Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF HUMANITARIAN STUDENT CONFERENCE IN THE TECHNICAL UNIVERSITY: FROM THE "PARTIALITY" OF THE EXPERT TO THE INTEGRITY OF THE INDIVIDUAL

Zimina E.V. 1 Terenteva I.N. 1
1 Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E.Alekseev
Summarizes the author's experience of organization and holding scientific and practical conferences "The Russian student – the citizen, the identity of the researcher" in 2006-2015. The empirical base of the research included the electronic collections of abstracts 2008-2015, newsletters and conference programmes 2005-2015, reports of heads of sections, publication the official site of NSTU n.a. R. E. Alekseev and the newspaper "Polytechnic". Used methods of comparative analysis, content analysis and statistics. Presented quantitative and qualitative results of the conference in their dynamics. Identified humanitarian nature of this conference. Based on comparative analysis of youth conferences of different directions revealed specific humanitarian conference in the technical University. Structured the content of the stated goals of the conference and the analysis of its results. Analyzed the effectiveness and educational effectiveness of the humanitarian conferences in technical University. On the basis of the conducted research the conclusion about the efficiency of this type of educational work and prospects of its use. Confirmed the importance of a socio-humanitarian component of vocational training within the relevant disciplines, and in line with professional socialization.
student conference
humanities conference
goals and results
education
personality
personal development
civic and research positions
educational potential
performance
appropriateness
efficiency

Опыт проведенных в 2005–2015 гг. на базе НГТУ им. Р.Е. Алексеева научно-практических конференций «Российский студент – гражданин, личность, исследователь» (Далее – «Российский студент»), инициированных отделом по воспитательной работе НГТУ им. Р.Е. Алексеева (ОВР), позволяет авторам поставить цель исследования педагогического потенциала гуманитарной конференции в техническом вузе. Достижение цели предполагает решение следующих задач: выяснение специфики гуманитарной конференции, систематизация и анализ декларированных целей и полученных результатов как основания для исследования эффективности конференции, как формы воспитательной работы.

Конференция объединила все факультеты (а затем и институты) и филиалы НГТУ. С 2010 г. конференция из региональной стала всероссийской и среди участников десятой, итоговой, конференции были представители всех регионов страны и практически всех видов образовательных учреждений. Динамика количественных результатов работы конференций, устойчивость интереса и публикационной активности участников, представлены на рисунке.

Численность и публикационная активность участников конференции

Представленная динамика свидетельствует о результативности конференции. Однако осмысление опыта всего цикла конференций, с учетом их уникальности, необходимо, на наш взгляд, прежде всего с воспитательной точки зрения. Для авторов как непосредственных участников десятилетнего цикла конференций объектом исследования стали опубликованные тексты материалов конференций [1], а также организационные документы ОВР (информационные письма, программы, статьи для официальных изданий НГТУ), а предметом – эффективность конференции как формы воспитательной работы.

