Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MANAGEMENT OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF A TEACHER TO IMPLEMENT FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION

Saitbaeva E.R. 1 Voronina Y.V. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
The article substantiates the dependence of the effective implementation of the federal state educational standard of basic general education (GEF LLC) on the level of professional readiness of a teacher motivated to innovate, who understands the essence of system updates of Russian education (its content, structure, educational results evaluation system), which possesses the technologies of competence education . The main risks are identified, which can undermine the implementation of system updates in the educational organization during the modernization of Russian education. The essence and structure of the teacher's professional readiness for the implementation of GEF LLC is clarified. The model of the management of the professional readiness of the teacher for the implementation of the GEF LLC is designed in which the following are singled out: the strategic goal; strategic tasks; the composition of activities for the preparation of motivational, personnel, regulatory, information, educational, methodological, financial, economic and material resources of the school. An analysis of the prerequisites for the introduction of a model for managing the formation of the professional readiness of a teacher in the secondary school No. 35 in Orenburg was carried out using the Ishikawa cause-and-effect diagram. The model of management of the professional readiness of the teacher for the implementation of GEF LLC was tested during the pilot work in the municipal general educational budgetary establishment "Average comprehensive school No. 35 in Orenburg". The results of studying the professional readiness of the teacher before and after the experiment are described, which confirm the effectiveness of the developed management model. After the experiment, the number of teachers at the functional and competence level of professional readiness increased, and the number of teachers at an elementary level was significantly reduced. The main condition for increasing the human resources potential is revealed - improving the system of continuous pedagogical education.
professional readiness of the teacher
management of the professional readiness of the teacher
Federal State Educational Standard of Basic General Education

Модернизация общего образования в РФ направлена на повышение качества образования, формирование конкурентоспособной (жизнеспособной) личности выпускника школы. Средством обновления содержания, структуры, технологий обучения, системы оценивания образовательных результатов выступает федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), призванный обеспечить права обучающегося, развитие его личности, удовлетворение его образовательных потребностей, создание условий для раскрытия его склонностей и способностей. Успешная реализация ФГОС ООО во многом зависит от образовательной организации и конкретного учителя: кадровый ресурс образовательной организации, наряду с другими ресурсами: материально-техническим, информационным, включен в обязательный перечень условий реализации ФГОС [1]. Однако образовательная практика еще не накопила достаточный опыт формирования профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО в условиях общеобразовательной организации. Анализ научной литературы и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к кадровым условиям внедрения ФГОС ООО, и недостаточным реальным уровнем профессиональной готовности педагога к данной масштабной инновации.

В связи с этим нами поставлена цель: разработать и апробировать модель управления формированием профессиональной готовности педагога, обеспечивающую системное внедрение ФГОС ООО в образовательной организации.

Для ее реализации сформулированы задачи:

1) выяснить сущность и структуру профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО;

2) разработать модель управления формированием профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО в школе;

3) выявить предпосылки внедрения разработанной модели в МОБУ «СОШ № 35» г. Оренбурга;

4) экспериментально проверить эффективность разработанной модели управления формированием профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО на базе МОБУ «СОШ № 35» г. Оренбурга.

Для проектирования модели управления формированием профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС ООО и анализа предпосылок внедрения ее в школе использованы метод «дерева целей» и диаграмма Ишикавы. Для диагностики профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС ООО разработана матрица, позволяющая оценить степень сформированности критериев профессиональной готовности педагогов. При этом каждый параметр оценивался в баллах (от 1 до 10). Максимальное количество баллов – 350. Затем определялся уровень профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС ООО.

Мы солидарны с мнением ученых (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластёнин и др.), рассматривающих профессиональную готовность педагога как целостное проявление всех сторон личности, которые обеспечивают возможность эффективного выполнения профессиональных функций. С учетом интегративного характера этого феномена считаем целесообразным выделить в структуре профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО три компонента:

1) мотивационный - мотивы, ценности и личностные качества педагога, необходимые для инновационной деятельности по реализации требований ФГОС ООО;

2) когнитивный - совокупность знаний о структуре основной образовательной программы ООО, планируемых результатах ее освоения, информационно-методических условиях ее реализации, а также системы оценки качества образования;

3) деятельностный - совокупность умений и навыков разработки вариативного содержания образования, применения технологий компетентностного образования, формирования и оценки комплексных результатов образования.

