Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETIC BASIS OF WORKING OUT REFLECTIVE AND CREATIVE APPROACH FOR MEDICAL STUDENTS’ LINGUISTIC TRAINING

Razdorskaya O.V. 1
1 Kursk State Medical University
The author speaks about the urgency of working out the theoretical basis for medical students’ linguistic training which is the means of the formation of their professional competences. The new approach for improving linguistic training, namely, reflective and creative approach (RCA) has been worked out at the basis of the author’s theory of symbiosis of reflection and creativity. The approach is aimed on the formation of creative educational environment, in which linguistic training forms not only the students’ professional competences, but also the future healthcare providers’ professional thinking. The stages of its theory’s formation and a teacher’s actions in the process of their implementation have been presented. The symbiosis of the components of reflection and creativity as pedagogical categories has been substantiated. The principles of improvement of the linguistic training by means of the usage of RCA have been defined. Their usage allows the teacher to carry out language training at a non-linguistic university at a definitely new level.
linguistic training
students of non-linguistic universities
reflective and creative approach

Развитие современной отечественной педагогической науки предполагает активную разработку инновационных научных подходов и концепций. Они ещё недостаточно применяются в исследованиях актуальных направлений педагогики, в частности теории и практике лингвистической подготовки студентов. В отличие от классических подходов, таких как системный, деятельностный, ситуационный и др., применяемых в основном для решения глобальных проблем в образовательной деятельности, возникает необходимость в теоретической разработке подходов, способствующих индивидуализации образования на уровне факультета, студенческой группы.

Цель данного исследования - теоретически выявить главные тенденции в разработке теории подходов к обучению и развитию их как системы научного знания. Необходимо отметить, что подходы, методы и концепции – это основа для теоретизации и методологизации педагогической науки.

Всесторонний анализ отечественной и зарубежной педагогической литературы подтверждает недостаточную степень разработанности теории лингвистической подготовки студентов неязыковых вузов и, как следствие, отсутствие теоретической базы для проектирования инновационных педагогических подходов. Безусловно, поиск новых подходов необходим для выдвижения оригинальных идей по проблемам лингвистической подготовки. Нами разработана теория проектирования подхода на примере спроектированного и внедрённого нами в практику лингвистической подготовки РКП (рефлексивно-креативного подхода), т.к. этот подход представляется нам эвристичным и даёт основание использовать элементы структурно-функционального анализа в педагогических исследованиях.

Категория «РКП в лингвистической подготовке» не имеет достаточного методологического обоснования. Не отрицая значимости и воздействия на лингвистическую подготовку таких педагогических моноподходов, как рефлексивный и креативный, в современных условиях возникает необходимость их объединения в единый синергетический подход. Это объясняется тем, что синергетика акцентирует внимание на согласовании и сбалансированности взаимодействия различных не связанных между собой частей при образовании структуры как единого целого.

Теория симбиоза рефлексии и креативности, лежащая в основе подхода, структурируется явно видимыми связями, когда один объект (рефлексия) в ходе лингвистической подготовки студентов как бы возникает из другого (креативности) и наоборот. Теория подхода тем самым представляет упорядоченную совокупность теоретических объектов, ни один из которых не проникает в неё произвольно, но все они должны быть сконструированы, более того, должна определяться совокупность их отдельных компонентов. Проектирование теории РКП, внедряемого на практике в процессе иноязычной лингвистической подготовки в Курском государственном медицинском университете, проводилось нами в несколько этапов. Структура процесса проектирования теории РКП представлена на рисунке.

На первом этапе возникает необходимость в анализе существующей ситуации в области теории и практики лингвистической подготовки, в выявлении проблем, решение которых возможно с помощью инновационных педагогических подходов. На данном этапе проводится анализ понятия «Лингвистическая подготовка студента неязыкового вуза», тенденций исторического развития данного явления от прикладной области филологии до направления в современной лингводидактике.

Структура процесса разработки теории РКП

На втором этапе проводится поиск теоретических методов для формирования подхода, в частности методологический анализ существующих педагогических подходов и особенностей их применения в процессе лингвистической подготовки студентов неязыковых вузов. Рекомендуется использовать такие методы, как теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, анализ основных понятий и терминов исследования, метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование и др. Формирование теории подхода включает проектирование гипотез о целесообразности создания подхода. По нашему мнению, гипотеза может звучать так: «Лингвистическая подготовка студентов медицинских вузов может быть эффективнее и продуктивнее при условии применения инновационных педагогических подходов, в частности разработанного нами РКП».

На третьем этапе определяется философская база для разработки теории подхода, проводится согласование теоретических методов с философской базой для разработки эффективной теории подхода. Декларируемое философскими идеями усвоение студентом умений и навыков, его творческое самовыражение невозможны без соответствующего педагогического сопровождения в рамках проектируемого подхода.

