Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES ORTHOBIOTECH APPROACH TO THE FORMATION OF HEALTH SAVING EDUCATIONAL SPACE ORGANIZATION IN COLLABORATION WITH MICROSOCIUM

Bashmakova E.A. 1 Zhdanova O.I. 1
1 Academy of social management
The article reveals some of the organizational aspects of the process of formation of health saving educational space in the educational organization, in collaboration with microsocium. This process is carried out conceptually based on the theory of orthobiosis, declared by I. I. Mechnikov and developed by V. M. Shepel. The article reveals the content of Trinity health from the standpoint of orthobiotech approach. As an important part of the experimental work is monitoring and evaluation of the technology the authors propose an evaluation criteria of development in children of different age groups skills of health preservation. In addition, the article presents a scheme of the possible organization of a health-preserving space of educational organizations, the stages of work, and challenges for the establishment of a unified health-saving space in the educational organization, in collaboration with microsocium in modern conditions.
educational space
nurturing environment
educational organization
microsocium
the formation of health saving space
criteria and indicators of health.

Актуальность формирования единого образовательного пространства образовательной организации и микросоциума обусловлена отмечаемым противоречием между снижением общего уровня образованности населения и востребованностью компетентных, всесторонне образованных кадров во всех сферах жизни страны. Наличие единого образовательного пространства может обеспечить постоянное взаимодействие школы и тех структур, которые заинтересованы в притоке творчески активных, высококвалифицированных кадров.

С данным тезисом перекликается положение Л.И. Новиковой и М.В. Сокольского о том, что радиус воспитательного пространства может колебаться от радиуса самой образовательной организации до радиуса поселка, города и даже области [1, с. 8].

Не согласимся, что скоординированность, согласованность и управляемость из единого центра образовательных пространств школы, спортивной секции, подросткового клуба и пр. – иллюзия советской системы воспитания, как считает Н.М. Борытко [1, с. 8]. Именно сегодня, как никогда, должна и может быть скоординирована и согласована образовательная деятельность различных структур, так как только тогда мы получим желаемый результат образования и выстроим пространство школы как здоровьесберегающего пространства [2]. Необходимыми являются и здоровьесберегающие технологии как «необходимое условие для успешного развития, обучения и воспитания на разных уровнях образования» [3, с. 3].

В настоящей статье представлены некоторые результаты исследования, направленного на организацию работы по формированию здоровьесберегающего пространства образовательной организации. Статья посвящена вопросам концептуальных подходов к проблеме здоровьесбережения и построения модели взаимодействия школы и микросоциума.

В экспериментальной деятельности мы опирались на триединый подход к здоровью, как совокупности физического, психологического и духовно-нравственного здоровья:

  • физическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем;
  • психическое здоровье – сохранность и активность механизмов личной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование;
  • духовно-нравственное здоровье – наличие у человека нравственных принципов, которые обеспечивают активную созидательную жизненную позицию. Духовно-нравственное здоровье предполагает способность человека противостоять различного рода жизненным трудностям без утраты социально-психологической адаптации.

Работа по здоровьесбережению опирается также на концепцию ортобиоза (разумного, здорового образа жизни.), предложенную И.И. Мечниковым, продолженную В.М. Шепелем, и развиваемую на кафедре человековедения и физической культуры ГБОУ ВО МО «АСОУ» технологию самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотику) [4; 5].

Опираясь на этот подход, преподаватели кафедры выработали следующие критерии (показатели) здоровья школьников, которые служат ориентиром для диагностики результатов проводимой экспериментальной работы. Они представлены в таблицах 1-3.

Таблица 1

Физическое здоровье

Критерии здоровья

Показатели наличия здоровья

Дошкольник

Младший школьник

Подросток

1. Регулярные рекреационные нагрузки, занятия

спортом

Наличие мотивации на движение

Наличие желания заниматься физкультурой и спортом

Умение спланировать

регулярные занятия физической культурой и спортом и реализовывать план

2. Соблюдение режима труда и отдыха

Привычка к режиму

Добровольное и охотное следование режиму

Умение составить режим и следовать ему

3. Наличие интереса к функционированию своего организма

Интерес к функционированию своего тела

Первичные знания по анатомии и физиологии

Знание основных механизмов функционирования своего тела

4. Умение восполнять ресурс своего организма различными средствами (закаливание, лечебное голодание, специальное дыхание и т.п.)

Умение заявлять о своих потребностях взрослым

Умение самостоятельно заботиться о своих физических потребностях

Умение планировать время так, чтобы избегать физических перегрузок

5. Индивиду-альный рацион питания

Иметь представление о полезной и вредной пище

Умение следовать рациональному режиму питания

Умение составлять меню и следовать режиму питания

 

Таблица 2

Психическое здоровье

Критерии здоровья

Критерии наличия здоровья

Дошкольник

Младший школьник

Подросток

1. Стрессо-устойчивость

Способность заявлять о своем дискомфорте, напряжении

Способность справляться со своим дискомфортом и напряжением с помощью взрослых

Способность справляться со своим дискомфортом и напряжением самостоятельно

2. Проявление интереса к своей психике, освоение психологической грамотности

Иметь представление об основных

органах чувств и способах их совершенствования

Иметь представление об основных психических функциях (внимание, память и т.д.) и способах их развития

Заинтересованность в исследовании функционирования своей психики (особенностей темперамента, характера и т.д.)

