Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT THE FORMATION OF HISTORICAL MEMORY IN THE SYSTEM OF AGRARIANUNIVERSITY

Krasilnikova E.V. 1 Koltsova A.A. 1 Tyulina A.V. 1 Shevlyakova S.A. 1 Kayimova S.V. 1 Lukovnikov N.N. 1
1 Tver State Agricultural Academy
It is investigated phenomenon of historical memory and process of its development among the students of Agrarian University in conditions of establishment the personal-centered model of education. It is used the interpretation of the content of historical memory as an ability to preserve the collective historical experience, the ability to preserve and transmit knowledge about historical events from generation to generation, historical figures, national heroes, traditions. It is presented the understanding of historical memory as an identification code which is necessary for maintaining the sociocultural identity of society. It is presented culture of thinking as systematic and historical mental activity of the students. It is analyzed the role of educational institutions in the historical memory formation as an important component of their teaching and educational activities. It is analyzed importance of educational environment as a reason of successful development of students’ intelligent potential. Organization of independent work is performed both as educational (class and out of class hours), and like creative work of the students, according to requirements of person-oriented model of education.It is presented the experience of educational work of the lecturers of the Department of Humanities of the Tver State Agricultural Academy as an instrument of support and development of historical memory among the students of an agricultural university. Effective forms of out-of-class work for the historical memory formation are analyzed: field lectures-excursions, scientific-student conferences, project activities of the students.
personal-centered model of education
historical memory
forms of out-of-class activity

Одним из основных параметров личностно ориентированной модели образования XXI века остается подготовка личности, соответствующей новой культурной реальности, способной отвечать на новые социокультурные вызовы информационного общества [1]. Адаптированный к современной культуре человек - это, прежде всего, человек, научившийся «самостоятельно мыслить», освоивший культуру мышления, главный компонент человеческой культуры [2, с. 9].

Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать феномен исторической памяти и процесс ее формирования у студентов аграрного вуза в условиях становления личностно ориентированной модели образования.

Материалы статьи основываются на результатах исследования процесса формирования исторической памяти у студентов аграрного вуза и опыте учебно-воспитательной работы преподавателей кафедры гуманитарных наук Тверской ГСХА по поддержанию и развитию исторической памяти.

Методы исследования определены его темой и логикой. Так, были использованы общенаучные и специальные методы гуманитарных наук: сравнительно-исторический, системный, структурно-функциональный и метод проектной деятельности.

Результаты исследования. Адаптация человека к современной культуре предполагает не только умение мыслить в соответствии с духом времени (инновационное мышление), но и сохранение исторической памяти (традиционное мышление). В связи с этим полагаем, что одним из важных параметров современной личностно ориентированной модели образования должно остаться формирование исторической памяти.

Общеизвестным является тот факт, что наличие памяти у человека превозносит его над всеми известными живыми существами, делая его более совершенным. Именно память позволяет нам осмыслено относится к своему прошлому и настоящему, а также саморазвиваться и самоопределяться. В современном гуманитарном знании память – это жизненный опыт, прежде всего одного человека, его знание событий, пережитых и прочувствованных, отражающихся эмоционально. Тогда как историческая память – это понятие коллективное, заключающееся в сохранении коллективного исторического опыта. Коллективная память поколений может быть как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны, наконец, всего человечества.

В современной гуманитарной науке существует множество определений категории «историческая память» [3]. Большая часть ученых сходятся в понимании ее как «способности общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знания об исторических событиях, исторических деятелях, о национальных героях, о традициях и коллективном опыте освоения социального и природного мира, об этапах, которые прошел тот или иной этнос, нация, народ в своем развитии» [4, с. 5]. Значение исторической памяти можно сравнить с идентификационным кодом, столь необходимым для сохранения социокультурной идентичности разных народов. Считаем, что в условиях глобализации, стирания национально-культурных различий потребность в исторической памяти как гаранта социокультурной идентичности еще более возрастает.

