Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

COMPETENCE’ APPROACH IN EDUCATION’S PROCESS

Петренко А.А.
В статье актуализируется проблема формирования ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе соответственно целевым установкам процесса модернизации в сфере образования. Автор предлагает собственные варианты показателей компетентностей учащихся и учителей.
This article describes the actual problem of forming pupil’s main competences in education’s process in according aids of modernization in education’s sphere. The author proposes own indexes of pupil and teacher’s competences.

Процессы модернизации современного образования направлены на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни российского общества.  подготовку выпускника школы ХХI века,  обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающим ей гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития страны. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» целевая направленность современной школы связана с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в отношении овладения и применения общеучебных знаний, умений и навыков. Формирование  личности, характеризующейся не только информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью  и толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора позволит гармонизировать отношения ученика с окружающим его миром, адаптироваться к условиям современного общества, адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям бытия.

Для подготовки такого выпускника школы необходимы образовательные учреждения, способные  выполнять следующие функции:

  • обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития  личности через создание благоприятных педагогических условий для ее творческой, личностно-ориентированной самореализации;
  • развитие духовно-нравственной сферы личности ученика, способного самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, сознания, культурного уровня.
  • социализация личности выпускника, обучение самоопределению в окружающем мире (природе и обществе), в пространстве изменений, посредством овладения способами преобразования существующей реальности, собственной деятельности, личностного развития через коммуникативную культуру, духовнонравственные образцы, нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности.
  • обеспечение и охрана здоровья учащихся.

Современные школы ищут различные пути реализации данных функций. Одни из них ориентируются на традиционные требования и условия (обучение знаниям, умениям и навыкам), другие пытаются реализовывать индивидуальные пути в личностно-ориентированной парадигме целевых изменений современного образования (формирование теоретического мышления и деятельностного содержания). Самые яркие их них: Школа человечности (в основе опыт Ш.А. Амонашвили), Адаптивная школа (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде), Русская школа (И.Ф.Гон чаров, Л.Н.Погодина), Школа самоопределения (А.Н.Тубельский), «Материнская школа» ( школа № 1835 г.Москвы) [4], Школа развития индивидуальности ребенка на основе формирования организационно-управленческих навыков (гимназия № 207  «Оптимум» г.Екатеринбурга) и другие. Интересны концепция крупного образовательного комплекса по реализации проектов «Концепция комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе», «Система многоуровневой оценки  учебной деятельности учащихся» [2] и «Технологии системнодеятельностной формы организации диагностики и качества обучения» ( гимназия № 56 г.Санкт-Петербурга),  реализация системы многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся (экономикоматематический лицей № 29 г.Ижевска Удмуртской Республики) и другие.

Практический опыт образовательных учреждений, научные исследования в области эффективных средств и методов развития личности ученика посредством формирования компетенций убеждают в наличии многообразия решения данной проблемы.

В современной науке встречаются различные толкования понятия компетентностного подхода в обучении учащихся. Наиболее приемлемыми для реальной педагогической практики, на наш взгляд, в компетентностном подходе к обучению учащихся являются идеи Лебедева О.Е. [6, 3-13], утверждающего его значимость с позиций успешной адаптации выпускников к жизни в обществе.  Опираясь на его идеи, мы считаем целесообразным выделить следующие компоненты компетентностей обучающихся:

Общеучебная компетентность, выраженная в высокой информированности учащихся об основных идеях, понятиях, концепциях в предметных областях знаний; сформированности  общеучебных (дидактических) умений и навыков, интеллектуальных способностей в самостоятельном приобретении новых знаний, средств и способов познавательной деятельности и другом.

Общекультурная компетентность, выраженная в готовности учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества;; умении к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативной, эстетической и этической культуре выпускника и другом.

Общеметодологическая компетентность, выраженная в целеполагании и умении самостоятельно критически мыслить, в навыках анализа ситуаций и умении видеть возникающие в реальном мире проблемы, проектировать и планировать пути рационального их преодоления, самостоятельно управлять собственным развитием и собственной деятельностью по достижению поставленных целей, рефлексивно оценивать собственное поведение и события в окружающем мире.

Таким образом, компетентностный подход, с нашей точки зрения, наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования, так как характеризуется такими умениями, способностями, личностными характеристиками, которые должны непосредственно использоваться в практической деятельности и формироваться через  личностный опыт учащихся. В тоже время, компетентностный подход расширяет сферу влияния образования на личность ученика за счет установки на саморазвитие во всех видах жизнедеятельности (познавательной, профессиональной, социальной, личностной) и предполагает качественно иную систему оценки готовности выпускника к продолжению обучения и успешной адаптации к быстро меняющемуся обществу.

