Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DESIGNING THE CASE TASK ON THE EXAMPLE OF THE SECTION "FIRST AID" IN SUBJECT FUNDAMENTALS OF HEALTH AND SAFETY

Pichenenko V.G. 1 Lekomtseva A.A. 1
1 SFEI of APE Nizhny Novgorod Institute of development of education
The Federal state Educational Standard and the professional standard of the teacher raise the requirements for teachers in the application of modern pedagogical technologies in their professional activities. This article presents the author's development of case studies on the «First Aid» section, which were tested during the refresher courses for teachers of the basis of life safety, and also introduced into pedagogical practice by a number of general education organizations of the Nizhny Novgorod region. The order of the teacher's work on the construction of situational problems is proposed, consisting of three stages, each of which, in turn, includes sequential algorithms of the teacher's actions with the students. The first stage is organizational and methodical, where the teacher determines the themes of the lesson, where this type of task will be applied; formulates the planned personal, subject and meta-subjective educational results; analyzes possible intersubject connections with other disciplines in the course of solving the task; make up the text of the case and the questions to it, if necessary selects the specifying annexes; describes the basis of the solution. The second stage is content-activity, consisting of the design of the case, the definition of the questions of the task, the time for solving, the compilation of instruction for the students according to the algorithm of the assignment, the form of the presentation of the solution of the situational task (oral, written, visual on the simulators), design and number of printouts of tasks. The third stage is the criterion-evaluation, when the teacher chooses the criteria for assessing the situational task; builds a rating scale; thinking about typical errors and arguments for parsing them. The use of this educational technology in the educational process raises both the professional competence of teachers and the motivational need of students to study the subject of the basis of life safety.
case task
educational pedagogical technology
professional competence of teachers
first aid

Технологический подход, реализуемый в предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», призван повысить результативность процесса обучения. Он основывается на проектировании образовательной деятельности с учетом заданных ФГОС требований к предметным, метапредметным и личностным результатам образования, структуре образовательной программы и условиям ее реализации. ФГОС в части требований к условиям реализации основной образовательной программы среднего и основного общего образования ориентирует педагогов на применение в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа [1]. Профессиональный стандарт педагога к одной из профессиональных компетенций учителя предписывает демонстрацию умения применять им психолого-педагогические технологии для успешной реализации практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач [2].

К технологиям деятельностного типа относят технологии развития критического мышления через чтение и письмо, исследовательские и проектные технологии, проблемного обучения, case-study и ряд других. В данной статье представлены методические разработки кейс-заданий, которые были апробированы и внедрены в практике преподавания курсов повышения квалификации для педагогов ОБЖ в ГБОУ ДПО «НИРО», а затем реализованы в учебном процессе рядом общеобразовательных организаций Нижегородской области.

Эффективное использование кейс-технологий в образовательной практике является актуальным и опирается на тенденции к использованию и применению полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, закреплению межпредметных связей, формированию умений быстро реагировать в нестандартной ситуации. В рамках данной технологии можно непосредственно диагностировать уровень самостоятельности, инициативности всех обучаемых, умения работать в команде, находить рациональные решения и другие аналитические способности [3].

Цель исследования

Цель данной работы - разработка и апробация методических рекомендаций по использованию разных форм кейс-заданий на примере учебного раздела «Первая помощь» для повышения профессиональной компетенции педагогов ОБЖ на курсах повышения квалификации в ГБОУ ДПО «НИРО».

Материалы и методы исследования

Для того чтобы кейс-задание можно было использовать в качестве современной активной технологии обучения, необходимо раскрыть ряд методических рекомендаций и особенностей применения разных типов заданий.

Порядок работы учителя по конструированию ситуационных задач в разделе «Первой помощи» состоит из трех этапов, каждый из которых, в свою очередь, включает последовательные алгоритмы действий педагога с обучающимися.

1. Организационно-методический этап начинается с подбора конкретного типа кейс-задания в изучаемой теме урока, его места в учебном процессе. Далее формулируются планируемые личностные, предметные и метапредметные образовательные результаты. Проводится анализ возможных межпредметных связей с другими дисциплинами в ходе решения поставленной задачи. Составляется текст кейса и вопросы к нему, при необходимости подбираются уточняющие приложения и факты. В конце этого этапа описываются основные положения ответа учащегося.

2. Содержательно-деятельностный этап состоит из оформления кейса, определения вопросов задачи, времени для ее решения, составления инструкции для обучающихся по алгоритму выполнения задания, выбора формы презентации решения ситуационной задачи (устной, письменной, наглядной с использованием тренажеров).

