Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE BASED ON THE NATURAL PARK «POVETLUZHE VOSKRESENSKE»

Koposova N.N. 1 Mizgireva M.S. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The ecological culture of society is an integral part of sustainable development, the process of its formation is a formation of special material and spiritual values of the relations between society and the nature directed to harmonization. The basis for the formation of ecological culture lies the study of environmental problems within the framework of environmental education and enlightenment. Nature park "Povetluzhe United" is the only nature park in the Nizhny Novgorod region. Its territory has a wealth of natural, cultural and historical heritage that attracts many visitors. Here active programmes on environmental awareness. The Park provides ecological trails 3: two of them implemented excursion activities. The excursion path "Trail" opened very recently, so excursions yet. Within the project on environmental education relevant is to develop tours for school-age children on the trails. The hallmark of this excursion is its online form, when children are in constant interaction with guide. They discuss various issues related to the history of the Manor complex, on whose territory laid this trail, In addition raises questions in biology, ecology, local history, as well as problems related to neglect to natural and cultural-historical heritage.
ecological culture
environmental education
specially protected natural areas
natural park
the ecological trail

В условиях развития современного общества и увеличения воздействия на окружающую среду так или иначе возникают проблемы потребительского отношения к природе и природным ресурсам. В связи с этим в рамках концепции устойчивого развития приобретает актуальность такое понятие, как экологическая культура, поскольку неграмотность населения в экологических вопросах пагубно влияет не только на состояние окружающего нас мира, но и на качество жизни каждого из нас.

Цель исследования

Изучение формирования экологической культуры посредством экологического просвещения детей школьного возраста на примере экопросвещения, проводимого на базе природного парка «Воскресенское Поветлужье».

Материал и методы исследования

Формирование экологической культуры неразрывно связано с экологическим просвещением, являющимся обязательной составляющей в деятельности государственных природных заповедников, национальных и природных парков. Так, на территории природного парка «Воскресенское Поветлужье» осуществляется деятельность, связанная с организацией работы в области экологического просвещения населения. Она подразумевает целенаправленное информирование посетителей в экологических вопросах в условиях непосредственного взаимодействия с природными и культурно-историческими комплексами, а также вовлечение широких слоев населения в активное участие в природоохранной деятельности. Кроме того, руководство парка не останавливается на достигнутых результатах и старается совершенствовать свою деятельность.

Результаты исследования и их обсуждение

По мнению академика Н.Н. Моисеева, либо человечество будет продолжать жить по-старому, постепенно совершенствуя свои технологии, либо перейдет к новому типу цивилизации. В первом случае его ожидает общепланетарный экологический кризис и в конечном счете деградация и исчезновение человека как вида. Второй вариант основывается на гипотезе о том, что человечество, подвергнув свои ценности радикальным изменениям, сможет найти пути создания общества, способного к совместному развитию с биосферой, то есть сможет перейти в эпоху ноосферы. И это общество будет качественно отличаться от современного [1].

В этих условиях основанием для любых природопреобразующих действий должны служить строгие научно обоснованные ограничения в деятельности, которые направлены на согласование людьми своего развития с развитием остальной биосферы. Эти ограничения требуют от человечества большой ответственности, то есть осознания необходимости неукоснительного выполнения условий экологического императива и стремления выработать новые методы и способы деятельности, не выходящие за рамки возможностей биосферы.

Иными словами, нерациональное отношение к природным ресурсам и природе, необоснованное понимание своего места и положения в окружающей природной среде ведут человечество к деградации и вымиранию. Вследствие этого вопросы правильного отношения к природе и возможности дальнейшего коэволюционного развития требуют иного мировосприятия, так называемой экологической культуры.

В.А. Ясвин к основным инструментам формирования экологической культуры относит эколого-образовательную деятельность (проводится в образовательных учреждениях), эколого-просветительскую работу (в национальных парках, заповедниках, музеях и др.), экологическую пропаганду (проводят природоохранные службы, СМИ, общественные организации) и эколого-художественную деятельность (фильмы, картины, литературные произведения и т.д.) [2].

В эколого-просветительской работе особая роль отводится национальным паркам и другим особо охраняемым природным территориям (ООПТ), располагающим огромным образовательным потенциалом и осуществляющим просветительскую деятельность в сотрудничестве с учреждениями образования и культуры. Наибольшее внимание при организации этой деятельности отводится работе со школьниками [3; 4].

Природный парк «Воскресенское Поветлужье» - это первый и единственный природный парк в Нижегородской области. Датой создания считается 10 июня 2008 года. Общая площадь парка составляет 34 983,0 га. Эта территория Воскресенского района, выделенная по побережью реки Ветлуги и прилегающая к памятнику природы озеро Светлояр, имеет богатейшее природное и культурное наследие [5]. Парк создан не только в целях сохранения природной среды и биологического разнообразия на реке Ветлуге, но и для внедрения эффективных методов охраны природы, в том числе экологического просвещения [6].

