Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRAINING OF LAWYERS IN HIGHER PROFESSIONAL SCHOOLS: AN INNOVATIVE APPROACH

Kamkiya F.G. 1 Kondrashova N.A. 2
1 Sochi Institute Peoples' Friendship University of Russia, Sochi
2 SPRAVOCHNAYA 0-81
In connection with the need to form a competence approach to the updated state federal educational standards for the training of Jurisprudence. the article expresses a point of view that supports active and interactive teaching methods. The article raises the question of such a direction of development of higher education as distance learning. In our opinion, in order to activate this process, it seems necessary to organize, throughout the country, courses of in-service training, sites for the exchange of experience, and all kinds of trainings. This methodology is most consistent with modern requirements for vocational education. There is doubt about the introduction of distance learning in Russian universities. For the purpose of effective implementation, including for the purpose of exchanging experience between teachers of different universities, it is proposed to actively use various sites, in particular, the annual Winter Academy "My profession is a lawyer", which is annually held at the Sochi Institute Russian University of Friendship of Peoples. One of the most important strategic steps in the promotion of innovative educational technologies is the expansion of the information field, both new developments and introductions to the educational process, and to promote competitive services at exhibitions, forums, through modern low-cost information and advertising services.
innovative educational technologies
competences
competence approach
federal state educational standards

В соответствии с требованиями и логикой развития современной высшей школы в контексте изменений Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования перед профессорско-преподавательским составом вузов страны встала проблема освоения, применения на практике инновационных технологий и методов обучения, так как «переход на профессиональные и образовательные стандарты нового поколения, основанные на компетентностном подходе, требует качественно иной организации учебного процесса, отвечающего по своим целям и полноте задач современным требованиям, предъявляемым к процессу подготовки специалиста права» [1].

Прежде всего заявленная кардинальность изменений ориентиров российской системы образования связана с изменением вектора образовательного процесса с подхода, основанного на приоритете теоретических знаний, к практико-ориентированному подходу, к таким результатам образовательного процесса, в которых «вместо традиционных и знакомых всем знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции» [2]. Сказанное указывает на то, что поставлена действительно новая и нетривиальная задача, в том числе перед самими обучающими, освоить профессиональные компетенции, а значит научиться самому добывать знания, а перед преподавателем – переносить акцент с приоритета содержания на приоритет освоения студентами способов действий в зависимости от целей курса, не нанося ущерб самому содержанию.

Следует отметить в этом контексте правоту тех, кто признает, что формирование профессиональных компетенций относится к методологическим и управленческим умениям высокого уровня сложности. Сложнее значительно достичь консенсуса относительно путей и средств их формирования в конкретных условиях. В качестве технологий и методов обучения, которые призваны обеспечить данный переход, назывались интерактивные методы обучения. Последние, к сожалению, не успев еще обосноваться в образовательной среде, уже не называются в качестве обязательных в новом ФГОС по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата), утвержденном в декабре 2016 г. Можно предположить, что это связано с допущением дистанционного формата обучения бакалавров.

Очевидно, однако, что практико-ориентированность современных ФГОС призывает к активизации деятельности преподавателя высшей школы по применению уже известных и разработке собственных интерактивных форм проведения занятий с применением различных технологий обучения. Самое сложное здесь заключается в том, что преподавателю вуза, обладающему установкой на транслирование студенту знаний о праве, т.е. приоритете теории в процессе обучения, предстоит перейти на иной режим преподавания, выдвигающий на первый план использование тех форм и методов подачи материала, которые активизируют творческий потенциал самого обучаемого, на умение выработки им самостоятельных решений, а когда необходимо, умение участвовать в выработке коллективного решения. С этой точки зрения наиболее эффективен такой преподаватель, который одновременно располагает в должной мере теоретическими знаниями и практическими компетенциями, а самое важное − обладает методиками, которые нацелены на эффективное освоение студентами соответствующих компетенций: «Современное преподавание включает множество элементов, требующих оптимального сопряжения и соорганизации» [3]. Так как при коммуникации преподавателя и обучающихся складывается определенная «образовательная среда, которая должна быть богатой, разнообразной, стимулирующей личность к развитию, получению глубоких знаний, овладению высокой профессиональной культурой. В немалой степени формирование такой среды зависит от методического мастерства преподавателя, гибких форм и методов работы, его творческого потенциала» [3]. Следует учитывать особенности современной молодежи, пребывающей под постоянным информационным воздействием благодаря информационным технологиям. Сегодняшний студент легко может найти доступ к любым источникам, в силу чего просто передачи информации недостаточно в учебном процессе. Активное включение студента возможно посредством «проигрывания» на практических занятиях ситуации из профессиональной жизни юристов и юридической практики [4]. Использование слова «игра», думается, не должно смущать, так как благодаря работам И. Хейзинги оно обрело универсальное значение [5].