В условиях, когда образование ориентировано на развитие созидательных и познавательных способностей учащихся, система традиционного образования не в состоянии создать условия для успешных личностных достижений в индивидуальном развитии школьника. Возможный вариант  показателей компетенций учащихся мы представляем следующим образом.

Вариативные показатели компетенций  учащихся

Интеллектуальные компетенции:

  • Наличие потребности учащихся (мотива) к познавательной деятельности;
  • Умение ориентироваться и пользоваться различными информационными источниками для получения новых знаний;
  • Владение дидактическими умениями и навыками образовательной деятельности;
  • Сформированное целостное представление о картине мира, выбор собственной мировоззренческой позиции
  • Умение выявить закономерности в основе изучаемых наук, норм, правил общественной жизни

Общекультурные компетенции:

  • Формирование ценностных оснований на гуманистического характера.
  • Умение выявлять, оценивать различные явления действительности с точки зрения ценностных оснований
  • Глубокое уважение к людям, бережное отношение к национальным традициям.
  • Формирование способности действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с нормами морали и правил поведения. (этическими и эстетическими нормами).

Методологические компетенции:

  • Умение исследовать, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать явления действительности, научные знания.
  • Владение методами научного познания окружающего мира
  • Формирование навыков самоопределения, имеющих существенное значение для решения проблем в любых видах деятельности.
  • Умение проектировать и планировать собственную деятельность (познавательную, социальную, профессиональную)
  • Развитие рефлексивных способностей, самоанализа, самоконтроля своих интересов и возможностей.

Коммуникативные компетенции:

  • Знание о средствах, способах, закономерностях общения.
  • Владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в реальной жизненной ситуации.
  • Знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития.
  • Прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками.
  • Саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.
  • Вариативные показатели компетенций учителя

Научно-теоретические компетенции:

  • Осознание и ориентация методов научного познания, логики преподавания научных знаний.
  • Ориентация в отборе содержания обучения на основе выявления и формирования ведущих идей, понятий, закономерностей, концепций, фактов.
  • Понимание сущности целевых ориентаций в современной сфере образования, педагогики, методологии, философии.
  • Выявление ключевых компетенций, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе преподавания учебного предмета

Методические компетенции:

  • Ориентация в многообразии и сущностных характеристиках различных технологий, методик, методов и приемов обучения учащихся, ориентированных на развитие их универсальных способностей.
  • Владение и применение продуктивных методов обучения, развивающих личность ученика, адекватных целям и содержанию образования.
  • Использование средств обучения в активизации деятельности учащихся и развитии их интересов с целью социальной адаптации к жизни.
  • Знание сущности и условий успешного применения активных форм обучения в образовательном процессе.

Личностные компетенции:

  • Знание психолого-физиологических, педагогических особенностей в развитии школьников
  • Знание психологических, антропологических, культурологических основ науки.
  • Владение приемами саморегуляции, педагогическим тактом в любых педагогических ситуациях.
  • Широкая эрудиция и кругозор педагога.
  • Сформированность гуманистических ценностей личности педагога.

Таким образом, представленные варианты показателей компетенций ученика и учителя предполагают усиление научной, исследовательской, методологической подготовки учителя, формируя его профессиональные компетенции во всех сферах жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров.- М.: АПКиПРО, 2004.
  2. Бакурадзе А.Б. Управление развитие образовательного учреждения (по материалам проектов «Концепция комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе», «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся» и «Технология системно-деятельностной формы организации диагностики и качества обучения»). - М.: АПКиПРО. -2004.- 34 с.
  3. Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников (по материалам проектов «Технология моментального самоконтроля-самотестирования учащимися своих знаний «Символ» и «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся»). - М.: АПКиПРО, 2004. - 32 с.
  4. Концепция, структура и модель «Материнской школы»(по материалам проекта «Материнская школа») - /Авт.-сост. Э.С. Акопова, Е.Ю. Иванова. - М.: АПКиПРО. 2004. - 28 с.
  5. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учеб-метод.пособие для вузов. - М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004. -136 с.
  6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. - № 5. - 2005. С.3-13
  7. Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски ориентированном повышении квалификации: Пособие для учителей, ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации / Под общ.ред. Л.Н.Горбуновой. - М.: АПКиПРО. - 2004.
  8. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. - М.: Когито-Центр. 2001.
  9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализации. - М.: Когито-Центр. 2002.
  10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ. - 2003