На четвёртом этапе осуществляется разработка понятийного аппарата РКП. Известно, что в состав теории подхода входит её «словарь». В понятийный аппарат РКП входят разработанные нами термины конкретно-научного языка («прикладная креативность», «профессионально-прикладная креативность», «рефлексивная культура медицинского работника» и др.) и их определения.

На пятом этапе осуществлялась концептуализация проблемы оптимизации лингвистической подготовки студентов с помощью предлагаемого подхода. Рассматривались возможности понятийного синтеза рефлексивного и креативного подходов и реализация РКП как синергетического подхода, позволяющего расширить эвристические возможности педагогического влияния на учащегося. Проводилась разработка не только специфических аспектов рефлексивного и креативного подходов, но и новых, общих аспектов их совместной теории и методологии.

На шестом этапе были разработаны принципы повышения эффективности лингвистической подготовки с помощью подхода. Сюда относятся: принцип интерактивных взаимоотношений в системах «студент – преподаватель», «студент – студент», «студент – группа»; принцип поддержания мотивации к изучению иностранного языка в контексте межпредметных связей; принцип учёта начального уровня развития вербальной креативности; принцип научного обоснования применения обратной связи в процессе обучения; принцип переноса приобретённых навыков в квазипрофессиональные и профессиональные условия.

На седьмом этапе осуществляется анализ существующих методик и технологий обучения профессионально ориентированному иностранному языку на предмет их адаптации к условиям применения на различных факультетах медицинского вуза. На данном этапе отобранные методики и технологии теоретически адаптированы к проектируемому подходу. В частности, нами рассматривается возможность «насыщения» существующих педагогических технологий рефлексивно-креативными аспектами (например, проведение имитационных и деловых игр с этапом послеигровой рефлексии, создание «креативного продукта» - эссе и других творческих работ студентов о проблемах и аспектах коммуникации врача и пациента и др.).

Одной из стадий разработки теории подхода является определение структуры совокупности (симбиоза) рефлексии и креативности, её системных свойств, функционирования, параметров, относящихся к внешней среде. Она должна содержать анализ структурно-функциональной организации подхода (компонентов рефлексивной культуры, креативности, «Я-концепции» и социокультурной компетенции, формируемой в процессе лингвистической подготовки студентов).

Рационально спроектированная концепция подхода, она же - дидактическая система, основанная на симбиозе отдельных компонентов, расширяет границы действия каждого из них. Спроектированный подход имеет такие характеристики, как: комплексность, синтез, универсализация и специализация содержания лингвистической подготовки, охват всех элементов и компонентов данного процесса. Существующая функциональная взаимосвязь между компонентами креативности (эмоциональная отзывчивость, мотивация к созданию креативного продукта, навыки творческой деятельности), рефлексивной культуры (эмоциональный, когнитивный, деятельностно-практический компоненты) и компонентами социокультурной компетенции будущего специалиста (эмотивный, когнитивный и операционно-деятельностный компонент) подтверждает правильность выбора основных категорий подхода [6, с. 435].

Для теоретического осмысления и концептуального анализа проектируемого подхода нами изучены работы отечественных авторов [1, с. 91; 2, с. 90; 3, с. 60; 4] в области методологии педагогики, в частности вопросов классификации принципов как основы методологии. Анализ существующих классификаций принципов методологических исследований позволил отобрать принципы, наиболее адекватные для теоретического осмысления проектируемого подхода: принцип объективности, сущностного анализа, генетический принцип, изучения явления в его связи и взаимодействии с другими явлениями, концептуального единства исследования.

Принцип объективности выражается во всестороннем учёте факторов, порождающих необходимость оптимизации педагогического процесса в медицинских вузах, в том числе лингвистической подготовки. Сюда мы относим необходимость учёта современного состояния лингвистической подготовки, выявление разных точек зрения на перспективы её развития.

Принцип сущностного анализа связан с проникновением во внутреннюю структуру проектируемого подхода, с раскрытием закономерностей существования и функционирования рефлексии и креативности, условий и факторов их развития. Более того, возникает учёт постоянного изменения и развития исследуемых элементов подхода и их влияния на педагогическую систему лингвистической подготовки в целом.

Сущностью генетического принципа является рассмотрение лингвистической подготовки на основе анализа процесса её зарождения и развития от прикладной отрасли филологии до объекта междисциплинарного изучения, логики её развития, выявления моментов смены одних методов преподавания иностранного языка качественно иными.

Принцип изучения явления в его связи и взаимодействии с другими явлениями отражает исследование процесса лингвистической подготовки с учётом его взаимодействия с процессом изучения других дисциплин и проектирования рефлексивно-креативных педагогических технологий на основе межпредметных связей и специфики факультетов.