Прежде всего, уточним специфику конференции «Российский студент». На базе НГТУ проводятся молодежные конференции трех направлений. Во-первых, учебные, например, такая конференция завершает изучение курса по философии науки и техники [2], во-вторых, научно-технические, например, «Будущее технической науки. Международная молодежная научно-техническая конференция», в-третьих, научно-практические, например, «Молодежь города – город молодежи» в ДПИ НГТУ (2008–2014 гг.). Анализ опубликованных материалов конференций каждого направления позволяет отметить определенное сходство в междисциплинарности (по объектам изучения), научно-практическом характере (по содержанию представляемых материалов), сочетанию учебных и воспитательных аспектов (по характеру участия студентов). Сопоставляя направления конференций и их цели, видно, что для учебных конференций, которые проводят как со старшими школьниками, так и со студентами, характерны «уточнение и конкретизация уже изученных на уроках понятий, систематизация и обобщение знаний учащихся» [3]. Для научно-технических конференций важно, чтобы участники продемонстрировали связь своих разработок с производством и перспективными направлениями технической науки. Для научно-практических конференций, характерна, например, перспектива стать «площадкой обсуждения результатов исследовательской работы молодежи и обмена мнениями по актуальным социальным вопросам» [4]. Специфика конференции «Российский студент» определяется ее базовой целью, логично воплощающей Концепцию воспитания студентов НГТУ им. Р.Е. Алексеева: это цель личностного развития студента – будущего специалиста. Уточним гуманитарное содержание этой цели: гуманизм, духовность (потребность в познании и самопознании, общению и пониманию), творчество (как самовыражение и инновационность деятельности) [5]. Личностное развитие выражается в активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к учебной и общественной деятельности, способности к саморефлексии. Векторами личностного развития, важными в социальном плане, выступают статусы гражданина и исследователя. Как же конкретизированы эти цели в организационных документах конференций? Личностное развитие в декларированных целях конференций связано с творческим самовыражением, целеустремленностью, саморефлексией, системой нравственных идеалов. Вектор гражданского развития – с активной жизненной позицией, практической направленностью докладов, ответственностью за инженерные решения. Исследовательский вектор – с познавательным интересом, научной самостоятельностью, осмысленным применением знаний. Со всеми векторами связано развитие навыков социальной коммуникации в ходе свободного обмена мнениями. Таким образом, обозначенная как научно-практическая, конференция «Российский студент» является гуманитарной по характеру базового результата. Гуманитарное содержание конференции является более широким, чем профессиональное и предметное, охватывает их, направляя тем самым к развитию личности. Это определяется характером гуманитарности, которая, с одной стороны, «заключена в самой «природе» науки, в ее истории, в личностях ее представителей, в жизни научных сообществ, в трудном и нередко драматичном пути к ее достижениям», а с другой – связана с осуществлением инженерно-технической деятельности в научно-исследовательском или производственном коллективе [6, с. 464]. Реализация гуманитарного содержания определила такую особенность данного цикла конференций, как создание временного разновозрастного и междисциплинарного коллектива: студенты, магистранты и аспиранты разных курсов и специальностей, представители органов студенческого самоуправления, преподавателей и профессуры, научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий. Совместная работа на пленарных и секционных заседаниях позволяла опыту старших поколений «встретиться» с энтузиазмом и целеустремленностью молодежи. Итак, несомненна связь с процессом воспитания, в ходе которого формируется «способность человека к сознательному, свободному саморазвитию, продуктивной деятельности ради совершенствования себя и окружающего мира» [7, с. 63]. Для оценки эффективности конференции как формы воспитательной работы проведем сопоставление декларированных целей и полученных результатов, для чего уточним содержание следующих целевых блоков. Личностное содержание предполагает социально одобряемую мотивацию, формирование и развитие необходимых для реализации целей качеств и саморефлексию. Гражданская позиция выражена в социальной активности, в характере социального участия и принимаемой ответственности, в социальной и профессиональной идентичности. Исследовательская позиция маркируется способностью выделить объект и предмет исследования, определить уровень их локализации, подобрать и применить адекватные методы исследования. В содержании докладов тем исследовательская позиция выражается в переходе от описания к анализу и проблематизации. Объединяющим началом личностного, профессионального и исследовательского развития является субъектность (как способность выбора направления и способа действия, целеустремленность, саморефлексия). Разработанные для анализа результатов работы конференции индикаторы и маркеры их проявления представлены в таблице. Используя предложенные индикаторы, тематика секций и докладов была разделена на три группы: социально-гуманитарную, предметную и профессиональную. Первая группа характеризуется отчетливым личностным содержанием, вниманием к проблемам духовно-нравственного развития, социальной активности, патриотизма, исторического самоопределения. Проблематику этой группы отражают, например, такие названия секций, как «Студенческое самоуправление – важный фактор в подготовке конкурентоспособных специалистов» или «Молодежь в современном мире: образование, самоопределение, самореализация». Примером докладов социально-гуманитарной тематики могут быть «Волонтерское движение как форма социальной активности молодежи» или «Идентификация как проблема современного студенчества».

