Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF FORMATION FOR FUTURE TEACHERS OF THE INITIAL CLASSES OF EXPERIENCE OF MORAL TRAINING OF TRAINING IN HETEROGENEOUS SCIENTIFIC COLLECTIVES

Kazantseva V.A. 1
1 Kuban state university
The current situation in educational institutions is characterized by the fact that the composition of student collectives is heterogeneous. The heterogeneity of the collective is considered as a resource for the formation of experience in future teachers of the initial classes of moral education of students in heterogeneous groups. In modern Russia, the issues of moral upbringing of students are very acute, in connection with the intensification of such a factor as migration and the level of social inequality. The problem of moral upbringing of students has always been a priority for the development of pedagogical thought and attention to it can be traced in the works of innovator teachers of both past years and modern. Analysis of literary sources made it possible to assert that for the realization of moral education appropriate teacher training is necessary. This article presents the results of theoretical and practical research. The model of the formation of the experience of moral education of students in heterogeneous student groups is presented in the future teachers, which is viewed as an integral system consisting of interrelated goal-setting, tentatively defining, substantively concretizing, technologically providing and critically evaluating blocks, the implementation of which ensures the achievement of a higher (creative) level the formation of the practical experience of the teacher in the performance of the educator spine in a heterogeneity of the educational environment.
student group
heterogeneity
moral education
apprentice

Пристальное внимание к проблеме нравственного воспитания учащихся начальных классов всегда причислялось к наиважнейшим направлениям развития педагогической мысли.

Еще педагоги прошлого говорили о сути нравственного воспитания, о формах, методах и приемах, а также принципах и содержании.

В настоящее время проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Совершенствование системы начального общего образования ориентировано на формирование нового образовательного пространства, способного обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, самостоятельный выбор в пользу гуманистического мироотношения, гуманистических идеалов.

Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы определяют содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлены на формирование общей культуры обучающихся, на их нравственное воспитание [1].

Нравственность – это правила, определяющие поведение человека; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение им этих правил поведения.

О наиважнейшей роли нравственного воспитания в формировании личности ученика говорил Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов», считавший, что именно в процессе нравственного воспитания ребенку можно привить совокупность социальных норм, научить быть добрым и отзывчивым, а также толерантным [2].

Огромный вклад в разработку системы нравственного воспитания внес К.Д. Ушинский, который относится к отечественным педагогам-классикам. По его мнению, формирование нравственных качеств детей в процессе становления их личности не может осуществляться насильственным путем, а только посредством следующего: через личный пример учителя, отвергая всякое наказания, через убеждение и воздействие на душу и чувства ребенка [3].

Сущность нравственного воспитания он видел в слиянии нравственности и духовности, в связи с этим внимание уделяется религии.

Замысел осуществления нравственного воспитания через развитие нравственных отношений нашел в трудах И.С. Марьенко. Разделяя нравственные отношения на объективные и субъективные, он утверждал, что отношения, имеющие объективный характер, являются важнейшим условием нравственного становления в развитии ребенка, а отношения, которые проявляются к миру, в целом называются субъективными [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ключевая роль воспитания в общем педагогическом процессе обозначена во многих трудах педагогов-классиков.

В настоящее время в педагогике есть большое количество концепций нравственного воспитания, которое связывают с формированием нравственных качеств личности, со становлением нравственной и духовно-нравственной культуры, нравственных ценностей, системы нравственных отношений, с формированием чувства патриотизма и развитием гражданственности и гражданского долга.

Высокая профессиональная подготовка учителей требуется для реализации нравственного воспитания.

В центре теорий подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся начальных классов в профессиональной деятельности находятся разнообразные методологические подходы.

Если рассматривать социокультурное пространство, где ключевая роль отводится нравственному воспитанию, то изменения в нем меняют цели современного образования. Определить их можно следующим образом:

  • формирование интеллектуального потенциала общества;
  • создание максимально благоприятных условий для образования поликультурной и социально защищенной среды учащихся;
  • разработка нового содержания образования с учетом многообразия обучающихся;
  • разработка и распространение педагогических инноваций и передовых педагогических технологий [5].

Если рассматривать современную систему образования, то роль учителя связывают преимущественно с практической деятельностью, то есть продуктивной организацией учебно-воспитательного процесса. А педагогика более широкое понятие, отражающее общие принципы национальных образовательных доктрин и научный подход к решению проблем воспитания. Исходя из этого можно сказать, что педагог призван претворять теорию в практику.

В связи с этим в современном образовании повышается уровень требований к профессионализму будущего педагога. Современный педагог начального образования должен осознавать важность социального заказа школы, что влечет за собой значительные изменения в профессиональной подготовке будущего педагога.