Экологическое просвещение на территории парка ориентировано на формирование экологической грамотности населения, которая включает не только распространение знаний об окружающей природной среде, культурно-исторических и социально-экономических, но и пропаганду бережного отношения к культурному и природному наследию этого края, что содействует формированию экологического сознания и развитию экологической культуры населения. Эколого-просветительская работа при этом направлена на самые широкие слои населения, охватывая практически все социальные, профессиональные и возрастные его группы.

На прилегающих к природному парку территориях сосредоточено большое количество разнообразных памятников истории и культуры, памятников природы: старинные усадебные парки в д. Галибиха и с. Богородское, парковый массив с остатками декоративно-плодового сада в с. Успенском, а также старинный ландшафтный парк р.п. Воскресенское, являющиеся памятниками природы регионального (областного) значения. Кроме того, на территории парка расположены памятники архитектуры XVIII-XIX веков: комплекс Троицкой церкви в с. Троицкое и Владимирская церковь клетского типа, расположенная в центре с. Владимирское, а также Городище ананьинской культуры - археологический памятник (VII-V вв. до н.э.) у д. Русениха, на правом берегу Ветлуги [7].

На обустроенных экологических тропах и маршрутах, снабженных информационными стендами, проводятся различные экскурсии, на которых можно узнать об овеянной легендами истории этого края, и ознакомиться с культурными достопримечательностями, узнать много нового о редких видах растений и животных, о типичных обитателях природного парка, как меняется их быт в разное время года.

На территории природного парка функционируют три экологические тропы:

  1. Этно-экологическая тропа «На пути к древности». Здесь можно узнать о прошлом Поветлужья, о геологии и археологии этого края. Стоит отметить, что место расположения тропы считается крайне уникальным. Это связано с археологическими раскопками, проводившимися здесь, при которых были найдены останки древней водной амфибии, обитавшей в районе Ветлуги около 200 миллионов лет назад.
  2. Экологическая тропа «Ноев ковчег». Эта тропа расположена в селе Троицкое и представляет собой фаун-парк. Здесь можно ознакомиться с жизнью диких животных: лосей, маралов, косуль, северных и пятнистых оленей, в естественной для них среде обитания.
  3. Экологическая «Тропа раздумий». Тропа располагается на территории историко-археологического и природного музея-заповедника «Усадьба Левашовых» в д. Галибиха. Полноценной экскурсии по тропе нет, однако посетители могут самостоятельно по ней пройтись. Пролегает тропа мимо старинных деревянных домов, живописно расположившихся на обрыве над Ветлугой, затем огибает часть тенистого парка и возвращается к своему началу. По всей протяженности установлены стенды с фотографиями видов Воскресенского Поветлужья и цитатами величайших поэтов, писателей и мыслителей, посвященных природе [5].

Экскурсионный маршрут «Тропа раздумий» проложен в старинном парке усадьбы помещиков Левашовых в деревне Галибиха. Сохранившиеся здания усадьбы выполнены в едином стиле усадебного деревянного зодчества середины и второй половины XIX века. Эта усадьба успела побыть и детским домом, и больницей, парк и усадьба использовались как санаторий (в настоящее время недействующий). В настоящее время лишь одна усадьба была восстановлена, остальные постройки нуждаются в реконструкции. Парк усилиями волонтеров и сотрудников природного парка был облагорожен, расчищен от борщевика.

Усадебный парк представляет собой парковый ансамбль с уникальной планировкой, включающий местные и интродуцированные виды деревьев и кустарников, таких как сосна сибирская, сосна Веймутова, лиственница сибирская, ирга колосистая, декоративная форма ольхи серой и др. [6; 7].

В настоящее время в ряде особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и музеев есть опыт проведения экскурсий в интерактивной форме. И данный опыт можно применить при разработке экскурсии, направленной на экологическое и культурное просвещение школьников на экскурсионной «Тропе раздумий». Главной идеей такого подхода является то, что дети будут непосредственно вовлечены в историю данного комплекса и создания этого парка, при этом мозговым штурмом будут выявляться основные проблемы, связанные непосредственно с деятельностью, здесь осуществлявшейся в тот или иной временной промежуток. Кроме того, в рамках реализации проекта можно визуализировать данные аспекты, используя стенды, содержащие информацию о видах хозяйственной деятельности в Поветлужье.

В начале будет небольшой экскурс в историю переезда Левашовых в деревню Галибиху. История Левашовых на Нижегородской земле начинается с 1831 года, когда Н.В. Левашов купил усадьбу в деревне Богородское, где в последующем стал заниматься лесосплавом, построил свечной и водочный заводы. В рамках совместного обсуждения можно рассмотреть основные направления хозяйственной деятельности, распространенные в XIX веке. При этом можно более подробно рассмотреть вопросы, связанные с развитием лесной промышленности, в том числе и со сплавом леса по реке, выявить основные перспективы и недостатки технологического процесса.

Зарождение проекта строительства усадьбы в деревне Галибиха приурочено к 1840 году. Проектированием усадебного комплекса и парка занимался зять Н.В. Левашова А.И. Дельвиг. Выбор места был обусловлен живописностью данной территории: завораживающие пейзажи заливных лугов, открывающиеся с высокого берега Ветлуги, заросшего одичалыми липами. При рассмотрении этой темы можно обсудить понятия эстетики ландшафта как гармонического устройства мира, а также ее роли в жизни человека.