Коллективная историческая память традиционно рассматривалась как один из ключевых механизмов соединения людей этническими и культурными связями. Так, например, еще в XIX веке основатель философии либерализма Джон Стюарт Милль говорил, что «самой сильной из всех является идентичность политических предшественников; наличие национальной истории, а, следовательно, общие воспоминания; коллективные гордость и унижения, радость и сожаление, связанные с тем, что случилось в прошлом». Культурно-интеграционная функция коллективной исторической памяти во многом объясняется ее ментальной природой, глубинными основами коллективного сознания, из которых произрастает собственно историческое сознание [5].

Вместе с тем, несмотря на устойчивые ментальные основания исторической памяти, сегодня мы становимся свидетелями ее разрушения. В связи с этим справедливо поставить вопрос о возможности кардинального изменения самой ментальности. Окажемся ли мы в ближайшее время свидетелями иной постсоветской ментальности с новой (искаженной) исторической памятью? С одной стороны, кардинальные перемены противоречат самой природе ментальности, назначение которой оставаться «своеобразной памятью народа о прошлом, психологической детерминантой поведения миллионов людей, верных своему сложившемуся "коду" в любых обстоятельствах, не исключая и катастрофические» [6, с. 68]. С другой стороны, как показала практика последних лет, даже такая устойчивая категория, как ментальность, представляет собой феномен, способный испытывать воздействие извне, со стороны достаточно агрессивной постиндустриальной потребительской культуры.

В этой связи считаем, что помимо «ментальных гарантий» необходимы дополнительные усилия для поддержания должной исторической памяти, способной сохранить социокультурную идентичность. Государство должно выработать и последовательно реализовать единую стратегию развития исторической памяти молодого поколения [7]. В реабилитации и поддержании исторической памяти как идентификационного кода особую роль призваны сыграть, прежде всего, образовательные институты.

Формирование исторической памяти у современной молодежи представляет собой сложный и многогранный процесс. Среди факторов, влияющих на формирование исторической памяти, следует отметить: социально-экономические условия развития общества, идеологические установки, деятельность средств массовой информации и т.д. Начиная с ХХ века, особое место в процессе формирования исторической памяти начинают занимать средства массовой информации. СМИ и Интернет сегодня становятся не просто хранилищем информации, как их иногда пытаются представить. Они сегодня все больше и больше выступают в роли инстанции, формирующей общественное мнение, отношение к прошлой и современной истории. Именно от презентации события в средствах СМИ зависит репрезентация его в памяти людей. Средства массовой информации способствуют созданию и распространению исторических мифов и исторических штампов. В частности, современные молодые люди, видя на книге, статье или фильме отметку «исторический», автоматически соотносят представленные данные с исторической реальностью, воспринимая предложенную картину как происшедшую в действительности. Согласно мнению исследователей, у молодежи не сформированы качества, которые способствовали бы развитию критического мышления в оценке исторических данных, определению составляющих, позволяющих отличить вымысел от факта.

В этих условиях еще больше повышается роль и ответственность за формирование исторической памяти образовательных учреждений. Именно в школе закладывается основа этнического самосознания и исторической памяти подрастающего поколения. Эстафету подхватывают средние и высшие учебные заведения, в которых должна продолжаться систематическая и целенаправленная деятельность по формированию исторической памяти. Традиционно ключевое место в этом процессе отводилось дисциплине «История». Именно в пределах этой дисциплины, согласно федеральным государственным стандартам для студентов аграрных вузов, предполагалось формирование такой общекультурной компетенции, как «способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции» (ОК-2). К сожалению, в новых ФГОС ВО поколения 3++ эта компетенция исчезла. На смену ей пришла универсальная компетенция, звучащая как «способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» (УК-5). Подобная формулировка, безусловно, включает в содержание компетенции и формирование исторической памяти, но не как самоцели, а в контексте формирования культуры мышления в целом. В условиях нового образовательного поколения, помимо курса истории, эту компетенцию призваны формировать и такие дисциплины, как философия, культурология, социология, политология, психология. Представляется, что в таких условиях существенный объем работы по формированию исторической памяти перейдет из учебной во внеучебную сферу деятельности вузов.