Результаты анализа педагогических исследований в области профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов дали возможность определить, что особенно востребованными в психолого-педагогическом образовании являются: деятельностный; системный; культурологический; компетентностный; личностно ориентированный; личностно-деятельностный; контекстный подходы.

Продолжаются исследования в следующих подходах: аксиологический, антропологический, акмеологический, деятельностный, социально-педагогический, поликультурный, субъектный, квалитативный, квалиметрический, технологический, модульный, дифференциальный.

А также для исследований социального образования открытыми остаются синергетический, событийный, ситуационный, ролевой и другие современные педагогические подходы.

Также методологический подход следует рассматривать как целостную подсистему в процессе формирования опыта нравственного воспитания обучающихся. В начале 1970-х Ф.Ф. Королев ратовал за необходимость проведения системно-структурных исследований в области педагогики. Он выделял следующие компоненты педагогической системы:

  1. Цель функционирования системы.
  2. Сам педагог как управляющая система.
  3. Обучающиеся как управляемая подсистема.
  4. Сама взаимосвязь между ними.
  5. Содержание деятельности.
  6. Средства достижения цели функционирования системы.
  7. Формы реализации.
  8. Методы деятельности.
  9. Продукт функционирования педагогической системы [6].

Таким образом, рассмотренные методологические подходы к подготовке будущих учителей начальных классов к нравственному воспитанию обучающихся являются ведущими в разработке модели формирования у них опыта работы в гетерогенных ученических коллективах.  

Рассматривая понятие «гетерогенность», можно сказать одним словом – разность, то есть: разный пол людей, возраст и так далее. Если говорить о гетерогенной образовательной среде, то это та часть образовательной среды, которая представлена окружением ученика, то есть самим составом субъектов образования.

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу решения гетерогенности позволил говорить о направлениях решения проблемы в образовательной практике, объединенных ведущей идеей – отыскать ресурсы развития человека [7].

В позитивном плане многообразие (гетерогенность) трактуется как богатство оттенков, при котором различия рассматриваются не как нечто разъединяющее, а, наоборот, как объединяющее, что позволяет использовать потенциал многообразия для достижения синергетического эффекта. Также термин «гетерогенность» может определяться как различия между людьми относительно пола, возраста, этнической принадлежности, религии, здоровья или инвалидности, специфических признаков личности [8].

Одной из базовых характеристик гетерогенности считают неравенство. Неравенство является естественным различием состояния членов современного общества по некоторым показателям. Такие показатели описываются ранговыми параметрами. По ним можно сказать выше или ниже стоит данный индивид или группа по отношению к другим индивидам. Нынешняя культура допускает наличие такого неравенства.

Тенденция усиления гетерогенности в образовательной среде обусловлена следующими факторами:

  • необходимостью интеграции в социум лиц с особыми образовательными потребностями (лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц с девиантным поведением, социально незащищенных лиц, а также интеллектуально и творчески одаренных);
  • развитием процессов внутренней и международной миграции и, как следствие, усилением разнонационального состава обучающихся [7].

Гетерогенность создает необходимые условия для управления процессом формирования у учеников общечеловеческих ценностей и приоритетов, нравственных чувств и осознанных мотивов нравственного поведения.  

Если рассматривать начальные классы, где совместно обучаются разные категории детей с многообразными образовательными потребностями, то один класс имеет по три-четыре микрогруппы, каждая из которых имеет своего лидера и свои внутригрупповые ценности. У учащихся, обучающихся в гетерогенных группах, межличностные отношения имеют двойственный характер. Показатель нравственного воспитания зависит от того, какой критерий будет положен в основу межличностного взаимодействия в коллективах с гетерогенным составом обучающихся.

Степень благополучия складывающихся в гетерогенной группе межличностных отношений находится в тесной связи с уровнем развития следующих показателей: доброжелательность, ответственность, открытость, сплоченность и контактность, а также с уровнем сформированности нравственных ценностей, чувств, убеждений. Логичность нравственного развития учащихся начальных классов определяется уровнем личностной и профессиональной деятельности учителя.

Ежедневно в своей деятельности педагог решает и выполняет разные задачи и функции. Например, образовательную, воспитательную, коммуникативную, организационную и так далее.

Развитие у будущих учителей начального образования таких чувств, как эмпатия, творческое мышление, внимательность и наблюдательность, рефлексия, гибкость, а также умений доброжелательности, любви к детям, чувствовать внутренний мир ребенка, вне зависимости от их социального статуса, психофизического развития, этнической и религиозной принадлежности в процессе формирования опыта нравственного воспитания, будут способствовать уровню нравственного развития детей, обучающихся в гетерогенных группах. А также знания об особенностях психического развития разных категорий детей, обучающихся в гетерогенных ученических группах при формировании опыта у будущих учителей нравственного воспитания учеников, исключит трудности в работе с детьми различных категорий, например с детьми из семей мигрантов, с инвалидностью и ОВЗ, одаренных и т.д.