Иными словами, перед современным преподавателем вуза стоит задача авторского креативного осуществления синтеза сложившейся в России образовательной традиции, основанной на освоении фундаментальных теоретических знаний, с современными европейскими образовательными технологиями, направленными на ускоренное освоение конкретных умений и навыков. В соответствии с этим, безусловно, справедлив следующий вывод: «Теоретические знания нужно не просто транслировать аудитории, а искать формы и методы подачи материала, адекватные существующему в молодежной среде мировосприятию и способствующие эффективному освоению предлагаемого учебного материала. Студент по отношению к преподавателю − не объект обучения, а равноправный субъект совместного творчества, складывающегося в процессе освоения новых знаний и практических навыков. Отсюда принципы обучения - равноправие и сотрудничество» [6].

На наш взгляд, с целью активизации данного процесса представляется необходимой организация по всей стране курсов повышения квалификации, площадок для обмена опытом, всевозможных тренингов и т.п.

В этом контексте хотелось бы поделиться своими впечатлениями о всероссийской научно-методической конференции на тему «Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов», которая состоялась в Суздале 14-17 февраля 2013 г. Во-первых, сама идея проведения именно научно-методической конференции является весьма своевременной и актуальной в свете указанных изменений в пространстве высшего профессионального юридического образования в России. Известно, что отечественная высшая юридическая школа не предусматривала ранее формирование навыков в сфере педагогики в качестве задачи обучения. Во-вторых, обмен опытом и своеобразные мастер-классы в виде презентаций авторских курсов, апробации применяемых интерактивных методов в профессиональном сообществе были призваны компенсировать отсутствие столь необходимого, на наш взгляд, всеобуча для преподавательского состава вузов, дабы идеи реформаторов образования были поняты и восприняты теми, кому они адресованы. Бесспорно, преподаватели, как правило, народ одаренный и талантливый, к самообразованию приученный, однако такой путь не может означать, что этот способ единственный, так как путь этот долгий и тернистый, а все обновляющиеся стандарты уже предполагают, что реализация его отдана в руки профессионалов. Как следствие, в ходе конференции выявилась серьезная проблема, связанная с тем, что «на местах» большинство преподавателей вузов России (а было представлено достаточно большое их количество из разных регионов РФ) стараются самостоятельно истолковать суть реформы и тех задач, решение которых ставится ее авторами.

Остается фактом, что дефиниции некоторых ключевых понятий, на которых базируются новые стандарты, пришлось вырабатывать путем «мозгового штурма», в частности речь идет о понятии «компетенция». Тем не менее надо особо подчеркнуть, что многие наши коллеги преуспели, значительно продвинувшись в освоении интерактивных методов обучения. Следует отметить, во-первых, одного из организаторов – профессора М.В. Немытину, зав. каф. истории государства и права РУДН, чьи навыки, приобретенные в период работы в должности научного директора Центра содействия правовой реформе (г. Саратов), являются бесценными, так как это позволило ей не первый год воплощать в жизнь идею приоритетности в обучении юристов практическим навыкам. Авторский подход реализован в изданном под ее редакцией учебнике и практикуме для бакалавриата «Профессиональные навыки юриста» [4]. По сути, М.В. Немытина выдвигает идею формирования профессиональных навыков обучения в целях обеспечения более или менее единообразного подхода и понимания в рамках реформирования высшей школы юриспруденции на территории всей страны [7].