Опыт педагогической работы преподавателей кафедры гуманитарных наук Тверской ГСХА показал, что процесс формирования исторической памяти становится наиболее эффективным именно тогда, когда он выходит за рамки аудиторных занятий [8]. В данном случае имеется в виду внеаудиторная работа, включающая различные формы: выездные лекции-экскурсии, научно-студенческие конференции, проектная деятельность студентов и т.д. Эти и другие формы работы с учащимися проводятся в рамках КПЦ – культурно-просветительского центра, созданного на базе кафедры гуманитарных наук.

В свое время основными задачами культурно-просветительского центра были заявлены: гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи, по­гружение в историческое прошлое страны и своего края, ориентация в про­блемах современной социокультурной действительности; формирование национальной идентичности, знаком­ство с другими национальными культурами, воспитание толерантности; духовно-эстетическое и этическое образование, развитие креативно­сти, расширение кругозора. Не трудно заметить, что все эти задачи нацелены на формирование именно исторической памяти как идентификационного показателя современной молодежи.

В первые годы (КПЦ существует с 2010 года) деятельность центра заключалась в проведении отдельных мероприятий, которые позднее оформились в проекты: «Исторические юбилеи», «Мир русской усадьбы», «Святые места России», «Парад культур», «Культурное пространство малых городов России», «Семья-династия в историческом и современном пространстве российской культуры», «Знаковые имена и памятники Тверского края».

В числе важных мероприятий, формирующих историческую память, хочется отметить экскурсию на Бородинское поле, посвященную 200-летию Отечественной войны 1812 года; круглый стол, посвященный 200-летию Царскосельского лицея; экскурсии, приуроченные к 1150-летию российской государственности (Владимир - Суздаль), 400-летию династии Романовых (Кострома - Ипатьевский монастырь). Эти мероприятия, напрямую (очно) знакомившие студентов с памятниками исторического прошлого, безусловно, способствовали формированию исторического сознания, необходимого условия гражданской идентификации молодых людей.

Особой популярностью среди студентов пользуются мероприятия, проводимые в рамках проекта «Мир русской усадьбы». В период с 2013 по 2017 г. студенты посетили Кузьминки (усадьба Голицыных), Архангельское (усадьба Юсуповых), Кусково (усадьба Шереметевых), Остафьево (усадьба Вяземских), Абрамцево (усадьба Аксаковых), Шахматово (усадьба А. Блока). Главным итогом экскурсий стал выбор студентами научно-исследовательских тем, посвященных различным аспектам усадебной культуры.

Представляется, что в российской межконфессиональной культуре историческое сознание плотно пересекается с религиозным сознанием. Отечественная историческая память – это память и о сакральных местах России. Проект «Святые места России», в рамках которого студенты посетили Троице-Сергееву лавру, Иосифо-Волоцкий монастырь, Новый Иерусалим, Нило-Столобенскую пустынь, предоставил возможность студентам соприкоснуться с религиозной духовной культурой, ее ценностями, сориентироваться в сложных вопросах института религии, его истории становления и развития.

Знакомство учащихся в ходе выездных лекций-экскурсийс историческим прошлым в разных его проявлениях, безусловно, играет свою роль в формировании исторической памяти. Но какой бы увлекательной и интересной историческая информация ни была, для студентов она остается только информацией, если не переживается ими, не проходит так называемую личностную примерку.

В свое время, определяя психологические характеристики личностного поведения или деятельности, Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником собственного поведения и деятельности, он поступает личностно. Представляется, что при формировании исторической памяти очень важно использовать опыт психологов, призывающих следовать условиям, при которых учащиеся могли чувствовать себя «источником собственного поведения», в частности не потребителем, а «носителем исторической памяти».

