Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS FOR FUTURE TEACHERS FOR HEALTH ACTIVITIES IN THE GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Obukhova K.A. 1
1 Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Shadrinsky State Pedagogical University"
The article deals with the content of the concept of "psychological readiness of future teachers", which is becoming more and more relevant in the health work of general education institutions. The theoretical and methodological basis for the formation of psychological readiness for recreational activities is shown, the need for solving the problem related to the detailing and specificity of the content of the concept of "shaping the psychological readiness of future teachers for recreational activities", the justification of the psychological and pedagogical conditions affecting the formation of the psychological readiness of future teachers for health activity, the allocation of structural elements of psychological preparedness. The article also discusses the use of the personality-activity approach in education as a psychological and pedagogical criterion of the question of the psychological readiness of future teachers for recreational activities, thanks to which recreational activities imply the personal development of the person who is the subject of this activity. An author's structural model of forming the psychological readiness of future teachers for recreational activities was developed, the theoretical and methodological basis of which was systemic and personality-activity approaches. As a result of the consideration of the problem described in the article, new opportunities for studying the theoretical and applied moments of the formation of psychological readiness for health-improving activities have appeared: the study of the relationship between the "I-Concept" of the future teacher and the degree of the psychological readiness for health-improving activity, which has an impact on the specifics of professional and pedagogical activity generally.
psychological readiness
recreational activity
psychological and pedagogical conditions
development model
subject-subject relations.

ФГОС среднего (полного) общего образования раскрывает необходимость развития у обучающихся внимательного, бережного и грамотного отношения к здоровью, как к физическому, так и психологическому, как личному, так и окружающих людей. Однако обзор разработок, выполняемых в данной сфере, дал возможность сделать заключение о здоровьезатратной направленности современного образования, которое по своей сущности и социально-личностной роли обязано быть здоровьесберегающим.

Необходимость кардинальных изменений методов общего образования выражается в международных и национальных распорядительных документах: Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенция о правах ребенка», Федеральная программа развития образования», Конституция Российской Федерации, «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.», «Здоровье для всех: основы политики для Европейского региона ВОЗ», «Программа модернизации педагогического образования», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» и прочие [1].

Психологическую готовность как психическое обстоятельство, показывающее цельное выражение индивида, рассматривают В.А. Ганзен, А.Д. Ганюшкин, Ф. Генов, В.Ф. Дубяга, а проблема потребности и полезности здорового образа жизни и форм его активизирования исследуется отечественными и зарубежными учеными. Здоровье как сфера педагогики описывается в трудах А.Г. Асмолова, И.Л. Ореховой, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой, Д. Харрисона, В.П. Эфромсона и других [2; 3].

Хотелось бы отметить, что проблема психологической готовности будущих педагогов к деятельности оздоровительного характера в общеобразовательных учреждениях до сих пор не решена.

Цель исследования: разработать методологическую основу (подходы, компоненты, условия, структурная модель) формирования психологической готовности к оздоровительному процессу будущих педагогов.

Методы исследования. В ряду разных факторов исследования вопроса формирования психологической готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности мы полагаем, что нужно остановиться на следующих методах исследования, относящихся к детализации и конкретизации смысла определения «развитие психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности», аргументации структурных элементов психологической готовности, раскрытии психолого-педагогических требований, которые являются ключевыми в формировании психологической готовности будущих педагогов к оздоровительному процессу.

Опираясь на труды A.A. Деркача, мы понимаем психологическую готовность будущих педагогов к оздоровительной деятельности как комплекс психологических аспектов субъекта оздоровительной деятельности, обуславливающих развитие адаптационных способностей на базе субъект-субъектных отношений и оздоровительных технологий. Комплекс психологических аспектов субъекта оздоровительной деятельности объединяет следующие компоненты рассматриваемой психологической готовности: психоэмоциональный, психофизический, когнитивный и ценностно-мотивационный.

Каждый из этих компонентов связывают определенные психологические референции. Психоэмоциональный компонент включает психические состояния беспокойности, фрустрации, негибкости и истощения; психофизический элемент состоит из психофизического самочувствия, которое проявляется в самооценке удовлетворенности функционированием костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем организма, равно как в надобном усилии касательно оздоровительной деятельности. Ценностно-мотивационный элемент определяет конечные и инструментальные ценности, отвечающие конкретной деятельности; когнитивный элемент объединяет понимание оздоровительной деятельности и надобное усилие касательно оздоровительной деятельности.

Формирование психологической готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности мы определяем как увеличение актуальной степени психоэмоционального, психофизического, когнитивного и ценностно-мотивационного элементов. Оно настроено на возрастание приспособляющихся способностей участников образования на базе субъект-субъектных взаимоотношений и оздоровительных методик.

Психологическая готовность будущих преподавателей к оздоровительному процессу в общеобразовательных учреждениях детерминирована определенными условиями. В философии «условия» описываются как объективные обстоятельства: комплекс тех автономных феноменов, которые обращают концентрирующуюся в причине вероятность вызывания следствия в реальность [4]. В психологии берется в расчет субъективный характер данной ситуации: комплекс факторов внешней и внутренней среды, возможно, оказывающих воздействие на формирование конкретной психической ситуации; вдобавок это воздействие определено инициативностью человека или общности. Психолого-педагогические условия мы рассматриваем как системное объединение внутренних мотивов и внешних влияний, обуславливающих психологическое развитие личности.