Современные методы осваиваются, разрабатываются и используются, и даже, можно сказать, активно преподавателями в высшей школе, что наглядно было продемонстрировано, в частности, на указанной конференции. Так, вызвал интерес опыт перехода к стандартам нового поколения профессорско-преподавательского состава юридического факультета РГГУ, представленный в докладе профессора Л.Г. Глуховой, которая подвергла сомнению возможность построения на практико-ориентированном подходе преподавание отдельных изучаемых юристами дисциплин на примере теории государства и права. Не останавливаясь на отдельных, весьма интересных выступлениях участников конференции за ненадобностью в связи с их публикацией [8], перечислим те из интерактивных способов обучения, которые звучали: бинарная лекция, лекция–провокация, проблемная лекция, лекция, построенная на сравнительно-правовом материале, лекция-визуализация, разумеется, дискуссии, ролевые или деловые игры, презентации, эссе, круглые столы, выход за пределы аудитории при проведении практических занятий (наглядно этот метод продемонстрировали преподаватели из ведомственного вуза по линии ФСИН), олимпиады. Всего один раз прозвучало понятие «кейс-технологии», что свидетельствует, очевидно, о непопулярности данного метода в среде преподавателей юридических вузов. Понятие «ситуационные задачи» и их решение предполагается практически в программе всех отраслевых дисциплин. Безусловно, часть описанных способов в рамках интерактивных форм обучения уже были известны советской высшей юридической школе, разумеется, вынося за скобки фактор широкого включения в образование информационных технологий. Однако за 90-е и нулевые выросло новое поколение преподавателей, которым, бесспорно, необходимо помогать в формировании и развитии преподавательского «портфолио», не забывая о том, что названные способы и методы применялись в том или ином виде и в советской высшей школе, чему они, собственно говоря, сами являются свидетелями – многие из них вчерашние выпускники. Так, креативный подход к преподаванию юридических дисциплин уголовно-правового профиля представил профессор И.Н. Куксин, который в завершающем этапе чтения лекции – формулирование выводов - активно вовлекает студентов, предлагая им сформулировать самостоятельно три самых важных положения, озвученных на лекции. Произвели очень хорошее впечатление молодые участники конференции: Купцова О.Б., Киселева Е.В., Воробьева И.В., Макарова И.А., Лаптева А.М. и др. Коллеги из Санкт-Петербурга делились своим опытом преподавания различных дисциплин, которые ведутся по тематическим блокам несколькими преподавателями. Однако возникает вопрос о такой возможности, исходя из требований БРС (балльно-рейтинговой системы), в рамках которой предполагается уход от практики ведения курса разными преподавателями (лекции – одними, семинары – другими).

В ходе конференции также поднимался вопрос об уровне подготовленности современного студента. Один из обсуждаемых тезисов: понятию «плохой студент» нужно объявить запрет. На наш взгляд, суть проблемы не только в том, насколько сам студент плох или хорош, с точки зрения обладания подготовкой к восприятию профессиональных компетенций либо личностных качеств. Есть объективный спрос в условиях рыночной экономики на уровень, качество подготовки специалистов в той или иной сфере. И здесь, как нам видится, существуют проблемы объективного свойства. Так, в частности, современный студент не видит, не ощущает той корреляции между будущей карьерой и тем уровнем знаний и навыков, которыми он должен обладать на выходе из вуза, во всяком случае, если в Москве, в иных крупных городах данная закономерность и срабатывает, то в большинстве других регионов РФ, думается, это серьезно осложняет жизнь как самого студента, так и тех, кто волею судьбы стал его учителем. То есть, говоря словами А.Г. Дугина, «кризис образования в современной России – не просто констатация технического сбоя функционирования образовательной системы. Все обстоит более серьезно. В нашем обществе полностью отсутствует консенсус относительно образа мира, в котором мы живем, и образа нас самих, то есть... российской идентичности. Это главный вопрос образования, но и главный вопрос современной общественной жизни» [9].