Первое условие - это формирование у студентов внутренней мотивации для обращения к исторической памяти. Для формирования устойчивого интереса студентов к историческому прошлому преподавателями кафедры используется формат: «познавая историю - познаю себя». Наиболее успешным данный формат выглядит, если его исходным материалом служит история своего края, своей семьи. Так, например, в рамках таких проектов, как «Культурное пространство малых городов России», «Семья-династия в историческом и современном пространстве российской культуры», студенты обратились и изучению истории своей малой родины и семьи. Они самостоятельно подбирали материал, позволивший им реконструировать региональную историю, знаковые события и памятники малой родины, современное состояние родных городов, генеалогическую историю своего рода. Именно подобные лично ориентированные проекты помогли студентам ТГСХА лучше усвоить теоретический материал, сделали его восприятие осмысленным, личностно значимым.

Второе условие - развитие у студентов способности к критическим суждениям, которые способствуют «превращению человека в личность более, чем полученные знания» (Монтень). При реализации второго условия мы отталкивались от целей современного образования, основанных на принципе «учить не науке, а учить учиться». Формирование критического мышления – одна из задач интерактивных занятий по гуманитарным дисциплинам, проводимых, как правило, в форме круглого стола. Отрабатывать и демонстрировать критическое мышление студентам позволяют и научно-студенческие конференции, в ходе которых они представляют свои исследования по заявленным проектам. Конференция – именно тот формат, который предоставляет студенту возможность не только выступить с докладом, но и поучаствовать в дискуссии, поспорить, отстаивая свою позицию по той или иной исторической теме.

Третье условие - развитие у обучающихся самобытности и самоценности. При реализации данного условия в ходе учебно-воспитательной деятельности используются технологии самоорганизации и саморазвития личности. Технология самоорганизации личности на семинарах включает целеполагание и постановку задач, формирование самоуправляющих механизмов личности по типу проактивности, воспитание у студентов доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.

Оценить уровень сформированности исторической памяти помог один из последних проектов, реализованных в 2017 году, «Экология исторической памяти». В рамках этого проекта студенты обратились к проблеме экологии культуры, провели исследования на предмет утраченных и возвращенных памятников Тверского края, провели опросы среди студентов на предмет знания истории своего края, знаковых исторических событий и имен.

Говоря о формировании исторической памяти как составляющей учебно-воспитательной деятельности вуза, нельзя не отметить все более возрастающую роль самого преподавателя, его роль, прежде всего, как личности, обладающей определенной культурой мышления, системой ценностей. Необходимо подчеркнуть, что в современной модели образования на первый план выдвигается не традиционное восприятие преподавателя как профессионала в определенной области знаний, а, прежде всего, его значимость как личности с определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями. В современной личностно ориентированной модели образования преподаватель должен не только передавать студенту знания и профессиональные умения, а, прежде всего, приобщать его к стремительно меняющемуся культурному пространству.

При организации воспитательного процесса формирования личностных, в частности гражданских, качеств студентов педагогам нужно уделять повышенное внимание психологическим особенностям обучающихся. Сегодняшняя молодежь организует свою жизнь в соответствии с новыми ценностными установками и ориентирами. Важно не утратить диалог с этим новым поколением, не допустить любые формы искажения его исторической памяти. Современный учебно-воспитательный процесс в идеале должен трансформироваться в формат сотрудничества «преподавателя-воспитателя» со студентом, где последний должен проявить себя как активное, самостоятельное и заинтересованное звено образовательного процесса.

Заключение. Таким образом, приоритетная цель образования – это формирование духовно-нравственной культуры обучающихся, важной составляющей которой должна быть историческая память. Усилий одних преподавателей-гуманитариев не достаточно в решении подобной задачи, в частности формирования исторической памяти. Безусловно, активную помощь в решении данной задачи должно оказать государство и соответствующие образовательные структуры. Только в их компетенции создание единой стратегической базы и условий формирования культурно-исторического сознания молодежи.