Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDY OF NEEDS IN THE SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE LIBRARIES IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDUCATION

Dolgova V.I. 1 Vaganova M.Y. 2
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University
2 Chelyabinsk State Institute of Culture
The problem of studying the need for self-development of future librarians in the conditions of the educational environment of the university is caused by the modernization of higher education. The contradiction exists in the fact that the role of self-development in higher professional education increases, but in reality this need is poorly understood by students. The goal is to analyze the results of the theoretical and experimental research of the level of the need for self-development of future librarians in the conditions of the educational environment of the university. The methodology of researching the level of need for self-development of future librarians is theoretical (analysis and synthesis of psychological and educational literature, generalization), empirical methods: ascertaining experiment; psychodiagnostic method: testing using the technique of L.N.Berezhnova "Diagnosis of the level of self-development and professional-pedagogical activity." The studies confirmed the hypothesis that the level of the need for self-development in future librarians in the conditions of the educational environment of the university is medium and below average. The undertaken research allowed to reveal and substantiate the interrelation of the need for self-development of future librarians with the peculiarities of the educational environment of the university. The conducted empirical study confirmed the assumption that the level of the need for self-development in future librarians in the conditions of the educational environment of the university is medium and below the average and requires the development and implementation in the educational process of programs and projects for the self-development of students, the creation of a professionally and personally stimulating environment.
the need for self-development
future librarians
the educational environment of the higher educational institution
the motives of students
the library environment
the training of specialists in library and information activities

Актуальность исследования обусловлена широкими преобразованиями, происходящими в профессиональном образовании. Противоречия между стремительным приращением знаний и медленно изменяющимся набором возможностей их человеком усвоить неизбежно ведут к острой потребности в обновлении образовательных программ с обязательным максимальным развитием способностей студентов к саморазвитию.

Это вызвано и тем, что современного работника отличает постоянное самообразование, личностное и профессиональное самосовершенствование, самоорганизация, активность. Квалифицированному специалисту свойственно уже сегодня продуцирование новых знаний, исследовательская деятельность, постановка целей и декомпозиция их на задачи (построение «Дерева целей») по всем направлениям деятельности, определение методов и средств разрешения задач, причем все эти функции зачастую нужно выполнять в условиях сжатого срока времени и неполного или избыточного информационного потока. Во всех этих случаях необходимо работать с поступившей или самостоятельно добытой информацией, проводить её анализ и синтез, творчески и профессионально её перерабатывать.

Процессы саморазвития связаны с сознательными, качественными и необратимыми изменениями личностью своего физического, психического, духовного, нравственного интеллектуального и социального облика, со стремлением к совершенствованию своих способностей и возможностей, с достижением более высокого уровня целостности собственного «Я». Саморазвитие – это процессы самостоятельного, целостного, ценностно ориентированного и непрерывного самоизменения как обогащения индивидуальных запасов опыта и духовно-нравственного потенциала, соответствующих конкретным вариантам внутреннего образа «Я» и актуальных социальных ожиданий [1; 2].

Идея саморазвития в образовании занимает центральное место и отразилась в статьях Закона РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования РФ до 2025 года», «Концепции модернизации российского образования до 2020 года», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Однако в действительности потребность в саморазвитии самими студентами осознается слабо [3; 4].

Сегодня созданы предпосылки к пониманию не только самого феномена «саморазвитие», но и к выбору средств, способных повысить успешность личностно-профессиональных траекторий саморазвития студентов [5; 6], но по-прежнему недостаточно изучены аспекты осознанности потребностей саморазвития.

Отмечая существующую заинтересованность ученых в проблемах образовательной среды, следует сказать, что до сих пор единый понятийный аппарат, раскрывающий сущность и содержание обсуждаемого понятия, так и не сложился. Нет единых подходов и в обосновании структурных компонентов, связей и целостных технологий формирования профессионального и личностного стимулирующего пространства.

Под технологией формирования такого пространства мы далее будем понимать систему методов и приемов взаимодействия между всеми субъектами образовательных процессов в ходе проектирования и внедрения новаций, стимулирующих активное развитие и саморазвитие профессионально значимых личностных характеристик [7-9]. Понимание потребности связано с пониманием нужды, с предметом удовлетворения нужды, отсутствием блага (ценности), необходимостью, состоянием, системной реакцией. Большинство специалистов обосновывают в потребности функции, побуждающие активность поведения и деятельности личности [10; 11]. Потребность отражает в сознании нужду (нужность, желанность чего-либо), она переживается с разной степенью выраженным внутренним напряжением и побуждает механизмы психической активности, связанные с постановкой целей.

