Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

POSSIBILITIES OF MODELING AND IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF FORMING THE CULTURE OF SELF-DEPENDENT WORK OF THE PERSON

Kozyreva O.A. 1 Kozyrev N.A. 2
1 Novokuznetsk Branch Institute of VO "Kemerovo State University"
2 Siberian State Industrial University
In the paper, the specifics and possibilities of modeling and realizing the concept of the formation of a culture of self-dependent work of the individual are disclosed, definitions and models that facilitate the understanding of the foundations of the formation of a culture of self-dependent work of the individual, defined in two subjective components - the personality of the educator and the personality of the teacher. Specificity of modeling and solving problems of formation of a culture of self-dependent work of the individual in the system of continuous education in work encompasses the system of secondary vocational education, higher education, the system of advanced training and retraining of personnel, the system of training highly qualified personnel - postgraduate study. Features of determination and visualization of the qualitative formation of a culture of self-dependent work of the individual can be determined in two planes of professional and pedagogical knowledge – acme and adaptive. Fundamentals and examples of the formation of a culture of self-dependent work of the individual are reflected in the detailed statistical data on quality and the possibilities of using technologies for the formation of a culture of self-dependent work of the individual in the system of continuous professional education. Adaptive-acme-pedagogical and functional-labor approaches detail the nuances of modeling and implementing the concept of forming a culture of self-dependent work of the individual. The quality of the realization of the concept of the formation of a culture of independent work of the individual depends on the level of development of the individual and the selected constructs and models of the formation of a culture of independent work of the individual.
the culture of self-dependent work of the person
the teacher
the trainee
the technology of system-pedagogical modeling
adaptive knowledge
acme-pedagogical knowledge
the concept of the formation of the culture of self-dependent work of the person

Современное непрерывное образование определяет в понятии «концепция» совокупность реализуемых в деятельности моделей и способов решения задач, системность и достоверность, научность и объективность которых представляет продукт анализа и практики акмеверификации идей развития личности и системы образования.

Для детализации особенностей моделирования и разработки концепции формирования культуры самостоятельной работы личности будем руководствоваться следующими моделями в современной педагогике:

- педагогическая наука и организация научно-исследовательской работы [1] определяют структурно-содержательные компоненты современного научного поиска и научно-педагогического знания, в основе которого немаловажное значение имеет педагогическое моделирование, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент, разработка концепций, технологий, конструктов и конструкторов педагогической деятельности;

- детерминанты и модели персонифицированного выбора личности в системе профессионально-педагогических и профессионально-трудовых отношений определяют профессионализм одним из механизмов самоорганизации качества развития личности и системы образовательно-трудовых отношений личности и коллектива [2];

- механизмом системного объединения основ развития личности, общества, культуры, искусства, спорта и системы образования может быть признана интеграция научного поиска и научного знания [3], гарантирующих целостное обновление и дополнение реализуемых моделей деятельности и общения в современной педагогике как науке;

- педагогическая инновация и инновационные педагогические технологии [4] определяются составными звеньями и элементами в структуре продуктивного использования концептуальных моделей и концепций педагогической деятельности и деятельности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;

- продуктивность и креативность [5] в деятельности педагога и обучающегося являются высшими типами самоорганизации качества решения задач саморазвития и самореализации личности обучающегося и педагога;

- культура деятельности и культура самостоятельной работы личности [6-8] определяют особенности продуктивного выбора и решения задач ведущей деятельности [9; 10], возможности использования педагогического моделирования [11; 12] для оптимизации качества продуктивно-персонифицированного становления личности в системе непрерывного образования;

- социальная направленность современного образования [13; 14] определяет успешность всех составных педагогического поиска и реализации теоретико-эмпирических основ модернизации современного образования и профессионально-трудовых отношений;

- модели самопрезентации и рефлексии [15] отражают в качественном использовании основ разработки и дополнения портфолио возможность оптимизации продуктивных форм, методов, технологий развития личности обучающегося и педагога;

- профессиональные качества педагога в системе образования [8; 16] отражают модель ценностных, акмепедагогических, персонифицированных и системно-деятельностных возможностей уточнения постановки и решения задачи «хочу, могу, надо, есть»;

- педагогическая поддержка [17] как модель адаптивного выбора условий и возможностей развития, самореализации, социализации, сотрудничества и самоутверждения личности является неотъемлемой составной учета нормального распределения способностей и здоровья обучающихся в генеральной совокупности возможностей развития, визуализируемых и ситуативно иллюстрируемых в иерархии уточняемых и решаемых задач педагогической деятельности;

