Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN ON THE EXAMPLE OF HISTORICAL FIGURES

Kostenko I.V. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Shadrinsk State Pedagogical University
This article discusses the possibilities and features of the implementation of patriotic education of preschool children on the basis of the information about various historical personalities. Information about outstanding historical personalities is seen as a kind of personal example. In view of the above, this information can be used as a means of patriotic upbringing of preschool children. In particular, the possibilities for implementing patriotic education of preschool children are considered on the basis of data about individual historical personalities (A. Suvorov, A. Raevsky, and A. Brusilov). Also in the course of research the basic conditions of patriotic education of preschool children were allocated on the basis of their age features, requirements of federal state educational standards and modern approaches to the organization of educational process. It is also shown that the presentation of historical examples to preschoolers, as examples of patriotism and love of the Motherland, should be carried out in the most interesting and accessible forms for them. Most preschool children prefer activity-based forms of work in the process of patriotic education (for example, drawing, project activities, helping veterans, etc.) because of their age. In addition, systemically organized work attracts preschoolers. Based on this, the system-activity approach seems expedient in the formation of a patriotism sense among preschoolers.
history
patriotic education
preschool age
historical personalities
upbringing conditions

На сегодняшний момент патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это основа формирования гражданской идентичности ребенка, привития ему национальных и культурных ценностей. В этой связи вопросы организации патриотического воспитания дошкольников весьма актуальны.

На современном этапе патриотическое воспитание, которое призвано формировать у детей национальное самосознание, активную гражданскую позицию, стремление и готовность брать на себя ответственность за развитие своей страны и народа, осуществляется в рамках различных форм работы, занятий, экскурсий, учебных курсов.

Патриотическое воспитание, как одно из приоритетных направлений современной системы образования (это указано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартах, а также в «Стратегии развития воспитания на период до 2025 г.»), предполагает формирование у детей патриотических чувств, любви к стране и народу, чувства гражданского долга, готовности отстаивать государственные интересы Родины [1]. При этом особую значимость имеет преемственность в патриотическом воспитании, а также организация данного процесса уже на начальных ступенях образования, в том числе и в системе дошкольного образования.

В то же время организация патриотического воспитания в системе дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, требует более тщательного подхода и подбора методов, средств, технологий воспитания. Наиболее понятное и простое воспитание для дошкольников – это воспитание на личном примере. Если говорить о патриотическом воспитании, то примером выступают известные национальные герои.

Цель исследования: оценка воспитательного потенциала информации о выдающихся исторических личностях в процессе осуществления патриотического воспитания дошкольников.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели достаточно важным является анализ литературных и исторических источников.

Материалы исследования включают литературные и исторические источники, например воспоминания отдельных исторических личностей (А. Брусилова), а также методическую литературу.

Результаты исследования и их обсуждение

Одной из известных личностей является личность А. Суворова, который до настоящего времени воспринимается всеми поколениями, как эталон мужества, мудрости, острого ума и верности своей Родине. Дошкольникам вполне доступен материал в переложении воспитателя о детстве А. Суворова, его победе над самим собой (недостаточно крепким для военной службы состоянием здоровья) и победе над мнением отца, который считал, что А. Суворов не годится для военной службы. Достаточно показательны для дошкольников и военные подвиги А. Суворова, его громкие победы. Материал о них интересен даже для восприятия дошкольников.

Для понимания дошкольниками патриотизма, как своего личного выбора, достаточно показателен пример героя войны 1812 года А. Раевского, и в первую очередь его знаменитая фраза: «Честь дороже присяги, нарушив первую, человек уже не может существовать, тогда как без второй он может обойтись еще» [2, с. 381]. Эти слова были сказаны генералом А. Раевским царю на вопрос о том, почему он не донес на своих друзей-декабристов, не выдал их, зная об их замысле. Данный пример иллюстрирует дошкольникам необходимость собственной позиции даже в рамках существующих ценностей общества и приказов.

Следует отметить, что традиционно в прикладном понимании патриотическое воспитание осуществляется на примерах Великой Отечественной войны. При этом, если Вторая мировая война, как материал для реализации патриотического воспитания, изучается дошкольниками достаточно тщательно на занятиях и мероприятиях, посвященных годовщинам Великой Победы, то Первая мировая война зачастую остается недостаточно изученной. Это негативно сказывается как на качестве патриотического воспитания, так и на знании отечественной истории [3, c. 72]. Ввиду того что наибольшим воспитательным потенциалом обладают военные исторические события, представляется достаточно значимым исследование материалов о героических личностях Первой мировой войны для реализации патриотического воспитания.

