Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROBLEM OF THE CONTINUITY OF THE HIGHER LEVELSEDUCATION

Kanbekova R.V. 1 Grebennikova N.L. 1 Sharafutdinova G.G. 1
1 Sterlitamak Branch Bashkir State University
The article presents a theoretical analysis of the concept of continuity in the methodological, psychological, pedagogical aspects. The interpretation of the succession of adjacent levels in modern higher education is carried out: the bachelor's and master's degrees. Continuity is considered as a link between previous and subsequent knowledge: the consolidation, expansion and deepening of previous knowledge by the subsequent, the establishment of causal links between phenomena, as a reflection of the increasing demands on the results of mastering bachelor and master's programs in the form of a list corresponding to the levels of competencies. A characteristic is given and the definition of the concept "continuity of the levels of higher education" is presented. The basic concept of the scientific and practical realization of continuity is substantiated: the professional and personal development of students in the process of mastering professional modules. Four stages of professional-personal development, corresponding to the levels of "bachelor's and master's degrees", are singled out. Psychological-pedagogical conditions providing continuity of bachelor's and master's degree are grounded. The conditions are: a personalized approach, oriented to the progressivity of the professional and personal development of each student from the previous stage of education to the next stage; advancement of undergraduates on the projected individual educational trajectories in the process of mastering professional modules; development of diagnostic tools to confirm the positive dynamics of the professional-personal formation of students. The article describes the experimental work performed and the analysis of the results obtained.
continuity of higher education levels
mastering of professional modules
continuous education
professional-personal formation of students
individual educational trajectory of a master student

Высшее образование в XXI веке становится многоуровневым, непрерывным, пожизненным, в итоге любой человек имеет возможность получать его на протяжении всей жизни для профессионального и личностного развития. Непрерывное образование понимается не только как непрерывный процесс усвоения новых знаний на следующей, более высокой, ступени образования, но и как непрерывное профессиональное и личностное развитие специалиста при переходе на более высокую образовательную ступень.

Переход на трехуровневое высшее образование: бакалавриат – магистратура – аспирантура (подготовка кадров высшей квалификации) потребовал содержательной и практической завершенности программ профессиональной подготовки специалиста на каждой ступени и в то же время определил для каждого уровня свое место в системе непрерывного образования. Это означает, что, с одной стороны, выпускник каждой ступени высшего образования достаточно профессионально компетентен и готов к деятельности, с другой - у него есть возможность получения высшего профессионального образования на более высоком уровне.

«Одним из основных условий и механизмов непрерывного профессионального развития личности является преемственность в обучении» [1, с. 86].

Преемственность, как необходимое условие построения непрерывного образования, касается, в первую очередь, образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов, то есть тех компонентов, которые определяют и реализуют содержание и технологии образования различных уровней, что является закономерным, так как преемственность обеспечивает взаимосвязи определенных этапов в развитии образовательной системы при ее переходе к новому качеству [2].

В настоящее время одним из важных направлений стратегии высшего образования является необходимость реализации преемственности на всех этапах непрерывного образования. Исследованием феномена преемственности занимались и занимаются российские и зарубежные ученые в области философии, психологии, педагогики.

Самое общее определение преемственности приводится в БСЭ: «связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы, носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании» [3].

Методологический аспект преемственности имеет общенаучный характер и реализует проявление законов: всеобщности связей, перехода количественных изменений в качественные, соотношения эволюционных и революционных процессов.

В рамках философского подхода преемственность анализируется в связи с законами диалектики и рассматривается как взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим, как «объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития». Преемственность предполагает не просто отмену (отрицание) старого, но и сохранение, развитие того рационального, что уже было достигнуто, тем самым обеспечивается непрерывность развития [4].

Во всей полноте философский аспект категории преемственности рассматривается А.К. Мендыгалиевой. Она определяет преемственность как философскую категорию, обозначающую процесс, происходящий при любом развитии. Ученый также отмечает, что «важнейшей характеристикой развития в философии является преемственность, которая приобретает в педагогике особую значимость: обеспечивает устойчивость и стабильность всей образовательной системы и отдельных ее звеньев, придает образовательному процессу поступательный перспективный характер» [5, с. 107].

