Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN MODEL OF PREPARATION OF SPECIALISTS

Rogozhin V.M. 1 Elagina V.S. 1
1 Branch of Military academic center of military air forces «Air Force Academy»
In the article the model of training of modern specialists, corresponding to the new requirements of society, due to fundamental changes in the economy and the increasing role of knowledge, information and communication technologies, the global labour market, political changes. One of the components of training is to develop a model of professional activities, advocating a basic factor determining the content of education, forms, methods and technologies of its realization in educational process of the University. The article considered a system model of a specialist (BA, mA), developed on the basis of competence approach and includes social and personal, General and special competence. In the preparation of highly qualified specialists is an important role for the institutions of higher education, which provide the necessary conditions for the formation of professional competencies, and for professional development and growth specialist.
Knowledge economy
quality of education
the model of the specialist training
competence approach
competence

Одним из важнейших условий экономического роста в современном обществе являются знания. По мнению экспертов Всемирного банка реконструкции и развития, «способность общества создавать знания, отбирать, адаптировать, превращать и использовать их в качестве источника прибыли имеет решающее значение для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения» [1, с.7].

Экономический рост государства определяется не только объёмом накопления капитала или расширением масштабов производства, но объёмом используемых обществом знаний. Экономически развитые страны «по меньшей мере, треть своих инвестиций вкладывают в основанный на знаниях нематериальный капитал, а именно в профессиональное обучение кадров, НИОКР, патенты, лицензирование, проектирование, маркетинг» [1, с.8]. Активное использование знаний способствует повышению эффективности национальных экономик, в то время как отсутствие механизмов, обеспечивающих интеграцию экономики и знаний, существенно снижают уровень развития экономики страны. Экономика, развивающаяся на знаниях, обеспечивает развитие глобального рынка человеческого капитала и способствует международной миграции рабочей силы, мобильности высококвалифицированных специалистов.

Однако недостаточно развитый рынок труда создаёт проблемы так называемой «утечки умов», что влечет отток высококвалифицированных специалистов в страны или отрасли экономики с высокой заработной платой, оптимальными условиями для работы и реальной перспективой самореализоваться. И если раньше явление текучести рабочей силы было характерно для какой-то определенной территории или отрасли и чаще всего ограничивалось рамками депрессивных регионов, то сегодня движение специалистов в различные страны мира приобретает постоянный характер.

Необходимо подчеркнуть, что миграция специалистов в долгосрочном периоде создает не предсказуемые финансовые риски для вложения в их подготовку. Практика показывает, что трансформация знаний в экономику сама по себе не происходит. Никто не может дать гарантий, что вложенные финансовые инвестиции окупятся и дадут нужный эффект для экономики. Например, страны Бразилия, Индия, Россия и др. внесли немалые денежные средства в создание научно-технического потенциала, но не получили нужного экономического результата от вложенных ресурсов. Знания дают высокий экономический эффект, если они используются в рамках национальной инвестиционной системы страны, которая позволяет эффективно применять все её компоненты для достижения поставленных задач. Национальная инвестиционная система включает организации высшего профессионального образования, нормативно-правовую базу, эффективную финансовую и торговую политику, инновационные предприятия, хорошо развитую коммуникационную инфраструктуру, доступ к глобальной сети Интернет как источнику знаний. Большую роль в национальной инвестиционной системе должно быть уделено высшему профессиональному образованию, отвечающему за подготовку высокопрофессиональных специалистов для государства, общества и бизнеса.

Глобальные изменения, происходящие в экономике, повышение роли знаний, внедрения современных информационных технологий, выдвигают новые требования к подготовке специалистов. Современный специалист должен уметь применять полученные знания на практике, в совершенстве владеть информационными технологиями в своей профессиональной области, обладать навыками в получении знаний, необходимыми компетенциями, быть подготовлен к работе в группе, уметь адаптироваться к возникающим ситуациям.

Эти требования находят отражение в образовательных программах, учебных планах, учебных и дидактических материалах, а также формах, методах и современных технологиях обучения.

Образовательные программы, учебные планы должны быть ориентированы на формирование у студентов фундаментальных знаний, усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого специалиста к профессиональной деятельности. Особое значение придается глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы вуза. Содержание учебных программ, своевременно реагирующее на изменения, происходящие в социально-экономическом развитии страны, позволит повысить качество подготовки специалиста в соответствии с требованиями работодателя и рынка труда.