Из-за разлада в семье дальнейшим строительством усадеб занимались сыновья Н.В. Левашова. Они завершили строительство двух домов усадьбы по эскизам А.И. Дельвига. К концу XIX века усадьба Левашовых состояла из пяти барских домов, также включала в себя хозяйственные постройки и живописный парк, где были высажены интродуцированные виды деревьев и кустарников. Также, по историческим данным, отмечается интерес Левашовых к научно-техническим новшествам. Так, например, в одном из домов была устроена обсерватория с телескопом, а для увеличения поставок леса выписан из-за границы паровоз и проведен телефон. Помимо обустройства зданий, была создана оранжерея, где выращивались экзотические цветы, а также огромные теплицы с южными плодовыми деревьями: ананасами, черешней и персиками.

На данном этапе экскурсии много возможностей для размышлений на тему взаимодействия человека и природы. Главным образом наиболее важным будет рассмотрение вопросов, связанных с интродукцией растений, так как она подразумевает искусственное расширение ареала распространения видов и внедрение пород  в нетипичные для них условия. Кроме того, понятие интродукции соприкасается со многими биологическими науками, заимствуя их теоретические положения и методы (экология, систематика, география, агрономия, лесоведение). Это определяется тем, что диапазон ответной реакции растений на действия экологических факторов и различных видов и их форм различен и зависит от генетических особенностей организмов и амплитуды их приспособительных возможностей.

Следующий исторический этап, рассматриваемый в экскурсии, приурочен к периоду с 1920 года, когда Левашовым пришлось покинуть усадьбу. Начались годы запустения. Барские дома варварски грабили, мебель, которую не удалось вынести – разрубали топором и выбрасывали. Теплицы и оранжерея также были разрушены. Не сохранилась и пихтовая аллея, так как во время войны столетние пихты срубали на дрова. Также был уничтожен фамильный дуб Левашовых, а во времена существования турбазы для научных сотрудников были сведены и столетние вязы, так как они затеняли территорию. Также за последние 90 лет в домах располагались госпиталь, различные детские учреждения и санаторий. Сейчас усадьба пустует, окна и двери заколочены, утрачены внутренние интерьеры. В последние годы усилиями волонтеров и сотрудников природного парка был отреставрирован один дом, территория расчищена от борщевика и крапивы. Однако этих усилий недостаточно, усадьба продолжает разрушаться и, если не предпринять каких-либо действий, достояние может быть утрачено.

Завершающий этап экскурсии заключается в обсуждении негативных последствий человеческой активности, которые охватывают как живую природу, так и творения самого человека. Судьба усадебного комплекса в д. Галибиха очень ярко отражает проблему потребительского и пренебрежительного отношения человека к природе и объектам культурно-исторического значения. Человек, стремясь к собственному обогащению и удовлетворению надуманных потребностей, не замечает того, что преобразует былые пейзажи, уничтожая среду, пригодную для собственного существования и существования своих потомков. При этом оскверняет труды своих предков и свое историческое прошлое. На современном этапе многие осознают существование экологических проблем, однако не все готовы в одночасье изменить свои привычки и мировосприятие. Это свидетельствует о невозможности гармонизации отношений общества и природы, ограничившись лишь осознанием проблем. Это требует много усилий и времени. И осуществление эколого-просветительской деятельности хоть немного, но приближает человечество к осуществлению природоохранной деятельности и рационального природопользования.

Выводы

Формирование экологической культуры является условием коэволюционного развития человечества и природы и результатом экологического образования и просвещения, реализуемых в образовательных учреждениях, природоохранных службах, в музеях, на особо охраняемых природных территориях. Особую роль в эколого-просветительской работе играют национальные и природные парки, имеющие огромный образовательный потенциал и уделяющие наибольшее внимание работе с детьми школьного возраста.

Одной из целей создания природного парка «Воскресенское Поветлужье» в Нижегородской области, обладающего богатейшим природным и культурно-историческим наследием, была реализация программ экологического просвещения и развития экологической культуры населения. Для этого на территории природного парка обустроены экологические тропы, где осуществляется экскурсионная деятельность: этно-экологическая тропа «На пути к древности» по геологическим и археологическим объектам Поветлужья, экологическая тропа «Ноев ковчег», знакомящая с жизнью диких животных, и «Тропа раздумий», экскурсий по которой в настоящее время нет.

Развитие деятельности парка по экологическому просвещению включает разработку новых экскурсионных маршрутов, в том числе экскурсии для детей школьного возраста по «Тропе раздумий». Экскурсия состоит из 4 частей: переезд Левашовых в деревню Галибиху, зарождение проекта строительства усадьбы, его реализация и годы запустения. Содержание каждого этапа предоставляет возможности для размышлений о взаимодействии человека и природы, развитии хозяйственной деятельности на основе рационального использования ресурсов, необходимости сохранения среды, пригодной для жизни.