Теоретико-методологической базой формирования психологической готовности к оздоровительному процессу выступают системный и личностно-деятельностный подходы. Системный подход (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплев, М.Г. Ярошевский) позволяет системно понять и разработать механизм психологической готовности к оздоровительному процессу.

Психолого-педагогические критерии вопроса психологической готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности отражены в парадигме личностно-деятельностного подхода в образовательном процессе (К.А. Абульханова, A.B. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков), согласно которому оздоровительный процесс подразумевает личностный рост человека, являющегося субъектом этой деятельности.

Деятельность определяется как процесс, выражающий отношение личности к миру, адекватный потребностям и обусловленный мотивом (по А.Н. Леонтьеву). Она всегда объективна и обоснованна. Значимыми чертами деятельности выступают ее сознательность и целенаправленность [5].

Рассматривая термин «оздоровление», мы отталкиваемся от исконного термина «здоровье» (по З.И. Тюмасевой), в соответствии с которым здоровьем человека как самосоздающейся развивающейся системы является баланс между адаптационными способностями организма и регулярно изменяющимися условиями обитания [6]. Оздоровление определяется нами как деятельность, ориентированная на увеличение адаптационных способностей организма, рост его устойчивости к разнообразным аспектам среды. Следовательно, под оздоровительной деятельностью в общеобразовательных учреждениях мы рассматриваем процесс, ориентированный на увеличение адаптационных способностей субъектов обучения на базе построения субъект-субъектных взаимоотношений и оздоровительных методик, дающих возможность образовать благоприятные условия для развития обучающихся.

В результате анализа научных трудов можно подвести итог о разнообразных условиях, обуславливающих психологическую готовность в сфере профессионального педагогического образования. Вместе с тем выявление и аргументация непосредственно психолого-педагогических условий психологической готовности будущих преподавателей к оздоровительному процессу в образовательном учреждении не нашло отклик в психолого-педагогической теории и практике, а без этого невозможно реализовать какие-либо модели и программы в учебном процессе. Вследствие этого необходимо выявить и аргументировать психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к оздоровительному процессу в образовательных учреждениях.

В ходе изучения характеристик психологической готовности и специфики процесса ее формирования мы определили психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к оздоровительному процессу, которые определяются нами как взаимосвязанная система внутренних мотивов и внешних влияний, обуславливающих психологическое развитие личности [7].

Первое психолого-педагогическое условие – организация «благосклонности» между субъектами обучения и позитивной психологической среды, базирующейся на субъект-субъектных отношениях (В.М. Шепель, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев). Организация «благосклонности» между всеми субъектами обучения и позитивной психологической среды воздействует на психоэмоциональный и психофизический элементы психологической готовности к оздоровительной деятельности.

Существенностью первого условия является высокий показатель важности психоэмоционального компонента в иерархии элементов психологической готовности к оздоровительному процессу, вместе с тем данное условие позволяет реализовать второе условие формирования психологической готовности к оздоровительному процессу.

Второе психолого-педагогическое условие - самоанализ психофизического и психоэмоционального настроения, стремлений и знаний об оздоровительном процессе, ценностей обучающихся. Самоанализ понимается нами как самопознание субъекта внутренних психических актов и явлений. Он дает возможность стабилизировать психоэмоциональный и психофизический компоненты психологической готовности к оздоровительной деятельности и воздействует на ценностно-мотивационный элемент. На базе рефлексии формируются процессы прогнозирования и моделирования, оказывающие воздействие на когнитивный элемент психологической готовности. Следовательно, второе условие воздействует на формирование всех элементов психологической готовности к оздоровительному процессу.

Третье психолого-педагогическое условие - футурология и имитирование личной оздоровительной деятельности. Футурология и имитирование, влияя на когнитивный элемент психологической готовности к оздоровительной деятельности, дают возможность развить понимание оздоровительного процесса в целом, обнаружить решение вопросов, появившихся в процессе ее исполнения [8].

В соответствии с проведенным анализом, выявлением основных понятий и определением психолого-педагогических условий формирования психологической готовности к оздоровительной деятельности была выработана структурная модель формирования психологической готовности будущих педагогов к оздоровительному процессу, теоретико-методологической базой которой явились системный и личностно-деятельностный подходы (рисунок). 

Структурная модель формирования психологической готовности к оздоровительному процессу будущих педагогов

Модель формирования психологической готовности к оздоровительному процессу базируется на возрастных характеристиках становления личности студентов. В нашей работе мы основываемся на теории возрастного становления, изучающей становление личности в психосоциальном соотношении, что детерминировано возрастом будущих преподавателей, а также совокупным характером данной проблемы. Теории возрастного становления личности А.В. Петровского и Э. Эриксона, В.И. Слободчикова и Г.А. Цукермана рассматривают возможность поэтапного формирования психологической готовности к оздоровительному процессу у студентов в условиях высшего образования.

Вывод. Осуществленное исследование предоставляет новые возможности рассмотрения академических и прагматических критериев формирования психологической готовности к оздоровительному процессу: рассмотрение корреляции «Я-Концепции» в перспективе педагога и степени сформированности психологической готовности к оздоровительной деятельности, что оказывает влияние на специфику профессионально-педагогической деятельности в общем; рассмотрение возрастного совершенствования психологической готовности к оздоровительному процессу и, как следствие, особенностей психолого-педагогической работы с будущими педагогами.