Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ETHNO-DESIGN AS A MEANS OF FORMING THE ART AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND TEACHERS OF PROFESSIONAL EDUCATION

Maksimova Z.Y. 1
1 Mari State University
The article describes the research of conditions and the process of forming the artistic and technological competence of future teachers of technology and teachers of professional education through means of ethno-design. The artistic and technological direction of preparation by means of ethno-design is the most universal for students who are inclined to solve creative tasks. The study of various technologies, both in folk art and in contemporary art directions, allows students to engage in the reconstruction and modification of ancient products used in our time. This direction of training improves not only the technological preparation of students, directing them in professional activity, but also realizes the self-development of the creative personality in the context of artistic, technological education and aesthetic education in general. The study of their own heritage, familiar traditions of childhood, familiarization with a nationally close culture and related discoveries, are individually and socially significant and give an obvious educational, moral and patriotic coloring. The obtained results of the research give an opportunity for further work in this direction and can be devoted to the development of programs for individual self-development of artistic and technological competence, the development of methodological recommendations and teaching aids for the city's leading schools and institutions of SPO.
ethnodizain
design
arts and crafts
art-technological competence
competence

Технологическое образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения студентами компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития и ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование полноценной личности, которая способна к самоопределению в современном обществе, ясно оценивает свои внутренние ресурсы, потенциальные возможности и варианты реализации выбранного жизненного пути [1].

Актуальность данного исследования состоит в изучении эффективности формирования художественно-технологической компетенции средствами этнодизайна: изучение влияния этнической истории, культуры народа мари и других национальностей, представляющих большой научный и практический интерес, на подготовку будущих педагогических кадров.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать условия, обеспечивающие эффективность формирования художественно-технологической компетенции будущих учителей технологии и педагогов дополнительного образования средствами этнодизайна.

Материалы и методы исследования: наблюдение; теоретический анализ необходимой литературы по проблеме исследования; выполнение практических заданий; метод проектирования и реализации условий формирования художественно-технологической компетенции; методы изучения принципов композиции, характерных для той или иной национальности; специальные методы, обусловливающие формирование художественно-технологической компетенции, такие как рефлексия цвета, пропорции, текстуры, формы изделий; обобщение педагогического опыта.

Главной целью современного высшего образования является развитие студента как компетентной личности путем включения его в различные виды человеческой деятельности. Проблема формирования художественно-технологической компетенции студентов является одной из основных на современном этапе развития технологического образования. Компетенция - это личностная способность будущего работника решать определённый перечень профессиональных задач. Компетентность – это овладение человеком (учащимся) соответствующей компетенцией, которая включает его личное отношение к ней и предмету деятельности [2]. Художественно-технологическая компетенция - это личностная способность студента решать задачи эстетического и технологического характера; применение обобщенных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности.

Формирование художественно-технологической компетенции средствами этнодизайна – это процесс формирования художественных, технологических знаний, умений и навыков изготовления изделий при помощи средств композиции, характерных для той или иной национальности. Он включает изучение тем по нескольким дисциплинам вариативной части учебного плана, выполнение практических заданий в рамках учебной практики, исследование при выполнении самостоятельной работы и выступление на семинарах. Для достижения высокого результата рекомендуется системный подход к изучению необходимого материала и оттачиванию практических навыков. В результате анализа содержания школьных программ по предмету «Технология», учебных программ СПО и дополнительного образования мы пришли к выводу, что проблема формирования художественно-технологической компетенции средствами этнодизайна достаточно актуальна. Прослеживается разрозненное изучение национальной тематики по отдельным предметам (дисциплинам). Отсутствует единая система подачи материала, которая включает изучение истории народа, его традиций, быта, костюма и декоративно-прикладного творчества. Не продуманны результаты применения данных знаний, умений, навыков в современной жизни. Отсюда можно сделать вывод, что одной из основных задач высшего профессионального образования является подготовка компетентных в данной области педагогических кадров.

Тема народности, фольклора, этноса популярна во многих сферах деятельности человека: искусство, мода, литература, средства массовой информации. Актуальность данного направления очевидна. Обращение к национальной культуре марийцев представляет интерес для многих жителей республики, а также за ее пределами и сегодня. Во многих районах сохранились давно вышедшие из употребления изделия декоративно-прикладного творчества, изготовленные в прошлом. Люди с трепетом сохраняют их как память о своих предках, используют их на национальных праздниках и молебнах. Довольно часто мы можем увидеть эти произведения искусства на профессиональных выступлениях фольклорно-этнографических ансамблей, художественных коллективов, на концертах местного и мирового масштаба [3]. Изделия марийских умельцев, художников, модельеров ежегодно выставляются на международных, российских и республиканских выставках, посвященных богатой культуре народов всего мира. Колорит и особую неповторимость марийской культуры воспевали художники, писатели, композиторы не только прошлых лет, но и современные деятели искусства. Повышенное внимание уделяется сценическому костюму, изделиям декоративно-прикладного творчества и аксессуарам. Волнующие образы театральных и литературных героев, представителей эстрадного, народного фольклора украшают своими национальными костюмами ведущие постановки и концертные площадки нашей республики. Исследование национального богатства народа мари представляет огромный интерес не только для изучения исторического наследия, но и для будущего развития всех отраслей народного искусства республики [4].

