Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MANAGEMENT OF INTRODUCTION OF INTRASCOLAR SYSTEMS OF ESTIMATION OF QUALITY OF EDUCATION AT THE REGIONAL LEVEL

Saitbaeva E.R. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
The article highlights the main risks that can jeopardize the implementation of large-scale changes in the system of Russian education (including the renewal of school-based systems for assessing the quality of education) under the conditions of the introduction of federal state educational standards for general education. The most important of the risks is the inadequate willingness of management and pedagogical staff to introduce in-school systems for assessing the quality of education because of the superficial knowledge of the features of the new system for assessing the quality of education. The results of the study of the competence of school principals in the field of design of in-school systems for assessing the quality of education are presented on the basis of the application of the corresponding criterial and diagnostic apparatus. The work on risk blocking at the regional level includes: institutional development of skills and consulting services of the Institute for Advanced Studies and Professional Retraining of the Education Staff of the Orenburg State Pedagogical University to school teams and employees implementing the federal state educational standards for general education; carrying out constructive work to prepare resources that ensure the introduction of a modern system for assessing the quality of education; creation of appropriate models for the introduction of in-school quality assessment systems; dissemination of positive experience.
intraschool systems for assessing the quality of education
Control
dissemination of experience

Когда в 2010 г. система образования Оренбургской области приступала к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО), управленцы различных уровней и общественность испытывали определенную тревогу по поводу успешности реализации системных обновлений образования: его содержания, технологий, структуры, информатизации и особенно системы оценки качества образования (СОКО), приобретающей независимый государственно-общественный характер, реализующей комплексный подход к оценке результатов образования [1-3].

Нами выделены основные риски на пути внедрения современной СОКО на муниципальном и школьном уровнях:

  • Недостаточная готовность управленческих и педагогических кадров к внедрению муниципальных (МСОКО) и внутришкольных систем оценки качества образования (ВШСОКО) из-за поверхностного знания особенностей новой СОКО.
  • Отсутствие в муниципальных системах нормативно-правовых, информационно-методических, материально-технических и других видов ресурсов, обеспечивающих внедрение современной СОКО.
  • Отсутствие апробированных моделей МСОКО, ВШСОКО.

Для проверки компетентностей руководителей школ в области проектирования ВШСОКО был разработан соответствующий критериально-диагностический аппарат. Уровни знаний и умений руководителей ОО в области проектирования ВШСОКО представлены в таблице.

Входная диагностика руководителей ОО проходила с использованием заданий с открытым форматом ответов:

  • Как в документах федерального уровня определяются современное понимание качества образования и политика качества в сфере образования (т.е. условия и механизмы достижения нового качества образования)?
  • Каковы особенности новой системы оценки достижения планируемых результатов в условиях введения ФГОС ОО?
  • Каковы результаты построения ВШСОКО (ее концептуального, организационного, нормативно-правового, параметрического, инструментально-технологического, информационно-презентационного блоков)?
  • Какова роль ВШСОКО в обеспечении качества образования в Вашей школе?
  • Какие условия (ресурсы и способы их применения) созданы руководством ОО для внедрения новой системы оценки качества образования?

У руководителей ОО диагностированы следующие компетенции, сформированные на достаточном (70 % респондентов) уровне:

  • современное понимание качества образования, знание особенностей новой системы оценки образовательных достижений;
  • знание нормативных документов по проблеме управления и оценки качества образования.

Однако лишь 14 % помимо этого осветили результаты построения ВШСОКО (ее концептуального, организационного, нормативно-правового, параметрического, инструментально-технологического, информационно-презентационного блоков). У 16 % руководителей ОО на низком уровне сформированы следующие компетенции:

  • осмысление управленческих проблем и умение находить эффективные управленческие решения при внедрении ВШСОКО;
  • умение проводить исследования при реализации разных процедур управленческой деятельности.

Уровни знаний и умений руководителей ОО в области проектирования ВШСОКО

Уровни сформированности знаний и умений

Высокий

Средний

Низкий

·         Понимание мировоззренческих основ и методологических подходов, на которых базируется новая система оценки качества образования

·         Использование технологий стратегического анализа при осмыслении проблем перехода к новой системе оценки образовательных результатов

·         Умение находить новые управленческие решения при организации перехода на новую систему оценки образовательных результатов

·         Умение проводить исследования при реализации разных процедур управленческой деятельности (проектирование качества образования, контроль качества образования и т.д.)