Философская трактовка понятия «преемственность», данная Э.А. Баллером, отражает «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы». Э.А. Баллер подчеркивает, что преемственность, связывая настоящее с прошлым и будущим, обуславливает устойчивость целого [6]. При анализе специфики преемственности в зависимости от типов развития автор выделяет «две формы: преемственность на одном уровне и преемственность на различных уровнях. Преемственность на одном уровне связана с количественными изменениями (эволюцией). Преемственность на различных уровнях характерна для качественных изменений (скачков)» [6, с. 17].

Категория преемственности всесторонне анализируется в трудах Исаенко Г.И. По её мнению, преемственность является необходимым закономерным явлением, свидетельствующим о поступательном характере развития [7].

Вопросы преемственности в обучении и воспитании в разное время рассматривали классики психологической науки Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский и другие.

Б.Г.Ананьев одним из первых определил «сущность преемственности во взаимосвязи с проблемой развития личности, с ее мышлением и речью» [8, с. 14].

Известный психолог Л.С. Выготский, обращаясь к вопросу о преемственности на переходных периодах развития личности обучающегося и связанным с ним проблемам, подчеркивает, что «всякий новый шаг в развитии непосредственно определяется предшествующим шагом, всем тем, что уже сложилось и возникло в развитии на предшествующей стадии...» [9, с. 40]. В своих трудах ученый психолог подчеркивает, что особую остроту проблема преемственности приобретает при переходе от одной ступени образования к более высокой ступени, когда точка их сопряжения совпадает с точкой смены типов деятельности. Такое явление наблюдается при переходе обучающихся от дошкольного уровня к школьному, от школьного к вузовскому и т.д.

В современной педагогической науке по тематике преемственности представлены труды многих известных ученых, назовем лишь некоторых из них, чьи исследования находятся в русле рассматриваемой проблемы: М.Б. Есаулова, Е.В. Ситникова, Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк [10-12].

В своих работах М.Б. Есаулова придает феномену преемственности «новое звучание и новую интерпретацию» в контексте «вызовов» современного общества [10].

Необходимость обеспечения человеку непрерывного образования в течение жизни, а также преемственность уровней и ступеней образования обосновывает Е.В. Ситникова [11]. Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк считают, что «целью непрерывного образования является удовлетворение потребности личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации и реализации себя в профессиональной жизни» [12, с. 75].

В педагогической литературе в связи с многоаспектностью преемственности можно встретить различные понимание и трактовку данного понятия. В то же время в содержательном плане имеется некоторая общность: почти везде преемственность понимается как некоторая объективная и необходимая связь, способствующая нормальному протеканию процесса развития.

Выполнив научный обзор и анализ современных психолого-педагогических исследований, касающихся феномена преемственности, мы пришли к выводу, что к настоящему моменту накоплены теоретические знания по вопросам преемственности в образовании различных уровней (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, вузовское и т.п.). Недостаточно исследованной и требующей нового научно-практического осмысления остается проблема преемственности двух уровней: бакалавриата и магистратуры, сравнительно недавно пришедших на смену одноуровневому специалитету в высшем образовании.

При всей значимости перечисленных исследований в нынешних измененных условиях возникает необходимость переосмысления и модификации их результатов, что обусловливает особую актуальность преемственности смежных уровней высшего образования и правомерность постановки проблемы и специального изучения феномена преемственности бакалавриата и магистратуры.

Цель нашего исследования: на основе теоретического анализа философской, психологической, педагогической литературы выявить особенности феномена преемственности бакалавриата и магистратуры, подготовить материалы для тестирования, анкетирования, собеседования со студентами и преподавателями; научно обосновать педагогические условия реализации концепции преемственности, определяемой как профессионально-личностное развитие студентов, обеспечивающей, с одной стороны, самодостаточность степени бакалавра для профессиональной деятельности, и с другой - создающей перспективы для достижения магистерского уровня в соответствующем направлении подготовки.

В процессе исследования выявлены особенности феномена преемственности бакалавриата и магистратуры. Преемственность, рассматриваемая в философском аспекте, обозначает необходимость перенесения при любом процессе развития видоизмененных в соответствии с новыми условиями отдельных черт и сторон предшествующей стадии развивающегося объекта (бакалавриат) в его новую стадию (магистратура) и отбрасывания его устаревших черт и сторон, как не соответствующих новой обстановке. Психологи подчеркивают, что особую остроту проблема преемственности приобретает при переходе от одной ступени образования к более высокой ступени, когда точка их сопряжения совпадает с точкой смены типов деятельности. Смена типов деятельности студентов наблюдается при их переходе из бакалавриата в магистратуру.