Понятие «этнодизайн» применяется сравнительно недавно, но довольно часто в современном обществе. Само понятие «этнодизайн» состоит из двух слов: «этнос» и «дизайн». «Этнос» (от греческого – племя, народ) – группа людей, объединившихся в результате длительного совместного проживания на определенной территории. Данная группа характеризуется единым языком, общей культурой и самосознанием. Современная трактовка понятия «этнос» - это исторически сложившийся круг людей, имеющий социальную целостность и своеобразно-индивидуальный стереотип поведения. Основоположником ключевых основ теории «этноса» был С.М. Широкогоров. Ученый выделял «этнос» как главную форму существования отдельных групп человечества, а в качестве определяющих признаков считал «единство языка, обычаев, уклада жизни и происхождения».

Дизайн от английского design - проектировать, чертить, рисунок, план. В общем смысле - это проектирование эстетических (художественных) характеристик промышленных изделий и товаров, а также конечный результат данной деятельности. Принято считать, что в более широком смысле дизайн определяется не только как художественное конструирование, но должен принимать участие и в удовлетворении социально-технических, технологических проблем производства, потребительского спроса, жизни людей в предметной среде посредством рационального совмещения её внешних и внутренних свойств [5].

Словосочетание «этнодизайн» воплощает в себе художественно-эстетическую, этническую, конструктивную и технологическую составляющую современного проектирования. Данный вид дизайна широко распространен в оформлении интерьера, одежды и аксессуаров. Средствами этнодизайна являются изобразительно-выразительные средства, общие для дизайна и пластических искусств: цвет, пропорция, текстура, форма, точка, объем и пространство, но с точки зрения этнической идентификации. Эти элементы комбинируются на основе исторически сложившихся принципов композиции, характерных той или иной национальности: движения и ритма, симметрии и асимметрии, равновесия и динамики. Гармония родственных и контрастных решений (в цвете, в пропорциях) как типичные средства искусства являются основными и в этнодизайне. Наиболее важным при художественном проектировании «этноизделий» является зависимость формы изделия от конструкции, используемых материалов и технологии производства, так как для изготовления большинства народных изделий использовали природные материалы и особую технологию производства, являющуюся изюминкой той или иной национальности.

Для формирования художественно-технологической компетенции средствами этнодизайна студентам необходимы обобщенные знания по различным направлениям: национальное декоративно-прикладное творчество, моделирование, основы художественного конструирования, материаловедение, технология. В программу каждой из дисциплин включены темы, связанные с национальным, народным творчеством. На дисциплинах «Национальное декоративно-прикладное творчество» и «Рукоделие»  изучается исторически сложившийся богатый диапазон русского народного творчества (Раздел 2. Понятие художественной обработки материалов. Тема 2.1. История развития искусства художественной обработки материалов), национальные особенности в изделиях декоративно-прикладного творчества народов Поволжья (Тема 2.2. Украшение одежды и предметов быта народов Поволжья), финно-угорские и марийские народные мотивы (Раздел 5. Традиционные виды вышивки народов России) и т.д. Дисциплины «Основы художественного конструирования», «Технологический практикум» включают моделирование, конструирование и технологическую последовательность изготовления изделий на основе изучения национальной одежды и предметов декоративно-прикладного творчества, их «этнореконструкции» и «этномодификации». На дисциплинах «Практическое (производственное) обучение по рабочей профессии», «Индивидуальный творческий проект» происходит закрепление полученных знаний, умений, навыков при практическом изготовлении готовых изделий с использованием элементов в национальном стиле. Углубленное изучение темы национальной культуры, этнодизайна возможно и на специальных курсах по конкретной тематике: интерьер, костюм, аксессуары, декоративно-прикладное творчество.

Формирование художественно-технологической компетенции средствами этнодизайна позволяет студенту эффективно проявлять себя и в научно-исследовательской деятельности. Это подразумевает исследование традиционных технологий по различным параметрам (структура и фактура материала, рабочие инструменты, технологическая последовательность, декоративная отделка), исследование вариантов моделирования и конструирования, проработка возможностей создания реальных объектов современного дизайна с использованием традиционных технологий. Самыми значимыми являются исследования на реальном этнографическом материале. Необходимо ориентироваться на региональные компоненты изучаемого материала. Данный вид исследовательской работы можно проводить в рамках экскурсий в краеведческие музеи (Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева, Национальная художественная галерея, Республиканский музей изобразительных искусств, Музей народно-прикладного искусства, Этнографический музей под открытым небом), в виде мастер-классов от народных умельцев, вышивальщиц и видеоуроков. Материалы национального (этнического) искусства дают практически неисчерпаемое поле для исследований. Данные материалы имеют в основном природную основу, они легко доступны и экологичны. Для их обработки не требуется высокотехнологичное оборудование. Использование средств этнодизайна обогащает профессиональный и личный опыт будущего педагога. К примеру, при изучении в рамках этнодизайна традиционного марийского костюма выявляются некоторые особенности, характерные для жителей отдельных районов Марий Эл: различия в технологии выполнения традиционной вышивки, в  цветовой гамме, в технологии изготовления украшений и аксессуаров. Наиболее древний этнографический материал сохранился в сернурских вышивках. Вышивка очень разнообразна, многолика, богата. Выполняется с изнаночной стороны, не нарушая традиционных техник рукоделия бабушек, не искажая знаки, узоры, места расположения мотивов. Вместе с нитью вышивальщица вкладывает в холст положительные эмоции, тепло своего сердца [6].

