Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF MODEL OF SELECTING CONTENT OF THE REGIONAL COMPONENT AT HISTORY TRAINING

Svyatchenko I.V. 1
1 Nizhnevartovsk State University
This article discusses the actual problems of selecting a regional component of content at history training in the school; in particular, the main issues of the formation of a regional component in modern conditions have been studied. A model of the system for selecting content of regional component at history training is presented using the example of regional component selecting in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug schools. It is shown that the developed model should contain the following main components: target, content, methodological, activity and performance-evaluation components. Special components should be taken into account; they are inherent in the regions with specific features. These components are determined by analyzing the diversity of national and geographical features, as well as by assessing the factors of the region specific features formation. The realization of the presented model provides for structuring the content of the regional component according to the shown modules. It was also noted that it is necessary to properly organize the training process and to improve the teaching methods. In this case, it is necessary to take into consideration the value-semantic reference points, which increase the motivation of pupils. Development of the criterial-level basis is also important at the implementation of the regional component. The study showed that the obtained model of the system of selecting the content of the regional component at teaching will allow a systematic approach to the study of history.
federal state educational standarts (fses)
contents designing model
criteria assessment
regional component
history traning

Проблема исторического образования в школе является достаточно многогранной. В первую очередь это обусловлено тем, что преподавание истории часто осуществляется в контексте господствующей идеологии, а также тем, что Россия – многонациональная страна, и региональный компонент призван учитывать национальные особенности отдельно взятой местности и проживающих в ней народов, то есть его подбор достаточно индивидуален. Это обуславливает трудности в выработке единого подхода к подбору регионального компонента школьного исторического образования [1-3].

Одна из приоритетных задач современной школы – научить ценить, сохранять и развивать историю и культуру народов России, а регионализация в связи с этим – это один из инструментов реализации данной задачи. Региональный компонент включает в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами. Региональный компонент должен быть согласован с требованиями федерального компонента, не заслоняя собой инвариантной части базисного плана.

В этой связи вопросы разработки системы отбора содержания регионального компонента при обучении истории достаточно актуальны.

Цель исследования: выявление особенностей системы отбора содержания регионального компонента, которое формируется при обучении истории, на примере отбора содержания регионального компонента для школ Ханты-Мансийского автономного округа.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели достаточно важным является предложить систему отбора содержания регионального компонента при обучении истории, апробировав ее на примере отбора регионального компонента для школ Ханты-Мансийского автономного округа (далее – ХМАО-Югра). Основная идея предложенной концепции заключается в учете (помимо основных факторов) национальных и географических особенностей, как специфической черты региона, а также в оценке факторов его формирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Разработанная модель содержит четыре основных компонента, которые представлены на рисунке.

Из схемы представленной модели можно отметить, что процесс подбора содержания регионального компонента при обучении истории должен учитывать:

1) цель включения регионального компонента, задачи, которые он призван решить в рамках реализации школьного исторического образования;

2) особенности конкретного региона (например, акцент на толерантности в рамках многонациональных регионов и т.д.);

3) возраст и другие качества обучающихся, которые являются основой для выбора методов и форм представления материала для регионального компонента;

4) методы и формы работы, а также особенности оценки результатов освоения учебного материала из подобранного содержания регионального компонента.

Для наибольшей иллюстративности представленной модели представляется актуальным рассмотреть ее реализацию на примере подбора регионального компонента обучения истории для школ ХМАО-Югры.

В рамках реализации представленной модели для школ ХМАО-Югры основной целью, исходя из особенностей края, будет являться анализ многообразия географических и национальных особенностей, как специфической черты региона, а также оценка факторов его формирования.

Модель отбора содержания регионального компонента

 

В рамках данной цели при отборе содержания информации для регионального компонента обучения истории в школах ХМАО-Югры необходимо акцентировать внимание на следующем материале [4]:

1) соотношение истории ХМАО-Югры и исторического развития России. Роль ХМАО-Югры в отечественной истории;

2) взаимосвязь природных этнополитических, экономических и социокультурных процессов ХМАО-Югры;

3) история и современное состояние межэтнических контактов в Югорской земле;

4) основные центры догосударственных образований угорских народов, первых татарских государств. Русские города на территории ХМАО-Югры, их характеристика;

5) быт, традиции и культура различных этносов и народов ХМАО-Югры;

6) главные исторические и архивные источники по истории ХМАО-Югры;

7) выдающиеся государственные и политические деятели – уроженцы ХМАО-Югры, а также деятели науки и искусства;

8) проблемы развития округа на современном этапе, их соотношение с общероссийскими проблемами;

9) общая информация по части хронологии и топонимики ХМАО-Югры.

Таким образом, отбор материала для регионального обучения истории в школах ХМАО-Югры должен быть направлен на формирование у обучающихся приведенных выше знаний и общих представлений по приведенным тематикам.

В связи с этим достаточно важным представляется структурирование содержания регионального компонента по модулям. В частности, в рамках представленного примера реализации модели для школ ХМАО-Югры можно предложить распределить материал по таким модулям, как [5]:

1) природа и география края (данный модуль позволит охарактеризовать общие природные условия ХМАО-Югры);

2) традиции, коренные народы, социокультурное развитие ХМАО-Югры (данный модуль будет отображать особенности исторического развития народов края);

3) демография и экономика ХМАО-Югры (данный модуль позволит охарактеризовать общие экономические условия ХМАО-Югры);

4) культура и наука ХМАО-Югры (данный модуль позволит охарактеризовать вклад населения ХМАО-Югры в развитие русской культуры, искусства, науки и др.).

После определения основных ориентиров отбора материала для регионального компонента обучения истории следует обратить внимание на методологический и деятельностный компонент – на методы подачи материала, особенности реализации регионального компонента.