С целью изучения влияния учителя на внутригрупповое строение межличностных отношений, а также особенностей нравственного развития обучающихся в гетерогенных ученических коллективах был проведен эксперимент. Эксперимент был проведен в школах города Краснодара и в несколько этапов.

Первый этап – изучение межличностных отношений обучающихся в гетерогенных ученических коллективах. В экспериментальную группу вошли 449 учеников (18 групп в возрасте 9-11 лет), которые обучались в условиях гетерогенности.

В контрольную группу вошли 425 учеников (18 групп: 9 групп – 3-й класс и 9 групп – 4-й класс), обучающихся в условиях относительной гомогенности.

На втором этапе, после изучения межличностных отношений, гетерогенные классы были разделены на 2 группы: с благоприятными и неблагоприятными межличностными отношениями, в которых в дальнейшем исследовались особенности нравственного развития учеников.

На третьем этапе выявлялась взаимосвязь между деятельностью учителя по нравственному воспитанию учеников и уровнем их нравственной воспитанности.

Результаты эксперимента позволили сделать вывод о том, что ученики, которые обучаются в гетерогенных коллективах, недовольны своим положением в классе. А также что учителя недооценивают обстановку в классе во взаимоотношениях своих учеников.

Результаты теоретического анализа и эмпирических исследований способствовали разработке модели формирования у будущих учителей начальных классов опыта нравственного воспитания обучающихся в гетерогенных ученических коллективах.

Если говорить о модели, то можно представить, что это система, отражающая тот или иной подход к образованию, взгляд на его роль в жизни человека и общества.

Разработанная нами модель может быть представлена как образец деятельности вуза по формированию у студентов – будущих учителей начальных классов опыта нравственного воспитания обучающихся в гетерогенных ученических коллективах, объединяющих разные категории детей.

С теоретической точки зрения такую модель можно рассматривать как системную структуру, где обобщенно представлены наиболее важные и концептуальные характеристики соответствующей деятельности.

Блоки, из которых состоит разработанная модель, обусловливают структурные компоненты деятельности вуза по созданию условий для формирования у будущих учителей интересующего нас опыта профессиональной деятельности.

Таким образом, в модель вошли следующие блоки:

  • целеполагание (социальный заказ на подготовку студентов к осуществлению профессиональной деятельности по воспитанию обучающихся в условиях гетерогенного состава ученических групп);
  • ориентировочно определяющий (развитие концепции познаний, фактических умений, методов воздействия и концепции индивидуальных свойств);
  • содержательно конкретизирующий (развитие 3 степеней познаний: педагогических, психолого-педагогических и алгоритмизированных, улучшение межличностных взаимоотношений, своевременное реагирование на конфликтные ситуации и корректирование их, способности к исследовательской и проектной деятельности);
  • технологически обеспечивающий (с помощью чего формируется);
  • критериально оценивающий (критериально оценивающая концепция).

Содержательно конкретизирующий блок включает детализацию главных направлений деятельности по формированию у будущих учителей начальных классов опыта нравственного воспитания обучающихся в гетерогенных ученических коллективах.

Система знаний предполагает следующие знания:

  • педагогические (знания о гетерогенности и как она влияет на нравственное развитие учащихся начальных классов);
  • алгоритмизированные знания (знания о формах, методах, приемах и средствах нравственного воспитания);
  • психолого-педагогические (знания о возрастных особенностях обучающихся, групповой динамике, основах этнопсихологии и этнопедагогики).Выделено четыре этапа:

Технологически обеспечивающий блок базируется на идее поэтапного формирования опыта.

  1. Активизация ценностно-стимулирующей сферы личности будущих педагогов начального образования.
  2. Актуализирование индивидуального навыка (опыта) будущих учителей.
  3. Объединение в целое части прошлого и нового опыта.
  4. Переход интегративного опыта и его рефлексия.

Критерии, показатели и индикаторы уровня сформированности у будущих учителей опыта нравственного воспитания вошли в критериально оценивающий блок модели.

Формирование системы практических умений и навыков у будущих учителей начального образования включает в себя:

  • аналитические умения, то есть умения анализировать информацию для понимания важности в гетерогенной группе;
  • коммуникативные умения – умения общаться, вести диалог.

Разработанная педагогическая модель содержит также перечень условий, определяющих эффективное формирование у будущих учителей опыта нравственного воспитания обучающихся в гетерогенных ученических коллективах.