3. Критериально-оценочный этап включает подбор педагогом критериев оценки ситуационной задачи; построение шкалы оценивания; анализ типичных ошибок.

Каждая ситуационная задача должна быть направлена на то, чтобы обучающийся приобрел навыки критического анализа различных жизненных ситуаций, научился работать с информацией и моделировать выход из сложившихся трудностей, проявлять инициативность, работать в команде, быть толерантным к мнениям всех участников события, при этом аргументируя свои убеждения и действия.

Статистический анализ проделанной работы в данном направлении при проведении курсов повышения квалификации для учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ в ГБОУ ДПО «НИРО» показывает, что использование кейс-технологий повышает эффективность профессионального обучения.

Результаты исследований и их обсуждение

Специалист по дополнительным образовательным программам С.И. Змеев считает, что технология обучения взрослых представляет собой систему определенных операций, технических действий и функций как обучающихся, так и обучающих [4]. Поэтому одной из основных задач при проведении курсов повышения квалификации является практическое включение слушателя курсов в активную самостоятельную деятельность, развивающую у него способность к самоуправлению своими действиями. Центральным звеном в этой системе должна стать организация практической деятельности, основанная на сотрудничестве и обмене педагогическим опытом, консультировании. Итог работы по использованию современных образовательных технологий должен быть нацелен на формирование профессиональной мотивации у педагогов [5].

По результатам аналитического отчета (входные анкеты слушателей курсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к преподаванию ОБЖ в условиях реализации ФГОС», количество опрошенных - 60 человек) были выявлены следующие наиболее эффективные технологии обучения: использование смешанного обучения – 28,33% (17 человек), командного обучения – 26,66% (16 человек), проектного обучения - 25% (15 человек). Остальные технологии, методы и приемы, по мнению участников опроса, смогут оказать влияние на повышение качества в незначительной степени, в частности: кейс-стади выбрали 6,67% (4 человека), воркшоп и геймификация по 5% (по 3 человека), нооген и перевернутое обучение указали по 1,67% (по 1 человеку). Количественное распределение всех ответов представлено на рисунке 1 под буквой А.

После прохождения курсов повышения квалификации и реализации модуля «Организация первой помощи при неотложных состояниях» с применением и методическим разбором всех выше перечисленных технологий количество педагогов, считающих использование кейс-стади эффективным для достижения поставленных образовательных результатов, увеличилось с 6,67% (4 человека) до 28,33% (17 человек). Распределение ответов выходной диагностики представлено на рисунке 1 под буквой Б.

Рис. 1. Распределение ответов слушателей курсов о повышении качества обучения по программе «Современные подходы к преподаванию ОБЖ в условиях реализации ФГОС» (А - данные входной анкеты; Б - данные выходной анкеты)

Рассмотрим разнообразные формы кейс-заданий и методические особенности их применения в учебном процессе на примере раздела «Первая помощь». Подобные ситуационные задачи представляют собой примеры практических заданий, в которых может быть описана реальная или воображаемая ситуация несчастного случая с одним или несколькими неотложными состояниями у пострадавших.

Сюжет задачи может разворачиваться в школе (на уроке или перемене), на улице, в лесу, дома или в общественном месте и т.д. При решении ситуационной задачи главными критериями для обучающихся являются правильное определение травмирующего фактора, неотложного состояния, а также грамотное выполнение всего комплекса мероприятий по организации первой помощи. Данный тип заданий по имитации экстренных случаев в новой «нетипичной» ситуации поможет обучаемым в дальнейшем не растеряться и быстро отреагировать в реальной действительности.

Кейс-задания, представленные в виде текста, по способу решения можно свести к четырем группам: ситуации выбора; ситуации отсутствия единого правильного алгоритма действия; ситуации предпочтения и вероятностные ситуации. Наибольшую трудность у педагогов вызывают сложные ситуации с отсутствием единого правильного алгоритма действия. Обычно в учебных задачах моделируются простые условия, в которых, как правило, предполагаются однозначные решения, нацеленные на выявление конкретных предметных знаний по изучаемой теме. В реальной жизненной ситуации человек сталкивается с целой мозаикой всевозможных факторов действительности и одновременно должен учитывать весь комплекс сведений. Кейс-задания данного типа развивают такие личностные качества, как мобильность, быстрота реагирования на непредвиденные факторы риска, слаженность и четкость действий. Например, при оказании первой помощи спасатель может столкнуться с ситуацией, когда оказываются несколько пострадавших. Оценив состояние каждого пострадавшего, спасателю необходимо решить, кому в первую очередь нужна экстренная помощь. Рассмотрим пример текста кейс-задания этого вида:

Около средней школы произошло дорожно-транспортное происшествие: наезд на пешеходов. Пострадали два ученика. У семилетнего мальчика - наружное кровотечение в области лба, в результате которого лицо и волосы залиты кровью. Мальчик сидит и стонет, осматривается по сторонам. При осмотре пострадавшего частота его дыхательных движений и сердечных сокращений находятся в норме. А у десятилетнего мальчика видимых повреждений нет, но он указывает на боли в голове, тошноту, частичную потерю памяти (не может вспомнить обстоятельств аварии).

