Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF INTEREST IN PHYSICAL FITNESS IN SENIOR PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF SPORTS ORIENTATION

Evtin A.B. 1 Sokolov V.V. 2 Reutova O.V. 2
1 GBOU to Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics
2 Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University
The relevance of the study lies in the priority role of the applied means of physical culture aimed at optimizing physical fitness and physical health, preschoolers in the learning process in preschool educational institution, as well as the insufficient number of teaching materials for preschool workers aimed at fostering interest in physical education in preschool children in the process of physical training and sports orientation. The author assumed that the traditional system of physical education in pre-school educational institutions does not allow to fully form an interest in physical culture among senior preschoolers and requires the development of a model based on the use of mini-football, contributing to the increase of interest in physical education. The offered model includes physical and technical training of beginning football players, preparatory and bringing exercises for which were selected taking into account age features of preschoolers. In classes sports better targeted were included, means a common a special physical training, aimed at mastering the "school ball", ad hoc physical qualities. The results of the work and the developed model of physical education can be used as a basis for the organization of educational process on physical education in senior preschoolers in the process of mini-football, as well as instructors on physical education in DOE, teachers of physical culture of primary school in planning the content of the process of physical education.
interest
general and special physical preparedness
playing mini-football
pupils of preschool age

Проблема укрепления здоровья детей дошкольного возраста весьма актуальна, так как сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребёнка – это залог его полноценного развития. На дошкольный возрастной период приходится пик острой заболеваемости. Исследования А.В. Стафеевой, О.В. Реутовой (2015) свидетельствуют, что «у 11-18% детей в дошкольных образовательных учреждениях имеются диагнозы психических заболеваний, а 32-42% составляют дети, имеющие заболевания органов дыхания и кровообращения. В этой связи в настоящее время необходимо большое внимание уделять вопросам сохранения физического и психического здоровья детей, созданию оптимальных условий в образовательных учреждениях для гармоничного развития личности подрастающего поколения, обеспечению высокого уровня их функциональных возможностей и адаптационного потенциала» [1; 2].

По мнению М.А. Руновой, «основными задачами физического воспитания в детском дошкольном образовательном учреждении являются: сохранение здоровья детей, формирование школы движений, воспитание основных физических качеств, воспитание гармонично развитой, творческой и волевой личности. На занятиях по физическому воспитанию необходимо формировать осознанное отношение детей к движениям и упражнениям на основе овладения ими интеллектуальной составляющей двигательной деятельности, что, в свою очередь, невозможно без включения в процесс физкультурного образования дошкольников средств и способов педагогической коммуникации» [3].

Проблеме формирования интереса у детей различного возраста к физической культуре посвящено немало исследований. Однако в них недостаточно разработана тема формирования интереса к занятиям физической культурой у воспитанников ДОУ в процессе занятий различными видами спортивной направленности. Так, по мнению М.А. Дорониной, «без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива». Глазырина Л.Д. (2012) рассматривает проблему физического развития ребенка в дошкольной системе воспитания и раскрывает вопросы методики и организации занятий физическими упражнениями путем нетрадиционного подхода к процессу формирования у ребенка необходимых навыков физической культуры. В исследовании Е.Ю. Илалтдиновой (2014) получены экспериментальные данные о показателях проявлений познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте, о способах поддержки познавательного интереса педагогами дошкольных образовательных организаций и взрослыми в семье на современном этапе развития общества [4]. Интересы, прежде всего, различают по их содержанию и направленности. Например, материальные интересы могут включать интерес к жилищным удобствам, одежде и т.д.; познавательные могут быть представлены в форме учебных и специально научных интересов – к математике, физике и т.д.; профессионально-трудовые интересы включают в себя педагогические, индустриально-технические, сельскохозяйственные, административные и т.п., эстетические – интересы к литературе, театру, живописи и т.д. [5; 6].

Одним из видов физкультурно-спортивной деятельности, являющимся особенно популярным в настоящее время, является мини-футбол. Эта динамичная игра, основанная на упражнениях достаточно обширной координационной сложности, вполне применима и на занятиях со старшими дошкольниками. Кроме того, игра в мини-футбол способствует развитию функциональных систем организма, а значит и повышению показателей физического здоровья [7].

Таким образом, актуальным является экспериментальное обоснование и разработка дополнительных занятий мини-футболом старших дошкольников на занятиях по физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении.      

Целью исследования явилась разработка и апробация методики организации занятий физкультурно-спортивной направленности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

 В качестве рабочей гипотезы предполагалось, что традиционная система физического воспитания в ДОУ не позволяет в полной мере сформировать интерес к физической культуре у старших дошкольников и требует от специалистов разработки модели, основанной на применении средств мини-футбола, способствующих повышению интереса к занятиям физической культурой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть положены в основу организации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию детей в ДОУ. Содержание учебного материала, представленное в разработанной модели дополнительных занятий мини-футболом, может быть использовано инструкторами по физическому воспитанию в ДОУ, учителями физической культуры начальной школы при планировании содержания процесса по физическому воспитанию.

Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач нами использовался метод анализа научной и методической литературы по вопросам изучения состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников, реализуемых в технологиях спортивно-оздоровительной направленности в ДОУ. В работе использовалась методика «экспресс-анализа», разработанная В.Н. Зимониной, О.А. Сафоновой (2012) для оценки уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, а также методы педагогического эксперимента и математической обработки экспериментальных данных.

 Результаты исследования и их обсуждение. Для решения задачи по определению сформированности интереса к занятиям спортивной направленности как компонента мотивации у дошкольников использовалась диагностическая методика Н.Г. Лускановой (2008) «Изучение мотивационной сферы учащихся», которая позволяет выявить ведущие мотивы в мотивационной сфере детей [4]. Данная методика позволяет выявить доминирующие мотивы воспитанников дошкольного образовательного учреждения посещать занятия различной спортивной направленности. Полученные результаты изучения мотивации детей представлены в таблице.

 

Показатели диагностики мотивации посещения занятий спортивной направленности у старших дошкольников, занимающихся и не занимающихся мини-футболом

Варианты ответов (критерии)

Занимающиеся мини-футболом, %

Не занимающиеся

мини-футболом, %

Общение с друзьями

4

26

Желание проявить себя в спорте

62

15

Одобрение родителей

4

26

Доброе отношение тренера

4

12

Желание стать сильным (развить свои физические качества)

24

10

Это престижно

2

11

 

Полученные результаты анкетирования свидетельствует о том, что основная мотивация посещения занятий у 10 (68%) опрошенных детей, занимающихся мини-футболом – это желание проявить себя в спорте. Желание развить свои физические качества показали 3 ответивших дошкольников. Равное количество баллов (2) было получено у мотивации одобрения родителей и общения с друзьями. Это говорит о том, что дети, выбравшие эти варианты ответов, не совсем уверены в себе и точно не определились в направленности своих занятий. Они или не знают, каким видом деятельности заняться, или дети сравнивают детский сад с развлечением (общение с друзьями).

У большинства детей, не занимающихся мини-футболом, мотивация направлена на одобрение родителей и общение с друзьями (26%), а также на престижность (11%), хотя, как уже отмечалось выше, дети старшего дошкольного возраста не совсем понимают смысл этого слова.

Результаты соответствуют старшему дошкольному возрасту детей. По результатам исследования, мотивация у детей достаточно эффективна, так как основными мотивами посещения занятий являются желание проявить себя в спорте и желание развить свои физические способности, т.е. то, что обеспечивает необходимые условия для успешной спортивной деятельности детей.

В эксперименте приняли участие 25 воспитанников ДОУ 6-7 лет (подготовительная группа), из них занимающихся на дополнительных занятиях по мини-футболу – 15 детей. В ходе эксперимента оценивались показатели сформированности интереса к занятиям спортивной направленности как одного из компонентов учебной мотивации у старших дошкольников, которые соотносились с аналогичными показателями в исследованиях Г.Д. Бабушкина (2000), Л.Н. Волошиной (2004) и Ю.И. Портных (2012).

Проводилось педагогическое тестирование показателей физической подготовленности воспитанников ДОУ, для чего были использованы тесты, позволяющие оценить показатели скоростно-силовых, силовых способностей, общей выносливости и гибкости. Полученные результаты сравнивались с результатами общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся, проведенного современными авторами [4]. В результате анализа полученных результатов физической подготовленности в тестах и сравнения этих результатов с данными физической подготовленности общероссийского мониторинга физической подготовленности воспитанников ДОУ можно заключить, что по показателям силовых способностей мышц пресса преобладающее число мальчиков (43%) имеет средний показатель, треть мальчиков – ниже среднего (31%), и низкий уровень имеют 26% дошкольников. В связи с тем, что проведение теста «бег 500 метров» не представлялось возможным выполнить в зимнее время года, тест проводился в конце апреля, когда температурные показатели соответствовали норме для детей старшего дошкольного возраста. Исследование уровня развития выносливости в тесте «бег 500 м» воспитанников дошкольного учреждения свидетельствует о том, что наилучшие показатели у мальчиков соответствуют среднему и ниже среднему уровню (69%), а 32% показали результаты, соответствующие низкому уровню. У девочек показатели в беге на 500 метров соответствовали показателям выше среднего уровня – 15%, средний уровень – 55%, и ниже среднего уровень показали 11% детей. Анализ показателей выносливости в тесте «бег 500 м» дошкольников, не занимающихся мини-футболом, также свидетельствует о том, что наилучшие показатели у мальчиков соответствуют уровню ниже среднего (70%) и низкому уровню (30%). У девочек данные в беге на 500 метров соответствовали следующим показателям: 14% – средний уровень, 26% – ниже среднего уровня, 60% – показали низкий уровень.