Принцип концептуального единства исследования подразумевает, что теория рефлексивно-креативного подхода рассматривает симбиоз составных частей подхода как системный объект, т.е. совокупность элементов, связанных между собой множеством структурно-функциональных связей. При этом функционирование объекта-системы, его системные свойства зависят только от его структурной организации, различающейся в зависимости от вариантов взаимодействия рефлексии и креативности.

Концепция теории РКП требует использования структурно-функционального анализа [5, с. 25], включающего три уровня аналитики, соответствующих контексту исследования и теоретическим предпосылкам исследования:

1. Когнитивный уровень, позволяющий выявить ключевые концепции подхода, влияющие на современное видение лингвистической подготовки студентов-медиков. На данном уровне анализируется смысловая основа, которая формирует понятийный аппарат РКП. Необходимо осмысление категорий подхода в контексте применения их симбиоза в процессе разработки теории и методики лингвистической подготовки студентов нефилологических факультетов.

2. Эмоционально-интеллектуальный уровень, который открывает широкие возможности междисциплинарного (прикладная лингвистика, филология, психолингвистика, этнопсихология) исследования изменяющегося состояния лингвистической подготовки в современных вузах. Межпредметные связи с вышеупомянутыми дисциплинами, особенно с психологическими, значимы в процессе разработки теории подхода, т.к. психологический аспект профессионального общения реализуется в процессе лингвистической подготовки.

3. Деятельностный уровень позволяет интерпретировать педагогическую деятельность, осуществляемую в рамках подхода, для достижения цели оптимизации процесса лингвистической подготовки студентов-медиков. Аналитика на данном уровне подтверждает, что для внедрения РКП необходимы логически доказанные педагогические закономерности и экспериментально апробированные педагогические технологии.

В процессе разработки теории РКП нами учитывается связь проектируемого подхода с реальной практикой лингвистической подготовки. Представленные в концепции теории РКП методологические принципы являются базой для разработки прикладных принципов повышения эффективности лингвистической подготовки с помощью подхода. Учёт дихотомических аспектов концепции позволил нам разработать принципы повышения эффективности лингвистической подготовки с помощью РКП:

· Принцип интерактивных взаимоотношений в системах «студент – преподаватель», «студент – студент», «студент – группа». Предполагается, что интерактивные взаимоотношения будут более эффективными при условии внедрения креативных педагогических технологий и раскрытия педагогом креативного потенциала студентов.

· Принцип поддержания мотивации к изучению иностранного языка в контексте межпредметных связей. Данный принцип подразумевает, что овладение языком будущей профессии будет эффективнее при условии креативной корректировки рабочих программ и календарных планов совместно преподавателями иностранного языка и преподавателями профильных дисциплин для параллельного изучения идентичных тем на занятиях по иностранному языку и по профильным или гуманитарным дисциплинам.

· Принцип учёта начального уровня развития вербальной креативности. Учёт начального уровня вербальной креативности необходим для ранжирования студенческой группы по степени выраженности данного показателя и подбора индивидуализированных заданий для студентов в зависимости от степени проявления вербальной креативности.

· Принцип научного обоснования применения обратной связи в процессе обучения. Эффективность оценки результатов обучения иностранному языку повысится при условии использования в комплексе традиционных оценочных средств и современных рефлексивных средств (например, создание портфолио).

· Принцип переноса приобретённых навыков в квазипрофессиональные и профессиональные условия. Формирование социокультурной компетенции будущего медицинского работника будет эффективным при условии овладения коммуникативными навыками в процессе участия студента в разработанных на основе подхода технологиях, воссоздающих на занятиях по иностранному языку специфику общения будущего специалиста, т.е. квазипрофессиональные условия.

Предложенные нами принципы позволяют реализовать практику лингвистической подготовки с помощью РКП на принципиально новом уровне, тем самым повысив её эффективность. Только инновативная, эффективная лингвистическая подготовка, развивающая как профессиональные, так и общекультурные компетенции, способна сформировать творческую личность будущего специалиста.

Сравнительный анализ дефиниций уровней аналитики и дефиниций компонентов основных категорий подхода, таких как «Рефлексивная культура», «Креативность», «Структура личности» и «Социокультурная компетенция», показывает их идентичность и подтверждает целесообразность разработки подхода не только с методической (т.е. для преподавания иностранного языка), но и методологической точки зрения.

РКП представляет собой систему, направленную на создание креативной поликультурной образовательной среды с целью не только оптимизации лингвистической подготовки студента неязыкового вуза, что положительно влияет на развитие личности студента, его творческих навыков и критического мышления, но и раскрытия креативного потенциала личности студента в процессе образовательной деятельности. Теория РКП, являясь методологической основой и методом проектирования профессионально ориентированной лингвистической подготовки, позволяет трактовать обучение иностранному языку как способ саморазвития и самореализации личности студента как будущего специалиста. Разрабатываемый подход есть совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на обеспечение условий для творческого овладения будущим медицинским работником вербальным аспектом будущей профессиональной деятельности.