Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

WAYS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM "ELECTRONIC PASSPORT OF CRIMINAL CASE" AND THE POSSIBILITY OF ITS USE IN THE TRAINING PROCESS

Butenko O.S. 1 Butenko V.S. 2
1 Institute for Advanced Studies of "Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation"
2 Medical University Rostov State Medical University, Ministry of Health of Russia
In the article the authors analyzed the existing position of the information system "Electronic passport of the criminal case". It is noted that this information system allows monitoring in real time the progress of the criminal investigation, monitoring the execution of instructions in the criminal case, ensuring effective procedural control and planning its investigation. The authors made a number of proposals for the improvement of the system "Electronic passport of criminal cases" and offers several scenarios for the future development of the information system. The first of these is the use of procedural documents contained in the database to build the criminalistic characteristics of certain types of crimes. The second is the scaling of the base for all investigative departments of the Investigative Committee of the Russian Federation. Scaling the system requires both new technological and new management solutions. One of them is training a large number of system users in a short time. The authors note that in this case, the possibilities of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation may be involved. As the third perspective scenario of the development of the information system "Electronic passport of the criminal case," the authors indicate the pooling of the capabilities of the existing database with forensic accounting maintained by the Main Investigation Department for the North Caucasus Federal District and the technologies of artificial intelligence.
procedural control
electronic passport of criminal case
forensic accounting
advanced training
artificial intelligence

Работа следователя, как любая другая, должна идти в ногу со временем. Современные тенденции развития высоких технологий шагнули уже так далеко, что программное обеспечение, приближенное к искусственному интеллекту - ROSS, которое работает на когнитивном суперкомпьютере IBM Watson, в 2016 году было принято на работу в Нью-Йоркскую юридическую компанию Baker & Hostetler [3].

В нашей стране тоже развиваются высокие технологии и технологии искусственного интеллекта, но, к сожалению, не в области юриспруденции. Большая часть программного обеспечения для юристов – это справочные системы (Консультант+, ГАРАНТ и т.д.). Этого, безусловно, недостаточно. До сих пор нет качественного и регулярно обновляемого автоматизированного рабочего места (АРМ) следователя, слабо используются технологии виртуальной реальности. Поэтому единственный путь для развития юридического прикладного программного обеспечения – это его разработка организацией самостоятельно. Именно по этому пути пошел и Следственный комитет Российской Федерации.

Информационная система «Электронный паспорт уголовного дела» была введена в действие Распоряжением СК России № 27/108р от 09.04.2014 г. По информации ГСУ по СКФО, на первое полугодие 2016 года в данной информационной системе содержится более 45 000 карточек уголовных дел, 600 учетных записей пользователей, загружено более 300 000 файлов, имеющих отношение к расследованию уголовных дел. Информационная система позволяет в режиме реального времени отслеживать ход расследования уголовного дела, контролировать исполнение указаний по уголовному делу, обеспечивать эффективный процессуальный контроль и планировать расследование уголовного дела [4-6].

В качестве критерия эффективности функционирования информационной системы справедливо выбрано количество уголовных дел, расследованных в срок свыше установленного ч. 1. ст. 162 УПК РФ. Во многих субъектах ЮФО и СКФО действительно наблюдается снижение количества уголовных дел, расследованных свыше указанного срока. В то же время необходимо признать, что на решение этой задачи направлены значительные усилия как самих следственных органов, так и отделов процессуального контроля, отделов криминалистики, руководства следственных управлений, центрального аппарата СК России. Но роль информационной системы «Электронный паспорт уголовного дела» не может быть преуменьшена. Она позволяет сократить бумажный документооборот и упростить процессуальный контроль за расследуемыми уголовными делами.

В то же время, как и любое программное обеспечение, оно не лишено недостатков. Большая часть из них проистекает из-за того, что система «Электронный паспорт уголовного дела» действует пока только на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Данная система была разработана сотрудниками Следственного комитета и ими же поддерживается в актуальном и работоспособном состоянии. Масштабирование этой информационной системы на все управления Следственного комитета требует ее доработки. Мы можем внести ряд собственных предложений по совершенствованию информационной системы «Электронный паспорт уголовного дела»:

  1. Внести в информационную систему методические рекомендации и информационные материалы о результатах расследования различных категорий уголовных дел и проведении отдельных следственных действий.
  2. На постоянной основе проводить обучение пользователей информационной системы «Электронный паспорт уголовного дела» из числа сотрудников территориальных следственных отделов и отделов процессуального контроля. Даже при наличии руководства и записанных видеоруководств по использованию информационной системы на практике не все ее возможности используются в полной мере (например, фильтры списка уголовных дел).
  3. Создать «Архив уголовных дел», чтобы при просмотре общего списка уголовных дел, расследуемых конкретным следственным отделом, открывались именно те дела, которые находятся в производстве в настоящий момент.
  4. Для контроля своевременности и полноты внесения информации по расследуемым уголовным делам территориальными следственными отделами, включить для контролирующих органов возможность просмотра состояния информационной системы на конкретную дату.
  5. Продолжить развитие и укрепление материально-технической базы информационной системы с тем, чтобы исключить продолжительные «зависания» при одновременном подключении всех следственных отделов к системе (например, когда всем или большинству отделов необходимо одновременно зайти в базу, чтобы выполнить задания руководства).
  6. Обеспечить возможность использования всего имеющегося в настоящий момент функционала системы. Например, при формировании отчета по уголовному делу происходит ошибка в клиенте информационной системы, которая приводит к прекращению его работы, и отчет не успевает корректным образом экспортироваться в программу Microsoft Word.
  7. Для обеспечения полноты процессуального контроля за расследованием уголовных дел на всех стадиях уголовного судопроизводства внести в информационную систему «Электронный паспорт уголовного дела» книгу регистрации сообщений о преступлении (КРСП) каждого территориального следственного отдела в электронном виде.
  8. Расширить функционал фильтров списка уголовных дел с тем, чтобы можно было выделить подозреваемых (обвиняемых) в соответствии с их званием, должностью, стажем работы и пр., снизив тем самым нагрузку на оперативных сотрудников при передаче еженедельной контрольной информации в центральный аппарат.
  9. Ввести практику поощрения сотрудников территориальных следственных отделов, своевременно вносящих все необходимые сведения в информационную систему. Это позволит повысить уровень доверия сотрудников территориальных следственных отделов к информационной системе.

Также необходимо обратить внимание на еще два направления использования системы «Электронный паспорт уголовного дела», которые в настоящее время либо используются слабо, либо не используются вообще.

Первое из них наметил Бессонов А.А. в своей статье «Перспективы формирования криминалистической характеристики преступлений на основе информационной системы «Электронный паспорт уголовного дела» [1]. В статье автор отмечает, что материалы, содержащиеся в системе «Электронный паспорт уголовного дела», можно использовать для проведения исследований с целью уточнения криминалистической характеристики отдельных категорий преступлений. Действительно, если обратить внимание на общую структуру понятия «криминалистическая характеристика преступлений», можно выделить следующие основные структурные элементы:

  • типичные характеристики личности преступника и потерпевшего;
  • наиболее характерные способы приготовления, совершения и сокрытия преступления;
  • особенности личности преступника;
  • типичная субъективная сторона преступления.

Все указанные данные можно получить из документов, обязательно размещаемых в электронном паспорте уголовного дела (протокол осмотра места происшествия, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, план расследования уголовного дела, указания начальника следственного отдела, указания отдела процессуального контроля). Регулярное изучение указанных материалов будет способствовать созданию современных методик расследования отдельных видов преступлений и своевременной актуализации уже разработанных методик.

Также необходимо отметить, что целесообразно расширить базу данных и подключить к ней все следственные управления Следственного комитета Российской Федерации.

Это поможет достигнуть сразу двух целей:

во-первых, сформировать криминалистические характеристики отдельных видов преступлений с учетом особенностей региональной специфики способа, времени и места их совершения;

во-вторых, дать научным работникам доступ к огромному массиву эмпирических данных для использования в научных целях.

Однако все положительные стороны и возможности использования системы «Электронный паспорт уголовного дела» зависят от того, насколько положительно воспримут эту систему пользователи, которые должны вносить в нее информацию. Ответственность за внесение процессуальных документов в электронный паспорт в настоящий момент возложена на руководителей и заместителей руководителей следственных отделов. Данная категория работников характеризуется высоким уровнем ответственности, поэтому естественно, что они могут предъявлять повышенные требования к надежности и простоте работы базы данных. К сожалению, обучение новых пользователей системы проводится не регулярно, что приводит к ситуации, когда с базой данных работает необученный пользователь, от которого требуют безукоризненной работы с тем инструментом, которого он до конца не понимает. Это, в свою очередь, вызывает негативное отношение к «Электронному паспорту уголовного дела» и отрицательно сказывается на функционировании всей базы данных. Мы считаем, что регулярное углубленное обучение пользователей является одним из ключевых условий успешного развития информационной системы.

Один из методов решения данной проблемы мы видим в использовании возможностей Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. С 2009 года сложилась положительная практика обучения сотрудников СК России, получивших назначение на руководящую должность, по программам повышения квалификации «Организация работы следственных подразделений».

В Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, на первом факультете повышения квалификации созданы все необходимые условия для освоения всех реализуемых образовательных программ путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения. Особое внимание уделяется активным формам проведения учебных занятий, которые обеспечивают быстрое усвоение учебного материала и формируют необходимые практические навыки, в том числе с использованием возможностей компьютерного класса.

Поэтому, на наш взгляд, обучение руководителей навыкам работы в системе «Электронный паспорт уголовного дела» в рамках программ повышения квалификации будет способствовать более глубокому изучению всех ее возможностей.

Работа сотрудника Следственного комитета всегда связана с высокой ответственностью, профессиональными рисками, и цена любой, даже небольшой ошибки в практической деятельности чрезвычайно высока [2]. Поэтому, если с рассматриваемой базой данных сотрудники будут знакомиться в условиях учебной аудитории, на симуляторе, они смогут рассмотреть ее как с точки зрения пользователя, так и с точки зрения проверяющих органов. Это позволит снять напряженность и настороженность по отношению к программной оболочке, позволит относиться к базе данных как к рабочему инструменту, а не как к «лишнему» инструменту контроля. Такое отношение сделает систему «Электронный паспорт уголовного дела» действительно полезной как для функций процессуального контроля, так и для научного обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации. 

Кроме того, в случае распространения базы данных по территории всей России необходимо будет решать вопросы, связанные не только с масштабированием базы данных, но и с обучением большого количества пользователей в сжатые сроки, поэтому налаженная методика обучения через факультеты повышения квалификации позволит провести обучение в требуемые сроки и необходимым качеством.

Также необходимо отметить еще одно вероятное направление развития системы «Электронный паспорт уголовного дела». Это объединение возможностей существующей базы данных с криминалистическими учетами, ведущимися Главным следственным управлением по Северо-Кавказскому федеральному округу. Для этого, безусловно, потребуется глубокая программная переработка как базы данных уголовных дел, так и базы криминалистических учетов. Но плюсы такого объединения невозможно переоценить. Следователь, использующий не только отрывочные сведения о материальных объектах и индивидуализирующих признаках физических лиц, но и полноценные данные ключевых документов уголовного дела (материалы допросов свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, протоколы осмотра места происшествия, материалы нераскрытых дел прошлых лет, результаты экспертиз и пр.), сможет полнее и объективнее оценивать полученные доказательства по уголовному делу. Изучение архивов Следственного комитета за все время существования позволит следователю учиться не только у одного наставника, но на лучших примерах расследования уголовных дел в России. О подобных возможностях следователи могут пока только мечтать. Но, с другой стороны, те возможности компьютерно-технических, генетических, ситуационных экспертиз, которые сегодня кажутся обыденными, 10 лет назад были пределом мечтаний для рядового следователя. Поэтому только постоянное совершенствование инструментария, имеющегося в распоряжении следствия, обеспечит необходимый уровень готовности следствия к современным вызовам.

С начала 2000 годов в науке идет активная разработка технологий искусственного интеллекта. Подобные методики используются и в расследовании уголовных дел. Так, в практике обучения студентов Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского используется компьютерная программа для выдвижения версий – «ФОРВЕР». Аналогичные проекты существуют в зарубежных странах. Однако в практике работы следственных органов системы искусственного интеллекта используются крайне слабо. Вероятно, это можно объяснить определенным консерватизмом следственных органов во всех странах. Консерватизм вполне объясним с учетом того, что следователи ни больше ни меньше имеют дело с судьбой человека, и опираться при принятии решения на данные компьютерных программ никто не готов. Изменения могут наступить скоро. Уже есть несколько широко освещаемых в прессе проектов использования искусственного интеллекта. В частности, на краудфандинговой платформе kiksterter.com был профинансирован проект расследования доноса, который был сделан на семью Анны Франк. Руководитель проекта пообещал опубликовать результаты своей работы в 2019 году. Если они будут подтверждены фактическими данными, то, возможно, это приведет к усилению значения программных средств в раскрытии и расследовании преступлений.

Однако программный алгоритм это не все. Самые лучшие результаты на практике имеет такой алгоритм, который опирается на серьезную базу фактического материала. И чем обширней эта база, тем точнее могут быть выводы алгоритма искусственного интеллекта. Таким образом, расширение системы «Электронный паспорт уголовного дела» и совмещение ее с системами криминалистических учетов это не просто шаг вперед, но создание серьезного задела успешного развития системы следственных органов в России на десятилетия вперед.

Принятие указанных предложений в совокупности с постоянным совершенствованием информационной системы «Электронный паспорт уголовного дела» позволит распространить данную систему на все следственные управления Следственного комитета Российской Федерации и использовать ее не только для процессуального контроля за расследуемыми уголовными делами, но и в качестве управленческого инструмента и научного инструмента, обеспечивающего постоянное повышение качества работы Следственного комитета Российской Федерации.