- модернизация образования [18] определяет условия и способы постановки и решения задач современной педагогической деятельности в конструктах традиционной и инновационной педагогики;

- новые подходы к обеспечению эффективности профессиональной подготовки педагогов в педагогическом университете [19] обеспечивают возможность оптимизации и реконструкции традиционных условий и технологий педагогической деятельности и основ развития личности обучающегося [20-22];

- педагогическое проектирование [23], научная деятельность педагога [24], педагогическая методология [25] и научное исследование [26] определяют системно-деятельностные возможности постановки задачи научной деятельности в педагогике и его оптимизацию и уточнение в соответствии с моделью развития и сотрудничества личности и коллектива;

- непрерывное образование [27] является частью продуктивного выбора личности и общества, уточнение особенностей которого осуществляется в соответствии с государственной политикой и требованиями мирового образовательного пространства (МОП);

- социально-образовательные и синергические процессы в системе непрерывного образования [28-30] определяют возможности выявления механизмов и функций педагогически обусловленных конструктов самоорганизации качества постановки и решения педагогических задач.

Цель исследования: определение возможностей моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования, определяющего и уточняющего ресурсы, конструкты и продукты научной педагогики в целях повышения качества решения задач развития личности и системы образования в целом.

Определим составные единицы и понятия исследуемых основ и ресурсов моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования.

Концепция – системная единица, функция и механизм самоорганизации качества научного познания и визуализации деятельности личности и науки в определённой отрасли и/или способе деятельности, определяющей особенности включения личности в научное познание и научную организацию труда.

Концепция (педагогика) – это способ систематизации и представления данных о реализуемом в науке процессе, качество которого зависит от методов, форм, принципов, средств и технологий педагогической деятельности, располагающих личность обучающегося и/или ученический коллектив к единоличному и коллективному развитию и становлению, самоутверждению и самореализации.

Концепция (педагогика) – свод теоретико-эмпирических положений и идей, моделей и конструктов, взаимосвязанных механизмами и функциями линейного и нелинейного сопоставления, сравнения, исключения, дополнения и пр., в единстве регламентирующих работу педагога и системы непрерывного образования в том или ином описываемом стратегическом ракурсе деятельности личности и общества.

Концепция (педагогика) – система смыслообразующих и деятельностно-продуктивных способов оптимизации качества возможностей педагогической деятельности, модернизирующей все составные развития личности и общества в целом.

Концепция формирования культуры самостоятельной работы личности – системно выделенное направление реализации идей продуктивного становления личности через персонифицированное уточнение основ развития в конструкте «хочу, могу, надо, есть», предопределяющее успешность формирования ценностей, смыслов, принципов, целей, способов, методов, средств, технологий формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, хобби и досуга, самовосстановления (релаксациям) и самоанализа качества организуемой деятельности (рефлексии) и способа самопрезентации.

Возможности моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности будут определяться в структуре следующих компонентов исследования и формирования культуры самостоятельной работы личности: типы, модели, цель, задачи, принципы, условия, формы, методы, средства, технологии формирования культуры самостоятельной работы личности.

В структуре моделирования основ формирования культуры самостоятельной работы личности будем определять ее составные в двух субъектных единицах: личности обучающего и личности педагога.

В системе детерминант и способов построения типологии моделей формирования культуры самостоятельной работы личности будем придерживаться системы возрастосообразных изменений, определяющих качественный переход от простых способов и форм деятельности к креативно-продуктивным. В таком понимании удобна следующая последовательность типов (видов) формирования культуры самостоятельной работы личности: адаптивная модель, игровая модель, проектная модель, акмеперсонифицированная модель, подлинно научная или креативно-продуктивная модель формирования культуры самостоятельной работы личности. Каждая модель имеет свои особенности и возможности в определении и уточнении качества формирования культуры самостоятельной работы личности.

Цель формирования культуры самостоятельной работы личности – повышение качества развития и самореализации личности, сотрудничества и самовыражения, социализации и общения, предопределяющих в единстве планомерное освоение способов фиксации информации, методов моделирования и проектирования, создания и уточнения по заданным свойствам и способам педагогически оправданных конструктов продукта деятельности, освоение на высшем мастерском или креативно-продуктивном уровне возможности создания новых продуктов деятельности в модели современного непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, определяющих цикл развития личности и научного представления результатов деятельности личности и общества в целом.

