Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF SATISFACTION WITH MEDICAL SUPPORT OF STAVROPOL TERRITORY BY SOCIAL RESEARCH DATA

Muraveva V.N. 1 Khripunova A.A. 1 Khripunova I.G. 1 Maksimenko L.L. 1 Ivanina A.P. 1
1 The Stavropol State Medical University
The analysis of the population's satisfaction with the drug support was carried out using the developed questionnaire. The survey was conducted in 56 settlements of the region, 400 questionnaires were selected for analysis. The results of the study show that more than half of the respondents (62,2%) do not like the prices of drugs and medical products. Over a quarter of the respondents (27,1%) cannot always get the drug, recommended by the doctor, of which only 8,2% agree to replace the drug with a similar one. The existing number of pharmacy establishments makes it possible to provide territorial access of the inhabitants of the region with all types of pharmaceutical assistance - only 3,2% of respondents indicated the absence of pharmacies located close to home. Thus, to the main factors of insufficient satisfaction of the population of the Stavropol Territory with medicines, the high cost of drugs due to the aggressive marketing policy of drug manufacturers and the lack of incentive mechanisms for the use of generics can be attributed. Among the reasons for low drug supply, it should be noted inadequate availability of drug provision for the population not included in the preferential categories, the unpreparedness of citizens to plan their budgets with respect to the costs of maintaining health and treatment, as well as the lack of monitoring of the effectiveness of the use of certain medications and the system of informing medical workers.
medical support
accessibility
sociological survey
satisfaction with medical support

Современная ситуация с лекарственным обеспечением населения Российской Федерации остается одной из наиболее острых социальных проблем [2]. В условиях, когда более половины препаратов, приобретаемых в Российской Федерации, импортного производства, а отечественные лекарственные средства преимущественно производятся из импортных субстанций, возникает зависимость доступности медикаментов для населения Российской Федерации от тенденций развития мирового фармацевтического рынка, колебаний курса валют, а также международной политической обстановки [1; 6].

Организация качественной лекарственной помощи позволит решить многие проблемы, связанные с улучшением качества жизни всех групп пациентов и социальной поддержкой незащищенных слоев населения [5].

Цель нашего исследования – изучение доступности фармацевтической помощи в Ставропольском крае и анализ удовлетворенности населения региона лекарственным обеспечением по результатам социологического исследования.

Материал и методы. С целью получения оперативной информации об ассортиментной и ценовой доступности препаратов в аптечных учреждениях Общественной палатой Ставропольского края, совместно с краевым министерством здравоохранения проведено социологическое исследование удовлетворенности населения лекарственным обеспечением с помощью разработанного опросника.

Анкета состоит из 12 вопросов, которые условно можно разделить на две части. Первая часть включает вопросы, характеризующие половую принадлежность, возраст, социальное положение и среднемесячный доход респондентов. Вторая часть анкеты содержит вопросы, касающиеся частоты обращения за медицинской помощью, источников получения информации о лекарственных препаратах, участия в программе льготного лекарственного обеспечения, а также удовлетворенности ценой и качеством приобретаемых медикаментов.

Анонимное анкетирование было проведено в 56 населенных пунктах края с численностью трудоспособного населения 470 188 человек. Для анализа отобрано 400 анкет, что является репрезентативным количеством. Среди всех опрошенных 28% составляют мужчины и 72% - женщины. Математическая обработка результатов исследования включала методы описательной статистики – ответы респондентов представлены в виде распределения частот (%).

Результаты и обсуждение. Анализ состояния фармацевтического рынка Ставропольского края показал, что в настоящее время в регионе функционируют более 1100 розничных аптечных учреждений и 24 оптовых организации, из них около 20% государственной и муниципальной форм собственности. В оптовом звене государственное присутствие представлено 1 складом, что составляет 4% от общего их количества.

В крае осуществляют деятельность три производителя лекарственных препаратов, которыми выпускается порядка 80 торговых наименований.

Особенностью современного этапа развития фармацевтического рынка следует считать расширение аптечных сетей [3]. В крае насчитывается порядка 25 сетевых аптечных учреждений, что составляет 45% от их общего количества. Однако в настоящее время преобладают разрозненные аптечные организации, в основном представленные индивидуальными предпринимателями.

В сельской местности располагается порядка 515 аптечных учреждений, 80% из которых государственной формы собственности. В малочисленных сельских поселениях, где отсутствуют аптечные предприятия, реализацию лекарственных препаратов осуществляют более 190 структурных подразделений медицинских организаций. Имеющееся количество розничных аптечных учреждений позволяет обеспечивать территориальную доступность жителей края всеми видами фармацевтической помощи.

Результаты проведенного социологического исследования жителей Ставропольского края позволили определить удовлетворенность населения состоянием лекарственного обеспечения в отношении ассортиментной и ценовой доступности препаратов, а также выявить основные проблемы в фармацевтической отрасли региона.

Анкетирование обеспечило широкий охват населения края, в том числе проживающего в сельской местности. Возрастной диапазон респондентов также был достаточно широк и колебался от 18 до 84 лет. Большую часть опрошенных составили представители возрастной группы от 25 до 45 лет (рис. 1).

Рис. 1. Распределение респондентов по возрастным группам (в % от общего количества опрошенных)

По социальной принадлежности контингент респондентов распределился следующим образом: 8,2% - студенты, 33,1% - работающее население, 27,5% - не работающие лица, 31,2% - пенсионеры.

За медицинской помощью практически еженедельно обращаются 8,1% опрошенных; один раз в месяц – 32,2%; в среднем один раз в полгода - 48,2%; не чаще, чем один раз в год – 11,5%.