Одной из составляющих системы подготовки специалиста в вузе является разработка модели его профессиональной деятельности, которая становится системообразующим фактором определения содержания образования, форм и методов, образовательных технологий, а также результата его обучения, как показателя качества образования.

В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» качество образования рассматривается как комплексная характеристика подготовки обучающегося, выражающая степень достижения им планируемых результатов освоения образовательной программы.

Качество образования следует рассматривать как готовность субъекта к выполнению своих профессионально-функциональных обязанностей. Выпускник вуза, выступая в качестве субъекта профессиональной деятельности, должен владеть определенной системой знаний, умений и компетенций, а также личностно и профессионально значимыми качествами, без которых невозможно эффективно выполнять свои функциональные обязанности.

В России необходимость разработки модели профессиональной деятельности, определения предметной и функциональной стороны труда, системы требований к профессиональному облику специалиста неоднократно и достаточно широко обсуждалась научной общественностью [2]. Так, в 80-е годы прошлого столетия широко применялась разработка и введение квалификационных характеристик специалиста.

Квалификационная характеристика являлась государственным документом, который определял и описывал обобщенные требования к личности специалиста и его профессиональной компетентности. Она разрабатывалась для каждой конкретной профессии и включала такие характеристики, как: значение профессии, содержание труда, требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке, уровень квалификации, особенности профессии и др.

Вступление России в Болонский процесс выдвигает новые требования к уровню подготовки бакалавров, специалистов/магистров, необходимость разработки компетентностной модели специалиста, в которой найдут отражение качественные результаты образовательного процесса, выраженные в компетенциях.

Под моделью современного специалиста понимают отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений специалиста, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику [3]. Она является необходимой составляющей образовательного процесса вуза и выполняет ориентировочную, интегрирующую, программную и контрольную функции. Обобщенная модель специалиста включает представления о цели деятельности специалиста, функциональных обязанностях, профессионально значимых качествах, нормативных условиях организации будущей профессиональной деятельности и используется в качестве основы для построения индивидуальной образовательной траектории обучения будущего специалиста.

У современного специалиста, на наш взгляд, должны быть сформированы представления о личностном смысле деятельности, развиты навыки самостоятельного и ответственного принятия решений, умение личности адаптироваться в условиях профессиональной деятельности, проектировать и осуществлять свою специально-профессиональную деятельность; личностно и профессионально самореализовываться, строить межличностные деловые, профессиональные, социальные связи и отношения, продолжать свое профессиональное образование в течение всей жизни, что, безусловно, будет способствовать его успешной профессиональной деятельности. Четкое представление о модели специалиста, как совокупности компетенций, позволит студентам осознать цели своей подготовки и пути её достижения, осуществить интеграцию усилий всех участников образовательного процесса, учесть интересы и потребности работодателей, включать всех студентов в процесс овладения компетенциями в разных видах деятельности. Таким образом, модель, выступая эталоном качества, делает процесс подготовки будущего специалиста осознанным, упорядоченным и эффективным.

Вполне очевидно, что модель специалиста разных специальностей будет отличаться по своим целям и задачам, содержанием и технологиями подготовки, набором компетенций и качеств личности. Принципиальные различия будут наблюдаться и в моделях специалиста, обучающихся на разных уровнях образования (бакалавр, магистр). Эти различия будут проявляться как в определении компетенций специалиста, так и в их критериальных оценках.

Модель специалиста разрабатывается на основе методологических подходов:

1) аксиологического (ценностного) подхода, с позиций которого рассматриваются личностно значимые для субъекта образовательного процесса ценности, а также нравственные и социальные ценности, являющиеся наиболее значимыми для профессиональной деятельности;

2) компетентностный подход, позволяющий определить профессиональные компетенции и значимые личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Действующие в нашей стране Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования дают достаточно полное представление о компетентностной модели специалиста.

Анализ научных трудов, психолого-педагогических исследований проблемы компетентностного подхода убедил нас в том, что существуют различные и зачастую противоположные точки зрения на дефиниции понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность».

В Большом энциклопедическом словаре понятие «компетенция» определяется как: 1) круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области» [4, с. 625]. То есть  компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями, умениями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней, мобилизовав систему усвоенных им в учебном процессе знаний и умений. Понятие компетенции относится больше к области умений, а не знаний.

По мнению С.Е. Шишова и В.А. Кальней, «быть компетентным не означает быть ученым или образованным» [5, с. 79]. Действительно, встречаются люди, обладающие обширными познаниями в различных областях наук, но, к сожалению, не умеющие мобилизовать и применить их в практической деятельности. Таким образом, компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Не проявленная компетенция, оставшаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а остается всего лишь скрытой возможностью.