Сказанное еще более обостряет актуальность поставленных проблем в теоретико-методической и практической сферах библиотечного образования. Существует необходимость исследования потребности в саморазвитии будущих библиотекарей в условиях образовательной среды вуза.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить потребности в саморазвитии будущих библиотекарей в условиях образовательной среды вуза.

Материалы и методы

Теоретико-методологические основы исследования составляют концепции отечественных и зарубежных ученых по проблеме саморазвития личности, системно-деятельностный и личностно-деятельностный подходы к определению образовательной среды.

Для достижения цели были использованы анализ и синтез, обобщение; констатирующий эксперимент; психодиагностический метод тестирования с помощью методики Л.Н. Бережновой «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности».

Методика позволяет вывить актуальные уровни саморазвития и самооценки личностных качеств, которые способствуют достижению более высоких уровней саморазвития и возможностей профессионального становления.

На высоком уровне располагаются:

  • высокая внутренняя мотивация освоения теоретических основ и практического применения полученных знаний и умений;
  • нравственные мотивы и познавательная деятельность как самостоятельный вид духовно-практического проявления;
  • внутренние потребности в профессиональных знаниях, умениях и навыках;
  • поиск недостающего информационного обеспечения;
  • активная позиция в самостоятельной познавательной деятельности;
  • выявление собственных затруднений в процессе образования и стремление к их коррекции;
  • поиск способов наиболее успешного разрешения возникающих ситуаций.

Среднему уровню саморазвития соответствуют:

  • присутствие как внутренних, так и внешних мотивационных характеристик качественного образования;
  • позитивное отношение к карьерному росту;
  • ситуативное включение в освоение учебных предметов;
  • убежденность в пользе образования, но не понимание способов его успешного получения;
  • поверхностные знания;
  • частичная потребность поиска недостающего информационного ресурса и профессиональной осведомленности, включающей знания, умения и навыки;
  • отсутствие системы самостоятельного «добывания» знаний, а только проявление отдельных её компонентов;
  • структурный анализ особенностей, которыми обладает профессиональная деятельность, и различного арсенала приемов решения затруднительных ситуаций;
  • попытки самоанализа и самооценки своей деятельности;
  • поиск нового пути в разрешении ситуаций.

Низкому уровню саморазвития свойственны:

  • ситуативная мотивация учебной деятельности;
  • отсутствие стремления к профессиональным усовершенствованиям;
  • незаинтересованность в освоение новых информационных ресурсов (основная движущая сила деятельностной активности состоит во внешних стимулах);
  • затруднения в осознании сущности образовательного процесса;
  • отсутствие личной потребности в установлении его значения;
  • отсутствие профессиональных потребностей, актуализирующих активность и самостоятельность;
  • слабая выраженность поисковых усилий в выборе способа разрешения трудностей;
  • неуверенность в принятии решений;
  • отсутствие стремлений к коррекционной деятельности.

Базой экспериментального исследования являлся факультет документальных коммуникаций и туризма, кафедра библиотечно-информационной деятельности ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры». В исследовании участвовало 30 студентов первого курса, будущих библиотекарей.

Результаты и обсуждение

Для изучения потребности к саморазвитию использовалась «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой, она позволила выявить личностные качества, способствующие саморазвитию, и возможности профессиональной самореализации.

Из проведенного исследования на выявление уровня стремления к саморазвитию выяснилось, что из 30 студентов: 6 человек (20%) имеют уровень ниже среднего; 13 человек (43%) имеют средний уровень; 11 человек (37%) имеют уровень выше среднего и 0 человек высокий уровень (рисунок).

Уровень стремления к саморазвитию

Изучение состояния саморазвития первокурсников факультета документальных коммуникаций и туризма кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры выявило преобладание показателей среднего и ниже среднего уровней. В какой-то мере можно объяснить это тем, что реципиентами выступили студенты только первого курса, или начальной ступени саморазвития, и по мере личностного роста будет меняться и уровень саморазвития. Также предполагаем, что обсуждаемые результаты обусловлены тем, что многие студенты первого курса не обучены приемам, методам, технологиям саморазвития.

Так как саморазвитие студентов представляет многокомпонентный и многоуровневый процесс, существует необходимость системной образовательной работы по саморазвитию студентов; разработки и внедрения образовательных программ и проектов.

Активизация потребности саморазвития студентов осуществляется посредством теоретически обоснованных и сконструированных моделей реализации самостоятельных усилий. Такие модели интегрируют все возможности социального и предметно-пространственного окружения и создают в образовательной среде условия для системной подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Вектор готовности к профессиональной деятельности исходит из основной идеи профессионального саморазвития – идеи, детерминирующей развитие личности в деятельности, с учетом успешного соответствия профессиограмме этой деятельности, отражающей и личностное развитие, и развитие профессионализма в их единстве.