Исследование собственного наследия, знакомых с детства традиций, приобщение к национально близкой культуре и связанные с этим открытия индивидуально и общественно значимы и придают очевидную воспитательную, нравственную и патриотическую окраску.

Результаты исследования. Для проведения исследования в рамках эксперимента ежегодно определялись контрольная и экспериментальная группы студентов, обучающихся на факультете общего и профессионального образования Марийского государственного университета. В исследовании приняли участие около двухсот человек - студенты 1-3 курсов и преподаватели кафедры теории и методики технологии и профессионального образования в 2015-2018 гг. обучения. В педагогическом эксперименте участвовали учителя технологии школ г. Йошкар-Олы и педагоги средних профессиональных образовательных учреждений. Работа по формированию художественно-технологической компетенции средствами этнодизайна проводилась в отдельно взятой группе в зависимости от направления и профиля обучения и осуществлялась в рамках изучения дисциплин вариативной части учебного плана как для будущих учителей технологии, так и для педагогов профессионального обучения (по отраслям) (профили: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Сервис»). Формирование данной компетенции можно считать комплексным, так как в процессе работы студентами осуществляются различные виды учебной деятельности: репродуктивный и поисковый методы, эвристический исследовательский метод, демонстрационный метод. Поисковый и репродуктивный методы используются на начальном этапе формирования компетенции (1-2 курсы). Это поиск необходимой информации об истории, традициях и обычаях различных народов; подготовка презентации и выступление с докладом на семинарских занятиях (конференциях). Эвристический исследовательский метод используется при постановке конкретных задач в зависимости от профиля обучения (3-4 курс). По профилю «Технология» акцент делается на проработку материалов, стилистики, конструкции и технологии изготовления изделий народного творчества (костюм, головные уборы, предметы быта и т.д.). По профилю «Дизайн» студенты занимаются исследованием изделий национального декоративно-прикладного творчества, их художественной обработкой, технологией изготовления и применением в современном дизайне (украшения, оформление интерьера, изготовление декораций). По профилю «Сервис» внимание уделяется воспроизведению различных обычаев, национальных праздников, приготовлению традиционных блюд, имеющих особое значение в этнотуризме. Демонстрационный метод используется в процессе всего обучения и формирования художественно-технологической компетенции: от презентации результатов исследований до участия в различных конкурсах, выставках. На старших курсах (в рамках учебных и производственных (технологических) практик) акцент делается на проработку различных технологий, используемых в народном творчестве и в новых направлениях в искусстве. Данное направление позволяет студентам заниматься этнореконструкцией и этномодификацией старинных изделий, применяемых и в наше время. Это умение выполнять современные коллекции одежды на основе национальной, изготовление украшений и предметов быта в этническом стиле, оформление интерьера отдельных помещений в рамках этнотуризма и многое другое. В целом положительная динамика результатов эксперимента подтверждает эффективность процесса формирования художественно-технологической компетенции будущих учителей технологии и педагогов профессионального образования средствами этнодизайна. Полученные результаты исследования дают возможность для дальнейшей работы в данном направлении и могут быть посвящены вопросам разработки программ индивидуального саморазвития художественно-технологической компетенции, разработки методических рекомендаций и учебных пособий для ведущих школ города и учреждений СПО.

Заключение. Основными задачами, которые стоят перед современным профессиональным образованием, являются: научить будущего специалиста разбираться в огромном потоке информации и создать условия для его постоянного саморазвития. Приобретение наиболее широкого базового образования позволит учащимся достаточно быстро ориентироваться на смежных областях профессиональной деятельности. Изменение общественной жизни, развитие науки и техники, активное участие человека в системе общественного и производственного управления предполагает становление социальной позиции личности, высокого профессионализма и богатой духовной культуры [7]. Художественно-технологическое направление подготовки средствами этнодизайна наиболее универсальное для студентов, склонных к решению творческих задач и интересующихся различными видами изобразительного искусства: народными промыслами, художественной обработкой разнообразных материалов. Такое направление подготовки совершенствует не только художественное и технологическое образование учащихся, помогая им определиться в профессиональной деятельности, но и воспитывает чувство прекрасного, любовь к Родине. Заботясь о сохранении национальной культуры сегодня, важно сформировать в людях чувство принадлежности к своему народу, сохранить нравственные нормы, выработанные предшествующими поколениями. Использование этнографического материала в качестве объекта способствует возрождению национальных традиций, позволяя пропагандировать национальную культуру: формируется интерес к этнической культуре; формируется эстетический вкус у современной молодежи; воспитывается чувство гордости за художественно-эстетическое и историческое наследие нации.