 

·         Знание профессиональной литературы, необходимой для подготовки персонала образовательных организаций (ОО) к внедрению новой системы оценки качества образования

·         Знание опыта других ОО по внедрению новой системы оценки образовательных достижений

·         Осмысление управленческих проблем (рисков) при внедрении новой системы оценки образовательных достижений

·         Умение находить управленческие решения при организации перехода на новую систему оценки образовательных результатов

 

·         Устаревшее понимание качества образования, незнание особенностей новой системы оценки образовательных достижений

·         Неумение обосновывать выбор критериев и показателей оценки качества образовательных результатов в ОО

·         Неумение выделять управленческие проблемы (риски) при внедрении новой системы оценки образовательных достижений

·         Неумение находить эффективные управленческие решения при организации перехода на новую систему оценки образовательных результатов

 

 

Причины возникновения профессиональных затруднений мы видим в том, что часть управленцев не заинтересованы в активном включении в работу по опытно-экспериментальной апробации нововведений, связанных с системными обновлениями регионального образования, уклоняются от этой работы. В силу этого формируемые на курсах повышения квалификации знания и умения не применяются к ситуациям внедрения конкретных системных нововведений в образовании. Руководителей ОО с трудом удается привлечь к созданию банков инновационного опыта по внедрению новой системы оценки образовательных достижений в системе образования Оренбургской области.

Коллективом Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета (ИПКиППРО ОГПУ) были разработаны и реализованы следующие пути устранения проблем:

  1. I. В институте разработаны и реализуются по заказам территорий и работников образования дополнительные профессиональные образовательные программы курсов повышения квалификации по проблемам введения ФГОС ОО для разных категорий педагогических и управленческих кадров: учителей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования детей, школьных психологов, директоров и завучей школ, руководителей методических объединений, заведующих районными и городскими методическими кабинетами, руководителей и специалистов органов управления образованием. В ходе курсов слушатели осмысляют основные понятия, ведущие идеи, методологические подходы, отражающие инновационную сущность стандартов второго поколения на основе изучения пакета нормативно-правовых документов, разработанных на федеральном уровне, в том числе по разделу Основной образовательной программы (ООП) «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО/ООО». Разнообразные формы проведения этих курсов (очная, очно-заочная с межсессионным периодом, выездная, дистанционная) создают условия для подготовки к инновационной образовательной практике каждого работника школы.
  2. II. Высокую эффективность показали курсы повышения квалификации по проблеме «Управление внедрением ФГОС ОО» для муниципальных управленческих команд и команд школ. Использование нового подхода при формировании социального заказа на курсовую подготовку позволило реализовать преимущества командного проектирования: аналитическую работу команды исполнителей; согласование интересов всех участников для достижения целей проекта; координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных работ; специфическую организацию управления, опирающегося на работу проектных команд; оперативное управление разработкой и реализацией комплексного проекта «Управление внедрением в школе ФГОС ОО второго поколения» для прогнозирования формата кадрового, мотивационного, информационно-методического, нормативно-правового, финансово-экономического, материально-технического ресурсов, необходимых для обеспечения готовности образовательной организации к внедрению ФГОС [4].

III. В поисках эффективной системы обучения взрослых кафедрой управления образованием ИПК и ППРО ОГПУ разработана региональная модель повышения квалификации управленческих кадров, необходимость которой была обусловлена недостаточным уровнем профессиональной компетентности руководителей ОО, не умеющих применять теоретические знания в своей управленческой практике [5].

Модель разработана по заказу Министерства образования Оренбургской области и характеризуется накопительной формой повышения квалификации (240 часов рассчитаны на 5 лет обучения – ежегодно по 48 часов); модульным характером построения образовательной программы; практико-ориентированной направленностью обучения; рейтинговой системой оценки эффективности обучения слушателей.

Региональная модель повышения квалификации стала площадкой по диссеминации идей передового педагогического опыта в области внедрения ВШСОКО. На сегодняшний день сформирована система стажерских площадок на базе школ в разных муниципалитетах Оренбургской области.