Мотивационный компонент является системообразующим в структуре профессиональной готовности учителя к реализации новых трудовых функций при внедрении ФГОС ООО.

При проектировании модели управления формированием профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО мы опирались на исследования российских учёных [2-4] и учитывали опыт образовательных организаций по данной проблеме [5; 6].

При проектировании модели управления формированием профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО нами использован метод «дерева целей» (рис. 1).

Анализ предпосылок внедрения модели управления формированием профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС ООО в МОБУ «СОШ № 35» г. Оренбурга выполнен с помощью причинно-следственной диаграммы Ишикавы (рис. 2).

В целом проведенный стратегический анализ выявляет риски внедрения ФГОС ООО в образовательной организации, для предупреждения которых была спланирована опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональной готовности педагога в условиях реализации ФГОС ООО.

Подготовительный этап (2015-2016 гг.):

· изучение особенностей ФГОС ООО на основе знакомства с федеральными и региональными документами;

· издание приказа о рабочей группе по внедрению стандарта нового поколения;

· анализ профессиональных запросов и проблем педагогов при реализации требований ФГОС ООО;

· разработка дорожной карты по внедрению ФГОС ООО в МОБУ «СОШ № 35»;

· разработка нормативно-правовой базы МОБУ «СОШ № 35»;

· заключение договоров с социальными партнерами школы по организации внеурочной деятельности;

· привлечение в школу специалистов, обеспечивающих реализацию «трендовых» дополнительных программ, пользующихся повышенным спросом у родителей и обучающихся («Робототехника», «Шахматы») и др.

2. Основной этап (2016-2017 гг.):

· разработка модели управления формированием профессиональной готовности педагога в условиях реализации ФГОС ООО в школе;

· предъявление модели педагогическому сообществу и родительской общественности;

· открытие на базе МОБУ «СОШ № 35» стажерских площадок по основным направлениям внедрения ФГОС ООО (внутришкольная система оценки качества образования (ВСОКО), проектирование современного урока, реализация программы воспитания и социализации);

· подготовка научно-методического и информационного обеспечения внедрения модели управления формированием профессиональной готовности педагога в условиях реализации ФГОС ООО;

· совершенствование системы внутрифирменного обучения педагогов и диссеминации позитивного опыта.

3. Заключительный этап (2017-2018 гг.):

· обобщение результатов деятельности по формированию профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС ООО;

· диссеминация позитивного педагогического опыта в педагогическом сообществе региона, в том числе с использованием информационно-образовательной среды (ИОС), публикация статей и других методических материалов;

· прогнозирование дальнейших путей совершенствования профессиональной готовности педагогов в условиях внедрения ФГОС ОО.

В результате выполнения плана опытно-экспериментальной работы:

· разработаны локальные акты по внедрению ФГОС ООО в образовательную практику МОБУ «СОШ № 35»;

· произошло повышение уровня профессиональной готовности педагогов МОБУ «СОШ № 35» к реализации ФГОС ООО;

· создана информационная образовательная среда (включающая систему моментального голосования VOTUM, использование ресурсов образовательного портала «Я-класс»), повысившая эффективность ВСОКО и т.д.

Рис. 1. Модель управления формированием профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО

Рис. 2. Диаграмма Ишикавы

После проведения опытно-экспериментальной работы выявлена положительная динамика формирования профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС ООО (таблица).

Динамика уровней профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС ООО

Уровни профессиональной готовности педагогов школы

Этапы опытно-экспериментальной работы

Начало эксперимента (сентябрь 2015 г.)

Окончание эксперимента

(апрель 2018 г.)

(чел.)

(%)

(чел.)

(%)

Элементарный

45

69

14

22

Функциональный

18

28

21

34

Компетентностный

2

3

28

44

Всего:

65

100

63

100

 

В ходе реализации эксперимента МОБУ «СОШ № 35» укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных ФГОС ООО, способными к инновационной профессиональной деятельности. Основным условием наращивания кадрового потенциала школы выступило соответствие системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе российского образования.