«Предметная» группа связана с разработкой и развитием тематики учебных дисциплин и направлений подготовки. Так, для этой группы характерны секции «Вопросы экономической безопасности», «История Российского государства и общества», «Коммуникативные технологии в развитии науки и производства»; тематику докладов этой группы раскрывают следующие примеры: «Реконструкция Горьковского автозавода в середине 80-х гг. ХХ в.», «PR-продвижение производства экологически чистых продуктов». «Профессиональная» группа связана с образованием, учебой и наукой. Эту группу хорошо представляет, например, такая секция как «Актуальные вопросы подготовки кадров высшей квалификации» или доклад «Потребность предприятий в кадрах высшей квалификации».

Индикаторы реализации целей конференции

                       Индикаторы

 

Векторы развития

Состояние

Действие

Саморефлексия

Маркеры проявления: темы, слова, словосочетания

Субъектность

Личность

личность, интерес,

цель,

духовность, нравственность

идентификация, воспитание и самовоспитание, образование и обучение

саморефлексия, критика

Субъектность

Гражданин

самоуправление,

самоорганизация,

проект, патриотизм,

профессия, образование

участие в общественных организациях, социальное проектирование, образование

активность,

оценка, контроль и самоконтроль

Исследователь

проблема, цель, объект метод, опыт, исследование

участие в НИРС, дискуссия, практика

готовность продолжать исследования

 

Количество секций и заявленных докладов по каждой группе изменялось на протяжении «жизненного цикла» конференции. Этап «становления», 2005–2007 гг., характеризовался доминированием социально-гуманитарной тематики заявленных докладов: от 100 % к 84 % и 71,5 %. На этапе «зрелости», 2008–2010 гг., при доминировании количества социально-гуманитарных секций был достигнут и максимум заявок социально-гуманитарной тематики: 181 заявка в 2009 году. Практически постоянным оставался состав профессиональных секций – около 10 %. Одновременно нарастала численность заявок в «предметных» секциях от 89 к 113, которые в процентном отношении еще не доминировали. На «завершающем» этапе, 2011–2015 гг., численное доминирование постепенно переходит к предметным секциям и докладам. Если в 2007 году в пяти социально-гуманитарных секциях было заявлено 148 докладов, то в 2014 году в двух социально-гуманитарных и трех «профессиональных» секциях было заявлено 136 докладов против 160 в шести «предметных» секциях. На итоговой конференции соотношение социально-гуманитарной, предметной и профессиональной тематики заявленных докладов в процентах таково: 19, 61 и 19,5. Можно связать это с ростом профессионального самоопределения участников конференции, однако предметная тематика крайне редко была связана с социальными и этическими последствиями инженерной и экономической деятельности. Это утверждение подтверждается и анализом содержания опубликованных текстов тезисов докладов по ключевым словам-маркерам: личность, проект, метод (на примере 2014 года, при равном, по условиям участия, объеме текста тезисов в одну страницу). В ста девяноста восьми текстах «предметной» тематики слово «метод» и связанные с ним слова встречаются 144 раза, слово «проект» – 113 раз, а слово «личность» и связанные с ним слова не встречаются. Напротив, в пятидесяти трех социально-гуманитарных по содержанию текстах слово «личность» встречается 12 раз, «проект» – 36 раз, «метод» – 21 раз. Примерно такое же соотношение в шестидесяти девяти текстах «профессиональной» проблематики: 6, 65 и 68 упоминаний.

