Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EARLY PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF RURAL SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF EDUCATIONAL TOURISM

Kostenko O.A. 1 Sevryukova A.A. 2 Ilyasov D.F. 2 Kostina N.P. 1
1 "Koelga Secondary General School named after twice Hero of the Soviet Union S.V. Khokhryakov" Etkul district of the Chelyabinsk region
2 Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators
The scientific article presents the personal and professional self-determination of rural schoolchildren by means of educational tourism. The authors show that personal results acquire special significance in the modern school. The professional self-determination of schoolchildren is among these results. The acute need of the best ways search of involving schoolchildren in the professions represented on the territory of their native land is substan-tiated. The content of educational tourism technology for personal and professional self-determination of rural schoolboys is explained. The practical experience of the "Koelga Secondary General School named after the twice Hero of the Soviet Union S.V. Khokhryakov" of the Etkul district of the Chelyabinsk region in the organization of excursion-cognitive route is presented. Particular attention in the article is given to a detailed description of the developed author's algorithm for designing excursion -cognitive routes for enterprises of the village. The work shows the technological content of each of the four stages of the algorithm: the formative-transient; preparatory; organizational and effective. The article reflects the methods of professional guidance work with schoolchildren of different age groups.
educational tourism
excursion-cognitive route
personal and professional self-determination of schoolchildren
formative-transitional
preparatory
algorithm
organizational and effective stages

В настоящее время отечественная система образования вводит новые стандарты для обучающихся. В них особую значимость приобретают вопросы достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов. Среди личностных результатов находится профессиональное самоопределение школьников, подразумевающее осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в сложном мире профессий и профессиональных предпочтений. В профессиональном стандарте педагога указывается на необходимость обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов, в том числе касающихся формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

В Челябинской области реализуется образовательный проект «ТЕМП», главная идея которого состоит в определении эффективных управленческих решений в части использования ресурсов естественно-математического и технологического образования для повышения конкурентоспособности региональной экономики и удовлетворения рынка труда в подготовленных кадрах [1].

Вышеперечисленные обстоятельства предполагают организацию системной работы в направлении профориентации в современной школе.

В педагогике традиционно обсуждается тема подготовки школьников к выбору профессионального пути. Различные аспекты проблемы профессиональной ориентации представлены в исследованиях зарубежных и отечественных исследователей.

Заметный вклад в решение проблемы профессионального самоопределения молодёжи внесли исследования зарубежных авторов: А. Маслоу [2], С. Фукуямы [3], Дж. Холланда [4].

В работах Л.М. Митиной [5], Н.С. Пряжникова [6], А.К. Марковой [7] акцентируется важность использования личностно ориентированного подхода для осуществления помощи обучающимся в выборе профессионального пути.

Весомые аргументы в пользу профильного обучения и предпрофильной подготовки выдвинуты в работах Г.В. Резапкиной [8].

Несмотря на обращение государства к необходимости формирования у школьников профессиональной направленности и многочисленные исследования учёных в этой области, сохраняется острая потребность поиска оптимальных путей приобщения школьников к профессиям, представленным на территории родного края.

Авторы статьи полагают, что личностное и профессиональное самоопределение сельских школьников будет осуществляться успешно, если использовать технологию образовательного туризма, который может осуществляться в виде поездок и путешествий (по родному краю, по стране, за границу) с целью приобретения важной информации, развития значимых качеств. Образовательный туризм предполагает также обмен опытом через участие в семинарах, выставках, конференциях.

Авторы статьи разделяют позицию А.Н. Ковалёвой, касающуюся педагогического потенциала образовательного туризма. Действительно, образовательный туризм способен предоставить дифференцированные туристско-образовательные услуги различным группам населения и, как следствие, обеспечить не менее высокие результаты обучения по сравнению с формальным образованием за счёт устойчивой направленности на формирование личностно значимых качеств его участников [9].

Таким образом, ресурсные возможности образовательного туризма могут быть использованы и для вовлечения школьников в ознакомление с миром профессий, для понимания смысла трудовой деятельности и соотнесения собственных возможностей с требованиями рынка труда. Для проверки выдвинутого предположения был взят коллектив Коелгинской школы имени дважды Героя Советского Союза С.В. Хохрякова, расположенной в Еткульском муниципальном районе Челябинской области. Эта школа является региональной инновационной площадкой, она разрабатывает проект по теме «Педагогические условия раннего личностного и профессионального самоопределения сельских школьников». Одним из таких условий является проектирование экскурсионно-познавательных маршрутов по градообразующим предприятиям сельского поселения: ЗАО «Коелгамрамор» и СПК «Коелгинское».

В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование 350 обучающихся различных возрастных групп и 30 педагогов. В результате были получены следующие данные:

– всего 23% школьников хорошо знают профессии предприятий села (ОАО «Коелгамрамор» и СПК «Коелгинское»);

– 82% старшеклассников хотят уехать из села после окончания школы;

– 54% школьников не знают точно, какую профессию выбрать;

– всего 15% педагогического корпуса проводят системную работу по приобщению обучающихся к профессиональному миру села.

Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что требуется пересмотр содержательной и технологической составляющих работы со школьниками для повышения привлекательности рабочих и инженерных профессий. Для достижения успеха в профессиональном самоопределении сельских школьников был разработан алгоритм проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов. Он состоит из четырёх этапов: формирующе-переходный; подготовительный; организационно-практический и результативный. Далее будет представлено описание смысла каждого из четырёх этапов.

  1. Формирующе-переходный этап включает в себя анализ основной образовательной программы; изучение потребностей села; определение ресурсных возможностей участников проектирования алгоритма; создание творческой группы.

Анализ основных образовательных программ, реализуемых в образовательной организации, позволил убедиться в том, что сегодня акцентируется важность личностного, профессионального, жизненного самоопределения школьника. Подчёркивается необходимость освоения обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда. Педагоги, проанализировав содержание учебных предметов, ввели экскурсионно-познавательные маршруты для различных возрастных категорий обучающихся в образовательную деятельность. Система использования полученных материалов существенно обогатила содержание учебной и внеурочной деятельности, а педагоги школы получили возможность поднять свой профессиональный уровень на новую высоту.

Вот пример. Тема по химии «Мрамор. Технология переработки мрамора и применение изделий из мрамора» может быть раскрыта следующим образом. Сначала на уроке изучаются свойства карбоната кальция, как составляющей части мрамора, анализируются литература и материалы интернет-сайтов по данной теме. Затем организуется экскурсия на предприятие «Коелгамрамор» в химическую лабораторию с целью расширения представления учащихся о методах химического анализа мраморного порошка и каролитов. Затем ученики знакомятся с оборудованием и технологией переработки мрамора. Материалы экскурсии будут основой для подготовки и оформления презентации или защиты проектов по темам: «Характеристика карьера. Оборудование и технологии обработки мрамора. Применение изделий из мрамора»; «Фракционная переработка мрамора. Применение порошков и каролитов».

Изучение потребностей села. Градообразующие предприятия села заинтересованы в притоке новых свежих молодых грамотных креативных работников, родители – в выборе достойной работы их детьми, ученики – в знакомстве с различными профессиями, школа – в помощи обучающимся в выборе своего будущего.

Изучение ресурсных возможностей участников проекта послужило отправной точкой для создания творческой группы разработчиков проекта, в которую вошли не только педагоги, но и родительская общественность, представители предприятий Коелгинского сельского поселения. Творческая группа спроектировала ожидаемые результаты:

– На уровне ученика: успешная социализация.

– На уровне родителей: реализация социальных ожиданий деятельности школы.

– На уровне учителя: обогащение спектра используемых педагогических технологий.

– На уровне школы: повышение результативности образовательного процесса; выбор выпускниками профессий, востребованных на рынке труда села и региона в целом; обогащение образовательной среды школы; расширение социального партнерства школы для эффективного использования ресурсных возможностей сетевого взаимодействия; приобретение опыта разработки инновационного продукта, востребованного на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

– Для педагогического сообщества: активизация креативности кадрового потенциала, его мобильности.

  1. Подготовительный этап состоит из подготовки учащихся к экскурсии и подготовки экскурсовода.

На подготовительном этапе важно психологически подготовить школьников, определить тему, цель экскурсии, предприятие, также необходимо обсудить план посещения, сбора материала, сроки и формы подведения итогов. Ребята должны погрузиться в задание заранее, подготовить блокноты, бумагу для записей и зарисовок, фотоаппараты.

Для экскурсовода на этапе подготовки к экскурсии необходимо решить следующие задачи:

– Встретиться с организатором экскурсии для уточнения замысла её проведения.

– Продумать организацию пространства, в котором любая информация, даже о непрестижной профессии, заинтересовала бы учащихся. Экскурсовод должен помнить, что активность мысли рождается, если учащийся во время экскурсии решает проблему, преодолевает трудности. Поэтому учитель ставит задачу перед учащимися в подготовительный период для того, чтобы они целенаправленно работали во время экскурсии на предприятие. Это мобилизует учащихся и даёт гарантированный импульс для поддержания внимания.

– Определить способы управления вниманием экскурсантов в течение всего посещения.

– Выбрать приёмы и средства эмоционального влияния на школьников.

– Чётко определить объём предъявляемого материала, выделить главное без лишних подробностей.

– Предусмотреть возможные вопросы школьников.

– Выявить те понятия, которые будут незнакомыми для учащихся, продумать способы их введения в тему экскурсии.

– Сделать проект экскурсии.

  1. Организационно-практический этап. При проектировании экскурсионно-познавательных маршрутов важно привлекать родительскую общественность, а роль учителя и роль учащегося можно представить следующим образом:

– 1–4 классы – 50% / 50%;

– 5–9 классы – 40% / 60%;

– 10–11 классы – 20% / 80%.