Тем не менее названный компетентностный подход требует активизации творческого начала не только у преподавателей, но и студентов, которые в данной конструкции обучения перестают выступать в качестве пассивного субъекта, а становятся субъектами познавательного процесса, выполняя креативные, поисковые, проблемные задания. С целью реализации данного подхода была создана программа ежегодной Зимней академии «Моя профессия – юрист», которая проходит в последнюю неделю января уже три года в Сочинском институте (филиале) Российского университета дружбы народов. На сайте Сочинского института (филиала) РУДН можно найти программу академии, автором которой является М.В. Немытина, и убедиться в эффективности данной площадки, позволяющей освоить за короткий срок навыки практико-ориентированного обучения юриста. Ценность данной программы заключается в том, что в ее рамках предлагается освоить современные средства и методы обучения юристов, позволяя преподавателям погрузиться одновременно в статусе как обучающихся, так и обучающих в процессе апробации различных интерактивных форм обучения юриспруденции.

Одним из важнейших стратегических шагов в рамках продвижения инновационных образовательных технологий является расширение информационного поля как по новым разработкам и внедрениям в образовательный процесс, так и с целью продвижения конкурентоспособных услуг на выставках, форумах, путём современных недорогостоящих информационно-рекламных услуг, колл-центров (осуществляющих отбор организаций, наиболее заинтересованных в них и определяющих востребованный профиль специалистов, с последующим информированием о возможностях подготовки таких специалистов), активное внедрение информации через социальные сети, чётко объясняя профиль вузовской подготовки, где и по какой специальности после окончания вуза выпускник может работать, какие перспективы роста (уровни и формы повышения квалификации) и др. Такая стратегия позволит шире привлекать организации к подготовке целевых востребованных кадров, может активизироваться путём создания специализированной интернет-площадки по «нужным» специалистам и планированию востребованного образовательного профиля. Такой подход позволит обеспечить более эффективное прохождение практик по месту будущей работы.

Следует коснуться и такого направления развития высшей школы, как дистанционное обучение, которое вызывает далеко не однозначную оценку среди коллег-преподавателей. Данные «методики дистанционного обучения при всей своей прогрессивности имеют серьезный существенный недостаток – отсутствие прямого контакта студента с преподавателем. Отсюда вытекает ряд других проблем, имеющих отрицательные последствия», в том числе невозможность определения степени самостоятельности выполнения соответствующих видов работ, но самое главное – это перевод на технологическую коммуникацию, исключающую живое общение, что, безусловно, «обедняет и обкрадывает высшее образование как таковое» [6]. Нельзя не согласиться также с доводом о том, что высшее образование невозможно свести к выполнению тестовых заданий, что может успешно применяться в случаях краткосрочной переподготовки либо повышения квалификации, но не с целью формирования личности молодого человека, ставящего перед собой задачу обретения профессии. Дистанционное обучение значительно осложняет реализацию коммуникативных свойств образования, так как оно исключает практически возможность установления взаимной связи обучающего и обучаемого, совместных согласованных действий, точнее: общение осуществляется, но лишь – опосредованное. Однако «живое – общение, которое, как показывает практика, значительно эффективнее сколь угодно авторитетного, но удаленного источника информации» [3].

Задачи, поставленные перед современным образованием, чрезвычайно сложны: «При использовании компетентностного подхода в проектировании образовательных программ важно выбирать такие формы и методы обучения, а также их сочетания, которые позволят целенаправленно, результативно и эффективно формировать запланированные компетенции выпускников. Главным при этом является сохранение созидательного потенциала различных стратегий решения проблемы повышения качества обучения» [10].

О необходимости изменений в подходах к образованию в целом говорят многие ученые. Так, в частности, совершенно верно подмечает профессор Т.В. Черниговская, указывая на необходимость перехода от «образования знания к образованию понимания» [8]. Действительно, современная молодежь находится в поле воздействия бесконечных информационных потоков, и, не обладая развитым «аппаратом понимания, способами обращаться с информацией», трудно осуществлять выбор. В совокупности рассматриваемые методики обучения могут позволить продвинуться к решению проблемы образования, на которую обращает внимание профессор Т.В. Черниговская в интервью для телеканала ТВЦ - про образование, студентов, школьников и главную беду нашего века - глупость. Посредством интерактивных форм обучения можно вести обучающихся к пониманию, вместо общения на платформе передачи уже известных знаний, что потеряло свою актуальность.