Задачи формирования культуры самостоятельной работы личности – составные цели формирования культуры самостоятельной работы личности; в зависимости от выделенных типов моделей формирования культуры самостоятельной работы личности их можно выделять и уточнять.

Например, типология формирования культуры самостоятельной работы личности, определяющая объектный, индивидуальный, субъектный и персонифицированно-личностный [8] уровни может быть определена через следующие задачи формирования культуры самостоятельной работы личности:

  1. Актуализация и уровневое построение основ развития и саморазвития личности в модели непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, определяющих в переходе от репродуктивных форм, методов и технологий деятельности к продуктивным формам, методам и технологиям деятельности возможность оптимизации условий и конструктов самоорганизации качества ведущей деятельности и хобби.
  2. Определение объектного уровня базовым уровнем формирования культуры самостоятельной работы личности, детализирующим успешность продуктивного становления личности в структуре непрерывного образования.
  3. Определение индивидуального уровня формирования культуры самостоятельной работы личности уровнем использования педагогического моделирования и педагогического проектирования.
  4. Определение субъектного уровня формирования культуры самостоятельной работы личности уровнем авторских решений задач продуктивного становления и сотрудничества.
  5. Определение персонифицированно-личностного уровня формирования культуры самостоятельной работы личности уровнем авторских инноваций и авторских школ.

Специфика моделирования и решения задач формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования в работе охватывает систему среднего профессионального образования, высшего образования, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, систему подготовки кадров высшей квалификации – аспирантуру.

Принципы формирования культуры самостоятельной работы личности – основные положения теории и практики формирования культуры самостоятельной работы личности.

Система принципов формирования культуры самостоятельной работы личности – это линейная или нелинейная модель сгенерированных основных положений деятельности педагога и обучающегося, определяющая качественное системно-деятельностное решение задач формирования культуры самостоятельной работы личности.

Условия оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности – кейс-модель персонифицированного выбора личностью основ и тактики, стратегии и конструктов решения противоречий и задач формирования культуры самостоятельной работы личности.

Формы формирования культуры самостоятельной работы личности – единицы возрастосообразной педагогики и возрастосообразной организации занятий с обучающимися, включенными в систему непрерывного образования, где качество продуктивного становления зависит от внутренних факторов развития личности и социально-образовательных условий развития личности.

Методы формирования культуры самостоятельной работы личности – пути, способы качественного формирования культуры самостоятельной работы личности, гарантирующие планомерный персонифицированный переход от использования репродуктивных методов к инновационным (продуктивным) методам деятельности.

Средства формирования культуры самостоятельной работы личности – идеальные и материальные продукты деятельности личности и системы непрерывного образования, раскрывающие объективные и персонифицированно-целевые возможности продуктивного решения задач современного обучения и образования, сотрудничества и самоутверждения, самореализации и самоактуализации личности.

Технологии формирования культуры самостоятельной работы личности – совокупность средств и методов формирования культуры самостоятельной работы личности, гарантирующих оптимально быстрое и своевременное решение задач педагогической деятельности и культуры саморазвития личности.

Модели реализуемой технологии формирования культуры самостоятельной работы личности могут быть определены (как и все другие существующие педагогические технологии) в структуре функциональной, процессуальной, концептуальной, мотивационно-оценочной, системной и пр.

Особенности детерминации и визуализации качественного формирования культуры самостоятельной работы личности могут быть определены в двух плоскостях профессионально-педагогического знания: адаптивном и акмеверифицированном, в единстве взаимодополняющих друг друга.

Основы и примеры формирования культуры самостоятельной работы личности отражены в детализируемых статистических данных качества и возможностей использования технологий формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного профессионального образования, определяющих общие, частные, частнопредметные и частноспециальные особенности решения задач развития и сотрудничества, общения и самореализации, самоактуализации и самоутверждения.

Адаптивно-акмепедагогический и функционально-трудовой подходы [2; 8] детализируют нюансы моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности.

Заключение

Дальнейшие возможности использования продуктов и средств моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в общей и профессиональной педагогике будут определяться выделяемыми и решаемыми задачами развития личности и системы непрерывного образования, в структуре которых актуальными направлениями поиска являются процессы и продукты социализации, адаптации, воспитания, фасилитации, педагогической поддержки, самосовершенствования, самореализации, самоактуализации и пр.

Выделенная система конструктов педагогического моделирования и детерминированных единиц, функций и продуктов самоорганизации качества моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности будет использована при уточнении уровневой типологии концепций формирования культуры самостоятельной работы личности.