3. Регулярные занятия релаксацией

Умение расслабляться под руководством взрослого

Владеть элементарными приемами расслабления

Владеть приемами снятия напряжения

4. Способность к самостоя-тельной эмоциональной коррекции

Владеть языком чувств и уметь словесно описать ощущения тела

Уметь определить свои эмоции, называть и корректировать их

Умение управлять своими эмоциями (не подавляя их)

5. Наличие заинтересованности в эффективном общении

Умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками, взаимодействовать с детьми и взрослыми

Уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, реализовывать социальные роли

Уметь взаимодействовать с людьми, упреждать и разрешать межличностные конфликты

6. Умение оказывать психологическую поддержку

Умение терпеливо ждать своей очереди (высказаться, пока взрослый обратит внимание и т.д.)

Способность спокойно выслушать другого человека и повторить, то, что он сказал

Способность спокойно выслушать другого человека и оказать ему эмоциональную поддержку

7. Способность ставить жизненные цели и достигать их

Умение формулировать цель задания с помощью взрослого

Умение формулировать цель задания самостоятельно и удерживать ее в сознании

Умение ставить цель, определять пути достижения, оценивать результат и корректировать пути достижения цели

8. Умение очерчивать и защищать свои личные границы

Умение озвучить, что не нравится

Умение отказаться от чего-либо и постоять за себя

Умение отказаться от чего-либо, постоять за себя, спокойно реагировать на отказ другого человека

 

Таблица 3

Духовно-нравственное здоровье

Критерии здоровья

Критерии наличия здоровья

Дошкольник

Младший школьник

Подросток

1. Позитивная «Я-концепция»

Позитивный образ себя (со мной все в порядке). Способность быть спонтанным и открытым. Умение занять себя, будучи в одиночестве

Наличие идеалов и способность воспринимать себя как развивающуюся личность. Способность быть открытым к любому жизненному опыту

Наличие идеалов и способность составлять и реализовывать программу своего личностного развития. Способность переживать трудности и болезненный опыт без отказа от дальнейшего развития

2. Наличие саморефлексии

Умение описать свой поступок, озвучить мысли, желания, побуждения

Наличие начальных навыков саморефлексии

Развитые навыки саморефлексии и принятие себя в контексте личностного развития

3. Оптимистическая жизненная позиция Позитивное мышление

Стойко переживать дискомфорт, ожидая разрешения ситуации

Умение ориентироваться на позитивное разрешение в любых затруднительных ситуациях

Умение формулировать жизнеутверждающие аффирмации. Отслеживать иррациональные убеждения и освобождаться от них. Изыскивать ресурс как вовне, так и внутри себя для разрешения затруднительной ситуации

4. Наличие нравственной системы ценностей

Умение ориентироваться на базовые жизненные ценности (жизнь, здоровье, любовь, сострадание, дружба и т.д.)

Умение отличать жизнеутверждающие жизненные ценности от деструктивных тенденций

Умение реализовывать базовые жизнеутверждающие ценности в деятельности

5. Чувство ответственности

Восприятие себя как творца окружающей действительности

Наличие чувства ответственности за свою жизнь

Развитое чувство ответственности за свою жизнь, понимание важности осознанного выбора

6. Толерантность

Понимание, что все дети и люди отличаются друг от друга и все имеют одинаковое право на жизнь

Наличие начальной стадии развития толерантного сознания (толерантности социальной, этнической, религиозной)

Дальнейшее развитие толерантного сознания

7. Креативность

Наличие желания вносить творческий элемент в свои действия

Способность к творческому решению задач

Развитая способность к проектной и другой творческой деятельности

8. Самоактуа-лизация

Свободное проявление своего творческого начала в деятельности

Осознание и развитие своих задатков и способностей

Целенаправленное развитие своих способностей и склонностей

9. Проявление любви

Выражение любви и заботы к близким людям, друзьям, животным, растениям

Выражение любви ко всему живому, осознанный отказ от нанесения вреда в той или иной форме

Выражение любви ко всему живому, избегание ситуаций нанесения вреда, умение неагрессивно остановить других людей в разрушительных деструктивных проявлениях

10.Наличие смысла жизни

Проявление уважения к жизни человека и других живых существ

Наличие сформированной базовой ценности «человеческая жизнь», осознание важности существования каждого живого существа в системе мироздания

Понимание уникальности и неповторимости человеческой жизни, в том числе своей собственной, поиск своего жизненного предназначения

 

Представляется, что работа в образовательной организации должна идти по нескольким направлениям:

1. Обучающая работа с педагогами (ознакомление с ортобиотическим подходом к здоровью, здоровьесберегающими технологиями обучения и т.д.) [4-7].

2. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

3. Организация целенаправленной деятельности школы во взаимодействии с микросоциумом. Примерная схема работы по формированию здоровьесберегающего пространства в образовательной организации представлена на рисунке.

Схема организации здоровьесберегающего пространства в ОО

Необходимо отметить, что наибольшие сложности возникают в сфере взаимодействия школы с микросоциумом. Можно констатировать, что на текущий момент в обществе не сформировано понимание важности создания единого образовательного пространства, которое не ограничено территорией образовательной организации, а распространяется на все стороны и сферы жизни. Отсутствует готовность участвовать в формировании нового поколения с предоставлением равных условий, с поддержкой образовательных инициатив коллективов школ у так называемых элит и властных структур, бизнес-сообщества. Таким образом, имеет место тенденция дальнейшей поляризации общества в вопросе получения доступного современного образования, а также недооценки значимости системы образования для благополучия и безопасности существования государства.