Оценивая выполнение задачи мотивации учебной и социальной активности студентов, приведем несколько примеров. Так, Д. Дмитриев (ИРИТ), участник конференции 2015 года с докладом «Газета ИРИТ «Радио+»: деятельность и перспективы», в 2017 году стал победителем и получил грантовую поддержку на реализацию своего проекта на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов». Р. Копылов (ИЯЭиТФ), представивший на конференции доклад «Российские студенческие отряды», стал командиром университетского штаба студенческих отрядов. А.Шалухо (ИНЭЛ) и С.Карлина (ИНЭУ) участие в конференциях начали студентами, а на итоговой конференции работали уже как преподаватели, кандидаты наук или аспиранты. Показателен опыт социальных проектов, реализованных студентами и преподавателями ФКТ в 2008-2009 гг. В докладе «Благотворительность: дань моде и потребность души» (Е. Коваленко, А. Ширшова, Т.Л.Михайлова) был представлен проект, впоследствии победивший на городском конкурсе «Синергия». Представленный на конференции проект «Физики + лирики = дружба?» (А. Гончарова, Н. Сухарева, Е.Травина, Е. Шигина), по проблемам междисциплинарной толерантности в техническом вузе, в 2009 году вошел в число победителей профессионального фестиваля «Дни PR в Казани». Интересный с точки зрения коммуникативной составляющей образования проект «Театр науки» (Е. Жданова, Т.Л. Михайлова), был начат в 2007, а через два года стал победителем профессионального конкурса в области связей с общественностью.

Отдельно выделим развитие рефлексивных способностей как результат работы конференции и приведем оценки, данные студентами работе конференции и своему участию в ней. Анализ оценочных суждений проведен на основе публикаций по итогам работы конференций в газете «Политехник» (2013, № 3, 2012, № 3, 2014, № 4, 2015, № 3) [8] и материалов отдела по воспитательной работе НГТУ [9]. По смыслу оценочные суждения могут быть сгруппированы вокруг базовых целей конференции. К вектору личности могут быть отнесены: 1) самооценка (они отмечают собственный интерес к темам, глубокую проработку материала, личные качества и опыт публичных выступлений); 2) равноправие участников; 3) признание своей работы и влияние научной и общественной активности на перспективы трудоустройства. Гражданский вектор, представлен: 1) участием в студенческом самоуправлении, готовности перенять опыт в этой сфере и поделиться своим, например, созданием студенческих объединений; 2) идентификацией (патриотизм предполагает знание своей культуры и истории, отмечают студенты); 3) сравнением и соревновательностью (у нас много гостей-участников, наш вуз известен и признан; многочисленность участников создает конкуренцию); 4) развитием навыков общения (руководитель должен уметь слушать, знать и перенимать полезный опыт, задавать острые вопросы и отвечать на них). Исследовательский вектор в рефлексивных высказываниях представлен такими суждениями, как 1) возможность быть выслушанным и корректно оцененным; 2) возможность продемонстрировать свои результаты и получить «полезную критику», замечания, новые идеи; 3) научное общение в разновозрастном коллективе, от школьников до докторов наук; 4) эмоциональность и заинтересованность исторических исследований (что особо отмечено в докладе «Нижегородская наука – фронту: история развития радиотехники в годы Великой Отечественной войны»).

Подведем итоги. Педагогический потенциал и эффективность гуманитарной конференции подтверждены совокупностью ее результатов: 1) публикационная активность студентов, магистрантов, аспирантов при активном участии их научных руководителей, т.е. научное сотрудничество в разновозрастном коллективе; 2) активная междисциплинарная коммуникация в работе секций, где сотрудничали представители разных направлений подготовки; 3) достижения участников конференции подтверждают ее мотивирующую роль, а вдумчивая оценка результатов работы – развитие рефлексивных способностей, что важно и как положительный мотивирующий пример; 4) на всем протяжении «жизненного цикла» конференции сохранялся ее гуманитарный характер, соответствие цели личностного развития.

Заключая, подчеркнем, что задачи гуманитарных конференций в техническом вузе, в каких бы организационных формах они не поводились, должны, как и преподавание социальных и гуманитарных дисциплин, вести от «частичности» специалиста к целостности личности.