Учитывая вышесказанное, мы под преемственностью в высшем образовании понимаем процесс обеспечения постоянной взаимосвязи между отдельными этапами и ступенями, способствующий более глубокому осмыслению и совершенствованию общих и профессиональных компетенций студента, усвоенных на предыдущих ступенях образования, а также профессионально-личностному развитию студентов.

Материалы и методы. Наше исследование проводилось на базе факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. В эксперименте приняли участие 2 учебные группы бакалавров 3 и 4 курсов (всего 50 человек) и 2 учебные группы магистрантов 1 и 2 курсов (30 человек), преподаватели факультета.

На констатирующем этапе исследования использовались теоретические и эмпирические методы: изучение, анализ, систематизация, обобщение философской, психологической, педагогической научной литературы; наблюдение.

На основе теоретического осмысления и обобщения литературы были разработаны материалы для анкетирования и собеседования с бакалаврами и магистрантами, с преподавателями. На начальном этапе были получены следующие результаты: значительная часть испытуемых бакалавров (40%) считают, что степень бакалавра является самодостаточной ступенью для профессиональной деятельности и нет острой необходимости продолжения обучения в магистратуре. Среди бакалавров, планирующих продолжение обучения в магистратуре, мы в процессе собеседования выясняли мотивы принятия такого решения. 70% студентов мотивом считают: удовлетворение потребности в профессиональном развитии; 20% - получение магистерского диплома об образовании для карьерного роста; 80% - получение новых знаний и закрепление предыдущих знаний, полученных в бакалавриате. Среди магистрантов было проведено анкетирование по вопросам адаптации к учебе в магистратуре. Только 15% магистрантов считают, что учеба им дается без особого напряжения и дополнительной подготовки. Примерно 85% студентов считают, что учеба в магистратуре требует бо́льшего чем в бакалавриате, напряжения и дополнительной подготовки по новым предметам или предметам, по которым нет опоры на предшествующие базовые знания и умения. Большинство студентов (около 90%) испытывают определенные трудности при смене деятельности в магистратуре, где ведущей деятельностью является сочетание профессиональной деятельности с учебной и научной, в отличие от только учебной и научной деятельности в бакалавриате. Опрос преподавателей позволил сделать вывод о том, что они предпринимают паллиативные меры по созданию условий для реализации преемственности.

Подробная аналитика состояния разработанности и реализации преемственности бакалавриата и магистратуры позволили сделать вывод, что, несмотря на декларируемую в педагогической теории и в принятых Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования преемственность, профессиональная подготовка на отдельно взятых уровнях высшего образования носит в основном дискретный характер.

Основным принципом реализации преемственности бакалавриата и магистратуры нами определен персонифицированный подход к профессиональному становлению студентов, конвергенция процесса обучения в бакалавриате и магистратуре. Для того чтобы профессиональное развитие магистранта было индивидуально своеобразным, неповторимым, поскольку неповторимы те конкретные условия, в которых оно проходит, а профессионализация подготовки – релевантна ключевым конструктам стандартов магистерского уровня, проектировалась индивидуальная образовательная траектория, алгоритм проектирования которой представлен в виде ниже следующей таблицы.

Индивидуальная образовательная траектория магистранта

Название этапа

Деятельность научного руководителя магистранта

Деятельность магистранта

Постановка целей и задач обучения

Постановка целей и задач профессионально-личностного развития в процессе освоения профессионального модуля, состоящего из блоков: базовые дисциплины, практики, вариативные дисциплины, выбор темы магистерской диссертации и его организация

Определение собственной цели и потребности продвижения к заданному уровню профессионально-личностного развития в процессе освоения блоков профессионального модуля; ознакомление с итоговыми требованиями

Блочное построение профессионального модуля

Персональная разработка совместно с магистрантом его индивидуальной образовательной траектории с учетом достигнутого уровня его профессионально-личностного развития в бакалавриате и желаемой им степени индивидуализации учебного процесса

Выбор количества и определенной последовательности изучения учебных блоков и научного блока (написание статей в рамках темы магистерской диссертации) профессионального модуля

Организация образовательного процесса

Инструктирование магистрантов, обеспечение дидактическим материалом, установление благоприятного психологического климата, оказание поддержки обучающимся

Выбор форм, методов (активных, интерактивных) и средств освоения блоков индивидуальной образовательной траектории