Стандарт «ФГОС ВО 51.03.06», п. 5.4 Психолого-педагогическая деятельность включает владение студентами - будущими библиотекарями компетенциями:

  • способностью к эффективному библиотечному общению с пользователями (ПК-24);
  • готовностью к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки (ПК-25);
  • готовностью к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании различных групп пользователей (ПК-26);
  • готовностью к формированию информационной культуры пользователей библиотеки (ПК-27);
  • готовностью к реализации библиотечных программ в соответствии с приоритетами государственной культурной политики (ПК-28);
  • способностью к реализации образовательных и культурно-просветительских программ для населения (ПК-29);
  • способностью к созданию благоприятной культурно-досуговой среды (ПК-30);
  • готовностью к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере (ПК-31).

Все перечисленные компетенции характеризуют библиотекаря двадцать первого века и формируют модель библиотекаря будущего в образовательной среде вуза культуры. Модель библиотекаря как высокообразованного человека, владеющего основными психологическими особенностями пользователей библиотеки и навыками педагогического мастерства; ориентирующегося в многообразном издательском мире; владеющего приемами использования технических средств и знающего информатику; пропагандиста и организатора.

Библиотека с древних времен осознавалась как учреждение саморазвития. Профессия библиотекаря относится к числу профессий, где необходимо заниматься саморазвитием в течение всей жизни. При этом библиотекарь владеет психолого-педагогическими знаниями, сохраняет и передает деятельность человека (чтение), владеет культурой чтения и информационной культурой. Поэтому так важно студентов - будущих библиотекарей обучить технологическому процессу саморазвития в образовательной среде вуза.

Признаки образовательной среды вуза культуры проявляются в специфично упорядоченном образовательном пространстве с совокупностью системных компонентов применяемого образовательно-технологического оснащения, внеучебной работы, управления учебно-воспитательным процессом, взаимодействия с внешней образовательной и социальной системой.

Профессионально и личностно стимулирующая среда порождает материальные, педагогические, психологические факторы вузовской действительности, побуждающие студентов к саморазвитию, если удовлетворяет определенным инвариантным требованиям, среди которых:

  • фактор эстетической привлекательности (архитектуры, современного дизайна в помещениях, именных аудиторий, компьютерных и информационных средств, научного и лабораторного обеспечения);
  • фактор проблемности и исследовательского характера содержания образования, его целенаправленность на формирование готовности выпускника вуза в триаде «профессионал – личность - гражданин»;
  • фактор избыточности и вариативности компонентов образовательной среды, удовлетворяющей все поле профессионально-личностных потребностей студентов и профессорско-преподавательского состава с обеспечением выбора индивидуально-образовательной траектории каждому;
  • фактор высокого уровня психолого-педагогической культуры конструктивного и позитивного взаимодействия всех субъектов образования;
  • фактор функциональности и эргономичности образования с разнообразием и множественностью функционального аспекта средовых компонентов, с комфортным и безопасным их использованием в процессе профессионально-личностного развития и саморазвития.

На саморазвитие влияют многие факторы, в частности возрастные, профессиональные особенности личности. Для того чтобы воздействовать на потребности студентов в саморазвитии, необходимо провести опытно-экспериментальные исследования потребностей в саморазвитии будущих библиотекарей и на этой основе реализовать обеспечение процесса саморазвития студентов как важнейшего элемента учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях.

С учетом особенностей профилей вузов, содержания основных образовательных программ, существующих научных школ и других факторов перечень профессионально значимых личностных характеристик может быть дополнен и уточнен, в частности могут быть введены курсы по выбору: «Рефлексивная культура», «Информационная культура», «Академическое чтение и письмо», «Культура чтения». В этих дисциплинах специально отводится раздел «Саморазвитие: приемы, методики, технологии».

Выводы

Гуманистическая тенденция в современном образовании предполагает разносторонность его содержания, усиление связи с жизнью, наличие историзма, толерантности, этической и экологической направленности, единства эмоционального и рационального, возрастания роли рефлексивных знаний и умений, ориентирующих на последующее непрерывное образование. Среда становится образовательной тогда, когда появляется личность, имеющая интенцию на образование.

Работа по созданию (преобразованию) образовательной среды вуза – это сложный, многогранный, масштабный процесс. Его успешное течение предполагает всестороннее ресурсное, прежде всего научное, обеспечение. Поэтому истинными новаторами являются те вузы, которые достигают обсуждаемые цели в формате научного проекта или комплексной научно-исследовательской работы.