Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

POSSIBILITIES OF THE BLENDED LEARNING IN INSTITUTES OF CULTURE IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF PROFESIONAL STANDARDS

Olefir S.V. 1
1 Chelyabinsk State Institute of Culture
Problematic issues of introduction of the professional standard of experts in the field of library information activities and the connected tasks are presented. The problems of training of students, preparation and professional development of library shots are given. The directions of improvement of training in the institutes of culture on the base of education informatization are defined: creations of the electronic educational environment, use of digital libraries, inclusions of distance learning methods in traditional educational forms. Researches prove that introduction of remote forms of education changes an education system in general. Possibilities of various platforms of the distance learning methods and blended learning are presented. All of them can expand independent work of students, to involve them in search and selection of thematic electronic resources, what considerably increases efficiency of educational activity. Examples of use of electronic education in libraries and higher education institutes of culture are given.
blended learning
professional standards
the expert of library information activities
institutes of culture

Появление новых концепций обучения, развитие информационных технологий и моделей преподавания, необходимость снижения расходов на обучение, требования работодателей и потребность студентов в более гибкой системе обучения задают ориентиры изменений вузам культуры. Развитие Интернет и уровня компьютерной грамотности населения позволяет использовать различные формы и модели обучения, в частности – смешанное обучение (англ. «Blended Learning»). Смешанная модель обучения – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами дистанционного обучения, с использованием компьютерной графики, аудио и видео, интерактивных элементов и т. п. В условиях введения профессиональных стандартов, в частности в сфере культуры, требуется провести масштабную переподготовку и повышение квалификации кадров. Поэтому вузам культуры необходимо использовать преимущества смешанной модели обучения в организации образовательного процесса.

Требования профессиональных стандартов в сфере культуры оказывают влияние на деятельность вузов культуры, ведь с их введением большинство специалистов учреждений культуры должны будут пройти повышение квалификации или переподготовку. Например, в сфере библиотечного обслуживания населения будут действовать три профессиональных стандарта: «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» (БИД) [1] и «Руководитель организации культуры и искусства» в библиотеках министерства культуры, а также «Специалист в области воспитания», должность «Педагог-библиотекарь» (приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10 н) в библиотеках образовательных организаций. В соответствии со стандартом, целью профессиональной деятельности специалистов БИД является своевременное и качественное удовлетворение информационных, образовательных, досуговых потребностей пользователей библиотек и содействие культурному развитию общества средствами библиотечно-информационной деятельности. Обобщенные трудовые функции специалиста в области БИД соответствуют библиотечным технологическим процессам, такие знания специалисты получали в вузах всегда. Однако в новых профессиональных стандартах значительное внимание уделяется навыкам владения информационно-коммуникационными технологиями: созданию и сопровождению электронных каталогов и баз данных, справочно-информационному обслуживанию удаленных пользователей и другим. Но именно этими навыками и не владеют многие специалисты библиотек. Лишь выпускники вузов последних нескольких лет получают в процессе обучения достаточные навыки работы в электронной среде. Указанные в стандарте навыки владения ИКТ не смогут приобрести специалисты библиотек, не оборудованных техническими средствами и не подключенных к сети Интернет, а таких библиотек в стране – до 50 %.

Ввод профессиональных стандартов предполагает в каждом учреждении культуры анализ кадровой ситуации и разработку программы обучения персонала, переподготовку и повышение квалификации специалистов библиотечного дела в учебных заведениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Эти вопросы рассмотрены нами ранее [2, с. 52]. Специфика подготовки кадров для сферы культуры и искусств требует практикоориентированных методов обучения. Такое обучение организуют библиотеки страны, где все больше специалистов проходит курсы повышения квалификации на лицензированной основе. Известны библиотечные школы Российской государственной библиотеки, ГПНТБ в сотрудничестве с МГИК [3, с 55], Российской государственной детской библиотеки, и недавно начавшая действовать в Свердловской областной библиотеке для детей и молодежи – Уральская профессиональная библиотечная он-лайн школа. Большинство курсов повышения квалификации в библиотеках планируют расширение деятельности за счет дистанционного обучения, как наиболее востребованного специалистами-практиками.

Пока дистанционные курсы для библиотечных специалистов представлены в Интернете многочисленными образовательными организациями, не относящимися к сфере культуры. Поэтому вузам культуры необходимо разработать для специалистов БИД конкурентоспособные курсы повышения квалификации, совершенствовать обучение в очной, заочной и дистанционной форме, используя тренд современного образования – смешанное обучение, сочетание аудиторных и дистанционных форм.

