Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PERFORMANCE MANAGEMENT TRAINING FOR HEALTH WORKERS IN MODERN CONDITIONS

Akhmadullina G.K. 1
1 Bashkirian State Medical University
The article is devoted to consideration of performance management training for health workers in modern conditions. The article touches upon very topical subject, as referring to a rapidly evolving technology and continuous innovation actualization of previously acquired skills and smarter plays an important role, especially in the field of medical education. The dynamic change of forms and methods of the study, a significant reduction of terms of introduction of the latest scientific discoveries and technical inventions has greatly aggravated the problem of obsolescence of knowledge acquired by graduates of all educational institutions, and, consequently, human capital. Human resources are a key factor in the organization and transformation of the health system. It frames eventually ensure the effectiveness and efficiency of the entire health care industry. As research methods were involved in the analytical method. The author States that in the circumstances in which priority in social class are workers of intellectual labor, in the field of advanced training and professional retraining of specialists, the growing importance of higher education institutions with highly qualified faculty and required for the implementation of educational activities logistical and information base. Thus, the most promising development in modern medicine is impossible without continuous medical education, rapidly covering most scientific disciplines, but also the multifaceted range of innovative technologies.
continuous education
medicine
innovation
professional education

В процессе формирования человеческого капитала в секторе здравоохранения, ключевую роль отводят институту образования. Одновременно с этим надлежит уделять внимание тому факту, что человеческому капиталу присущ моральный износ. Активная смена конфигураций и способов исследования, значительное сокращение периодов внедрения в практику инновационных открытий и технических изобретений существенно усилили проблему морального старения знаний, полученных выпускниками всех учебных заведений, и, как следствие, человеческого капитала [1, c. 144].

Кадровые ресурсы являются ключевым фактором организации и преобразования системы здравоохранения. Именно кадры в конечном итоге обеспечивают действенность и результативность всей сферы здравоохранения.

Анализ отечественной литературы показал, что аспекты развития кадрового потенциала системы здравоохранения представлены в трудах И.В. Ухватова, Ш.М. Вахитова и некоторых других учёных. Однако автором статьи выявлено отсутствие достаточного количества работ, посвящённых вопросам управления эффективностью обучения медицинских работников. Именно это послужило основанием для постановки цели написания статьи – рассмотрение основ управления эффективностью обучения медицинских работников, базирующегося на непрерывном образовании.

Материалы и методы исследования

Силлогизм исследования заключается в выявлении критериев управления эффективностью обучения медицинских работников в современных условиях. В связи с этим, с целью более подробного изучения данного аспекта, в качестве методов исследования автор прибегнул к аналитическому методу.

Результаты и обсуждение

Изначально следует отметить, детерминировать дефиницию «непрерывное медицинское образование» (далее – НМО) - образовательный процесс, посредством которого сотрудники здравоохранения постоянно (ежедневно) совершенствуют свои знания и практические навыки, начинающийся сразу по итогу завершения обязательной последипломной подготовки.

Базовая цель НМО заключается в повышении качества медицинской помощи и безопасности пациента путём реализации дополнительных профессиональных программ, устремлённых на удовлетворение информационных и профессиональных потребностей специалиста, его квалификации к существующим условиям профессиональной деятельности и социальной среде [2, с. 3].

В настоящее время программы повышения квалификации, с одной стороны, требуют актуализации в части обновления информации, реализации модульного принципа обучения, практической направленности, использования дистанционных и телекоммуникационных образовательных технологий.

С другой стороны, врачи отмечают низкую доступность электронных библиотек, программ содействия принятия клинических решений, передовых, сформированных на доказательной медицине, клинических рекомендаций и стандартов, проблемно-ориентированных консультаций.

Необходимость повышения качественного уровня специалистов здравоохранения привела к появлению новой парадигмы медицинского образования, как базового, так и последипломного и дополнительного [3, с. 79].

Новая модель медицинского образования во многом определяется двумя составляющими: аккредитацией специалиста и внедрением непрерывного медицинского образования. Причем аккредитация специалиста становится необходимой в процедуре допуска к профессиональной деятельности, а непрерывное медицинское образование – условием для прохождения специалистом процедуры аккредитации.

Переходный период для внедрения новой модели образования начинается в январе 2016 года и заканчивается в декабре 2025 года.

Повышение квалификации специалистов, сдавших сертификационный экзамен или прошедших аккредитацию после 1 января 2016 года, осуществляется в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования [4].

Кроме того, реализация НМО напрямую взаимосвязана с внедрением передовых технологий в медицине, требующих обновления: учебных материалов; клинических рекомендаций; национальных руководств; профессиональных стандартов и программ дополнительного профессионального образования.

Существующей ситуации в здравоохранении свойственны следующие особенности (рис. 1).

Рис. 1. Особенности здравоохранения

По этой причине нарастает потребность непрерывного образования врачей, сопутствуемая следующими причинами:

1) продолжение медицинского образования после получения профильного образования лишь 1 раз в 5 лет, однако только 85% врачей проходят обучение в регламентированные сроки;

2) отсутствие достаточной доступности для врачей передовых, сформированных на доказательной медицине клинических рекомендаций, интерактивных библиотек и систем содействия принятия клинических решений.

Руководствуясь вышесказанным, автор полагает, что система НМО должна быть воплощена институционально следующем образом:

- система образовательных учреждений;

- организации, выполняющие подготовку и переподготовку кадров.

Образовательные учреждения осуществляют профессиональную подготовку на базе колледжей, вузов; организации – путём курсов в межотраслевых центрах подготовки кадров и т.д. [5, c. 48].