Также ниже среднего и низкие показатели нами обнаружены в тесте «подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине». 80% девочек показали результат ниже среднего уровня, а 20% – низкий уровень. У мальчиков данные составили: 70% – ниже среднего уровня, 30% – низкий уровень подготовленности.

Так, более низкие показатели нами обнаружены у детей, не занимающихся мини-футболом, в тестах, определяющих показатели гибкости и скоростно-силовых способностей, что позволяет заключить, что целенаправленная двигательная активность положительно влияет на показатели физической подготовленности детей.

Проведенные исследования позволяют заключить, что показатели физической подготовленности большинства детей не соответствуют достаточному уровню физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, в связи с чем требуется разработка модели организации педагогического процесса, основанной на применении средств мини-футбола, способствующих повышению интереса к занятиям физической культурой и оптимизации физического состояния детей.

В результате педагогического констатирующего эксперимента была разработана модель дополнительных занятий мини-футболом, с направленностью на формирование интереса к физической культуре у старших дошкольников.

Разработка модели занятий по мини-футболу осуществлялась на основе программы мини-футбол (футзал), автор Э.Г. Алиев (2006). Данная программа учитывает возрастные особенности детей, т.е. циклы занятий рассчитаны на детей от 4 до 7 лет. Программа предусматривает гендерный подход в развитии, т.е. определенный цикл занятий ориентирован как на девочек, так и на мальчиков. Цикл занятий по обучению детей мини-футболу направлен на развитие двигательной сферы ребенка и обеспечение его эмоционального благополучия, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, а также на развитие двигательных способностей в выполнении широкого спектра технических и тактических навыков владения мячом, в соответствии с особенностями игровых ситуаций. Программа включает в себя такие разделы: «Школа мяча», куда входит обучение технике мини-футбола, «Общая физическая подготовка», «Специальная физическая подготовка», «Подвижные игры с элементами мини-футбола». Данные разделы содействуют физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка.

Содержание дополнительных занятий по мини-футболу было адаптировано для данного дошкольного образовательного учреждения и состояло из специально подобранных общеразвивающих упражнений, подготовительных упражнений, направленных на повышение уровня общефизической подготовленности и создание необходимой базы для освоения технических элементов мини-футбола.

Для обучения и совершенствования технических действий по мини-футболу детей, занимающихся на дополнительных занятиях спортивной направленности, использовались подводящие и подготовительные упражнения, которые были подобраны с учетом возрастных особенностей дошкольников. Упражнения были систематизированы на группы с направленностью: на обучение и совершенствование остановки катящегося мяча в парах, на обучение и совершенствование остановки катящегося мяча в парах в движении, на обучение и совершенствование остановки летящего мяча, на обучение и совершенствование остановки летящего мяча в парах, на обучение и совершенствование ударов подъемом стопы, на обучение и совершенствование ударов ногой по прыгающему мячу, на обучение и совершенствование ведения мяча различными способами. Также на занятиях, с целью развития ведущих в мини-футболе физических качеств, широко использовались подвижные игры, среди них:

– «день-ночь» – одни игроки день, другие ночь. У каждой команды есть свой дом, по сигналу команды вместе идут навстречу друг другу, и по команде тренера (или «День!», или «Ночь») одни догоняют других, которых должны успеть задеть (осалить) до дома;

– «охотники и кенгурята» - охотники стоят по середине площадки, друг напротив друга, один мяч, кенгурята должны пробежать из одного домика в другой так, чтобы охотники в них не попали мячом. Можно не только перебегать, но и перепрыгивать через мяч;

– «гольф» - у каждого участника по мячу, на расстоянии 3-5 метров стоят конусы по номерам. Задача (играющего) - попасть мячом в конус и переходить к следующему конусу и т.д.

Использование такой модели организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, основанной на применении средств мини-футбола, подводящих и подготовительных упражнений, а также подвижных игр, способствовало оптимизации физического состояния и повышению двигательной активности детей.

Заключение. Таким образом, материалы исследования свидетельствуют, что спортивная деятельность является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых и физических качеств. Занятия мини-футболом способствуют формированию устойчивого интереса к двигательной деятельности, соревновательная деятельность обеспечивает эмоциональный фон и эффектность занятий. Воспитательное значение спортивно-игровой деятельности во многом зависит от профессионального мастерства тренера-воспитателя, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношений воспитанников, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

В связи с недостаточностью методических рекомендаций для дошкольных работников, направленных на формирование интереса к физической культуре у дошкольников в процессе занятий спортивной направленности, возникает необходимость создания методик, технологий, способных удовлетворить интерес ребенка-дошкольника и способствовать развитию его физического потенциала. Одним из решений данной проблемы является предложенная в исследовании модель дополнительных занятий мини-футболом с дошкольниками.