И условия для этого есть. Так в «Программе развития Челябинского государственного института культуры» [4] отражен достаточно высокий уровень технико-технологической оснащенности: 15 компьютерных классов для учебной или самостоятельной работы студентов, 60 стационарных и мобильных мультимедийных комплексов, единая локальная сеть, развивается электронная издательская деятельность, обеспечивается открытый доступ обучающихся к ресурсам интранет, совершенствуются работы электронной библиотечной системы вуза. Следовательно, технические возможности и научный потенциал вуза позволяют подготовить дистанционные курсы по различным образовательным программам и использовать их для обучения в очной и заочной форме, для повышения квалификации и переподготовки кадров, в том числе для организации смешанного обучения. Исследования специалистов открытого университета Великобритании [5] и Стэндфордского университета, а также практический опыт российских вузов [6-8] доказали преимущества смешанного обучения перед традиционным и онлайновым.

Применение в педагогической практике принципов смешанного обучения способствует достижению следующих целей:

  • создание виртуальной образовательной среды с использованием открытых образовательных ресурсов и привлечением преподавателей мирового уровня;
  • расширение образовательных возможностей обучающихся за счет увеличения доступности информации, создания оптимальных моделей ее представления, индивидуального темпа и ритма освоения учебного материала;
  • формирование активной позиции обучающийся и создание индивидуальных образовательных траекторий: повышение мотивации, самостоятельное определение учебных целей и способов их достижения с учетом своих образовательных потребностей и способностей, рефлексия и самоанализ;
  • трансформация стилей преподавания, переход от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимися.

Как следствие, повышается эффективность образовательного процесса в целом. Таким образом, реализация смешанного обучения соответствует требованиям ФГОС РФ, а значит, его нужно применять в вузах. Институты традиционной системы не должны оставаться вне общего процесса информатизации образования, они должны широко использовать возможности платформ дистанционного обучения, которые позволяют организовывать различные модели обучения. Примером этому служат созданный и успешно апробированный курс ГПНТБ России и Международной академии бизнеса и новых технологий «Электронные библиотеки: информационно-коммуникационная среда обитания» [6, с.83]. Изначально курс задумывался для системы дополнительного профессионального образования, но стал также модулем программы высшего образования.

В Кемеровском государственном институте культуры значительная часть занятий по программе магистратуры БИД проводится с использованием интерактивных и дистанционных образовательных технологий, основой и средством для которых является электронная информационно-образовательная среда КемГИК, включающая электронную полнотекстовую библиотеку. Таким образом, обеспечивается не только доступ к учебным планам и программам, но и к самим образовательным ресурсам, указанным в этих программах. Кроме того, электронная образовательная среда вуза позволяет фиксировать ход образовательного процесса, проводить оценку знаний, формировать электронное портфолио студентов, обеспечивать взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет [7, с. 106].

Элементы смешанного обучения реализованы нами в Челябинском государственном институте культуры в курсе «Электронные сервисы библиотек» для магистров БИД [8, с. 30]. Использовалась бесплатная платформа дистанционного обучения StudyBoard. В созданный курс нами загружены тексты лекций, презентации и задания по ряду тем. Студенты выкладывают в систему выполненные задания. Их удобно хранить и проверять. В системе реализованы интерактивные возможности, установлен график и даны оповещения о сроках выполнения задания. Однако необходимо создание единой электронной образовательной среды ЧГИК с продуманной структурой, включением открытых платформ дистанционного обучения, что позволит, по нашему мнению, значительно повысить эффективность обучения в вузе в целом.

Для организации смешанного обучения можно использовать бесплатные платформы, что позволяет ликвидировать финансовые проблемы и неготовность преподавателей к созданию электронных образовательных ресурсов. Так, Ассоциация «Национальное общество технологий в образовании» в сентябре 2017 г. представила бесплатную дистанционную программу повышения квалификации и профессионального развития для педагогов школ, библиотекарей и преподавателей вузов «Маршрут в будущее» [9]. Использовались известные открытые платформы для массовых онлайновых курсов: Moodle, Eliademy, Canvas. Различные темы программы повышения квалификации были направлены на развитие цифровых компетенций и позволяли преподавателю научиться организации смешанного обучения от планирования курса до его практической реализации.

Смешанное обучение позволяет преподавателю выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию, а студенту – управлять своим обучением. Обеспечивается возможность оптимизации отслеживания самостоятельной работы студента с курсом, проверки контрольных заданий с помощью систем тестирования, проведения онлайновых консультаций преподавателя, организации коллективной работы обучающихся, что повышает эффективность усвоения учебной программы. При этом смешанное обучение может быть интегрировано и стать дополнением к традиционной системе обучения. Используя возможности платформ дистанционного обучения, преподаватель может подготовить индивидуальный новый курс из частей разных курсов, геймифицировать и адаптировать процесс обучения, оценить знания и обеспечить обратную связь со студентами.