В качестве ориентира при разработке данного компонента целесообразно опираться на те умения, которые обучающийся школьник может приобрести по итогам реализации регионального компонента. К примеру, это могут быть следующие умения:

1) умение проводить поиск информации по истории края в источниках различного вида, работать с исторической литературой, периодической печатью;

2) критически оценивать источники;

3) анализировать представленную в разных форматах историческую информацию;

4) различать при анализе информации факты и мнения, описания и объяснения; соотносить события и следствия;

5) работать с картами;

6) участвовать в дискуссиях по проблемам, вырабатывать собственную позицию по разным вопросам;

7) представлять результаты изучения материала в разных формах тезисов, плана, конспекта, доклада, сообщения, реферата и т.д.

Форму организации обучения для реализации регионального компонента по предмету «История» можно выбирать согласно умениям, которые получат участники обучения в процессе освоения материала. Например, к числу таких форм может быть отнесена проектная деятельность.

Проектная деятельность, как особая форма организации учебной деятельности, позволяет более эффективно формировать у учащихся компетенции за счет включения «деятельностной составляющей», в рамках которой ученики осваивают не только определенный объем информации, но и различные способы и виды деятельности, что становится предпосылкой формирования компетенций [6].

В процессе реализации регионального компонента при обучении истории особую роль играют ценностно-смысловые ориентиры. Именно в рамках проектной деятельности ценностно-смысловые ориентиры являются более разнообразными, а также выполняют мотивирующую роль. Кроме того, ценностно-смысловые ориентиры при разработке содержания материала для регионального компонента могут выступать в качестве системообразующих факторов (интеграторов содержания), проходящих через все дидактические единицы.

Например, в рамках предложенной выше модели конструирования содержания регионального компонента при обучении истории и при использовании проектной деятельности, как основной формы работы обучающихся при освоении этого содержания, в качестве основных ценностно-смысловых ориентиров можно принять следующие [5, с. 47]:

1) ответственное отношение к будущему обучению, будущей профессии (в случае «профориентированного» проекта);

2) понимание ценности творчества, как человеческой деятельности, стремление самостоятельно осуществлять творческую деятельность;

3) понимание ценности обширного кругозора и эрудиции;

4) стремление расширить собственную эрудицию и знания;

5) понимание ценности социализации и коммуникации, стремление расширить собственные коммуникативные навыки, в том числе в условиях неформального общения в условиях проектной деятельности;

6) понимание необходимости формирования компетенций не только в рамках общеобразовательной школы, но и дополнительно – в иных видах деятельности, которые предлагает реализация того или иного проекта.

Перечисленные ценностно-смысловые ориентиры могут выступать в качестве мотивационных механизмов при реализации регионального компонента исторического образования в школе, если они не просто «декларированы» педагогом, но осознаны и приняты учеником, ввиду чего необходимо организовать особые условия проектной деятельности.

К числу основных условий для полноценной реализации проектной деятельности (это следует учесть при дальнейшей реализации регионального компонента) можно отнести:

1) наличие определенной программы (плана действий, целей, задач) – в зависимости от «масштаба» проектной деятельности (например, одного проекта или системы проектов);

2) возможность создания межпредметных проектов; возможность организации систематической проектной деятельности, с усложнением заданий;

3) возможность обмена опытом и сетевого взаимодействия учебных групп, классов, школ.

Кроме приведенной для примера проектной деятельности в рамках реализации регионального компонента также уместны такие формы и методы работы, как учебно-исследовательская деятельность, дискуссии, «круглые столы» и т.д. [6]. При подборе тех или иных форм и методов работы необходимо учитывать возраст, образовательные запросы и потребности обучающихся, особенности подобранного материала для содержания регионального компонента.

Преподавание этого направления истории должно сочетать в себе элементы педагогического проектирования и исторического исследования. Здесь мы не можем обойти стороной проблему малого числа методических пособий и учебных материалов по истории региона ХМАО-Югра. Хотя это является отрицательным фактором, но озвученная проблема открывает перед преподавателем возможности для исследовательской, научной и творческой деятельности, для привлечения школьников к историческому исследованию и т.д. Также отсутствие пособий, как показала практика, приводит к тому, что преподаватели вместо изучения региональной истории, занимаются изучением курсов истории федерального компонента.

Немаловажным условием реализации регионального компонента при обучении истории является и разработка критериально-уровневой базы, которая может быть основана на системе критериев, позволяющих оценить число сформированных универсальных учебных действий.

Применительно к разработанной модели и приведенному примеру отбора содержания регионального компонента при обучении истории для школ ХМАО-Югры представляется более удобным остановиться на критериальной характеристике, которая часто используется при оценке результатов освоения интегрированных курсов [7].

В рассматриваемом примере отбора содержания регионального компонента при обучении истории для школ ХМАО-Югры можно предложить такие критерии освоения содержания регионального компонента, как:

1) ценностный (сформированность у обучающихся школьников ответственного отношения к родному краю, восхищения его культурой и национальными особенностями);

2) когнитивный (наличие у обучающихся глубоких знаний об истории родного края, особенностях его социокультурного развития, географии и экономике);

3) деятельностный (умение исследовать отдельные элементы истории родного края при помощи карт, исторической и архивной литературы, анализа и осмысления информации);

4) оценочно-рефлексивный (сформированность у обучающихся школьников адекватной самооценки в части владения знаниями об истории родного края).

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что представленная модель, рассмотренная на примере отбора содержания регионального компонента при обучении истории для школ ХМАО-Югры, позволит учителям истории системно подойти к процессу подбора учебного материала для реализации регионального компонента, что обуславливает практическую значимость представленной модели.