  4. Снижение и смягчение оценки недостатков и завышение оценки творческих достижений учащимися (помогает избегать стрессов).
  5. Поощрение фантазии, воображения (помогает избегать стрессов).
  6. Доброжелательное отношение, сотрудничество (помогает избегать стрессов).
  7. Заинтересованность учащихся (избегать стрессов, не перегружаться).

К факторам, задействованным при решении проблемы, относятся:

Первый фактор – индивидуализация. Этот фактор выражается в уровневой работе учащихся, основанной на цикличном построении занятий, она включает как процесс становления творчества, так и работу в отношении глаз. Цикличное построение занятий предполагает такую структуру занятий, которая основывается на спиралевидном усвоении знаний и работе с глазами. Она способствует уровневому формированию творческой самостоятельной деятельности и здоровью глаз. Спиралевидный итог работы подразумевает построение занятий, в которых последующий виток повторяет предыдущий, но является более усложненным. 

Второй фактор – стимулирование. Стимул трактуется как внешнее воздействие на личность, активизирующее его мотивационную сферу, а через неё и определенную деятельность [21].

Стимулы, воздействующие на учащегося при взаимосвязанной работе становления творческой самостоятельности с сохранением здоровья глаз (способствующие избегать стресса), рассматриваются в двух направлениях. Первое направление представляет собой побудительную причину (внешнее воздействие). Ко второму направлению относятся стимулы, выражающие заинтересованность учащихся (внутреннее воздействие).

Первое направление включает в себя три группы стимулов:

1) стимулы, воздействующие на учащегося опосредованно. К этой группе относятся такие мотивы, как: качества ученика, полученные им от рождения (усидчивость, целеустремленность, здоровье глаз и т.п.); явления, характерные возрасту обучающегося (появление собственного мнения, преувеличенное представление о собственном достоинстве и т.п.);

2) стимулы, характеризующие готовность к действию. Стимулы этой группы представлены мотивами. Мотивы основаны на приобретенных, сформированных в процессе жизнедеятельности личности, новых качествах. К этой группе относятся, например, развитые и сформированные уровни умений творческой самостоятельной работы, характеризующиеся знанием теории, применением ее на практике, умением анализировать, на высших этапах ставить проблему и находить свое решение, умений правильной работы с глазами и т.п.;

3) стимулы к немедленному действию. Эта группа содержит мотивы, психологически выраженные в свойствах личности, появившиеся на основе приобретенных новых качеств, составляющих вторую группу стимулов. К этой группе относится уверенность в себе, чувство риска «а получится ли?», желание получить удовлетворение от знания материала, тревога и т.п.

Второе направление включает две группы стимулов:

1) стимулы, воздействующие непосредственно. Это внешние стимулы, к которым относятся следующие мотивы:

а) при обучении: увлекательный рассказ, интересно проиллюстрированный материал, озадачивающий (проблемный) материал, эмоциональная личность учителя и т.п.;

б) психологическая ситуация дома и т.п.;

2) стимулы поощрения.

В эту группу включаются улыбка учителя, завоевание авторитета, похвала родителей, похвала учителя и т.п.

Стимулы играют одну из главных ролей в процессе становления творчества во взаимодействии с качеством зрения.

Третий фактор – создание ситуации.

М.Н. Скаткин [22] писал, что конкретными средствами для развития творческого мышления являются: создание проблемных ситуаций, эвристические правила. Н.С. Лейтес [13] считал, что предпосылки умственной деятельности - активность и саморегуляция. В основе умственной активности лежит внимание и интерес, обуславливающие инициативу, умственный поиск.  

В аспекте воздействия атмосферы на учащихся в процессе формирования и развития творческой самостоятельной деятельности и профилактики зрения является, в частности, игровая деятельность, которая включает в себя все эти аспекты и привносит довольно весомый вклад в процесс формирования и развития творческой самостоятельной деятельности. В психолого-педагогических исследованиях, как правило, игровой деятельности придается большое значение.

Этот вопрос исследовала Н. Роджерс [23], которая пришла к выводу, что условия для стимуляции творческости - это психологическая безопасность принятия, понимания и свобода атмосферы дозволенности, открытости игры и спонтанности. В.Т. Кудрявцев [24] в своей работе о творческой природе психики человека указывал на то, что противоречие составляет универсальный источник творчества.

Заключение

Итак, взаимосвязь процесса становления творчества и оздоровления глаз одновременно происходит в системе и дает возможность воспитывать здорового творческого человека.