Главной проблемой внедрения модели смешанного обучения является значительное увеличение объема работы преподавателей в переходном периоде. Необходимо пересмотреть учебную программу и предлагаемый материал, часть перенести в дистанционную форму, а часть оставить для аудиторной работы. Нужно разработать тесты для контроля знаний, создать систему оценки самостоятельной и коллективной работы, овладеть инструментами разработки дистанционных занятий и их размещения в программной оболочке, и, наконец, создать сами уроки. Данная проблема имеет две составные части – методическую и технологическую. Технологическая часть проблемы является основной и требует от преподавателей постоянного развития теоретического потенциала и высокого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями.

Отметим, что для решения технологической части проблемы в последнее время появились дистанционные курсы для преподавателей вузов, в частности в сфере культуры и библиотечного дела, ориентированные на создание образовательных программ дистанционного обучения. Например, постоянно действующий медиаресурс компании «Директ-медиа» – «Директ-академия» [10]. В годовом цикле из 150 вебинаров представлены продукты компании, а также информация технических экспертов по современным информационным сервисам, которые могут заинтересовать преподавателей вузов. Вебинары проходят бесплатно, участники получают сертификаты. Компания разработала электронную образовательную информационную систему «Университетская библиотека онлайн», в рамках которой российским вузам предоставляется комплексное решение по внедрению в образовательный процесс электронного обучения. На сайте компании представлены также курсы дистанционного обучения, ориентированные на профессиональную разработку электронного учебного контента и реализацию образовательных программ с применением электронного обучения.

Прежде всего для организации смешанного обучения необходимо выбрать его платформу. В России в настоящее время используется более десятка платформ ДО. Наиболее распространенная – Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) – система управления обучением. Она представляет собой свободное веб-приложение, позволяющее создавать сайты для онлайн обучения. Moodle распространяется в открытом исходном коде, включает встроенные разработки дистанционных курсов, что позволяет снизить стоимость разработки учебного контента. Платформа отличается легкостью инсталляции и перехода на новые версии и интуитивно-понятным интерфейсом. С ее помощью можно создавать привлекательные для обучающихся и мало затратные для преподавателя дистанционные курсы, включающие средства мотивации, учебно-игровые материалы, инструменты мониторинга и сопровождения процесса обучения. С курсами, созданными в данной системе для специалистов БИД, можно познакомиться, например, на сайте ГБО ДПО ЧИППКРО и КемГИК в разделах «Дистанционное обучение» [7].

В дальнейшем преподаватели вуза готовят для организации элементов дистанционного обучения:

  • курс обучения: тексты лекций, презентации, запись видео лекций. Для этого существуют простые современные средства ИКТ;
  • дополнительные материалы, ссылки на литературу и ресурсы Интернет, инструкции;
  • задания (тесты, опросы);
  • график выполнения заданий.

В смешанном обучении электронные и аудиторные занятия дополняют друг друга, каждому разделу образовательной программы должен соответствовать блок электронной информации. Это может быть текст лекций, справочные материалы, презентации, коллекция ссылок на интернет-ресурсы, тесты с автоматической проверкой, учебное видео и др. Электронный курс может содержать форумы, чаты, конференции, переписку по электронной почте, создание общего продукта в вики-среде, опросы. В ходе реализации учебного курса в необходимые сроки проверяются индивидуальные задания и результаты коллективной работы, ведется форум и чат, обеспечивается оперативная связь со студентами. Подробные рекомендации по рациональной структуре типового дистанционного курса даны в статье о виртуальных учебных средах [11]. Подготовленный для дистанционного обучения курс может стать основой учебного издания, в том числе мультимедийного.

Эффективность использования дистанционных технологий в вузе достигается за счет однократного приобретения (или установки открытого) программного обеспечения, создания электронной образовательной среды вуза, обеспечивающей взаимодействие всех факультетов и всех форм обучения. Полагаем, что представленные возможности смешанного обучения приведут в ближайшем будущем к значительному увеличению доли курсов, реализуемых в дистанционной форме вузами культуры, в частности для обучения специалистов в области библиотечно-информационной деятельности. Это обусловлено как расширением потребностей специалистов в повышении квалификации и переподготовке в связи с введением профессиональных стандартов в сфере культуры, так и богатым опытом и высоким профессионализмом специалистов вузов культуры.

Кроме того, появилась возможность финансового обеспечения дистанционного и смешанного обучения. В рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» и госпрограммы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. выделяются средства вузам, развивающим дистанционные формы обучения. Проект нацелен на широкое применение онлайн-обучения в средних и высших учебных заведениях. В ближайшие три года будут определены оптимальные модели использования онлайн-курсов в высшем образовании.

Таким образом, необходимость повышения количества и совершенствования качества обучения специалистов в связи с вводом профессиональных стандартов и формированием новых требований к современным библиотекам могут быть обеспечены расширением практикоориентированной подготовки специалистов в области библиотечно-информационной деятельности, а также развитием системы дистанционного и смешанного обучения. В перспективе эти направления совершенствования обучения позволят повысить качество и эффективность образовательных программ вуза, реализовывать индивидуальные образовательные траектории для обучающихся.