Например, в октябре 2017 г. в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. Оренбурга была проведена стажерская площадка по проблеме «Использование системы моментальных опросов и голосования VOTUM во ВСОКО». Отечественная интерактивная система мониторинга качества образования VOTUM представляет собой мобильный комплект, включающий набор пультов для опроса учеников, пульт преподавателя, приемник сигнала и программное обеспечение. Система опроса и голосования во ВШСОКО выполняет ряд функций, присущих средствам проверки и оценки результатов обучения:

  • информационную, позволяя фиксировать достижение планируемых результатов, а также их динамику;
  • диагностическую, обеспечивая связь «ученик – учитель» и помогая педагогу корректировать методику обучения в соответствии с потребностями класса;
  • мотивационную, стимулируя активность учащихся, являясь привлекательным устройством для представителей цифрового поколения;
  • аттестационную, позволяя охарактеризовать уровень достижения планируемых результатов;
  • обучающую, помогая акцентировать внимание на главных идеях курса, учебного предмета, мониторингового исследования и указать на типичные ошибки.

Участникам стажерской площадки было предложено ответить на ряд вопросов. На вопрос об использовании ИКТ во ВШСОКО 66, 67 % респондентовдали утвердительный ответ. Для автоматизации мониторинговых исследований необходимо создавать собственные образовательные продукты с программным обеспечением e-Rating системы VOTUM, поэтому следующий вопрос был посвящен умению составлять тесты, опросы для ВШСОКО. На вопрос о создании собственных образовательных продуктов для ВШСОКО лишь 50 % респондентов дали утвердительный ответ. Следовательно, в этих образовательных организациях не задумываются об автоматизации монииторинговых исследований.

Программа стажерской площадки включала: выставку современного интерактивного учебного оборудования; доклад представителя компании «VOTUM» А.Н. Шубенкова «Интерактивные информационно-образовательные технологии в практике учителя в условиях реализации ФГОС нового поколения»; мастер-классы «Демонстрация возможностей использования системы моментальных опросов и голосования VOTUM на примере фрагмента ЕГЭ русский язык и краеведческой викторины» и «Использование системы VOTUM во ВСОКО» (тьюторы Ю.В. Воронина и Н.В. Долматова).

Участники стажерской площадки были единодушны в том, что технологические решения системы опроса VOTUM позволяют оперативно получать достоверную и быструю информацию в целях принятия оптимальных решений в области повышения качества образования.

В целом в рамках региональной модели в 2014, 2015 и 2016 гг. (статистика за 2017 год находится в стадии обработки) было обучено 4268 руководителей школ – 2227 директоров и 2041 заместителей по учебно-воспитательной работе (УВР) ОО. Как следует из статистических данных, на протяжении трех лет постепенно снижался процент директоров с низким уровнем обученности с 8,4 % в 2014 г. до 3,6 % в 2016 г.; в 2016 г. значительно повысился процент директоров со средним уровнем обученности (до 66 %). Процент заместителей по УВР с низким уровнем обученности на протяжении трех лет оставался примерно одинаковым (5,5 % в 2014 г.; 4,1 % в 2015 г. и 5,6 % в 2016 г.), однако в 2016 г. значительно повысилось количество заместителей по УВР с высоким уровнем обученности (36,4 % в 2016 г. в сравнении с 31,9 % в 2014 г. и 27 % в 2015 г.).

В результате системной работы по сопровождению внедрения ВШСОКО на региональном уровне у руководителей школ:

  • формируются современное понимание качества образования, адекватное новым социокультурным реалиям; осознание приоритетов образовательной политики;
  • упрочивается знание законодательных норм в области обеспечения и контроля качества образования;
  • вырабатываются общие позиции относительно обеспечения условий перехода к новому качеству общего образования;
  • формируются умения анализировать и оценивать потенциал ОО в реализации путей достижения нового качества образовательных результатов.

В то же время мы солидарны с теми работниками образования и представителями общественности, которые отмечают доминирование когнитивистской модели оценки образовательных достижений, несмотря на изменение сути образовательных результатов; избыточный характер оценочных процедур на федеральном и региональном уровнях и другие проблемы развития СОКО в РФ [6]. Отсюда вытекают перспективы продолжения работ в области построения СОКО: создание полноценной нормативной базы СОКО; координация работ в области построения СОКО на федеральном, региональном, муниципальном уровнях для устранения дублирования, противоречивости и избыточности процедур ОКО; создание программного обеспечения для осуществления автоматизированных процедур работы с информацией; вовлечение общественности в СОКО и другие меры, призванные обеспечить достижение позитивных результатов и блокировать риски, связанные с проведением широкомасштабных изменений в системе образования в условиях введения стандартов нового поколения.