Определение видов контроля

Помощь магистрантам в организации текущего, промежуточного, итогового контроля освоения блоков профессионального модуля, в том числе и написания магистерской диссертации

Прохождение всех видов промежуточного и рубежного контроля блоков профессионального модуля. Самоконтроль за написанием магистерской диссертации

Рефлексия результатов выполнения алгоритма

Оценка и анализ индивидуальной образовательной траектории освоения профессионального модуля

Оценка релевантности индивидуальной образовательной траектории, ее принятие к реализации или ее корректировка

 

Разработанный и апробированный нами алгоритм проектирования индивидуальной образовательной траектории профессионально-личностного развития в процессе освоения профессионального модуля магистрантами педагогического направления явился ориентиром в реализации преемственности бакалавриата и магистратуры.

Оценка профессионально-личностного становления магистрантов педагогического направления включает в себя фонд оценочных средств освоения профессионального модуля (ФОС). ФОС содержит критерии и соответствующие им показатели, позволяющие определить уровень профессионально-личностного становления магистрантов. При определении численного эквивалента профессионально-личностного становления магистрантов использовалась формула информационной энтропии К. Шеннона [13].

Согласно учению доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Э.Ф. Зеера, в нашем исследовании было выделено четыре уровня (стадии) профессионального развития личности: профессиональное обучение, активное освоение профессии, нахождение себя в производственном коллективе, полная реализация личности в профессиональном труде [12].

Критериями готовности к выполнению профессиональной деятельности являются знания, умения, практический опыт, профессиональные и общие компетенции. Бакалавры 3-го и 4-го курсов осваивали профессиональные модули по единой программе, анализ результатов освоения профессионального модуля выявил, что 89,5% студентов находятся на первом и втором уровнях профессионального развития.

Формирующий этап исследования был направлен на реализацию теоретически обоснованных психолого-педагогических условий, определяющих преемственность бакалавриата и магистратуры:

- разработка единых концептуальных подходов к постановке целей и задач образования на каждой ее ступени, преемственность при освоении профессиональных модулей и определение ее перспектив, ориентация на поступательность профессионально-личностного развития студентов от предыдущей ступени образования к последующей ступени;

- проектирование индивидуальных образовательных траекторий и продвижение по ним каждого магистранта в процессе освоения профессионального модуля;

- разработка фонда оценочных средств освоения профессионального модуля и диагностического инструментария для оценки уровня профессионально-личностного развития студентов.

Эксперимент проводился в течение четырех лет. На контрольном этапе педагогического эксперимента было проведено сравнение результатов констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента. Абсолютный прирост у магистрантов, имеющих 3 и 4 уровень профессионально-личностного становления, составил 32,5%.

Результаты и их обсуждение

Результативность реализованных педагогических условий концепции преемственности бакалавриата и магистратуры, проявившаяся в положительной качественной динамике профессионально-личностного становления магистрантов, проверена экспериментально. Доказана необходимость формирования у магистрантов умения проектировать предстоящую деятельность и следовать алгоритму проектирования индивидуальных образовательных траекторий в процессе освоения профессиональных модулей. Разработанный фонд оценочных средств и диагностический инструментарий позволяют определить уровень профессионально-личностного становления студентов педагогического направления.

Выводы. Теоретический анализ позволил выявить особенности феномена преемственности бакалавриата и магистратуры, состоящие в том, что она должна обеспечивать условия дальнейшего профессионально-личностного становления обучаемого за счет включения в новое элементов содержания прошедшего, способствующих развитию его личности и профессиональной подготовки.

В проведенном исследовании преемственность бакалавриата и магистратуры представлена реализацией в учебном процессе следующих психолого-педагогических условий:

- персонифицированный подход, ориентированный на поступательность профессионально-личностного развития каждого студента от бакалавриата к магистратуре;

- продвижение магистрантов по спроектированным индивидуальным образовательным траекториям в процессе освоения профессиональных модулей;

- разработка диагностического инструментария для подтверждения положительной динамики профессионально-личностного становления студентов.

Сопоставление цели и задач проведенного исследования с его результатами позволяют заключить, что все они нашли свое решение. Результатом проведенного исследования стала положительная динамика профессионально-личностного развития студентов при их перемещении между смежными звеньями системы высшего образования.

Полученные результаты могут выступать концептуальной основой для дальнейшего научного поиска и решения практических проблем преемственности бакалавриата и магистратуры в условиях высшего образования.