Для того чтобы экскурсия стала действенным средством в формировании представлений младших школьников о мире труда и профессий, необходимо учитывать возраст. Для ребят младшего школьного возраста авторитетом являются родители. Поэтому целесообразно знакомить школьников данной возрастной группы с профессиями родителей, создавать у детей конкретно-наглядные представления о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Для младших школьников целесообразно проводить обзорные и ознакомительные экскурсии с использованием элементов из тематических и профессиографических экскурсий. Для осмысления отдельных элементов изучаемой профессии важно использовать игры. Рисуночные методики будут уместны для ребят 1–2 классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В рамках внеурочной деятельности можно провести занятие для 1 класса: «Знакомьтесь! Профессия – бульдозерист», занятие для 2 класса «Пекарь – мастер вкусностей», где обучающиеся в парах создают сказочные пироги из соленого теста. К 3–4 классу дети должны знать информацию о профессиях, уметь самостоятельно подготовить описание профессии. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры закрепляются навыки устного счета и формируются коммуникативные компетенции. Для обогащения содержания учебной и внеурочной деятельности педагоги используют научно-методический комплекс «Дары Фребеля», «Тико-геометрия», «Уникуб», исследовательскую лабораторию «Наураша в стране Наурандии».

К одним из значимых методов активного и интерактивного обучения в 5–9 классах относятся веб-квесты. Эта технология была определена как исследовательская деятельность, в которой информация может быть получена с помощью ресурсов сети Интернет.

Образовательные игры служат для получения новых навыков и полезного опыта, который трудно заиметь в других условиях. Играя в ролевые игры, можно примерить на себе много профессиональных ролей и при этом обнаружить, что из них тебе больше по душе.

Когда учитель использует экскурсионный материал для своих уроков – это хорошо, но когда учащиеся сами принимают заинтересованное участие в использовании этого материала – это, несомненно, залог успеха в закреплении полученных знаний. В этом помогают следующие интерактивные методы: «Фишбоун», интеллектуальная игра «Мыслеголики», «Толстые и тонкие вопросы», приём «Словарная карта».

Трудовая практика позволяет увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем сельскохозяйственного производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический кругозор.

При осуществлении экскурсионно-познавательных маршрутов в 10–11 классах используются практико-ориентированные задачи. Достичь усвоения математических знаний возможно при использовании профессионально ориентированных задач, содержание которых показывает конкретную взаимосвязь предмета с получаемой специальностью.

В экскурсионно-познавательных маршрутах будут нелишними и деловые игры. Деловая игра – это способ обучения через проживание специально смоделированной ситуации, позволяющей раскрыть и закрепить необходимые в работе знания, умения и навыки. Деловая игра даёт участникам возможность выйти за рамки предмета, проявить собственный потенциал. Формат деловой игры обеспечивает гораздо более высокий уровень вовлеченности и мотивации участников, чем классические формы обучения, что способствует быстрому и качественному усвоению материала.

Организация социальных практик на базе градообразующих предприятий. Лучший способ узнать, добьется ли ученик профессионального успеха, – доверить ему искомую должность. Применительно к профессиональному выбору это означает, что чем большее количество различных профессий, специальностей, должностей «примерит» на себя подросток, тем легче ему будет определить, в каких областях человеческой деятельности он чувствует себя наиболее комфортно. Социальные практики дают определённые преимущества: вместо отчуждения от труда – включение практической созидательной деятельности в содержание осмысленного образования; вместо одинаковых рутинных заданий – индивидуальные продуктивные проекты, связанные с текущей работой.

  1. Результативный этап. Участники экскурсионно-познавательных маршрутов анализируют полученные результаты, выявляют достижения, проблемы и намечают дальнейшие пути роста. Так, в качестве одного из значимых результатов можно назвать развитие субъектной позиции школьников, когда они демонстрируют заинтересованность во взаимодействии с градообразующими предприятиями, с социальными партнерами, родительской общественностью. Результаты экскурсии могут быть оформлены в виде материалов школьного музея, выставки, презентации, стендовых докладов, праздника. Дальнейшее развитие образовательного туризма может происходить в виде детского форума «Выбираю профессию будущего». Примерными компонентами форума могут стать:

– квест-путешествие «МастерГрад» для учащихся 1–4 классов;

– проектная деятельность «ПСТ» – поселок современного типа для школьников 5–7 классов;

– детско-родительская профориентационная игра «Совершенно секретно» для ребят 8–9 классов;

– деловая игра «Приемная комиссия» для учеников 10 класса.

Таким образом, разработанный в рамках деятельности региональной инновационной площадки Коелгинской СОШ алгоритм проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов может быть взят за основу педагогами для формирования личностного и профессионального самоопределения школьников. Такой алгоритм можно проиграть в процессе подготовки к педагогическому совету [10].

Педагогическим работникам полезно изучить алгоритм проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов в ходе стажировки, организуемой Коелгинской школой совместно с Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования [11].