Среди примеров из периода Первой мировой войны показательна операция генерала А.А. Брусилова, получившая название «Брусиловский прорыв», осуществлена с 4 июня по 20 сентября 1916 года [4]. В ходе операции генерала А.А. Брусилова было нанесено поражение армиям Германии и Австро-Венгрии во время Первой мировой войны. Операция стала последней крупной военной победой императорской России [5]. Стоит отметить, что это единственное сражение войны, в названии которого закрепилось имя командующего фронтом.

По итогам проведенного Брусиловского прорыва Юго-Западный фронт нанес поражение австро-венгерской армии. Воспитательное значение содержания данного материала состоит в том, что история Брусиловского прорыва показывает дошкольникам, как русские войска, измученные долгими военными действиями и сломленные «великим отступлением» 1915 года, в условиях острого кризиса власти и революционных настроений, отражая наступления трех империй (Германской, Австро-Венгерской, Османской), показали всему миру образец героизма и мужества [6].

Брусиловский прорыв, как историческое событие, показал в тот период всему миру, а в настоящее время также может показать и современным дошкольникам, что русский солдат остается верным традициям мужества и верности своей Родине, и что роль морального духа и патриотизма в решении исхода войны очень велика. Воспитательный потенциал этого исторического события подчеркивает один из биографов генерала Брусилова – С.Н. Семанова: «…остается непреложным факт: наступление Юго-Западного фронта летом 1916 года, бесспорно, принадлежит к наиболее ярким и поучительным операциям Первой мировой войны. После этой операции главнокомандующий Юго-Западного фронта твердо встал в ряд с выдающимися военачальниками русской армии, а это кое-что значит! Брусилов был последним из полководцев старой русской армии, опыт которого обогатил русское военное искусство…» [7, с. 42].

Прежде всего, педагог должен сам хорошо ориентироваться в представляемой тематике, материал должен быть переработан и грамотно адаптирован для детского восприятия.

Для этого воспитателям необходимо организовывать различные совместные методические мероприятия: консультации, работу творческих групп, семинары–практикумы, показ открытых занятий и т.д. Также педагогам надо систематически заниматься самообразованием. Таким образом, для реализации нравственно–патриотического воспитания дошкольников необходимо правильное построение работы воспитателей.

В процессе работы по патриотическому воспитанию должны осуществляться следующие задачи: образовательные, воспитательные, развивающие.

Представление дошкольникам исторических примеров, как примеров патриотизма и любви к Родине, должно осуществляться в наиболее интересных и доступных для них формах. Решение перечисленных задач нравственно-патриотического воспитания в процессе детской деятельности (в играх, труде, быту и в самостоятельной деятельности детей) позволит сформировать взаимоотношения с окружающими его взрослыми и детьми и воспитает патриотические чувства.

Необходимо применять формы и методы, которые вызывают развитие эмоций и чувств дошкольников. Большинство из них в силу своего возраста предпочитают деятельностные формы работы в процессе патриотического воспитания. Предпочтительными формами процесса патриотического воспитания для дошкольников выступают игровые методы, творческая деятельность, спортивные мероприятия.

Стоит отметить, что систематическая и правильно организованная работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста помогает формированию у дошкольников чувств патриотизма.

При изучении тем, связанных с героическими личностями, особое внимание необходимо уделять подбору такого материала, который бы вызывал отклик у детей, заставлял их сопереживать и гордиться своими предками, размышлять над поступками людей. Зачем жертвовали жизнями люди во времена великих испытаний? Что заставляет человека совершать подвиг? Кем ребенок может гордиться, кого помнить?

Преподносить героические подвиги необходимо так, чтобы дошкольники понимали, почему все герои разного времени жертвовали своим состоянием, жизнью и любовью во имя интересов Отечества. Они не хотели умирать, но тем не менее шли на смерть.

Преподаватели должны подводить обучающихся в дошкольном заведении к пониманию, что патриотический дух народа был движущей силой закономерности побед России.

Как уже отмечалось ранее, занятия должны быть направлены не только на развитие ума, но и на воспитание гражданских чувств, необходимо вызвать у дошкольников эмоциональный резонанс и переживания.

Для получения такого резонанса при проведении занятия можно выделить следующие условия:

  • эмоциональная подача передаваемой идеи воспитателем;
  • применение средств, которые повысят интерес дошкольника к предлагаемому материалу;
  • формирование определенного индивидуального отношения дошкольников к разным явлениям в обществе.