В развитых странах при заданном уровне материально-технического и финансового обеспечения здравоохранения только благодаря организационно-управленческим мероприятиям по повышению квалификации медицинских кадров и управлению качеством медицинской помощи возможно:

- улучшить результаты медицинской помощи на 10-15%;

- сократить непроизводительные издержки на оказание медицинской помощи на 15-20%.

Автор предлагает следующую функциональную схему НМО (рис. 2), которая характеризуется:

- базовым профессиональным образованием;

- дополнительным профессиональным образованием;

- системой взаимосвязанных элементов.

Рис. 2. Схема НМО

НМО включает в себя:

- вырабатывание персонального плана обучения по надлежащей специальности (далее - индивидуальный план);

- последующее его непрерывное изучение на протяжении 5 лет, по завершении которого специалиста допускают к процедуре повторной аккредитации.

На официальном сайте Министерства здравоохранения Республики Башкортостан размещена информация о том, что на территории Республики Башкортостан реализуют свою деятельность 8 медицинских колледжей, 1 университет и 1 центр повышения квалификации [6].

В частности, на сайте ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации» представлена информация об осуществлении данной организацией дополнительного профессионального образования по 35 специальностям и 115 должностям работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, а именно [7]:

- повышение квалификации;

- стажировка;

- профессиональная переподготовка;

- краткосрочное тематическое усовершенствование.

Обучение осуществляется по очной, очно-заочной, выездной, индивидуальной формам.

В 2016 году повышение квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием и иных лиц, работающих в здравоохранении, прошли 12701 человек, в т.ч. по бюджету – 8430 человек, на платной основе – 4271 человек.

С целью приведения в соответствие последипломного образования с потребностями рынка медицинских услуг в городах и районах осуществлялись выездные циклы. В частности, за 2016 год проведено 25 выездных циклов, с общим количеством обученных - 659 человек. По заявкам физических лиц и организаций проводилась подготовка специалистов среднего звена по индивидуальному учебному плану - 261 человек.

За 2016 год суммарное количество медицинских специалистов, прошедших обучение на портале дистанционного обучения в офлайн-режиме (полностью дистанционное обучение), составило 1139 чел. Проведено 15 выездных циклов с элементами дистанционного обучения в онлайн-режиме, на которых пошли обучение 431 человек. Реализовано 13 циклов повышения квалификации с использованием отчасти дистанционного обучения (лекции в режиме онлайн и проведение практических занятий на базе Центра), на которых прошли обучение 384 специалиста [8].

На официальном сайте Башкирского государственного медицинского университета размещена информация о том, что на базе ФГБОУ ВО «БГМУ ИДПО» в 2016 году повышение квалификации прошли 7240 человек, из них по бюджету 4530, на коммерческой основе 2710. Выездных и дистанционных циклов было организовано 21 и проучено на них 501 обучающийся. За 9 месяцев 2017 года эта цифра составила уже 7629 человек, на бюджете 4590, на платной основе 4590, и в том числе по непрерывному медицинскому образованию (НМО) - 2672. И прирост внебюджетных обучающихся, скорее всего, можно объяснить тем, что система НМО новая, специалисты и руководители учреждений вовремя не сориентировались в возможностях обучения через ФОМС (по стандартной процедуре подачи заявок на обучение) и первым слушателям, зарегистрированным на портале НМО, приходилось для набора зачетных единиц проходить 36-часовые циклы платно [9].

Следовательно, непрестанное медицинское образование воплощено в институционально обеспеченной системе учебной деятельности, приспосабливающейся к трансформирующимся социально-экономическим условиям и направленной на улучшение знаний, навыков и умений работника здравоохранения на протяжении всей профессиональной деятельности, основным фактором которой выступает личная мотивация и различные образовательные ресурсы.

Основываясь на данных убеждениях, автор полагает, что ключевое направление в управлении эффективностью обучения медицинских работников в современных условиях должно основываться на базовых принципах исполнения концепции непрерывного медицинского образования, состоящих в следующем:

1. Увеличение числа организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы.

2. Расширение и конкретизирование регламентированных законом видов дополнительных образовательных программ, что сопряжено с конъюнктурными преобразованиями на рынке образовательных услуг и необходимостью в непрерывной актуализации образовательных программ и услуг в целом.

3. Многоаспектное преобразование повседневной жизни россиян, сопровождаемое изменениями в кадровой политике на рынке труда, активизация резидентов рынка образовательных услуг, развитие экономики России по инновационному пути т.д.

4. Ранжирование ответственности среди участников процесса. Во время формирования спроса на образовательные услуги со стороны социума поставщиком устанавливается их масштаб, качество и стоимость. Государство, в свою очередь, выступая равноправным участником рынка, реализует контроль и отчасти регламентирует процессы в образовательной системе.

5. Непрерывное профессиональное образование в области здравоохранения надлежит рассматривать как систему, являющуюся составной частью общей совокупности с экономикой и рынком труда, в которой должна происходить реверсивная связь: образовательное учреждение – организация, что позволит создавать инновационно-актуальные образовательные программы, соответствующие условиям рынка труда, требованиям социума, международным стандартам.

Выводы

Апробируя изложенное, подчеркнем, что в сложившихся обстоятельствах, при которых приоритетным социальным классом становятся работники интеллектуального труда, в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов растёт значимость вузов, обладающих высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом и требуемой для осуществления образовательной деятельности материально-технической и информационной базой. Таким образом, перспективное развитие современной медицины в принципе невозможно без непрерывного медицинского образования, динамично охватывающего не только большинство научных дисциплин, но и многогранный спектр инновационных технологий.