Более половины респондентов (78,4%) оценили лекарственное обеспечение в районе проживания как хорошее, 19,3% - удовлетворительное и 2,3% как плохое.

Основными источниками получения информации о лекарственных препаратах, по данным анкетирования, являются беседа с врачом и информация аптечного работника. Однако следует обратить внимание на тот факт, что около трети респондентов прислушиваются к советам знакомых и рекламе в средствах массовой информации (рис. 2).

Рис. 2. Основные источники получения информации о лекарственных препаратах (в % от общего количества респондентов)

Немногим менее половины опрошенных (43,3%) не участвуют в программе бесплатного лекарственного обеспечения, 22,4% получают денежную компенсацию, а 34,3% получают бесплатные лекарственные препараты в аптеках.

При оценке доступности льготного лекарственного обеспечения были получены следующие результаты: 73,3% респондентов ответили, что обеспечение бесплатными или льготными лекарственными препаратами можно считать хорошим, 21,5% -удовлетворительным, 3,2% - плохим и 2,1% затруднились дать ответ на этот вопрос.

По результатам анкетирования основной проблемой в сфере лекарственного обеспечения является высокая стоимость медикаментов (рис. 3). При этом не может не вызывать беспокойства тот факт, что только менее половины опрошенных (47,5%) могут приобрести все назначенные препараты, а 7,2% вообще не получают фармакологического лечения из-за отсутствия необходимых финансовых средств.

Рис. 3. Возможность приобретения лекарственных препаратов, назначенных врачом (в % от общего количества респондентов)

Полученные данные необходимо рассматривать в контексте уровня доходов населения. Так, в ходе исследования выявлено, что только пятая часть опрошенных (20,5%) имеют среднемесячный доход свыше 20 тыс. рублей, 38,3% зарабатывают менее 10 тыс. рублей в месяц и 41,2% - от 10 до 20 тыс. рублей.

При анализе средств, которые расходуются жителями края на приобретение препаратов, установлено, что для подавляющего большинства респондентов (65,3%) сумма затрат на лекарственные средства составляет до 100 рублей в месяц, а медикаменты стоимостью свыше 1000 рублей могут позволить себе только 7,1% опрошенных (рис. 4). Более половины респондентов (62,2%) не устраивают цены на лекарственные препараты и медицинские изделия. Около четверти опрошенных (27,1%) не всегда могут приобрести то лекарственное средство, за которым обращаются в аптеку, при этом только 8,2% соглашаются на замену препарата на аналогичный. А 3,2% опрашиваемых ответили, что в районе их проживания отсутствуют аптеки, расположенные в непосредственной близости от дома.

Рис. 4. Сумма ежемесячных затрат на приобретение лекарственных препаратов

(в % от общего количества респондентов)

Заключение. Территориальную доступность лекарственного обеспечения жителей Ставропольского края можно признать удовлетворительной – так, только около 3% респондентов отметили отсутствие аптечных учреждений в непосредственной близости от места их проживания.

Однако имеется ряд проблем, в основном связанных с ценовой политикой на фармацевтическом рынке. К основным факторам недостаточной удовлетворенности населения края лекарственным обеспечением можно отнести рост стоимости медикаментов, связанный с появлением дорогостоящих инновационных препаратов и агрессивной маркетинговой политикой производителей лекарственных средств при отсутствии механизмов стимулирования использования более дешевых воспроизведенных лекарственных средств (дженериков) [6].

Следует также отметить, что недостаточная эффективность профилактических мероприятий и недостатки в системе ранней диагностики заболеваний приводят к развитию у пациента осложнений или появлению сопутствующей патологии, что, в свою очередь, негативным образом сказывается на повышении стоимости лечения.

Кроме того, в настоящее время существует неравномерность лекарственного обеспечения на федеральном и региональном уровнях различных категорий граждан, включая льготные. Так, в крае 82% инвалидов отказались от получения льготных лекарственных препаратов, отдав приоритет ежемесячной денежной компенсации. При этом органы управления здравоохранения региона должны обеспечивать данную категорию граждан лекарственными препаратами за счет бюджета субъекта РФ в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями и медицинского назначения». К примеру, в Ставропольском крае только для обеспечения инвалидов, больных сахарным диабетом, отказавшимся от льгот, расходуется порядка 28% денежных средств краевого бюджета.

Что касается организации лекарственного обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, то согласно Федеральному закону от 21.10.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приобретение препаратов для данной категории граждан является расходным обязательством субъектов Российской Федерации [4]. Данные закупки являются крайне обременительными для региональных бюджетов. Так, обеспечение одним лекарственным препаратом одного больного мукополисахаридозом или пароксизмальной ночной гемоглобинурией составляет более 20 млн рублей в год. Высокая стоимость препаратов для лечения орфанных заболеваний не позволяет многим субъектам РФ оказывать помощь эти пациентам в полном объеме.

Таким образом, на основании анализа текущей ситуации можно определить основные направления совершенствования лекарственного обеспечения населения:

- повышение доступности препаратов за счет активного использования дженериков (при условии их клинической и биологической эквивалентности оригинальным лекарственным средствам);

- оптимизация системы профилактических мероприятий (в том числе развитие программ здорового образа жизни, диспансеризации и периодических медицинских осмотров), что позволит предупреждать развитие и прогрессирование заболеваний и их осложнений, требующих медикаментозного лечения;

- осуществление постоянного мониторинга эффективности лекарственного обеспечения граждан, в том числе не входящих в льготные категории, на уровне федеральных и региональных органов исполнительной власти;

- привлечение общественных организаций и объединений пациентов для контроля эффективности лекарственного обеспечения населения.