Практический опыт работы в вузе позволил нам сделать вывод о том, что компетенция в человеческой практике отражает отношения между действиями и знаниями. Подобная связь очевидна, потому что без знаний не может быть компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция. Ее следует рассматривать как общую способность человека, основанную на склонностях, ценностях, опыте, знаниях, приобретенных благодаря обучению, и проявленную в конкретной ситуации. Иначе говоря, владение совокупностью различных компетенций нами рассматривается как компетентность человека.

Согласно «Словарю иностранных слов» понятие компетентность определяется как: 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [6, с. 582]. То есть компетентность можно понимать как способность результативно действовать; способность достигать результатов; эффективно разрешать проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности человека.

По мнению И.А. Зимней, компетентность следует рассматривать как «готовность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, что позволит оперативно и творчески решать возникающие задачи и проблемы, достигать жизненных целей [7].

Компетентность – это способность к актуальному выполнению деятельности, постоянному усвоению новой информации, овладению новыми способами деятельности, что способствует успешному решению профессиональных задач, а также повышению качества подготовки специалиста. Таким образом, компетентность можно рассматривать, как способность и готовность человека результативно действовать, эффективно разрешать проблемы, возникающие в реальной жизни.

В литературе встречается понятие «профессиональные компетенции», которое рассматривается как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, самостоятельно и ответственно решать задачи и проблемы, а также объективно оценивать результаты своей деятельности [3]. Другими словами, профессиональные компетенции – это навыки, связанные с предметом деятельности. Данное понятие часто интерпретируют как овладение профессиональными знаниями, умениями и способами деятельности, необходимыми для работы по специальности, принимать быстрые и конструктивные решения профессиональных проблем; сотрудничать с коллегами, адаптироваться в профессиональной межличностной среде.

Цель подготовки специалиста не сводится только к формированию профессиональных знаний, приобретению профессиональной квалификации. У будущего специалиста необходимо развивать умения самостоятельно разрешать различные жизненные и профессиональные ситуации и нести ответственность за принятые решения.

Безусловно, профессиональная квалификация не может отождествляться с профессиональной компетентностью, которая рассматривается как интегральная профессионально-личностная характеристика специалиста, определяющая его готовность и способность выполнять профессиональные функции в соответствии со стандартами.

Для отечественной системы образования переход от квалификационной модели и компетентностной представляется крайне актуальным. В рамках компетентностного подхода учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и становится предметом усвоения знаний и умений. Результат деятельности, оцененный в его компетенциях/компетентностях, повышает конкурентоспособность специалиста, расширяет область его трудоустройства, вызывая заинтересованность работодателей в высококвалифицированных специалистах.

Следует отметить, что долгое время основной целью российского образования была подготовка специалистов для стабильного производства, с редко меняющимися технологиями и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции. В настоящее время ситуация становится другой: быстро меняются современные технологии, значительно гибким становится производство. Повышение требований к уровню подготовки и квалификации специалиста вызвало необходимость обратиться к компетентностному подходу, который не отрицает основополагающей роли знаний и навыков в подготовке специалистов, а акцентирует внимание обучения на формирование способностей и их продуктивное использование.

На наш взгляд, модель специалиста должна носить системный характер, интегрируя в себе преимущества и квалификационной, и компетентностной моделей.

В своем исследовании мы предлагаем один из вариантов модели бакалавра, специалиста/магистра, включающей следующие группы компетенций:

  • социально-личностные компетенции, включающие знания о личности, особенностях деятельности, межличностных взаимодействиях человека и др.;
  • общепрофессиональные, включающие информационные, управленческие, организационные, конструкторские и проектировочные компетенции;
  • специальные компетенции, включающие профессиональные знания и умения, относящиеся к конкретному виду деятельности.

В предлагаемой модели акцент в подготовке специалиста делается на социально-личностные и общепрофессиональные компетенции, которые позволяют выпускнику ориентироваться в профессиональном рынке труда. Задачи предметной подготовки решает группа специальных компетенций, включающих профессионально ориентированные знания и навыки, что обеспечит специалисту востребованность и конкурентоспособность на рынке труда, профессиональный успех, а также будет способствовать его профессиональному росту.

В заключение отметим, что, разрабатывая модель современного специалиста, необходимо учитывать требования к специалисту, вытекающие из экономики, в основе которой лежат знания; психологическую структуру трудовой деятельности; критерии оценки качества образования на основе сформированных у специалиста компетенций.