Данное задание можно использовать в девятом классе, в пятом разделе «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» на этапе закрепления полученных знаний. На организационно-методическом этапе подготовки данного кейс-задания к использованию в учебном процессе учитель ОБЖ определяет раздел, тему, этап урока. Далее педагог формулирует личностные, предметные и метапредметные образовательные результаты, которые будут достигнуты при решении кейс-задания. Например, личностный результат может быть направлен на достижение высоких результатов при формировании понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, а также усвоении правил индивидуального и коллективного безопасного поведения на транспорте и на дорогах. В кейс-заданиях со сложными ситуациями, в которых отсутствует единый правильный алгоритм действий, формируются такие метапредметные результаты, как умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности; умение владеть основами самоконтроля, самооценки; умение принимать решение и осуществлять осознанный выбор. Выполнение данной ситуационной задачи позволяет обучающимся достигнуть таких предметных результатов, как формирование умений оказывать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций; умение принимать обоснованное решение в конкретной неотложной ситуации. Анализируя межпредметные связи, учитель должен опираться на знания биологии восьмого класса (функции и состав крови, строение сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физиология нервной системы). Следующим шагом к реализации кейс-задания в учебном процессе является составление вопросов. Например: «Какая чрезвычайная ситуация описана в кейсе?»; «Какие неотложные состояния можно предположить у пострадавших?»; «Кому из пострадавших первому необходимо оказать первую помощь и почему?»; «Приведите алгоритм действий при оказании первой помощи для обоих пострадавших». В конце организационно-методического этапа педагог прописывает основные положения ответа учащегося.

На содержательно-деятельностном этапе конструирования этого кейс-задания учителю предпочтительнее выбрать парную форму работы учеников в классе, определить время для решения задачи не более пяти минут и представить ответ в виде демонстрации навыков временной остановки кровотечения и придания охранительного положения на тренажерах.

Критериально-оценочный этап включает подбор педагогом критериев оценки ситуационной задачи; построение шкалы оценивания; анализ типичных ошибок.

Как показывает педагогическая практика, учителя ОБЖ часто используют на уроках ситуации-предпочтения. Данный тип кейс-заданий предполагает вариативность в выборе действий, но с различными последствиями от выбранного решения. Подобные задачи наиболее часто описывают ситуации, возникшие в условиях автономного существования, когда группа людей находится на местности, удаленной от населенных пунктов, и приезд бригады скорой помощи откладывается. Именно в таких ситуациях в зависимости от тяжести состояния пострадавшего спасатель должен принять решение, например о возможности иммобилизации и транспортировке человека.

Вероятностные ситуации содержат описание событий, когда у очевидца происшествия отсутствует полный объем информации о несчастном случае, а значит, увеличен процент предполагаемого риска при выполнении того или иного действия.

Ситуационные задачи можно представлять обучающимся не только в виде текста с описанием ситуации и вопросами, требующими решения или демонстрации навыков оказания первой помощи, но и в виде рисунков (кейс-иллюстрации). Как правило, данные задания предлагаются в виде парных изображений, где на одном из них крестиком отмечено, как поступать нельзя или неправильно, а на другом галочкой отмечено, как правильно действовать в данной ситуации (рис. 2). Учитель предлагает устно или письменно обсудить эти рисунки, подобрав как можно больше комментариев о том, что может произойти, если спасатель неправильно оказывает первую помощь.

Рис. 2. Пример кейс-иллюстраций по организации первой помощи при носовом кровотечении

Приведенные примеры кейс-заданий могут использоваться педагогами при изучении раздела «Первая помощь» для текущего, промежуточного или итогового контроля обучающихся.

Выводы

В статье представлены основные теоретико-методологические подходы к определению понятия «кейс-задание», рассматриваются возможности технологии ситуационного анализа как инструмента конструирования и проектирования образовательного процесса с обучающимися, раскрывается их качественное своеобразие и особенности использования в учебной деятельности. Применение технологии «Решение ситуационных задач» в педагогической практике учителей будет способствовать повышению их профессиональной компетенции.