Исходя из этого, для формирования чувства патриотизма у дошкольников представляется целесообразным применение системно-деятельностного подхода.

Особую роль в воспитании чувства патриотизма дошкольников должна выполнять семья. При этом дошкольная образовательная организация и семья должны действовать по единой системе, дополнять деятельность друг друга [8]. Такую систему патриотического воспитания можно организовать в рамках государственно-общественного управления образовательными организациями (например, принятие совместно с родителями программы патриотического воспитания для группы дошкольников, выбор наиболее интересных исторических личностей как примеров для воспитания патриотизма: это может быть пример 10-летнего Николая Пищенко, который наравне со взрослыми и старшими братьями отважно сражался в Севастополе и был награжден адмиралом Нахимовым медалью «За храбрость» и Георгиевским крестом).

Воспитание патриотизма в современной системе дошкольного образования представляется одной из приоритетных задач, однако представление о патриотическом воспитании в обществе в целом и на ступени дошкольного образования в настоящее время не имеет единого подхода. Вместе с тем выделены определенные ориентиры в организации патриотического воспитания – это целостность данного процесса, его систематичность, преемственность, учет личностных и возрастных особенностей [3, c. 43].

Согласно указанным критериям осуществление патриотического воспитания на основе использования информации о жизни и деятельности исторических личностей является приоритетным по следующим причинам:

1) использование материала об исторических личностях возможно уложить в систему (например, по хронологии либо в рамках подачи материала – о детстве, жизни, подвигах, убеждениях);

2) использование материала об исторических личностях в рамках патриотического воспитания дошкольников закладывает дальнейшее изучение материала курса истории в школе, что соответствует критерию преемственности;

3) использование материала об исторических личностях дает возможность адаптировать процесс патриотического воспитания под возрастные особенности дошкольников, например в случае рассказов о детстве и юности героев России.

При организации патриотического воспитания можно выделить ряд основных проблем: возрастные особенности дошкольников (неосознаваемость ими ряда понятий, таких как «Родина», «государство» и т.д.), отсутствие систематичности и преемственности в процессе патриотического воспитания, недостаточная методологическая база, недостаточная профессиональная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в сфере патриотического воспитания.

При этом также необходимо учитывать ряд возрастных психологических особенностей дошкольников, в первую очередь недостаточно сформированное волевое усилие, превалирование непроизвольного внимания над произвольным, эмоциональность, незавершенность процесса формирования сенситивной сферы.

Стоит также отметить, что патриотическое воспитание дошкольников с помощью истории не должно быть направлено только на военную пропаганду. Оно должно формировать у детей чувство гордости за достижения Отечества.

Вся информация должна преподноситься таким образом, чтобы взрастить чувство гордости и уважения к своему народу, который способен проявлять в необходимый момент лучшие человеческие качества, которые привели народ к победам. В то же время неправильная подача материала может привести к возникновению ненависти к противникам и «образу врага», чего необходимо избегать.

Поэтому необходимо объяснять дошкольникам причины того, что народ перед лицом военной опасности активизировал все свои человеческие ресурсы на достижение военных побед, и пояснять возможные последствия военного проигрыша для социально-политической жизни России.

В качестве основных педагогических условий, которые могут усилить потенциал материала об исторических личностях, как средства патриотического воспитания, можно отметить такие, как:

  • внедрение личностно ориентированного подхода;
  • педагогическое взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в использовании традиций русского воинства, в единстве патриотических и семейно-родственных воспитательных воздействий (контекстный компонент);
  • проведение интегрированных занятий.

Воспитательное воздействие исторического материала о личностях русских героев могут усилить следующие средства и методические приемы [3]:

1) использование видеофрагментов фильмов, компьютерных презентаций;

2) использование художественной литературы и произведений живописи. Например, при изучении событий «Брусиловского прорыва» это картина художника П. Рыженко «Брусиловский прорыв», в случае А. Суворова – «Переход через Альпы», портреты А. Суворова;

3) персонификация: дошкольникам можно предложить задания формата: «Расскажите об А. Суворове от первого лица…», «Как бы вы поступили на месте А. Раевского?» и т.д.

Заключение

В заключение стоит отметить, что исходя из возрастных особенностей дошкольников процесс патриотического воспитания должен исключить навязываемость и долженствование, включать игровую составляющую и ряд средств мотивации.

При организации занятий по патриотическому воспитанию или иных форм работы с дошкольниками (например, в рамках экскурсии) следует отдавать предпочтение красочным типам представления материала с целью воздействия на непроизвольное внимание